Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Самые пронзительно-любимые эпизоды из ЧБ » Ответить

Самые пронзительно-любимые эпизоды из ЧБ

Eva_Kun: Предлагаю выбрать ТРИ самые любимые и важные для вас сцены или цитаты из ЧБ и представить здесь ранжированный список. Через этот своеобразный хит-парад ярко высветится величие идей ИАЕ, а также в какой-то степени (малой, но все же!) уникальный код нашей души...

Ответов - 21

Eva_Kun: Начну с себя: 1. Так странно, но меня больше всего зацепила история любви Таэля к Фай Родис. И самая пронзительная сцена, когда он признается ей в любви. «Инженер забыл обо всем. Долго сдерживаемое чувство вырвалось наружу с неожиданной для него самого силой. Он припал на колено, уподобляясь, сам того не зная, древним рыцарям Земли. Схватив опущенную руку Фай Родис, он стал горячо, выразительно и торопливо признаваться в своей любви». И потом, когда ответ Родис кажется ему слишком менторским, он испытывает невыносимую обиду. Но понимание и смирение берут верх. Таэль хочет уйти, но Родис его задерживает. Он говорит о пытках и своей слабости. «Сама жизнь Торманса в образе инженера Таэля смотрела на нее кротко и печально. В этом спокойствии было больше трагедии, чем в отчаянном крике». И Родис приносит влюбленному в нее мужчине дар умереть по собственной воле… 2. Самоубийство Шотшека после того, как он хотел убить Чеди… Помните, пронзителельное «Вы?» (Чеди – этому тупому мускулистому гоблину). «В беспомощной сломленности девушки Земли уходило в небытие столько чистой и бесконечно далекой красоты, что Шотшек вдруг почувствовал невыносимую скорбь и раскаяние, словно его разорвали надвое…» (Н.С. прекрасно интерпретирует эту сцену в своей статье «Земляне на Тормансе»). 3. Первый показ стереофильмов через СДФ о Земле членам Совета Четырех, их женам и приближенным. Живые видения прекрасной далекой планеты… Во время просмотра Чойо Чагас увидел: «его жена Янтре изо всех сил прижимала руки к груди. Инженер Таэль поднял голову и старался незаметно смахнуть слезы... Такие же слезы Чойо Чагас увидел у Зет Уга». Меня так трогают эти слезы и тоска тормансиан по несбыточному, бесконечно далекому идеальному миру. Иногда такая трансцендентная тоска становится единственной ниточкой, связывающей наш постылый одномерно-плоский мир с царством свободы и духа, где невозможно ЗЛО и БЕЗОБРАЗИЕ.

A.K.: 1. "Чеди не знала еще многого. Впрочем, и сама Фай Родис не подозревала, что в этот самый момент среди гор Предкавказья сидел у исполинского телескопа автор картины, известный астроном. Подбадривая себя пилюлями, снимающими сон, он дежурил третью ночь. Перед ним, усиленные в миллион раз, мерцали на экране красные точки пятизвездного скопления в созвездии Рыси. Где-то там, может быть у этого ничтожного красного огонька выше скопления, в тысячах лет пути светового луча, должен вынырнуть "Темное Пламя". На нем незабываемая Фай Родис, чьи многоликие образы теперь сможет истребить в его памяти только смерть..." 2. "У рычагов подъемника стоял Гриф Рифт. Он задержал металлический локоть Родис, шепнув с непривычной для него мягкостью: - Фай, помните, я готов все взять на себя! Я сотру их город с лица планеты и разрою его на глубину километра, чтобы выручить вас! Фай Родис обняла командира за крепкую шею, привлекла к себе и поцеловала. - Нет, Гриф, вы никогда не сделаете этого! В этом "никогда" было столько силы, что суровый звездолетчик покорно наклонил голову..." 3. "Они оказались лицом к лицу, как если бы Родис вошла и села в пилотской кабине между стеной и пультом. Невидимая граница контакта фронтальных сторон стереопроекций заключала в себе все разделявшее их расстояние. Рифт и Родис, как все земляне с развитой и тренированной психикой, понимали друг друга почти без слов - слова служили лишь подтверждением чувств. И, встретив взгляд Гриф Рифта, с укором созерцавшего "сигналы жизни" - зеленые огоньки, которых осталось лишь четыре, Фай Родис твердо сказала: - Это невозможно, Рифт. Бегство, отступление, называйте это как хотите, невозможно. Невозможно после того, как мы посеяли надежду, после того, как эта надежда начала вырастать в веру!.. Командир звездолета тяжело поднялся. Сжимая большие руки, чуть горбясь, он не отрываясь смотрел в зеленые глаза женщины, которую нельзя было не любить. Потом он выпрямился, расправил грудь. Все его существо выражало возмущение. - Проклятая планета не стоит и тысячной доли наших потерь. Здесь ни к чему хорошему еще не готовы! Мы не можем допустить таких жертв! - Рифт показал рукой в сторону погасших навсегда "сигналов жизни". Родис подошла к самой границе, разделявшей их проекции. - Успокойтесь, Гриф, - мягко и тихо сказала она, поднимая к нему печальное лицо. - Мы оба, посвященные в знание, о каком нет и понятия здесь, не можем жить и быть свободными, пока есть несчастные. Как переступить порог высшей радости, когда тут целая планета в инферно, захлестываемая морем горя? Что против этого моя жизнь, ваша и всех нас?"

