Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Романы ИАЕ "Долгая заря" и "Дети росы". » Ответить

Романы ИАЕ "Долгая заря" и "Дети росы".

Юрий: В планах Ивана Антоновича Ефремова было написать две повести. Вот выдержки из статей : "... «космическая» повесть «Долгая заря» и историческая повесть «Дети Росы» — о русских людях XIII века, нашествии монголов и приключениях в степях Центральной Азии и горах Тибета..." "...Думаю написать несколько рассказов. И конечно, о космосе. Какова жизнь на других планетах, каковы ее формы? Каковы инопланетяне? Похожи ли на нас? Есть одна заветная тема. Хочу написать исторический роман о трагических событиях дня 6 декабря 1240 года, когда орды Батыя захватили «мать городов русских» — Киев. Показать судьбы русских пленников в центре Азии. Ведь это исторический факт, что многие пленники не ассимилировались среди монголов, не растворились в их массе..." Хотелось бы узнать подробнее о сюжете и идеях (если это возможно). Насколько известно, Иван Антонович приступал писать роман, когда его план и основные идеи были готовы.

Ответов - 32

A.K.: "Долгая заря" - первое, рабочее название "Часа Быка", из повести разросшегося в роман. О жизни на других планетах иван Антонович написал научно-популярную статью "Космос и палеонтология". Исторический роман о нашествии Батыя и "Дети росы" - насколько я понимаю, здесь речь идёт об одном и том же, но начать сбор материалов Иван Антонович так и не успел. Ещё была задумана повесть о броненосце "Ретвизан".

Alex Dragon: Он даже план не успел набросать? Насколько я понял его метод, он очень тщательно относился к стадии предварительного планирования.

A.K.: Насколько я понимаю, к работе над какой-либо новой книгой И.А. приступить не успел. «Таис Афинскую» он закончил писать в 1971-м, а когда его не стало, журнальная публикация романа ещё не завершилась. А ещё в планах был роман «Чаша отравы» («Чаша яда»).


Коллега Пруль: Вот «Чаша отравы» для меня было бы интереснее всего. По замыслу Ефремова, это должен был быть роман о современном буржуазном обществе, о тех способах, которыми власть воздействует на сознание людей, оболванивает их. Несоменно, такой роман в те годы вряд ли мог быть напечатан.

Александр Гор: Юрий пишет: Хотелось бы узнать подробнее о сюжете и идеях Alex Dragon пишет: Он даже план не успел набросать? Полагаю, все эти вопросы разрешила бы иллюстрированная добротная публикация «премудрых тетрадей»…

Юрий: Именно на это я и намекал. Черновики романов содержат в концентрированном виде основные идеи и интересные исторические факты. Думаю многие были бы рады познакомиться с ними.

Посторонний: У Казанцева есть упоминание о том, что он читал главу ТА "Раскопки Нью-Йорка" не вошедшую в роман. Есть, наверное, и другие подобные материалы. Архив ИАЕ надо публиковать, хотя бы в интернете.

