Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Прыжки с воздушным шаром: об истоках спортивного увлечения Мвен Маса » Ответить

Прыжки с воздушным шаром: об истоках спортивного увлечения Мвен Маса

Alex Dragon: В «Туманности Андромеды» есть любопытный абзац: [quote]Мвен Мас вернулся в рабочую комнату, вызвал Институт Метагалактики, работавший ночью, и попросил прислать ему на завтрашнюю ночь стереотелефильмы нескольких галактик. Получив согласие, он поднялся на крышу внутреннего фасада. Здесь находился его аппарат для дальних прыжков. Мвен Мас любил этот непопулярный спорт и достиг немалого мастерства. Закрепив лямки от баллона с гелием вокруг себя, африканец упругим скачком взвился в воздух, на секунду включив тяговый пропеллер, работавший от легкого аккумулятора. Мвен Мас описал в воздухе дугу около шестисот метров длиной, приземлился на выступе Дома Пищи и повторил прыжок. Пятью скачками он добрался до небольшого сада под обрывом известняковой горы, снял аппарат на алюминиевой вышке и соскользнул по шесту на землю, к своей жесткой постели, стоявшей под огромным платаном. Под шелест листьев могучего дерева он уснул.[/quote] Меня всегда интриговало: существовал ли подобный спорт в действительности или это просто одна из фантастических идей романа? Ничего неосуществимого в ней нет, но как-то никогда не попадалось даже упоминаний. Причём из текста сперва не совсем ясна суть способа — из-за неоднозначности в русском языке слова «баллон», употребляемого обычно в значении «ёмкость для хранения газов под давлением». Поперву представляется буквально газовый балон, однако тогда неясно, как с его помощью можно летать, даже и с пропеллером. Однако менее употребимое значение — возудшный шар, аэростат. Тогда всё становится на свои места. Аппарат представлял собой небольшой аэростат с плавучестью, примерно равной весу человека, к которому он приклеплялся системой наподобие парашютной. Достаточно толчка ногой — и пилот, почти невесомый, легко улетает на многие метры. Но не становится яснее источник такой идеи — просто логическое развитие идеи воздушного шара или были реальные прототипы в жизни. Мы наслышаны о развитии «большой» аэронавтики, увлечении громадными дирижаблями и стратостатами в 20-30-е годы, однако про индивидуальные аппараты почти не приходится слышать. И каково же было моё удивление, когда я, занятый поисками совсем иной информации, довольно косвенно относящейся к Ефремову, вдруг наткнулся в сети на обложку американского журнала «Popular Mechanics», майский номер за 1927 год. Я сам чуть не подпрыгнул. Стал искать дальше. Благо, на «Гугль букс» журнал выложен для свободного просмотра. Вот страницы, на которые ссылается надпись на обложке: Однако, из картинок неясно, прожекты это или действительно имело место быть. Дальнейшие поиски дали ссылки на декабрьский номер «Popular Science» 1931 года с маленькой заметкой примерно такого содержания: [quote]МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК ПОДСКАКИВАЕТ НА 40 ФУТОВ С ВОЗДУШНЫМ ШАРОМ Давно популярный в Европе захватывающий спорт скачек на воздушном шаре недавно получил последователей в этой стране, и вероятно самый молодой из них — четырехлетний Билли Кроуфорд из Кливленда, Огайо. Сидя в упряжке снизу крошечного воздушного шара, с плавучестью, отрегулированной всего на один фунт /ок. 450 г/ меньше чем его собственный вес, он может делать прыжки сорок-пятьдесят футов высотой /12-15 м/. Привязь присоединена к его подскакивающему воздушному шару для безопасности. Прыгуны на воздушном шаре старшего возраста, используя непривязанные воздушные шары, могут перескакивать потрясающие расстояния на местности и перепрыгивать через здания и деревья, как если бы они носили сапоги-скороходы.[/quote] И там же приведена фотография: Кроме того, в «Popular Science» за сентябрь 1924 года помещена довольно большая для этого издания статья (аж на две с лишним страницы) «Sky sports of Tomorrow» («Небесный спорт завтрашнего дня»). А в ней фото: Подпись: «Взлёт с подскакивающим воздушным шаром для «плавания» по воздуху. Маленький воздушный шар удобно прикреплён к спине прыгуна». Вдобавок на эту тему обнаружилась статья «Sport: Balloon Jumping» в «Time» от 1 августа 1927 года. То есть, таки да, было. Не слишком распространено — где-то между аристократическими забавами и экспериментальными исследованиями, но было. Какими именно источниками пользовался Ефремов — мне неизвестно, однако я точно знаю, что по крайней мере в 40-е годы в СССР «Популярную механику» получали — «Техника-молодёжи» тогда часто давала материалы со ссылкой на этот журнал. Кстати, надо сказать, что формат «ТМ» очень напоминает «Популярную механику» и «Популярную науку». Что наводит на мысли об образце. Победнее, потоньше раз в пять-десять, но, надо сказать, советский ТМ был интеллектуально куда как содержательней. И не состоял на треть из неприкрытой рекламы, а ещё на треть — из продакт плейсмента.