Eva_Kun: Дорогой А.К., огромное вам спасибо за цитаты. Вместе с вами пережила волнующие вас моменты книги. Должна вам признаться, для меня ЧБ – вне конкурса, вне времени и пространства. Я знаю этот роман почти наизусть. Мое сердце так повязано с этим романом. И все из-за нее – Фай Родис. Во мне смутно мерцает нечто от нее. Она – конечная цель моей души. И вот благодаря этому хит-параду я прикоснулась ненароком и к вашей душе. Все три главных момента книги повязаны для вас с Родис. Всюду - она. Ни хрупкая Сю-те, ни великолепная Олла или шикарная Эвиза, ни даже Чеди… Меня поразило, что на первое место вы поставили эпизод с астрономом. Знаете, после Таэля я тоже вспомнила именно об этом эпизоде... Не знаю почему, но усилием воли я отодвинула его…


Сат-Ок: Замечательная свежая идея! Понял, что найти три эпизода архисложно. Решил, раз уж Ева прошла по фрагментам с людьми, то я - по фрагментам чистых идей. Самым трудным было побороть представления о замкнутости вселенной в себе, в круге времени, замыкающемся на себя и вечно, бесконечно существующем. Математические формулировки, вроде преобразования Лоренца, не помогли, а только запутали вопрос, не давая мысли человека преодолеть все эти "замкнутые на себя" системы, сферы, круги времён, которые являлись лишь отражением хаоса инфернального опыта безвыходности. Лишь когда человек смог преодолеть инфернальные круги и понял, что нет замкнутости, а есть разворачивающийся в бесконечность геликоид, тогда он, по выражению индийского мудреца, раскрыл свои лебединые крылья поверх бурного бега времён над сапфирным озером вечности. - ...Тогда, и именно тогда мы овладели удивляющими вас психическими воздействиями и предвидениями, тогда пришли к изобретению Звездолёта Прямого Луча, поняв анизотропную структуру вселенной. Звездолёты Прямого Луча идут по осям геликоидов, вместо того чтобы разматывать бесконечно длинный спиральный путь. И воображение учёного, основанное на логически-линейных методах изучения мира, подобно той же спирали, бесконечно наматывающейся на непреодолимую преграду Тамаса. Только в раннем возрасте, до кондиционирования человека системой устоявшихся взглядов, прорываются в нём способности Прямого Луча, ранее считавшиеся сверхъестественными: например, ясновидение, телеакцепция и телекинез, умение выбирать из возможных будущих то, которое совершится. Мы на Земле стараемся развить эти способности в возрасте, когда ещё не кондиционирована величайшая сила организма - Кундалини, сила полового созревания. - Известно ли вам, что мозг человека обладает замечательной способностью исправлять искажения внешнего мира, не только визуальные, но и мыслительные, возникающие из-за искривления законов природы в неправильно устроенном обществе? Мозг борется с дисторсией, выправляя её в сторону прекрасного, спокойного, доброго. Я говорю, разумеется, о нормальных людях, а не о психопатах с комплексом неполноценности. Разве вам не знакомо, что лица людей издалека всегда красивы, а чужая жизнь, увиденная со стороны, представляется интересной и значительной? Следовательно, в каждом человеке заложены мечты о прекрасном, сформировавшиеся за тысячи поколений, и подсознание ведёт нас сильнее в сторону добра, чем это мы сами думаем. Величайшее могущество фантазии! В голоде, холоде, терроре она создавала образы прекрасных людей, будь то скульптура, рисунки, книги, музыка, песни, вбирала в себя широту и грусть степи или моря. Все вместе они преодолевали инферно, строя первую ступень подъёма. За ней последовала вторая ступень - совершенствование самого человека, и третья - преображение жизни общества. Так создались три первые великие ступени восхождения, и всем им основой послужила фантазия.

