Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Цвета музыки » Ответить

Цвета музыки

Alex Dragon: Есть ли у кого-нибудь предположения, что подразумевал Ефремов в ЧБ под спектром мелодий? Каков принцип классификации? [quote]- А вам не кажется, - слова Фай Родис сопровождались ее обычной скользящей улыбкой, - что "Вспаханный Рай" не подходит для стихов ЭРМ? Дейра Мир, недавно создавшая кантату, сторонница сумрачного красно-оранжевого спектра мелодий. А мне представляется, что поэты ЭРМ - хорошие люди, потому что создавали в тех условиях добрые, хорошие вещи голубого спектра. Вы знаете, что из тех времен я больше всего ценю русскую поэзию! Она мне кажется наиболее глубокой, мужественной и человечной среди поэтического наследия всего тогдашнего мира. Хорошие люди всегда носили в себе печаль неустроенной, инфернальной жизни, и мелодии их песен не должны были быть мажорнее зеленого спектра. - Но уцелевшие записи музыки, - возразила Чеди, - изобилуют даже желтыми мелодическими линиями. - Это так, но не забывайте, Чеди, перевоплощаясь в девушку ЭРМ, что в творчестве того времени всегда разделялись две стороны - внешняя и внутренняя. Внутреннюю умели выражать лишь косвенно, а внешняя была маской в желтом, оранжевом и даже инфракрасном спектре мелодий, ее называли еще абстрактной, как бы надэмоциональной музыкой. Некоторые несли на перекинутых через плечо ремнях маленькие красные с золотом коробочки, настроенные на одну и ту же музыку, которую земляне причислили бы к зелено-голубому спектру. До сих пор вся слышанная ими музыка Торманса принадлежала лишь к красному или желтому вееру тональностей и мелодий. [/quote]

Ответов - 60, стр: 1 2 All

Цитатник Мао: Alex Dragon пишет: Есть ли у кого-нибудь предположения, что подразумевал Ефремов в ЧБ под спектром мелодий? Каков принцип классификации? Знаю, что опыты такого рода ставил Скрябин, но в чем они заключались - не в курсе.

ahatorlinux: Я встречал в своей жизни людей из музыкального училища, которые видели звуки в виде цвета, и они же мне рассказали, что Скрябин тоже видел музыку в цвете. Это явление известно официальной психологии под названием синестезии. Синестезии самое обычное дело после приема ЛСД.

Сат-Ок: Или после богатой духовной практики. Тогда проще с этим разобраться.


ahatorlinux: В мире героев Туманности Андромеды, вероятно,да.

helenrokken: В любом мире.

ahatorlinux: Я имею в виду, что персонажи мира Туманности Андромеды, обучались духовным практикам с детсва и нашли практическое применения явлению синестезии. Я (не претендую на знание всех духовных систем, знаком более- менее с Буддизмом Махаяны- смогу вести дискуссию об отличиях в практике Буддийской и индуистской тантры, провести некоторые практики, знаком изнутри с Западной Традицией), но нигде не встречал практического применения явления синестезий. Разве, что в системе Пифагора можно разложить ноты по соответствиям цветов планет. Но не думаю, что это можно использовать для слушания простой светской музыки. Может быть во временах "Туманности Андромеды" простое слушание музыки приобретало смысл тантрического слушания мантр?

helenrokken: Думаю, что во времена "Туманности Андромеды" люди в норме обладали цветным слухом (развитие этой мысли смотри в моем докладе на Ефремовских Чтениях). Это необходимый этап в развитии многогранного, комплексного мировосприятия. Он логически выводится из некоторых феноменов, которые нам демонстрирует история. Ну и, конечно, подробно рассматривается и практикуется во многих восточных школах. Считаю необходимым по этому вопросу познакомиться с работой суфийского музыканта-мистика Хазрат Инайят Хана "Мистицизм звука".