Ответов - 16

Alex Dragon: Живьём: В титрах примерно следующее: Аэродром Стэг Лэйн «Прыжки с воздушным шаром» Ведущий воздушный спортсмен Доббс — известный парашютист «затяжного прыжка» — делает здесь первые пробы новейшего американского спорта.

Alex Dragon: Забавно. Почитал комментарии, которые пишут к этому ролику, в том числе аннотацию самих разместивших (это как я понял, некая студия, специализирующаяся на «малой форме» — изготовлении коротких, до минуты роликах), теги, которыеми помечают его на видеохостингах — мало кто врубается в происходящее, идёт как курьёз или комедийный сюжет. Полагают, что чувак не смог от земли оторваться и взлететь. Подобные ролики любили помещать в контексте «забавные первые попытки взлететь допотопных времён». Мысль, что он и не собирался, мало кому приходит, хотя отдельные знающие люди есть. Что заставляет у меня в голове ещё раз крутиться словам из песни: «Не смейте модным словом ретро всё чем мы жили называть».

Alex Dragon: Из переписки с Ольгой: Алекс, это классная находка! Интересно, что факт прыжков мог встретиться Ефремову всего лишь один раз, но он его запомнил и в нужное время «вставил в книжку». Алекс, собирай такие фактики в копилку - это те драгоценные бусины, которые составят ожерелье :) А вот интересный момент. Вспомнил и вставил? Или тут нечто более глубокое? Конечно, это не откровения о судьбах мира и сокровенных тайнах бытия, тому посвящён всего один абзац. Но можно вспомнить, что так же он Волошина вставлял, и какие-то другие вещи, как бы невзначай, чисто по ситуации и сюжету. Мне думается, тут более что-то личное. Во-первых, если он это прочитал мальчишкой, то это мечты юности — сам бы был непрочь так поскакать. Во-вторых, в этом проявляется связь времён и дух времени. Ведь Ефремов был воплощением энтузиазма 20-30-х годов и его проводником в будущее. Ведь тогда всё связанное с покорением неба было символом самых смелых устремлений. Аэропланы, дирижабли, стратостаты, первые вертолёты — когда смотришь на картинки с этими вроде бы неуклюжими аппаратами, прямо чувствуешь этот дух мечты о свободном полёте. А громадные колбасы дирижаблей на лётном поле, особенно когда в масштабе с рядом стоящими людьми, заставляют удивлённо разинуть рот и даже испытать чувство какой-то жути и восторга. А, скажем, успехи стратонавтов и отношение к ним предвосхитили реакцию на космические успехи. То есть это то, чем тогда жили люди, по крайней мере мечтатели, это то самое большое, что тогда давало человечеству некий масштаб — на фоне социальных преобразований, развития индустрии, всё более и более масштабных начинаний во всех областях, безудержного и бесконечного, как тогда казалось, прогресса техники и мощи воплощённой в ней человеческой мысли. Тем удивительнее. Получается что Ефремов, будучи в некотором роде типичным представителем своего времени, к концу 50-х неожиданно оказался чуть ли не в динозаврах. И именно тогда, когда вроде бы мечты — выходом в космос — наконец-то обрели некие вполне реальные очертания, стали повседневностью. Ещё немного времени — и мы вот, оказывается, не понимаем совершенно обыденных знаков совсем недавней эпохи, прошедшей на памяти жизни одного человека, раскиданных тут и там по его книгам. Ракеты, ТВФ, СДФ, звездолёты — это круто, но для нас круто как-то по своему, а связи вот с теми прыжками на воздушных шарах и полётами в стратосферу мы уже не видим. Правда, как я полагаю, и тогда джампинг был весьма маргинальным и, видимо и для современников не лишённым курьёзности увлечением. А Ефремов неожиданно вроде бы дурацкую забаву вводит в совершенно серьёзный контекст. Мысли не возникает улыбнуться или покрутить пальцем у виска. Вот любопытный момент: он употребляет слово «непопулярный». Непопулярный даже в его прекрасном будущем, которое совершенно серьёзно и совершенно нормально воспринимает такие увлечения и располагает средствами дать возможность каждому, а не только неким английским дворянам побаловаться с детским шариком. И не особо популярный (или скорее распространённый) и во времена молодости Ефремова, и тем в более в позднее время. Есть ли тут что-то или это пустышка? Просто очень уж созвучно это «непопулярный» с положением дел и сейчас, даже не столько с положением, сколько с забвением всех тех обстоятельств. Хотя, надо сказать, что ныне в мире довольно