Евгений А.: Мне близки все приведеные отрывки, но есть и другие - не менее созвучные моему мироощущению в уже сегодняшнем Тормансе: 1. Легкая юная радость исходила от всей ее фигуры. Будто в каюте звездолета очутилась фея Весны неумирающих сказок человечества, чтобы передать астронавтам то особое предчувствие сбывающегося счастья, которое свойственно только очень молодым в разгаре весны, пронизанной всеми ароматами, солнечными бликами и свежим ветром Земли. С этим ощущением Чеди тихо вышла из каюты, когда Гриф Рифт погасил стереопластический портрет и стоял в сером свете молчаливый и неподвижный. А Чеди боролась с навертывающимися слезами и нервным комком в горле, удивляясь, как сильно подействовало на нее свидание с погибшей возлюбленной знаменитого инженера. «Социолог Эры Встретившихся Рук, — говорила она себе, — что же случилось с тобою? Или на самом деле ты становишься женщиной ЭРМ — несдержанно жалостливой, чувствительной к любому страданию... 2. Он медленно взял руку тормансианки и стал целовать коротко остриженные ноготки с белыми точками. Как и сплетения синих жилок на теле, и легко красневшие белки глаз, это были следы не замеченного в детстве нездоровья, плохого питания, трудной жизни матери. Сю Те, не просыпаясь, улыбнулась, крепко смежив ресницы. Удивительно, как на бедной почве здесь вырастают такие цветы! Разрушена семья, создавшая человека из дикого зверя, воспитавшая в нем все лучшее, неустанно оборонявшая его от суровости природы. И без семьи, без материнского воспитания возникают такие люди, как Сю Те! Это ли не доказательство правоты Родис, ее веры в первичную хорошую основу человека! На Земле тоже нет семьи в старинном ее понимании, но мы не уничтожили ее, а просто расширили до целого общества… 3. Нельзя думать, что они уже всего достигли, но они открыли себя, и свой мир, и нас — своих братьев, как любящих друзей. Виденный вами памятник — неоспоримое свидетельство их вдохновенной благодарности. Прибытие нашего звездолета и действия землян послужили толчком. Родис и ее спутники восстановили в тормансианах две гигантские общественные силы: веру в себя и доверие к другим. Ничего нет более могучего, чем люди, соединенные доверием. Даже слабые люди, закаляясь в совместной борьбе, чувствуя, что на них полагаются полностью, становятся способными на величайшее самоотвержение, веря в себя, как в других, и в других, как в себя…

Eva_Kun: Я даже не представляла, когда заявляла эту тему, что настолько РАДОСТНО читать избранные вами цитаты и эпизоды. Во-первых, радость приобщения к ефремовским бессмертным идеям; во-вторых, радость РЕЗОНАНСА и СО-переживания с вами... Такая чистая энергия! Ода к Радости!

