Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Публикации о Ефремове » Ответить

Публикации о Ефремове

Alex Dragon: Поправьте мой склероз, если тема уже возникала. Я хочу, чтобы в этом топике, в одном месте, собирались ссылки на статьи в прессе об ИАЕ, сетевой в первую очередь. Время от времени мы обсуждаем те или иные статьи, а вот коллекции ссылок, сетевой библиографии, собранных в одном месте, вроде нет. Я как-то говорил, что в сети не так уж много публикаций на тему, и тем не менее их есть некоторое количество, но ссылки на них довольно разбросаны по форуму. Поэтому просьба, если кто-то читая форум, наткнётся на такое обсуждение и ссылку на статью — кидайте сюда и эту ссылку, и ссылку на топик с обсуждением, если таковое имело место быть. Организационно предлагаю сделать так: здесь обсуждений не устраивать, только строго по сабжу — сами ссылки, что где найдено, нет ли повторов, предложения по оптимизации оформления списка и т.п. Ссылки потом будем сливать в один пост, который будет постоянно редактироваться. Скажем, второй в топике.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Сат-Ок: Alex Dragon пишет: На меня в первую очередь впечатление произвело некое обаяние самой женщины. Мне лично типаж довольно чуждый, но впечатление производящий. Да. Тут дело именно в искренности доброго чувства и отсутствии косноязычия. Таис не умалена ни единой фразочкой типа: "Но мы-то с вами понимаем..." Целостное доброе чувство без патоки всегда обаятельно. Alex Dragon пишет: Вы можете похвастать тем, чтопо крайней мере полдюжины женщин под вашим влиянием явно изъявили желание роман прочитать? Я могу - в силу специфики работы, но сильно подозреваю, что одинок в этом.

A.K.: Антон, надеюсь, Вы не будете возражать против упоминания Вашей статьи здесь;) «Чаша отравы». Так должен был называться последний роман великого фантаста, который, к сожалению, так и не был создан. Уже в конце своей жизни Ефремов дал интервью румынскому газете «Скынтея», в котором сказал: «В этом романе я хочу попытаться развернуть картины отравления ноосферы, как говорил Вернадский В.И., человеческого общества и, собственно, мозга человека всеми видами злых, вредоносных, унижающих, ошельмовывающих, обманывающих влияний – с помощью религии, средств массовой информации, вплоть до медицины и спорта. Я хочу сказать о том, что надо предпринять для очищения ноосферы Земли, отравленной невежеством, ненавистью, страхом, недоверием, показать, что надо сделать для того, чтобы уничтожить все фантомы, насилующие природу человека, ломающие его разум и волю»...Чаша Отравы

A.K.: Здесь небольшое исследование об эпиграфе к "Часу Быка": http://cosmicore.livejournal.com/54886.html


Elentirmo: Очень интересно. Большое спасибо автору!

Elentirmo: Пора издавать комментированные книги ИАЕ

Сат-Ок: http://hvylya.org/analytics/ivan-efremov-pokoleniya-privyikshie-k-chestnomu-obrazu-zhizni-vyimrut.html#respond

Ex-Zyx: Метко. Только если Человек должен будет стать Богоподобным Творцом, то и Труд его также должен будет сакрализоваться через Светлые Страсти. Иначе останется только набивание цены себе на рынке труда. "...Пока критичность мышления и глубокая осознанность поведения не будут массовым явлением, ни о каком прямом народовластии не может быть и речи. Поубивают же друг друга…" Перестройка... Перестрелка... Перекличка... Эх, Михаил Сергеевич, не умеешь - не берись.... "...выродившаяся бюрократия уже не была заинтересована в формировании «человека нового типа», ницшеанского «сверхчеловека..." А кто мог бы быть реально заитересован (тогда, сейчас и в ближнем будущем) в таком "новотипном Человеко-Проекте"? Какой слой, класс, социальная группа (возраст, гендер, конфессия, этнос) выдвинет "новых Прогрессоров"? Также любопытно - может ли "Революция в Сознании" реально опережать "Революцию в Бытии"? Кстати, у АБС в "Миллиарде лет до конца света" действуют уже не Прогрессоры, а Регрессоры (тормозящие Бытие для сохранения его баланса с Сознанием). Интересная может быть тема для фантастов! "...Дать подростку 12-14 лет представление о самом себе, как о творце нового, исследователе неизвестного вместо формируемого уже к этому моменту стереотипа «успешного обывателя»..." Конкретный вопрос - какова должна быть дееспособная численность ТАКОЙ учебной группы? Вероятно, десять учеников ("отделение") - максимум... Немножко в этом направлении, вероятно, продвинут обсуждающийся и вводимый в России новый профессиональный стандарт педагога, где делается упор на психологическую практику. Мусульманская мораль ныне (судя по подноготной сирийских событий, не говоря уж о последних взрывах в Волгограде) тоже небезупречна. Вопрос - о современном источнике нравственных категорий (если Бога нет - то почему не все дозволено, и что именно). Наверное. самое важное сейчас - смотреть на мир неотстраненно: http://liricon.ru/greshniki.html