много энтузиастов аэронавтики вообще. Я вот думал: было ли нечто подобное у нас? Мне не встречались упоминания о джампинге. Вполне возможно, что кто-то из имеющих отношение к аэронавтике и баловался. Но врядли всерьёз и тем более сколько-то массово. Совершенно другая обстановка. Джампинг — занятие индивидуальное. А тогда всё было нацелено на овладение небом — большим небом и большими коллективами. Причём в значительной степени на это смотрели с оборонной точки зрения, существенная часть работ в СССР в этом направлении шла под крылом военному ведомства. Которое к концу 30-х годов, после крупных аварий, смотрело на это скептически — авиация тогда была актуальней, аэронавтика же для решения военных задач не имела сколько-то серьёзного значения, а занятия ею с точки зрения научных целей тогда воспринялись как слишком опасные. Любопытна следующая цитата из докладной записки начальника ВВС Я. П. Смушкевича наркому обороны С. К. Тимошенко: Дело стратосферных полетов находится в чрезвычайно неблагоприятных обстоятельствах. Каждый из воздухоплавателей на свой страх и риск подыскивает себе подходящую оболочку, подбирает экипаж и добивается разрешения на полет. При этом цифры показывают, что полеты в большинстве случаев оказываются недостаточно подготовленными. Продолжать практику стратосферных полетов в таком неорганизованном виде я считаю нецелесообразным и компрометирующим столь серьезное дело. И это было действительно так. Нарком поддержал Смушкевича, подчеркнув, что «в настоящее время дело изучения стратосферы пока что лишено какого-либо практического оборонного значения и представляет чисто научный интерес» (цитируется по статье «Полеты в стратосферу в СССР в 1930-е гг».) В общем, постепенно увлечение воздухоплаванием сошло на нет как таковое. Особенно из-за войны и ввиду успехов обычной авиации, появления реактивных самолётов и ракет, стало и вовсе чем-то анахроничным, полузабытой античностью. К этому нужно добавить, что ещё один нюанс может заключаться в том, что подобное увлечение в 20-30-х годах должно было восприниматься как придурь бесящихся с жиру людей и у нас получать довольно однозначную оценку, более подходящую для публикаций в разделах «их нравы». То есть, практической пользы тут никакой. Это чистая радость полёта или, как в случае джампинга, лихости и удали гигантских прыжков. И вот тут интересно, как ИАЕ употребляет слово «спорт». Похоже, именно в том значении, каком оно употреблялось в упомянутых выше журналах и статьях — хобби, забава, увлечение и развлечение. Спорт без спорта — это несоревновательный вид. Можно, наверное, придумать состязание на основе таких прыжков, но на самом деле при видимой простоте это и так очень и очень непростое дело — в кинохронике мы видим, как непросто управляться с шаром. Нужно учесть слишком много факторов: сблансировать подъёмную силу шара и вес прыгуна, а сила эта постоянно меняется, например в зависимости от нагрева шара при разной погоде, кроме того, у шара большая парусность и он при любом порыве ветра дёргается, и часто не туда, куда хотел бы пилот. Мы видим, что прыгун тащит с собой балласт в мешочках. Пожалуй, управление таким аппаратом в определённом смысле даже посложнее вождения самолёта. В реальной жизни до какой-то серьёзной соревновательности, я так думаю, и не дошло. Тут основная борьба с самим собой, соперники — твоя неловкость и окружающая среда, с очень сильным элементом случайности, непредсказуемости. То есть «спорт» и «спорт» здесь пересекаются только в том смысле, что это преодоление себя и игра. Что мы имеем в итоге? Этот «спорт» не имеет никакой практической пользы, служит чисто для удовольствия самого спортсмена, несостязателен и индивидуален. На фоне всеобщего торжества коллективизма в романе. А в этом, мне кажется, опять-таки, как и во всём остальном, проявляются не только просто юношеские мечтания ИАЕ, а и философия. Глубочайшее развитие личного, индивидуального, но при том вне конкурентной борьбы и противопоставления себя другим и других себе.


Александр Гор: упругим скачком взвился в воздух, на секунду включив тяговый пропеллер, работавший от легкого аккумулятора. В принципе вот... Вот технические данные... http://www.martinjetpack.com/technical-information.aspx Если к этому добавить небольшой воздушный шар - получится занятная игрушка...