Eva_Kun: Сат-Ок пишет: Замечательная свежая идея! Понял, что найти три эпизода архисложно. Решил, раз уж Ева прошла по фрагментам с людьми, то я - по фрагментам чистых идей. Весь вы в этом, Сат-Ок! Не люди, но идеи! Вы - мыслитель, в первую очередь. Потом уже психолог... Я права? Сат-Ок пишет: Величайшее могущество фантазии! В голоде, холоде, терроре она создавала образы прекрасных людей, будь то скульптура, рисунки, книги, музыка, песни, вбирала в себя широту и грусть степи или моря. Все вместе они преодолевали инферно, строя первую ступень подъёма. За ней последовала вторая ступень - совершенствование самого человека, и третья - преображение жизни общества. Так создались три первые великие ступени восхождения, и всем им основой послужила фантазия. Вот эта мысль мне ОЧЕНЬ дорога... А мы с вами сегодня на какой ступени? На второй? Когда же перейдем к третьей?

Eva_Kun: Евгений А. пишет: Мне близки все приведеные отрывки, но есть и другие - не менее созвучные моему мироощущению в уже сегодняшнем Тормансе: Женечка, огромное спасибо за цитаты! Особенно меня взволновала ПЕРВАЯ! С таким же ощущением, как Чеди вышла из интернета, прочитав ваш пост...

Eva_Kun: Кстати, я заметила, что из мужских образов фигурирует в наших цитатах в основном Гриф Рифт! Женщины ЧБ однозначно вышли на первый план... В юности я никак не могла себе выбрать героя для обожания. Родис затмевала всех. А-а, вспомнила, в юности меня больше всех вдохновлял Чойо Чагас (помните мимолетный порыв Оллы?) Меня поразила одна мысль, которую я прочитала на вашем форуме. Кто-то из вас заметил (кто??), что если бы Гриф Рифт исполнял миссию на Тормансе вместо Фай, еще неизвестно бы было, что из этого получилось. В любом случае, ничего хорошего...

Eva_Kun: А вот еще подумала: есть ли ЮМОР в романе ЧБ?? Есть ли ЗАБАВНЫЕ ситуации? Кажется, нет. Я вот только в одном месте хихикнула: когда Гриф Рифт хмурился и возмущался произношением тормансианского языка. - Зачем это? - негодовал Гриф Рифт, самый отстающий из всех учеников Чеди. - Разве нельзя выразить оттенок мысли лишним словом вместо завывания, вопля или мяуканья? - Для иных проще одно и то же слово произнести по-разному, меняя смысл, - возразила Тивиса, виртуозно "мяукавшая", по выражению командира. Обожаю эту сценку! Так и вижу перед глазами мощного большеголового Грифа, который пытается "мяукать".

Сат-Ок: Eva_Kun пишет: Весь вы в этом, Сат-Ок! Не люди, но идеи! Вы - мыслитель, в первую очередь. Потом уже психолог... Я права? В интернете - да, в реале - нет :) Но суть противоречия вы схватили верно. Тут есть существенная деталь - я потому изначально и проникся идеями, что их излагали достойные персонажи, являющиеся персонализированным воплощением излагаемого. Нечто нечеловеческое исходило от сияния её широко раскрытых зелёных глаз под прямой чертой бровей. Она смотрела как бы сквозь него в беспредельные, ей одной ведомые дали. Что до мужских образов, то мне всегда чрезвычайно был близок Вир Норин. Eva_Kun пишет: А мы с вами сегодня на какой ступени? На второй? Когда же перейдем к третьей? Стараемся совмещать. Пока малоудачно, ибо вторая ступень - не состояние, а процесс. И он далёк от завершения. Eva_Kun пишет: есть ли ЮМОР в романе ЧБ?? Забавно было читать, как провалившиеся во дворце земляне включили на всю громкость СДФ и как в панике забегали слуги.