A.K.: Александр Гор пишет: Полагаю, все эти вопросы разрешила бы иллюстрированная добротная публикация «премудрых тетрадей "Премудрые тетради" видел по "Туманности Андромеды", "Лезвию бритвы", "Таис Афинской" и "Часу Быка", т.е. по изданным романам И.А.Е. Тетради, содержат преимущественно выписки и вырезки с фотографиями произведений искусства (особенно много древней скульптуры и архитектуры к "Таис"), киноактёров. Из опубликованного есть две ссылки: Мир ефремовских героев - по "Лезвию бритвы" и "Таис Афинской". Иван Ефремов и Агни Йога - содержит описание тетради по "Туманности Андромеды". Также воспроизведу здесь свои заметки по хронологии в ЧБ на основании тетради к роману:Последняя страница «премудрой тетради» Ивана Антоновича по «Часу Быка» окончательно решила давнюю загадку с хронологией: XVI круг 1963–1974 белый цикл 1975–1986 чёрный цикл XVII круг 1987–1998 синий 1999–2010 красный 2011–2022 жёлтый 2023–2034 белый 2035–2046 чёрный По «ЧБ» «Великое сражение Запада и Востока, или Битва Мары» началась в «год красной курицы семнадцатого круга» (2005. К счастью, обошлось) и продолжалось до «года красного тигра» (2010). ЭРМ началась в 15-м (между 1867 и 1926 гг.) и закончилась в чёрном цикле 17-го круга (2035–2046). Экспедиция «Тёмного пламени» состоялась в «год синей лошади пятьдесят первого круга» (4030). http://npj.ru/in/rgnoogen/by/konst/23707 На мои вопросы о существовании материалов по задуманным книгам Т.И.Е. отвечала, что таких материалов нет. По поводу публикации в Сети - Т.И.Е. негативно относится к выкладыванию в интернет того, что не было опубликовано на бумаге. Я сейчас начал выяснение по издательствам и типографиям вопроса о возможности (в финансовом плане) публикации писем Ефремова (помимо уже опубликованной в 1994 году переписки с учёными). Считаю это более важным, чем тетради, даже беглый просмотр переписки с Портнягиным говорит о множестве интересных мыслей, важных для возрождения нашего общества, которые в роман (и тем более в папку заготовок к роману) не втиснешь.

Александр Гор: Посторонний пишет: У Казанцева есть упоминание о том, что он читал главу ТА "Раскопки Нью-Йорка" Товарищи! А… можно поподробнее?! Хотя бы ссылочку на тот же текст Казанцева. Крайне интересно.

A.K.: Посторонний пишет: У Казанцева есть упоминание о том, что он читал главу ТА "Раскопки Нью-Йорка" не вошедшую в роман. Удивлён не меньше уважаемого Александра Гора. Ссылку на источник, пожалуйста!

Коллега Пруль: Меня это тоже не меньше вас заинтересовало. Сразу высплывает ассоциация с лемовским «Дневником, найденным в ванне».

Постороний: A.K. пишет: Удивлён не меньше уважаемого Александра Гора. Ссылку на источник, пожалуйста! И.А. Ефремов Звёздные корабли. Туманность Андромеды. Серия "Мир приключений" Москва. Издательство "Правда" 1986 г. В конце книги есть статья. А. Казанцев "От ящеров до дальних звёзд" Цитата: "Я видел черновики "Туманности Андромеды" и набросок не вошедшей в роман многозначительной по своему названию главы "Раскопки Нью-Йорка"

Alex Dragon: Вполне может быть, что эта глава превратилась потом в раскопки "Убежища культуры" (или как оно там называлось).

A.K.: Да, согласен с Алексом. "Ден-оф-куль" (Den of cul[ture]) - "логово, нора, убежище культуры". "Туманность Андромеды", Глава 14: "Стальная дверь".

Постороний: Черновики Булгакова к "Мастеру и Маргарите" представляют по сути другой роман, с похожим, но не идентичным сюжетом, с другими диалогами. У Толстого в черновиках "Войны и мира" есть несколько разных линий судеб героев. Может быть что-то похожее и с черновиками к ТА. Неужели никому не хочется прочитать другую ТА. Вряд ли Иван Антонович давал Казанцеву читать "сырой" материал, скорее всего это были куски законченного текста. Кстати, по имеющимся у меня сведениям (ссылку не дам, не помню где читал), Веда Конг изгачально была историком ЭРМ, и только потом ИАЕ сделал её историком древнего мира, так как ещё не пришло время судить о 20 веке. Скорее всего именно в этой главе Ефремов изложил свои суждения о 20 веке вообще и о западной цивилизации (раскопки Нью-Йорка) в частности, но потом счёл их неуместными (или слишком рискованными).