Alex Dragon: http://red-w1ne.livejournal.com/96543.html Подобные Эргу Ноору яркие образы начальников, которые единолично принимают все решения, присутствуют во всех книгах Ефремова. Если это не главные герои, то второстепенные, как Александр Македонский и Неарх в "Таис Афинской". Гирин из "Лезвия бритвы" не является начальником, но мы знаем из его биографии, что он был им и не так уж давно, просто сейчас он в опале. Прототипом этих образов, разумеется, был сам автор - человек железной воли, удивительной работоспособности и энциклопедических знаний. Это типичный идеал 30-40-х годов. В нем роль народных масс - второстепенна, фактически получается, что историю творят герои. Поэтому такой идеал реакционен и дает основания говорить о "правых витках Ефремова". Только это не витки, а существенная часть его мировоззрения, у которой очень глубокие корни - это не столько Сталин даже, сколько большевизм и революционное народничество (т.е. уже не марксизм, а мировоззрение русской буржуазной интеллигенции, которое потом оказало на большевиков очень значительное влияние). Ефремов тоже не случайно был антимаоистом и писал о "муравьином лжесоциализме", потому что маоизм - это прежде всего массы (mass line) и "подавление личности". Я утрирую здесь, но такая реакционная тенденция была и в его творчестве, и в советском мировоззрении.

Alex Dragon: Ефремов и Толкиен: параллели и перпендикуляры http://bigstonedragon.livejournal.com/1000693.html

Rivarez: Alex Dragon пишет: Ефремов и Толкиен: параллели и перпендикуляры Отсюда понятна и разница в отношении читателей к мирам Толкиена и Ефремова. Средиземье породило армию «толкиенистов», полчища фанфикописателей и реконструкторов... Мир «Туманности…» проработан не хуже Средиземья, а незавершенность сюжетных линий и недосказанности повествований об истории становления этого мира оставляют, казалось бы, огромный простор для творчества поклонников – но ни одного фанфика «по Ефремову» мне неизвестно. Всегда улыбают подобные суждения: я не знаю, значит этого нет.

Сат-Ок: Спасибо за книгу, Риварес! Читается легко и энергично. Но в принципе автор прав. Писать в мире ИАЕ намного сложнее. И ответственнее. Меньше движухи внешней, зато уйма внутренней. Это очень сложно. Крышу сносит от кажущейся возможности произвола. Вот у всяких околоефремовских тусовщиков и сносит. Кроме этого, с чисто литературной точки зрения писать о приключениях мысли намного сложнее. Мыслить сложно. Кто понимает это - пишет рассказы, кто не понимает - циклы сверхыдейных графоманских романов. Сергей Дмитрюк тоже понимает и потому пишет больше о приключениях, хоть и романы.

Александр Гор: Жалко, в Вашей компании не смог появиться «востоковед и философ» Пятигорский! Вы бы, очевидно, уважаемый Сат-Ок... ставили бы его в пример людям, устроившим толчею около Ефремова...

Сат-Ок: Пятигорский умер в 2009 году. Также и ни единого труда его вы не прочли ведь. Мелко.

Александр Гор: Этот «деятель науки» оставил ещё и видеозаписи лекций... Вы знаете, я потрудился посмотреть. Попурри находится - в разделе «Сатира и юмор».