Alex Dragon: А зачем эта кофемолка? Мвен Масу винт нужен на крайняк — начальное ускорение придать, перепрыгнуть что-то слишком большое. И то, это чрезмерное усложнение конструкции. На мой взгляд, для прыжков описанного достаточно.

Александр Гор: Да я не возражаю. Тем более, что «кофемолка»... стоит около 100 000 $... Не могу сейчас вспомнить, как называется параплан без сиденья. Там пропеллер просто крепится за плечи... И парашют. Можно заменить парашют шаром. Думаю можно сделать и точную копию. Существуют в.ч. и электромоторы для сверхбольших авиационных моделей... Пара таких штук во Франции поднимала и настоящую сверхлёгкую авиацию, насколько мне известно... Так что дело за денежками... И не надо надеяться на легальные полёты в России. (Или прыжки...)

Alex Dragon: А прыжки-то чего? Их и захочешь, да ни к чему не пристегнёшь — на летательный аппарат не тянет. Большую проблему составит вопрос «где прыгать?» Я не думаю, что кто-то испытает счастье от того, что кто-то запрыгнет на крышу его дома — можно запросто и в глаз схлопотать. Так что только подальше от городов, в глушь.

anton_: У Перельмана кажется в "Занимательной Физике" (или "Занимательной Механике", не помню точно) было прямое описание прыжка с воздушными шарами. Причем на уровне конкретной технологии, которая вот-вот будет внедрена. Книга была очень распостранена в 1930 гг., оттуда Ефремов наверное и взял идею.

Александр Гор: Alex Dragon пишет: Так что только подальше от городов, в глушь. Так это девиз всех наших нелегальных авиаторов. Их ещё и называют «партизанами».

Alex Dragon: anton_ пишет: У Перельмана кажется в "Занимательной Физике" (или "Занимательной Механике", не помню точно) было прямое описание прыжка с воздушными шарами. Причем на уровне конкретной технологии, которая вот-вот будет внедрена. Дык, она уже была «внедрена». Я думаю, что какие-то отголоски об этом всё же доносились. А умному человеку пару предложений достаточно, чтобы и реконструировать идею, и даже теорию разработать. Я так понимаю, Перельману это нужно было для иллюстрации закона Архимеда? Как возможный источник Ефремова — да, тоже вполне допустимо. Но склонен полагать, что в целом это результат отголосков реального явления, доносившихся из-за бугра. Кто-то что-то слышал, домыслил, кто-то уже эту идею заимствовал и по-своему развил — такой вариант тоже вероятен. Кстати, замечу, что подобные прыжки любопытны и тем, что с точки зрения физики это пограничное состояние неустойчивого равновесия, колеблющего около нуля — система с приблизительно нулевой плавучестью, и не всплывает, и не тонет, малейшее отклонение в сторону — и возможен любой исход, как тот баланс на одной ножке стула или мячик на вершине холма.

Александр Гор: Во всяком случае, существует вот такая штуковина: Если уж двух таких хватило на самолёт Кри-кри: Их поставили вместо поршневых двигателей с пропеллерами... То уж одной точно, на прыжки... через лес! Но... возят турбины JetCat насколько я знаю обычно из Франции, стоят они по нескольку тысяч у.е. за штуку... И надо ещё рассчитать так, что бы себя... в карусель не превратить... При наличии денег и специалиста...

Alex Dragon: Никто не помнит, в какой теме более всего обсуждался Мвен Мас как персонаж и личность? Давненько мысль крутится по поводу нешаблонности мира ЭВК, плохо вписывающегося в наши понятия и как смешно выходит, когда мы пытаемся представления нашей обыденности натянуть на неё: никто не обращал внимания на то что Мвен Мас — бомж? Он под деревом живёт.

A.K.: В этом контексте, пожалуй, ни в какой. Можно в тему "Что такое прогресс?" или где обсуждают известную статью Переслегина про дао-ориентированную цивилизацию.

Трак Тор: Есть такая тема! У них даже ПМЖ выделить сложноДругими словами, все они бомжи, хотя под деревьями спят не все. Однако тезис получил идеологически выверенный отпор.

Трак Тор: ТуА: Наиболее плотное население сосредоточилось у колыбели человеческой культуры - Средиземного моря. Субтропический пояс расширился втрое после растопления полярных шапок. Втрое не втрое, а на всех мвенмасов платанов не хватит, разве население Земли не более 1 млрд чел будет. Он там прыгает практически в одиночестве, прыг на уступ Дома Пищи, прыг дальше, и никакой конкуренции, никакой угрозы столкновения представителей разросшегося населения Земли!! Или оно не растет?

Alex Dragon: Там он там один такой — на воздушном шаре. Остальные по земле ходют.



полная версия страницы