Alex Dragon: Я рискну предположить, что они были как раз не какими-то чрезмерно раскованными, а наоборот — слишком уж созвучными официозной струе, что выглядело бы слабой и бесталанной дешёвкой, каковой тогда было и без того полно. Как раз во всю раскручивался маховик холодной войны, газеты и пионеры яростно боролись с империализмом и тема закапывания Нью-Йорка не одному автору приносила гонорары. Даже будучи искренне несогласным с американской политикой и масс-культом, что вполне могло выражаться в тех же терминах, что и в официозных изданиях, слишком уж совпадающая риторика могла быть воспринята публикой с несовсем атрофированными мозгами как… как бы это помягче выразится… лизоблюдством, скажем так. Как вам такая версия? В пользу этого говорит то, что я слышал о произведениях Ефремова (ТА в первую очередь, кроме которой часто многие читатели ни с чем другим не знакомы), прочтённых поверхностно, мнение чуть ли не как партийном офииозе, воспевающем «светлое будущее» согласно генеральной линии. Насколько я полагаю, такое мнение (часто чётко не формулируемое) довольно распространено. Кроме того, у меня сложилось впечатление, что в в конечных редакциях произведений ранние более резкие мнения и формулировки писателя причёсывались и сглаживались (им же самим, и на темы политически нейтральные). Причём не только идущие вразрез с пресловутой «генеральной линией», но и наоборот, как раз с ней чрезмерно совпадающие. Мне вообще показалось, что Ефремов был в своей первоначальной реакции резок в оценках, однако наружу выпускал их уже тщательно обдуманными и переработанными. Может быть я и заблуждаюсь.

A.K.: Постороний: Кстати, по имеющимся у меня сведениям (ссылку не дам, не помню где читал), Веда Конг изгачально была историком ЭРМ, и только потом ИАЕ сделал её историком древнего мира, так как ещё не пришло время судить о 20 веке Возможно, Вы читали вот этот фрагмент письма Брандису: "Относительно античной культуры и культуры социализма в полном тексте (по сравнению с журнальным вариантом) неравенство как-то выровнено, хотя частично Ваше замечание справедливо. Не случайно героиня и ее помощники занимаются древней историей, а не нашим временем, скажем. Представление об античной культуре в целом мало изменится, будем ли мы смотреть на нее от нашего времени (свыше двух тысяч лет) или от того, о котором идет речь (свыше трех тысяч лет). Социалистическая же культура сейчас еще никак не отстоялась для отдаленно-ретроспективного взгляда, так как существует исторически одно мгновение, как бы велико ни было ее значение для будущего. Вот почему сделать это еще невозможно и историки в моем романе - античники. Тем самым я избегаю роли прорицателя, нестерпимой для меня - учёного". - http://iaefremov.2084.ru/iefremov/obzor.htm Скорее всего именно в этой главе Ефремов изложил свои суждения о 20 веке вообще и о западной цивилизации (раскопки Нью-Йорка) в частности, но потом счёл их неуместными (или слишком рискованными). В главе "Стальная дверь" оценка западной цивилизации конца ЭРМ даётся. Нелицеприятная оценка. Алекс, насчёт изначально резких оценок, свойственных Ефремову, ты, по-моему, прав. Вот характерный пример. Известна фраза из ЛБ: "Помните, если вы, глядя на красоту нагой женщины, видите прежде всего "неприличные места" и их надо от вас закрыть, значит, вы еще не человек в этом отношении". Т.И.Е. говорила, что это фраза из жизни. Точнее - из письма-ответа одному горе-критику. Но концовка фразы была несколько иная: "...значит, вы не человек, а павиан"!

Коллега Пруль: Можете мне поверить, что глядя на красоту нагой женщины, выижу прежде всего не это.

A.K.: Так никто и не сомневался!

