Форум » Идеи И.А.Е., источники, образы, прототипы... » Кто является прототипом Фай Родис? » Ответить

Кто является прототипом Фай Родис?

Андрей: Я большой поклонник творчества Ивана Ефремова. Особенно мне нравится персонаж из романа «Час быка» Фай Родис. Это мой идеал женщины. Может быть на этом форуме найдётся любитель литературы, который знает - какая конкретно женщина послужила для Ивана Антоновича прототипом героической Фай Родис. Для некоторых его героев; Сима, Таис Афинская прототипами были реальные женщины. А что же с Фай Родис? Её образ нарисован настолько выразительно, что я уверен - прототип должен быть. Я тут немного порылся в Интернете, читал интервью самого Ефремова «Как создавался Час быка». Конкретных имён нет. Но может быть в каких-нибудь архивах, в воспомининиях современников или где-нибудь ещё сохранилось имя этой выдающейся женщины? Хотя бы намёк. И ещё. Я слышал, что в Болгарии, в городе Софии есть клуб любителей фантастики под названием «Иван Ефремов». Его члены в качестве духовных наставников, образцов для подражания выбирают себе героев романов Ивана Ефремова. Наверняка среди них есть и те, для кого духовный наставник «в виртуальном смысле» - Фай Родис. Вот бы с ними пообщатся. Это мне так близко. Иногда появляется желание сделать что-нибудь не очень хорошее с точки зрения морали - и вдруг перед мысленным взором возникает осуждающее лицо Фай Родис. Говоришь сам себе: Фай Родис бы этого не одобрила. Может быть это глупость, но желание как то пропадает само собой. Может быть кто-нибудь знает адрес этого болгарского клуба, интернетный или обычный? Заранее благодарю.

Ответов - 239, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Сат-Ок: Здравствуйте, Андрей! Ваш опыт заслуживает самого доброго отношения. Думаю, правда, что прототипа у Фай никакого не было. Уж больно она тверда и мудра – как резцом выточена. Красавицы вроде Тилоттамы или даже Веды могли и могут иметь такой прототип, но Фай – вряд ли. Фай – это Таис через несколько тысяч лет. Даниил Андреев в “Розе Мира” пишет о том, что все созданные творческой волей герои различных произведений объективно существуют в особом слое реальности и взаимодействуют со своими творцами, их культурным пространством и всем человечеством. В этом смысле ваш опыт приобретает особое наполнение. Собственно, сам Ефремов писал о воздействии художественных образов на ноосферу. Возможно, у вас были какие-либо мистические переживания на эту тему? Кроме того самого сна…

A.K.: Здравствуйте, тёзка! Вот материал о клубе фантастики и прогностики «Иван Ефремов», г. София: http://iaefremov.2084.ru/todor1.htm Раньше у них была интернет-страница, сейчас куда-то канула. Надеюсь, временно. Я тоже сильно сомневаюсь, что у Фай Родис был прототип. Богиня, она и есть богиня :)

Андрей: Здравствуйте, Сат-Ок. Вы правы. Я воспринимаю её как живого человека. Я физически ощущаю её присутствие, её ауру. Такого у меня не было ни с одним из любимых литературных героев. Разумеется, с точки зрения здравого смысла Ваши рассуждения справедливы, но что делать с интуицией. Оно упорно продолжает мне твердить о том, что Фай Родис - живой человек. Более того, на уровне ауры я ощущаю её старение. Со времени написания романа прошло почти сорок лет. Ей сейчас должно быть лет в районе 60-80, а может и больше. Конечно, люди с такой душевной организацией как Фай Родис обладают огромной самодисциплиной и вследствие этого живут дольше обычных людей, то есть ведут спортивный образ жизни, естественно не подвержены вредным привычкам, умеют справлятся со стрессами и т.д. Так что вероятность существует. У меня есть некоторые догадки. В одном из своих интервью Иван Антонович говорил, что первоначально хотел сделать главным героем Чеди Даан. Но она по характеру более слабая и уже в ходе написания он пришёл к выводу, что Чеди не выдержала бы той огромной психологической нагрузки, которая выпала бы на долю основного проповедника его идей. Поэтому центр тяжести романа переместился к Фай Родис. В предисловии к «Часу быка» говорится, что роман посвящается его жене, Таисии Ивановне. Поэтому совершенно естественно предположить, что Иван Ефремов ассоциировал образ Таисии Ивановны именно с Чеди Даан. А Таис Афинская естественно тоже Таисия Ивановна (совпадение имён). Получается, что Таис Афинская будущих тысячелетий - это Чеди Даан. А Фай Родис - это нечто иное. Судя по всему, это женщина, очень близкая Ивану Антоновичу, с которой он много общался, разговаривал «по душам». Возможно это его первая любовь, с которой он встретился ещё до знакомства с Таисией Ивановной. Возможно - это его первая учительница или кто-то из родственников. Всё может быть. Андрей, большое спасибо за информацию. Если что-то интересное найду, обязательно сообщу.