Эдэль: Спасибо за текст доклада!

helenrokken: Я после праздников пришлю вам для сайта HTML-вариант. Прошу прощения за задержку: цейтнот :)

Alex Dragon: А на что похоже такое цветомузыкальное зрение? Имеется в виду, что у человека в воображении звуки рождают какие-то цветовые ассоциации, или что буквально человек видит какие-то зрительные образы, как наяву?

helenrokken: Поскольку я не обладаю таким зрением, то могу только предположить, исходя из различных описаний: самый простой способ - это цветовые ассоциации; более сложный - это единый цветомузыкальный узор (а вот визуально или только перед внутренним зрением - не могу сказать); еще более сложный - это... затрудняюсь объяснить... вот как абсолютный слух у музыканта - он не просто слышит ноту, а точно знает, какая это нота (она будто ему говорит: я - до, или я - фа) - тут он будет точно знать, какого цвета эта нота. За счет всего этого мы можем слышать и видеть музыкальный узор. Дальше можно продолжить в сторону ароматов, вкусов и тактильных ощущений. Вот такие концерты будут в будущем :) Представляете, какая сила воздействия будет от гармоничных синестетических произведений искусства!!

Эдэль: Вспоминаю Юрия Левитанского - "Зелёные звуки дождя".

helenrokken: Зеленые звуки дождя напомнили мне Чюрлёниса - дивную страницу синестезии и вообще видения иных миров... Сколько в этой теме таится чудес! Мне бы времени чуть больше...

Эдэль: Беру ноту фа. Подхватываю в ладони ещё одну неслучайность. В докладе Елены говорится о том, что Ефремов и Скрябин удивительным образом совпали в выборе тональности, в которой и у того, и у другого воплощается симфония возникновения жизни и развития спирали эволюции: это тональности фа-минор у одного и фа-диез-мажор у другого. Сегодня прочитала о той же ноте фа вот что: "Северные буддисты и китайцы находят в глубоком гуле великих рек основную ноту природы. Как в физической науке, так и в оккультизме признаётся фактом, что совокупный звук природы, который слышится в гуле больших рек, в шуме качаемых ветром древесных вершин большого леса, также и в гуле большого города, доносящихся из отдаления, - имеет определённую основную ноту. На это указывалось и физиками, и музыкантами. Так, профессор Райс (Chinese Music) указывает, что китайцам этот факт был известен за тысячелетия до нашего времени; они утверждали, что шум реки Хуан-хе даёт ноту kung, именуемую "великой нотой" в китайской музыке. Проф. Райс утверждает, что эта нота соответствует ноте фа, "в которой современные физики усматривают основной тон природы". Проф. Силлиман в своей книге "Principles of Physycs" также упоминает об этом и выводит, что "эта нота соответствует среднему фа фортепиано и может быть рассматриваема как основная нота природы".

Эдэль: Читаю про Инайят Хана. Вспоминается образ Ананды.

Alex Dragon: Физик таких однозначных утверждений делать не станет, что, дескать, вот именно такая нота. Потому как в каждом данном случае это будет зависеть от многих параметров и какие-то основные тоны, которые можно выделить в шумовом спектре в том или ином ландшафте, врядли будут точно воспроизводиться в другом и точно соответствовать определению того, что в музыке называется нотой. Но в том, что будут какой-то характерный спектр — что тут удивительного? Физика занимается различными видами колебаний как бы не первый даже век. Но с музыкальной точки зрения врядли городские или природные шумы кто-то всерьёз исследует. Скорее с точки зрения предельно допустимых норм громкости, санитарных норм и т.п., с точки зрения сейсмической устойчивости зданий. Да это на самом деле предмет заботы не столько физиков, сколько психологов. Физик может построить модель той реки, прикинуть, какие колебания и чего могут возникнуть в этой системе. А вот волшебство эстетического воздействия на наш слух — это другая епархия.

A.K.: helenrokken пишет: Я после праздников пришлю вам для сайта HTML-вариант. Лена, получил, спасибо большое. Пока руки не дошли выложить, к тому же дома комп сломался. Выложу попозже.

helenrokken: Я как раз тогда исправлю исходники картин - я их нечаянно уменьшила больше, чем нужно. И пришлю этот исправленный вариант.

helenrokken: Алекс, подожди радоваться. Я сейчас подробно, с карандашом, читаю книгу Буданова, которую он подарил мне после доклада. Думаю, что мы с тобой не все знаем про современных физиков. Мне нужно еще немного времени, и я готова буду открыть довольно объемную тему.