Rivarez: Сат-Ок пишет: Спасибо за книгу, Риварес! Читается легко и энергично. Но в принципе автор прав. Писать в мире ИАЕ намного сложнее. И ответственнее. Меньше движухи внешней, зато уйма внутренней. Это очень сложно. Крышу сносит от кажущейся возможности произвола. Вот у всяких околоефремовских тусовщиков и сносит. Кроме этого, с чисто литературной точки зрения писать о приключениях мысли намного сложнее. Мыслить сложно. Кто понимает это - пишет рассказы, кто не понимает - циклы сверхыдейных графоманских романов. Сергей Дмитрюк тоже понимает и потому пишет больше о приключениях, хоть и романы. Рад, что моя книга оставила неплохое впечатление. Хотя я свои произведения ни в коей мере не отношу к разряду фанфиков Ефремова. Нас с ним объединяет страстное желание переустройства человеческого общества и самого человека, но миры наши разняться. Хотя я и вводил намеренно некоторые пересекающие их штрихи. Если так можно сказать, мир описанный мною - преддверие ЭВК из ТуА. Действительно, в моих романах есть много приключенческой составляющей, служащей некоей красочной обёрткой, в которую завернуты не слишком популярные ныне идеи о социальном равенстве. Но мысли всё же там присутствуют. Можно прочитать последующие романы, чтобы понять, что они не пустая развлекаловка.

Сат-Ок: Мне кажется, что описательная часть коммунистического общества особо удалась. Я имел в виду не малое количество мыслей как таковых, конечно (их очень много), а то, что идеи ясные и крупные, без очень тонких нюансов и их сложной эволюции - как у того же ИАЕ.

Rivarez: Сат-Ок пишет: а то, что идеи ясные и крупные, без очень тонких нюансов и их сложной эволюции - как у того же ИАЕ. Здесь, Николай, дело в том, что у меня описание будущего развёрнуто на три больших романа и две (в перспективе ещё третья) повести единого цикла. Наверное, по одному произведению действительно сложно судить, но нюансы описываемого мною общества всё же есть, если смотреть от первой книги до последней. Исподволь на фоне ясного и светлого будущего просачивается определённая конфликтность, перерастающая в конце в масштабный кризис всего земного общества. В тоже время, ясность и крупность идей была необходима, так как цикл романов ориентирован особенно на молодёжь. Целью было желание вызвать у них симпатию к обществу, кардинально отличному от нынешнего, вызвать желание перемен в жизни, зажечь их идеей коммунизма. Хотя вот на "Самиздате" какая-то анонимная личность, видимо близкая к "Ноогену" обозвала моё общество "полицейским государством" и почему-то приняла меня за Алекса Драгона.

Сат-Ок: Rivarez пишет: какая-то анонимная личность, видимо близкая к "Ноогену" обозвала моё общество "полицейским государством" и почему-то приняла меня за Алекса Драгона. Ну, борцов одновременно и с Алексом и полицейскими государствами не так и много. Это скорее всего Евгений Беляков. То, что в графоманском романе ЕБ добрые ноосферные люди уничтожают целую галактику (О май гад!), а 50-летняя Веда совращает на могиле своего 15-летнего ученика (Ё!), ему кажется естественным. Rivarez пишет: дело в том, что у меня описание будущего развёрнуто на три больших романа и две (в перспективе ещё третья) повести единого цикла. Наверное, по одному произведению действительно сложно судить, но нюансы описываемого мною общества всё же есть, если смотреть от первой книги до последней. Исподволь на фоне ясного и светлого будущего просачивается определённая конфликтность, перерастающая в конце в масштабный кризис всего земного общества. Нет, я про другое. Бог с ним. Закончу первую - почитаю дальше с удовольствием. Интересно, что конфликтность просачивается и в коммунизм ВВГ и АБС. И даже у Даниила Андреева мы найдём этот мотив. Это внешнее отражение перехода от первой ко второй базовой перинатальной матрицы. Оно же в случае взрослого человека - схлопывание инфляции личности по Юнгу. Изначально этот сюжет появился в Махабхарате. В этом смысле ИАЕ уникален как показавший коммунизм не как наивное детство (полдень человечества), а как умудрённую зрелость. В категориях Грофа - 4 БПМ. недаром он пишет про необходимость преодоления анимальной природы, под которой мы все без исключения сейчас. И показывает людей, преодолевших её, вырвавшихся из архетипического плена на просторы беспредельной вселенной в собственном сознании, и потому ставших выше богов Индии. В той же графомании Козловича идейно всё замкнуто на погружение в архетипы и на уничтожение в человеке эволюционных структур, превращение его в человекобога, самоупоённое псевдобожество.