Anton: Уважаемый Алекс заметил очень интересную черту работы Ивана Антоновича. Он намеренно «антисоветизировал» свои романы. Но только связано это вовсе не с желанием не выглядеть «слабой и бесталанной дешевкой». Ефремов не был молодым честолюбцем, для которого литературная, да и любая слава важнее всего. Он был уже известным ученым, лауреатом Сталинской премии и т.д. и т.п., создателем це5лой отрасли тафономии, одним из столпов советской палеонтологии, Зачем ему лесть еще и в литературу?. Но ведь полез. Если не желание самовыражения, не слава и конечно, не деньги, двигали им, то что же?. Рискну предположить, что блестящий диалектик, он имел возможность видеть развития мира, видел, в чем может проявиться более высокое его развитие, но он видел же, как мир постепенно отклоняется от того пути, который казался Ефремову наиболее верным. Еще еле различимое, слабое отклонение в сторону отрицания коммунизма, невидное обычному человеку, было видимо диалектику. И он нашел способ, как воздействовать на этот процесс. Не пытаться противопоставлять себя той части людей, что неосознанно отрицает коммунизм, а напротив, помочь им понять, чем является коммунизм на самом деле. Что так называемая официальная идеология партийной верхушки имеет отношение к коммунизму не более чем Римский Престол к вратам рая. В ТА Ефремов создал образ коммунизма, который никто никоим образом не мог бы связать с «марксизмом-ленинизмом». Но к сожалению, изменить тенденцию ему не удалось. Поэтому ему пришлось вернуться в этому и в «Лезвии Бритвы», и в особенности «Часе Быка». Это, по видимому,уже высший пилотаж. Подать читателю книгу, изначально антизападную, антипотребительскую, как антисоветскую, причем так, чтоб не перегнуть палку, чтоб цензура не догадалась об этом, чтобы книга была напечатана, и лишь после того, как интеллигенция «поняла», что к чему, книга была изъята из обращения (разумеется, изъять ВСЕ книги в брежневском СССР было невозможно, это вам не тридцать седьмой), после чего всякий считающий себя «понимающим» интеллигент просто обязан был ее прочесть. А потом, когда для коммунизма, казалось было все кончено, в период перестройки, ЧБ стал издаваться миллионными тиражами. Я не буду подробно разбирать то, почему ЧБ—не антисоветская книга. Скажу кратко: При всех сходствах быта Торманса с бытом позднего СССР, эти миры имели очень фундаментальное различие. ВСЯ жизнь Торманса построена на разделении людей на отдельные классы (джи и кжи), затем территориальные группы, «семьи» и т.д. вплоть до индивидов. Вся жизнь СССР даже позднего периода была построена не единстве всех групп. Напротив, любые попытки людей выделиться из общей массы встречались в штыки. Те некоторые блага номенклатуры, которые она имела постоянно вызывали возмущение общества (именно борьба с привилегиями номенклатуры и была тем «арканом» на котором затащили большинство в Перестройку). Но тогда, когда Перестройка была еще не видна, такой удар по врагу, которого еще нет, дорого стоит. . И не стоит думать, что раз Ефремов не спас коммунизм, что все это было напрасно. Стоит представить себе только соотношение сил: ВСЯ интеллигенция, пропитанная антисоветизмом, тупая государственная машина, защищающая высокопоставленных воров, идеологи, которые спали и видели себя ТАМ, и наконец сам ЗАПАД, блистающий, мощный и непобедимый в своем потребительском безумии на одном конце и ОДИН (почти что один) человек, вооруженный одной лишь диалектикой на другом. Изменение реальности чрезвычайно слабо, но именно оно может иметь решающее значение. Посмотрим?