Сат-Ок: Ну… Мало кто признание объективного существования вымышленных образов назовёт здравым смыслом. Так что спасибо. Понимаете, даже Алексей Петрович Быстров, послуживший прототипом Гирина, Гириным всё же не был. А если продлить в очень отдалённое будущее характер какого-то человека, то это, наверное, потребует качественных изменений. Мог быть какой-то образ, подтолкнувший к романитческой интерпретации и лёгший в основу концепции характера Фай. Но это был именно образ, то есть качественно усиленное и художественно осмысленное чувство. Интересно, конечно, знать об этом наверняка, но для нас это вряд ли возможно...

A.K.: Андрей, одно уточнение: жену Ивана Антоновича зовут Таисия Иосифовна.

A.K.: Андрей пишет: цитатаМожет быть кто-нибудь знает адрес этого болгарского клуба, интернетный или обычный? Заранее благодарю. Клуб фантастики и прогностики им. И.Ефремова, София, Болгария: http://sf-sofia.com

Alex Dragon: А мне как раз по малолетству Чеди больше всего нравилась. Кстати говоря, если проводить аналогии прошлое-будущее в мирах Ефремова, то тут скорее такой ряд выстраивается (хронологически): Таис — Сима — Фай Родис Гесиона — Рита — Чеди Даан Обратите внимание, не знаю, отмечалось ли это ранее, на парность. Вот в «Туманности» аналогов не могу придумать, впрочем я её и меньше других читал и помню. Хотя «Туманность» вообще несколько особняком стоит. Цикл образуют явно «Лезвие», «Час быка» и «Таис». Прошлое, настоящее и будущее. Одна и та же героиня и её альтер-эго в виде подруги (Гесиона — Рита) и ученицы, подруги, дочери — Чеди. Если ещё почесать репу, то можно сказать и так, что на самом деле в «Часе» одна героиня в трёх ипостасях — Фай-Чеди-Эвиза, Ум—Сердце (Любовь)—Чувственность (Желание, Сила Плоти, жизненная основа).

Сат-Ок: Действительно, есть такие связки. Ещё, например: Пандион - Гирин - Дар Ветер - Вир Норин Или: Тилоттама - Чара Нанди Или: делосский философ - Витаркананда. А Таис - Сима - Фай - довольно сомнительно. Скорее: Таис - Фай; Сима - Веда.

Кто-то: цитатаЦикл образуют явно «Лезвие», «Час быка» и «Таис». + еще «на краю ойкумены»

Alex Dragon: цитатаИли: Тилоттама - Чара Нанди Любопытно. Мне такая аналогия в голову не приходила. цитатаА Таис - Сима - Фай - довольно сомнительно. Скорее: Таис - Фай; Сима - Веда. Это если увязывать, включая «Туманность» в линейную последовательность. Сима и Веда пожалуй действительно более похожи. Но парность отсутствует. И, сколько помню текст, Веда была кумиром Фай, последовательницей которой она себя считала. Если брать пары, типа Гесиона — Таис, то они как бы взаимно дополняют друг друга. Гесиона «смягчает» Таис, Рита — Симу, Чеди — Фай. У «Таис» довольно «железобетонный» характер, черезчур скалоподобна, тверда, особенно в ипостаси Фай Родис. Приходит в голову мысль, что это в некотором роде автопортрет самого Ефремова (кстати, к основному вопросу темы «кто прототип?»). Насколько я понял по описаниям, он был в жизни достаточно жёстким человеком. Можно при желании углядеть ещё один такой парный персонаж в «Лезвии», Сандру и Леа. Тоже присутствует элемент оппозиционности. Мягкость, пластичность Леа — упругость Сандры. В «Туманности» же, скорее фигурирует коллективный герой, выделить отдельные фигуры сложновато. Хотя, был там «мягкий» персонаж — Низа Крит.