Alex Dragon: Не люблю хит-парады. В принципе, до изжоги. Самые яркие для себя места сейчас врядли вспомню — вдруг понял, что перечитывал довольно давно. Кроме того, задачка меня озадачила, поскольку оказываюсь в положении буриданова осла, помирающего от невозможности из всех самых вкусных охапок выбрать наивкуснейшую. Мне проще сказать: «Вот вам книга, нате всю. Неделимо». Однако могу точно сказать какой эпизод не люблю — про гибель экспедиции, естественно особенно финал той главы. Часто даже пропускал её. Тяжело мучаться чувством бессилия и бессмысленности, даже если это придуманная история. Думаю, каждый мечтал наподобие героев известного фильма про Петрова и Васечкина, когда они кино-Сухову кинулись помогать: «А вот мне бы туда с пулемётиком! Я непросветлённый, из ЭРМа, сверхвысокие этические нормы и соображения надо мною не довлеют, мне можно, я бы не стеснялся». Самыми интересными были, пожалуй, эпизоды вживания землян в мир тормансиан, особенно приключения Чеди и Вир Норина. Особенно моменты, когда местные, не понимая с кем имеют дело и отрабатывая свои штампы, попадали впросак. Мне из героинь вообще Чеди больше всех нравилась. Когда был младше, этот персонаж меня особо занимал. Ещё Эвиза. Хотя, если подумать, выбор-то не шибко велик. Кроме них и Фай прочие женщины с «ТП» скорее просто обозначены, нежели сколько-нибудь развёрнуто представлены и описаны. Некоторые вот восхищаются Оллой Дез, хотя про неё ничего толком не сказано, кроме того что красива, великолепно танцует, а по контексту предстаёт скорее «блондинкой» в данных тормансианских обстоятельствах, слишком далёкой от местных реалий, что бы быть как-то адекватной. О комическом. Хоть юмора там, мягко говоря мало, но все забыли эпизод с характеристикой, которую выдал автомат Вир Норину: дескать, глуп, туп, но реакция хорошая — в водители годишься. Ещё с некоторой натяжкой на комический момент тянет эпизод с молодыми врачами и Эвизой, которая наказывала их за грубую эротику разговора демонстрацией «восмьёрки». Чешу в затылке. Надо перечитать заново. Ведь наверняка не раз придётся воскликнуть «Семён Семёныч! Ведь именно от этого места я в прям под потолк прыгал, особливо в малолетнем возрасте».

Eva_Kun: Alex Dragon пишет: Однако могу точно сказать какой эпизод не люблю — про гибель экспедиции, естественно особенно финал той главы. Часто даже пропускал её. Тяжело мучаться чувством бессилия и бессмысленности, даже если это придуманная история. Думаю, каждый мечтал наподобие героев известного фильма про Петрова и Васечкина, когда они кино-Сухову кинулись помогать: «А вот мне бы туда с пулемётиком! Я непросветлённый, из ЭРМа, сверхвысокие этические нормы и соображения надо мною не довлеют, мне можно, я бы не стеснялся». Как мне это понятно! Но у меня другая нелюбимая сцена: смерть Тор Лика, Тивисы и Ген Атала. Невыносимо! Читала только один раз! А все последующие разы пропускала. Не могу, не могу! Так больно! Alex Dragon пишет: Некоторые вот восхищаются Оллой Дез, хотя про неё ничего толком не сказано, кроме того что красива, великолепно танцует, а по контексту предстаёт скорее «блондинкой» в данных тормансианских обстоятельствах, слишком далёкой от местных реалий, что бы быть как-то адекватной. Хаха! Alex Dragon пишет: О комическом. Хоть юмора там, мягко говоря мало, но все забыли эпизод с характеристикой, которую выдал автомат Вир Норину: дескать, глуп, туп, но реакция хорошая — в водители годишься. Точно!! Как это я забыла!! Это по настоящему забавный эпизод! И главное, Вир по настоящему оскорбился и даже хотел как бы поспорить с автоматом, хотя и понимал, что эти "тесты" поверхностны и расчитаны на тормансианских малообразованных КЖИ

Eva_Kun: Сат-Ок пишет: В интернете - да, в реале - нет :) Но суть противоречия вы схватили верно. Тут есть существенная деталь - я потому изначально и проникся идеями, что их излагали достойные персонажи, являющиеся персонализированным воплощением излагаемого. Да-да, я это очень хорошо понимаю!