Alex Dragon: Лен, а мы вообще об одном говорим? Мне так кажется, что скорее всего о вообще разных вещах. Сам по себе текст с точки зрения именно физики, коли уж на неё ссылаются, а точнее науки вообще, некорректен. Хотя бы потому что в нём недобросовестное цитирование. Фраза «в которой современные физики усматривают основной тон природы» выдрана из контекста, нам при том неизвестного. Что там именно имел в виду «проф. Райс» — неведомо. Но если это действительно был физик, а не доктор хренологических наук, то он это мог писать только в каком-то вполне определённом контексте. С чётким указанием где, чего, и как колеблется. Я думаю, что подобные тексты — это скорее метафоры. Если исходить из презумпции искренности автора, то скорее всего люди, интуитивно чувствующие какие-то вещи, пытаясь найти какие-то рациональные всё же основания тому, что они чувствуют, часто обращаются к авторитету науки, но не самой науке, выбирая из высказываний тех или иных учёных то, что на их взгляд, верно описывает те интуиции. Поэтому врядли стоит вообще беспокоится о том, сколько там реально герц выдает река Хуанхэ. Много и разных она выдаёт.

helenrokken: Я с тобой очень соглашусь. Буданов, кстати, тоже очень предостерегает от излишней метафоризации. Здесь все правильно. Основной тон с чисто физической точки зрения, скорее всего, установить будет невозможно. Но тут мы снова подходим к основному вопросу наших последних дискуссий: правомочно ли в научном контексте учитывать данные сверхчувственной регистрации явлений? Именно для этого обсуждения я и попросила еще немного времени. У меня вырисовывается интересный вектор изложения этого материала. Но памятуя печальный исход поторопившегося и погорячившегося в своем напоре Социалиста, я стараюсь выстроить аргументацию корректно. Поэтому ищу те параллели физики и метафизики, которые уже признаны самими физиками. А они есть. И планеты у них звучат определенными тонами. Почему бы рекам не звучать? Китайцам опасно не верить :)

Эдэль: Про планеты. Галя упоминала, что в письмах Елены Рерих есть слова о том, что наша планета звучит нотой "фа". А отрывочек, который я цитировала, - из Блаватской.

helenrokken: Это, Таня, явно не физики :) Придется нам поискать аргументы посовременнее. И ведь найдем! За сведения спасибо. Очень важно! Фа - мне представляется очень мягкой, желто-коричневатой - а это как раз у китайцев цвет почвы, Земли. Как знать? Может все это очень скоро найдет свое объяснение и применение...

Джигар: Извините за вклинивание в разговор, девочки .... Мне фа всегда представлялась очень положительной, не мягкой, но и не твердой, как земля, в общем. А цвет – синий. Василькового оттенка. И – женского рода, кстати. В общем, действительно, Гея, мать сыра земля.

helenrokken: Ваше вклинивание, уважаемый Джигар, очень радует :) Ваш цвет совпадает с ефремовским - хотя тут есть еще фактор мажора-минора, который может влиять на цвет. Но то, что наши ощущения похожи - на самом деле не так уж случайно. В этом отношении очень интересно, когда дети индиго рисуют музыку. Факты здесь достаются трудно, но кое-что уже есть. Буду излагать по ходу исследования.

Эдэль: Про физиков. Блаватская, как я понимаю, в своём отрывке (на самом деле это просто сноска-примечание к одному тексту) ссылается на конкретных физиков своего века. У меня сложилось впечатление, что она неплохо знала состояние науки своего времени: в "Загадочных племенах" она полемизирует с утверждениями одних учёных (называя пофамильно) и приволит в качестве поддержки своих мыслей тезисы других. А вообще улыбась. Опасный разговор :))

Эдэль: Думаю, какого цвета нота фа для меня?.. Может быть, на такой волне: зелёный (Анахата)-синий(Аджна)-голубой(Вишудха). Где-то здесь.