A.K.: Таис и Фай - абсолютно точно. По-моему, в другие эпохи такой совершенный персонаж просто не мог появиться, поэтому мы не находим аналогов ни в «Лезвии...», ни в «Туманности...» Применительно к «Часу Быка» подмеченная A.D. парность персонажей, по свидетельству самого автора, сложилась следующим образом. Сначала главной героиней должна была стать Чеди Даан, но по мере создания романа стало понятно, что поставленная перед ней задача ей окажется просто не по силам. И тогда появилась «раджа-йогиня» Фай Родис.

Сат-Ок: Чем же Рита смягчает Симу? Незнанием и несдержанностью? Алекс, можно говорить об отношениях «ведущий – ведомый», но смягчение… Тогда уж Таис смягчала Эрис, а Фай вообще смягчала Грифа Рифта. Не будем подгонять всех женщин под одну схему. Почему это отсутствует парность Сима – Веда? Умозрительно она превосходно прослеживается, и этого достаточно. Обе мягкие, женственные, подруги героев-мужчин. Таис и Фай самодостаточны. В «Туманности» есть ещё самодостаточная Эвда Наль, которая как раз может послужить предтечей Фай (оборот спирали ещё не завершился, и телесно Эвда будет уступать той же Таис), ибо в ней есть та же резкость и скульптурность понимания людей, что на новом уровне красоты будут воплощены в Родис. У Веды эти качества отсутствуют, она принципиально более лирична.

Вернер: Таис - Фай. А, м.б., "Таис Афинская" - это вообще не о прошлом, а о той "исторической школе", которую прошла Фай Родис? Своего рода спектакль на тему Древнего Мира, разыгранный несколькими "актерами"-историками? Тогда это просто одна и та же женщина. --- ***Иногда появляется желание сделать что-нибудь не очень хорошее с точки зрения морали - и вдруг перед мысленным взором возникает осуждающее лицо Фай Родис. Говоришь сам себе: Фай Родис бы этого не одобрила. Может быть это глупость, но желание как то пропадает само собой***. Со многими бывает. И не только с Таис, а это есть компонент более высокого, чем просто увлечение, чувства любви.

Сат-Ок: Очень интересная мысль. Как-то не приходилось на эту тему думать. Конечно, это тогда некий вариант фэнтези, но воображение стимулирует. Спасибо за идею!

Alex Dragon: Да, ход оригинальный, ничего не скажешь. Тянет пофантазировать. Например, это что же они курили такое? :) В натуральную величину такую массовку врядли потянули бы и через 2000 лет. Гипноз? Но с такими заморочками мозги попалить — раз плюнуть. впрочем, как и с наркотиками. Понарошку такое глубокое погружение в материал быть не может, играть надо в полный рост и до конца. Маленькое «но» — Родис специализировалась примерно по нашей эпохе, и погружалась бы скорее в неё.

Сат-Ок: Ну, зачем гипноз? Матрица учебная. Даже сейчас к этому близко уже подошли. Конечно, проблема вывода очевидна, но играть "в натуре" вряд ли реально. А вот про то, что Фай специализировалась на нашем времени - действительно, тоже верно. Хотя в тексте есть указания на то, что она спускалась вглубь, когда была особенно угнетена всепланетным инферно конца ЭРМ.

Змеюка: А с кем, по-вашему надо сравнивать Эрис?

Сат-Ок: А Эрис - это добрый агент Смит, ей двойники не требуются. Это охранительная программа, предохраняющая нейроузлы студентки Фай от перегрузок, которая в игровом семантическом поле приняла символический образ Эрис.

Александр Гор: Здравы будьте, уважаемые соседи! Интернет, всё же – занятная вещь… Увлекаюсь Иваном Ефремовым, создал форум на fastbb.ru - и даже не подозревал о существовании форума Ноогена! Хотя много раз ходил, при этом, на Андромеду… Смех, в том числе и не воспитанный, предполагается… _________________ Но к делу! Мой собеседник поднял аналогичную тему: цитатаМногие имена персонажей Ефремова имеют скрытый смысл. Например, Фай (Родис) — «обработанное» Таис, имя второй жены Ефремова. А имеют ли своё значение тормансианские имена? http://aleksandrgor.fastbb.ru/index.pl?1-3-0-00000001-000-0-0 Может быть, кто-нибудь в сети всё же натыкался на серьёзный литературный анализ книг Ивана Антоновича? В частности происхождение имён? Ведь очевидно, что не с потолка это взято!