Сат-Ок: Просто жара http://svoy.ru/book/author/36/page/2/ Биография автора Иван Анатольевич Ефремов — известный русский писатель-фантаст‚ ученый‚ создатель тафономии и социальный мыслитель. Родился в 1908 году в семье бердянского лесопромышленника. Во время первой мировой войны Иван путешествовал с красноармейцами‚ был контужен. После войны учился в Петрограде и одновременно трудился разнорабочим. В 1924 году уехал на Дальний Восток‚ где увлекся палеонтологией. Окончил биологическое отделение Ленинградского государственного университета‚ после чего долгое время участвовал в палеонтологических экспедициях. Во время путешествий побывал в Средней Азии‚ Поволжье‚ Сибири‚ Дальнем Востоке и на Урале‚ что отразилось в его романах. В 1935 году экстерном окончил Ленинградский горный институт‚ затем защитил диссертацию по биологии и переехал в Москву. Во время войны был эвакуирован в город Фрунзе...

A.K.: Напрашивается продолжение: "...По материалам Монгольских экспедиций 1946-49 годов снял фильм "Туманность Андромеды""

Сат-Ок: Да, ведь в этих поездках он увлекался палеонтологией!

Alex Dragon: Вопрос армянскому радио: - Правда ли что академик Оганесян выиграл "Волгу" в "Спортлото"? Ответ АР: - Поняли, отвечаем: не Оганесян, а Акопян, не академик, а слесарь, не "Волгу", а "Запорожец", не в "Спортлото", а в преферанс, не выиграл, а проиграл. А так - всё верно!

Александр Гор: Любопытно было бы поговорить с автором! В смысле с автором биографии. Вероятно, в ответ на мои сомнения... Он бы стал рвать на себе остатки волос и кричать: «...Безумец, безумец... какой безумец!»

Сат-Ок: http://slehf-1.blogspot.ru/p/blog-page_29.html Очень лихо. Откуда дровишки только?

Сат-Ок: http://antikob.livejournal.com/38501.html А это известно вроде, но тоже лихо.

Alex Dragon: Дровишки местами напоминают какой-то из псевдодокументальных фильмов. А вообще - компиляция скорее всего. Конспект двоечника.

Alex Dragon: http://shurigin.livejournal.com/512712.html - доброжелательная публикация. С картинками из какого-то раннего издания. Любопытен извилистый ход мысли художника: в сцене встречи в школе с учениками, они представлены в виде даже не подростков, а ребятишек класса так шестого от силы, при том по пояс Веде, т.е. вообще несмышлёнышами изображены. И одеты по некой абстрактной моде 30-50-х годов, тогда детей частенько примерно так и изображали.

Александр Гор: Alex Dragon пишет: С картинками из какого-то раннего издания. Да не из «какого-то», а из первого! Не считая журнальной публикации, конечно! Художник А. Побединский... «Молодая гвардия» М. 1958. (На коленках держу... Господин ре... ой, то есть ефремовец)

Alex Dragon: В статье на сканах в выходных данных "подписано к печати14/III.1959". В моём экземпляре, который у Т.И. взял, 11/X.1958. Так что господин знаток, именно что сканы "одного из ранних изданий".