Джигар: Недавно были с приятелями на пикнике и там мой приятель Майкл сделал из листка канадского клена свистелку, чтобы показать моей дочке Даринке, как они развлекались в детстве. Звук получался чистый и ровный. Приятный. У меня сразу же возникла ассоциация с синим цветом. Прислушался – а ведь свистелка издавала звук фа. Причем – не одна, а все, которые мастерил Майкл. Так что не одна Хуанхэ издает фа ...

helenrokken: Джигар, Вы определяете ноту на слух? Это нечастое явление даже среди музыкантов. Мое уважение!

Эдэль: А как сделать свистелку из листка клёна? Свернуть просто в трубочку или есть секрет? :)

Александр Гор: Боже мой! М-да... В сети и это есть. Ну... почти. Набрал сугубо по-привычке. И... http://www.susam.ru/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id=237&Itemid=1 «Свисток» из листа. Сорвем продолговатый лист какой-нибудь злаковой травы, сложим обе руки «лодочкой», зажмем между большими пальцами лист и начинаем дуть (рис. 2). С помощью такого свистка удается имитировать трели соловья, кудахтанье курицы или кукареканье петуха.

Эдэль: Так-так... Я же это помню из детства! :)) И с клёном так же?

Джигар: helenrokken пишет: Джигар, Вы определяете ноту на слух? Да, если она не спрятана внутри аккорда. А данный случай был, вообще, облегченный. – Одна и та же нота звучала много раз и длительно. Мне кажется, любой человек, про себя пропев гамму, смог бы её определить. helenrokken пишет: Это нечастое явление даже среди музыкантов. Разве? А по-моему, в этом нет ничего сложного. За уважение – спасибо! Но, по-моему, вы мне льстите. ------------------- Офф-топ. Елена, у вас случайно нет в электронном виде увертюры к «Сороке-воровке» Россини? Обожаю мелодию из её второй части. А в инете нет её полной версии.

Джигар: Эдэль, честно говоря, не обратил внимание, как Майкл это делал. Он прижимал края листков друг к другу и зажимал их двумя ладонями, спрятав в них листок. Да, и дуть надо было довольно сильно. Почти как в волынку.

helenrokken: Джигар, простите, что задержалась с ответом. Вот ссылка на увертюру к "Сороке-воровке" - мой главный музыкальный друг-архив выложил ее (к стыду своему я ее никогда не слушала - теперь придется заполнить пробел:) http://narod.ru/disk/21237607000/Soroka-vorovka-uverture.mp3.html

Джигар: Елена, простите меня в свою очередь за задержку – менял место жительства. На форум заглядывал очень эпизодически. Спасибо за ссылку!!! Скачал. Не надо стыдиться! Как бы много хороших музыкальных произведений мы ни знали, обязательно найдется что-то за пределами этого круга. А я рад, что познакомил вас с одной из моих любимых мелодий. Уже прослушали? Как вам 2-я часть увертюры?

helenrokken: Джигар, признаюсь - так и не послушала, хотя мой друг, давая мне эту ссылку, очень рекомендовал. Исправлюсь и отчитаюсь)) Рада Вам)

helenrokken: Действительно, филигранная вещица. С удовольствием послушала! И, конечно, я ее узнала. Просто слушала очень давно. Спасибо!

Джигар: http://www.1tv.ru/news/crime/157643

helenrokken: Интересно. Жаль, я не очень поняла, что они положили в основу этой музыки - только ли четыре ноты или что-то еще. Вспомнилось, как Бах писал фугу, переведя на ноты буквы своего имени BACH и развивая их по всем правилам полифонии. Но, увы, к категории объективного инструмента это приблизило музыку значительно меньше, чем его интуитивное творчество, которое пока невозможно описать научно, хотя многие чувствуют за его музыкальной структурой отражение объективных законов.



полная версия страницы