Eva_Kun: Alex Dragon пишет: Мне из героинь вообще Чеди больше всех нравилась. Когда был младше, этот персонаж меня особо занимал. Ещё Эвиза. Да уж, любить Родис трудно. Для этого нужно быть либо смиренным Таэлем, либо мужчиной-скалой Гриф Рифтом, либо далеким астрономом... Кстати, в юности Родис меня немного пугала... И мне тоже Эвиза очень нравилась.

Alex Dragon: Eva_Kun пишет: Но у меня другая нелюбимая сцена: смерть Тор Лика, Тивисы и Ген Атала. Так я об этом и говорю.

A.K.: Alex Dragon пишет: «А вот мне бы туда с пулемётиком! Я непросветлённый, из ЭРМа, сверхвысокие этические нормы и соображения надо мною не довлеют, мне можно, я бы не стеснялся». +1 Знакомо. Alex Dragon пишет: эпизод с молодыми врачами и Эвизой, которая наказывала их за грубую эротику разговора демонстрацией «восмьёрки». Я тоже сразу об этом подумал: "- Меня в дрожь бросает, когда она проходит, - слышался высокий тенор, - желтые глазищи сияют, груди рвут платье, ноги, ах, какие ноги!.. Эвиза внезапно вошла в курительную комнату. Трое молодых врачей, дымивших трубками, приветствовали ее. Эвиза оглядела их смеющимися глазами, и те поняли, что она слышала если не все, то многое. Они смущенно потянулись следом за Эвизой, спешно загасив трубки, а та придала своей походке характер эротического танца, чтобы "наказать" молодежь за грубую эротику разговора. Взволнованное дыхание позади свидетельствовало об успехе ее озорства".

Eva_Kun: Все-таки реальный внешний облик героев ЧБ продолжает меня волновать... А что если попробовать нам с вами эдакий виртуальный кастинг провести. Кого из артистов (современности и прошлых лет, отечественных и зарубежных) вы видете в роли героев ЧБ?? Начнем с Фай Родис. И дальше по списку Гриф Рифт, Вир Норин, Чеди Даан, Тивиса, Эвиза... И тормансиане потом... Думаю, для тормансиан мы быстрее подберем кандидатов... Мне тоже нужно думать. Сегодня уже поздно. Но завтра что-нить интересное придумаю...

Alex Dragon: Было уже когда-то что-то такое в обсуждениях. Время от времени всплывает идея о съёмке фильма (кто-то где-то даже сценарий писать принялся), однако всё в результате приходит к тому, что бессмысленно в нашем времени искать такие типажи — их просто нет. И быть не может, поскольку даже чисто физический облик определяется совокупностью многих условий, большинство из которых в нашу эпоху не соблюдены. Помнится, кандидатурой на роль Фай Родис «выдвигали» Наташу Гусеву (которая «Гостья из будущего»), но это совсем другой типаж. Не знаю, мне вот отчего-то искать аналогий среди артистов или кого-то ещё не хочется совершенно. Это попытка натянуть на один образ маску другого образа, по определению худшего качества. Зачем аппроксимировать лучшее худшим? ИМХО, тут своя взлелеяная фантазия лучше.

Евгений А.: Eva_Kun пишет: Кого из артистов (современности и прошлых лет, отечественных и зарубежных) вы видете в роли героев ЧБ?? Начнем с Фай Родис. Сорри, уже начинали: - коллега Эуг Белл, у себя: http://mirefremova.fastbb.ru/?1-3-0-00000003-000-0-0-1203574752 , - И.С. Алмазов, на Самиздате: http://zhurnal.lib.ru/b/bessmertnyj_i_w/add.shtml - и ваш покорный слуга, на Фабуле: http://forum.ingenia.ru/viewtopic.php?id=3467&p=1 , В алмазовской ссылке меня умиляет Вир Норин, похожий на, не скажу, кого, и Чойо Чагас - даже слишком похожий на известного россиянам человека

Eva_Kun: Евгений! Спасибо за ссылки! Меня аж всю передернуло от такого кастинга! Прав Алекс, лучше обратиться к собственным фантазиям...



полная версия страницы