Сат-Ок: Очередная изумительная находка. В одном из писем ИАЕ с благодарностью упоминает некое стихотворение об экспедиции в Монголию, напечатанное в ТМ за 196... затёртый год. Спросили у Элентирмо - благодарение ему! - почти сразу получили искомое. И восхитились... Восхищайтесь и вы. Итак, ТМ, 1961 г., №6. НОЧЬ В ПУСТЫНЕ Море звезд. Небеса в цвету. Их рисунок иглист и сочен. Чистый холод гобийской ночи На обрывах Нэменгету. На раскопках отдых недолог, А с бессонницей вовсе плох. У палатки палеонтолог. Он задумался. Даль эпох На него ползет, как гроза. Здесь, на месте пустыни спящей, Сотни тысяч веков назад Простирались сырые чащи. Трупы ящеров нес поток, Хороня костяки в наносах. В красных мелях и красных косах Он бесстрастно, как время, тек. Только разве время - река? Нет, скорее ткач у станка, Ткущий огненные покровы, Что, плененный узором новым, Нить за нитью вводит в основу Одного и того же куска. Мира, бывшего в прошлом, нет - Из него построена эта Ночь. Сегодняшний миг планеты - Результат миллиардов лет... Он, воссозданный нами, есть Только здесь, в головах живущих, Тех, кто ловит каждую весть О событиях бывших и сущих. Что ж во времени ищем мы, Вырывая знанья из тьмы? Знаю. Лучше не быть, чем тенью Промелькнуть по страницам лет. Смерть преследует нас с рожденья, Но у памяти смерти нет. Время - труженик. Время - друг Набегающим поколеньям. В эстафете дел и наук Жизнь становится восхожденьем... Но поэтому все, что чертим В книге времени, сплетено С нашей главной верой - бессмертьем Человечества... Над обрывами Нэменгету Звезды - брошенные святыни - Четко врезаны в черноту Помрачневшей ночной пустыни. Там - клокочущие шары Истекают слепящим светом, Там невиданные миры И неведомые планеты... Всплеск за всплеском, за валом вал Мысль встает, расправляя крылья, И с надеждой глядит в провал, Отороченный звездной пылью. Волны ломятся в вышину, В мир непознанный и широкий, Чтобы слиться в одну волну. - Братья, где вы? Настали сроки Улетать от земной коры! Там - иных созвездий фигуры, Там - невиданные миры И неведомые культуры! Волны валятся в пустоту, Но, хватая их на лету, Нам пространство бессмертье прочит. Как ясны гобийские ночи! Сколько звезд над Нэменгету! Сергей ЖИТОМИРСКИЙ инженер

Alex Dragon: ЗдОрово! Ярко, сочно, содержательно.

Elentirmo: Да, отличное стихотворение. Мне очень понравилось. Но ИАЕ говорит, что стих напечатан не полностью. И это чувствуется - конец третьей строфы оборван. Видимо, редакторы "поработали". Зачем?

Alex Dragon: Интересно, там именно «Нэменгету»? Странний вариант топонима.

Elentirmo: С ударением на У. В оригинале ударение показано в обоих случаях упоминания.

Сат-Ок: http://www.sir35.ru/filosofskie_vzglyady_Ivana_Efremova Вот такая типически нейтральная статья. Написал её доктор наук, а у меня ощущение, что школьник. Интересно, только у меня?

Александр Гор: Критерии "школьного впечатления"?

Elentirmo: http://alien3.livejournal.com/1374192.html Здесь же аудиозапись беседы о космическом творчестве Ефремова. Статья А. Первушина: http://apervushin.ucoz.com/publ/ehvkhronii/1-1-0-5

Ex-Zyx: Да уж, у биологов чувство юмора есть. Особенно когда про Таис и Александра Филипповича!.. А вот по статье Первушина - вопросы возникают серьезные. По Марксу надстройка порождается базисом. Если "человеческое", гуманистическое - это надстройка, то каков ее базис? Какой экономический уклад способен императивно потребовать гуманизации общественной жизни? Как общество сможет осознать необходимость такой гуманизации? В чем заключались эволюционные и революционные гуманизации прошлого (начиная с азов гомогенеза) и как они закреплялись в общественном сознании? И уж, конечно, судить по единственному голу в середине первого тайма, что игра состоялась и "спартак-чемпион" несколько самонадеянно. Еще не вечер! Хотя иррациональное поведение трибунных фанатов может реально спутать все карты... Видимо, марксистам нужно очень серьезно осваивать цивилизационный подход, социологически выделяя типические "цивилизационные спектры", их эволюцию и взаимодействие.

A.K.: ИВАН ЕФРЕМОВ И РУССКИЙ КОСМИЗМ / отв. ред. Е.А. Трофимова. - СПб, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, 2012 г. Тираж: 200 экз. 362 с. http://fantlab.ru/edition128235

Сат-Ок: Дело хорошее. Но дискурсы и модусы, а также названия, никак не связанные с ИАЕ, напрягли. Видимо, это очередной сборник "зачотных статей для тех или иных кафедр", разбавленный общей темой в заголовке. Тираж именно об этом же свидетельствует.



полная версия страницы