A.K.: Антон, со сказанным Вами в первом абзаце совершенно согласен. Ефремов как бы говорит: "коммунизм - это на самом деле не то, что вам тут говорят недалёкие люди, а другое - прекрасное и вдохновляющее. Он требует и самодисциплины, но не как железобетонное "надо", а через понимание красоты такого бытия, впитавшего всё по-настоящему красивое из всей предыдущей истории человечества". Но, как я понимаю, отклонение пути страны и человечества от нужного направления, Иван Антонович связывал с индустриализмом, с его узкой специализацией, почти абсолютной стандартизацией, формализацией, бюрократизацией и, как следствие, неизбежной дегуманизацией. Ещё в 1954 году, т.е. во время создания "Туманности Андромеды", в письме Олсону он говорит, что наша "техническая цивилизация" отклонилась от правильного пути, но "я надеюсь, что это дорога перед долгим возвращением домой". В "Лезвии бритвы" одна из основных мыслей такая: провели индустриализацию, разгромили фашизм, преодолели (кажется) сталинизм - теперь самое время заняться самым главным - человеком. Поэтому - внимание к психофизиологии, поэтому уверенность в том, что воспитание - производительная сила общества, а не часть общественной надстройки. Развитие этой производительной силы, принципиально новой по сравнению с капиталистическими, и будет означать социализм. Но реальное развитие пошло по пути насаждения сверху убого представления о том, что коммунизм - это потребительский рай, - и сохранения прежних тенденций. В это время появляются ХВВ Стругацких, а Ефремов пишет роман-предупреждение "Час Быка", который, таким образом, нельзя рассматривать только как антизападный. Он в целом антииндустриалистский. До Эры Разобщенного Мира средний человек Земли был довольно разносторонне развитой личностью - он мог своими руками построить жилище или корабль, знал, как обращаться с конем и повозкой, и, как правило, всегда был готов с мечом в руках сражаться в рядах войска. А потом, когда людей стало больше, они сделались ничего не значащими придатками узких и мелких своих профессий, пассивными пассажирами разнообразных средств передвижения. Если представить себе человечество в виде пирамиды, то чем выше она, тем острее - и малочисленней - верхушка, состоящая из активной части людей, и шире основание. Если раньше отдельная личность была многогранна и крепка, то с ростом пирамиды, с потерей интереса к жизни она становилась слабее и неспособнее. Многие мыслители ЭРМ считали скуку, потерю интереса к жизни опаснее атомной войны! Какова бы ни была элита верхних слоев, все тяжелее становилось нижним и углублялось инферно. Торманс находится на стыке двух магистральных путей развития индустриальной цивилизации (ЭРМ) - "гангстеризующегося капитализма" и "муравьиного лжесоциализма", наиболее наглядно реализовавшегося в то время в Китае (а потом в Камбодже). Да и Цоам - это анаграмма Мао Цзэ-дуна. Антизападным ЧБ можно считать только в том смысле, что индустриализм пришёл с Запада.

Коллега Пруль: Как тут не вспомнить слова Андрея Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Nik: Андрей, вроде бы была идея положить в сеть переписку с учеными. Но я ее так и не видел. Еще не сделана?

A.K.: Давно сделана: http://iaefremov.2084.ru/iefremov/academy.htm Доброго чтения и захватывающих открытий! :)

A.K.: Прощальные письма И.А.Ефремова Таисии Иосифовне, журнал "Чудеса и приключения", #7-8 , 1992 год. Спасибо желающему сохранить своё инкогнито в Сети редактору архива на iae.newmail.ru!

Эрг Ноор: Наброски к "Чаше Отравы" имхо вошли в ЧБ (особенно в первую, более мсрачную, редакцию), где о фильмотеке Чагаса. А о "Детях Росы", как мне помнится, в каком-то другом месте автор говорил иначе: о гибельности для славянской культуры "крещения Руси". Впрочем. эти две версии можно объединить. Б.А.Рыбаков писал в "Язычестве Древней Руси" о возрождении "очищенных" от чрезмерной архаики, жертвоприношений и т.п., традиций как раз в 12-13 вв., о возникшем тогда новом культе Света. Да, набросков у Ефремова, видимо, никаких не было. Поэтому предлагаю похожее (возможно, не лучшее, пока другого не нашел) из И.Кобзева: ...На широких стогнах, в ночных кострах Жгли языческое «чернокнижие». Все, что русский люд испокон веков На бересте чертил глаголицей, Полетело чохом в гортань костров, Осененной царьградской троицей. И сгорали в книгах берестяных Дива дивные, тайны тайные, Заповеданный голубиный стих Травы мудрые, звезды дальние.

A.K.: Сюжет "Детей росы", возможно, в этом отрывке из "Туманности...", Ольга обратила внимание: «В юности мне попался сборник старинных исторических романов. В нем была одна повесть - о ваших предках, Дар Ветер. На них совершилось нашествие какого-то великого завоевателя - свирепого истребителя людей, какими была богата история человечества в эпохи низших обществ. Повесть рассказывала об одном сильном юноше, безмерно любившем. Его девушку взяли в плен и увезли - тогда это называлось "угнать". Представьте, связанных женщин и мужчин гнали, как скот, на родину завоевателей. География Земли была никому не известна, единственные средства передвижения - верховые и вьючные животные. Этот мир тогда был более загадочен и необъятен, опасен и более труднопроходим, чем для нас пространство космоса. Юный герой искал свою мечту, годами скитаясь по неимоверно опасным путям и горным тропам Азии. Трудно выразить юношеское впечатление, но мне и до сих пор кажется, что я тоже мог бы идти к любимой цели сквозь все преграды космоса!»

tanetwolf: В пятом классе мне довелось прочесть две книги писателя Владимира Уткина. Они называются "Вдоль большой реки" и "Гремящий мост". Обе книги о жизни первобытных людей. И в каждом из романов сюжет соответствует задумке Ивана Антоновича. Вдоль большой реки: Действие романа происходит в начале последнего оледенения. Племя, живущее, по видимому на севере современной России занимается охотой на мамонтов в период их сезонной миграции с севера на юг. Главные герои романа: Ходок - мужчина, занятый самой опасной работой - в одиночку ходить к другим племенам. Орлик - молодой человек, друг Ходока, Белка - подруга Орлика. После очередной охоты на них нападает племя степняков монголоидной расы - "плосколицых". Племя наших героев проигрывает плосколицым, которые уводят в плен Белку. Орлик решает отправится на её поиски. Ему помогает Ходок, который хочет узнать секрет отравленных стрел - оружия плосколицых. Ходок и Орлик находят главный лагерь плосколицых, находят там Белку и с её помощью крадут секрет отравленных стрел у шамана. Потом, устроив переполох в лагере они забирают Белку, спасаются от погони в пещере и с трудом находят из неё второй выход, чуть не погибнув от голода и жажды. После этого они встречают другое племя, возвращаются к себе домой и с выжившими соплеменниками готовятся ко второму набегу плосколицых и успешно выигрывают битву.

Дин-70: tanetwolf пишет: И в каждом из романов сюжет соответствует задумке Ивана Антоновича. Вдоль большой реки: Кир Булычёв "Подземелье ведьм".

tanetwolf: Гремящий мост: Действие романа происходит в конце мезолита. Сюжет аналогичен предыдущему. Набег враждебного племени. Главные герои: Волк и его друзья, Чайка - девушка Волка. Завоеватели уводят в рабство всех женщин вместе с Чайкой. Волк и его друзья решают узнать путь на другую сторону гремящего моста - хребта гор с вулканической активностью, чтобы освободить женщин и увести все племя на другую сторону гремящего моста, куда не доберутся завоеватели. Друзья находят этот путь, но обратно возвращаются только Волк и Ворон, другие погибают. Волк и его друг Ворон освобождают всех угнанных в рабство. Отличие от предыдущего романа в том, что главная сюжетная линия - внутренняя борьба в племени наших героев с шаманом, который скрывает от всех путь на другую сторону гремящего моста для сохранения своей власти и борьба Волка с Песцом, который хочет силой забрать Чайку. В конце племя переходит гремящий мост. Интересный факт: По географическому положению к месту действия романа подходят только Уральские горы, в романе они изображены с вулканической активностью. На самом деле Уральские горы очень старые и вулканическая активность у них была задолго до появления человека. Это небольшое несоответствие, я думаю для красоты сюжетной линии.

tanetwolf: Дин-70 пишет: Кир Булычёв "Подземелье ведьм". Не читал

Elentirmo: Зря, очень интересная повесть )) Кстати, наиболее адекватно первобытное общество средней России позднего палеолита представлено в двух книгах писателя О. Микулова "Закон крови" и "Тропа длиною в жизнь". Возможно, под псевдонимом скрывался известный археолог, нынче покойный, М. Аникович, работавший в Костенках. И там сюжеты кстати немного схожи.



полная версия страницы