Сат-Ок: Здравствуйте, Александр. Серьёзного литературного анализа ни в сети, ни где бы то ни было ещё быть не может, потому что литературоведы НФ литературой не считают. Им Сорокин или Ерофеев предпочтительнее. Буду рад ошибиться, между прочим. Мы все стоим у истоков ефремовского литературоведения - что найдём, что напишем - то и будет. Хотя есть, например, статья Горчакова с перечислением философско-эзотерического кода, но уж больно лихо там всё. Ефремов не писателем, а шифровальщиком там получается. По именам: Чеди - один из терминов древнеиндийской философии. Уточню в словаре - напишу. Веда "Королева" (Конг) - неизбывная мечта Ефремова о ведьмах - в ЛБ он говорит об этом устами Гирина и приводит соответствующую этимологию. Чара - это даже не имя, а призвание, тут всё ясно, как и Дар Ветер. Эрг Ноор - "энергия севера" - чисто по созвучию. У Рен Боза вторая часть имени созвучит с элементарной частицей бозоном, что близко его роду деятельности. Тилоттама - апсара из особо приближённых к Тримурти. Гриф Рифт - подчёркивание силы железного характера.

A.K.: Сат-Ок: "Чара - это даже не имя, а призвание, тут всё ясно, как и Дар Ветер" Чара - это ещё название реки, притока Лены, где Ефремов был в экспедиции (Верхнечарской). А Нанди - это что-то индийское? "Эрг Ноор - "энергия севера" - чисто по созвучию" Поскольку "о" двойное, то может быть и "энергия разума".

Александр Гор: Насчёт литературной критики фантастики вообще – как ни парадоксально, иногда таковая бывает и относительно научной! Вот пример исследований творчества Крапивина: http://rusf.ru/vk/recen/science.htm Насчёт Ивана Антоновича… Мда похоже информацию из первых рук можно получить только из неопубликованных писем, ну и самих «Премудрых тетрадей»… О судьбе «Премудрых тетрадей» к сожалению, не смог найти никакой информации… Если кто-нибудь знает – скачивая письма и статьи с «Андромеды», я постоянно встречался с упоминанием некой Комиссии по наследию Ивана Ефремова… Нельзя ли узнать об этой организации по подробнее?

A.K.: Сейчас этой организации уже не существует.

Александр Гор: Организации не существует, но люди, я думаю, остались… Вода камень точит, и не боги, как известно, горшки обжигают. Лично я стараюсь как могу искать документы связаннее с наследием Ивана Ефремова, правда большая проблема – живу не в Москве…

Сат-Ок: Обнаружил, что по тормансианским именам ничего сказать не могу! Если только менее музыкальная звукопись у владык. А! - вот только подумал: Гзер Бу-Ям - грубиян, буян.

Александр Гор: Ну в принципе, тормансианские имена явно заимствованы из чего-то китайского… В конце-концов «муравьиный лже-социализм» Иван Антонович, так сказать официально, шаржировал с общества КНР.

A.K.: А ещё интересно прислушаться к именам людей, живших по отношению к героям "ЧБ" в прошлые эпохи: Синед Роб - Денис (Га)бор - автор идеи голографии и - в данном контексте важно именно это - футуролог, член "Римского клуба"; Цоам - Мао Цзэ-дун; Эрф Ром - Эрих Фромм и (или) "Эфраим" ("Старым Эфраимом" подписывал свои письмо Олсону Иван Антонович); ещё упоминается Алдис, "которого прежде отождествляли с изобретателем морского сигнального фонаря" (фамилия этого изобретателя была Олдис). Кто это - пока не знаю. Что касается людей из упомянутой комиссии, то знаю двух. Пётр Константинович Чудинов, умерший несколько лет назад; и Мстислав Степанович Листов, автор фильма "Откровение Ивана Ефремова". Думаю, результатом деятельности этой комиссии можно считать издание переписки И.А.Е. с учёными и его ранее неизданных работ, см. в "Архиве И.А.Ефремова". Но, как админ, хочу заметить, что тема комиссии- это уже офф-топик.

Коллега Пруль: Может, Ефремов под Алдисом подразумевал фантаста Брайана Олдисса (Brian Auldiss)?

Dust Raider: Well... Для начала хочу поздороваться со всеми участниками форума. Я заходил сюда до этого пару раз и с интересом читал информацию, выложенную в постах. Очень интересно. Я не могу назвать себя ярым поклонником творчества Ефремова, но - эта тема определенным образом мне близка.........

Сат-Ок: Здравствуйте и вы! А какая тема вам близка: собственно наследие Ефремова или тема данной ветки? Или: какие ветки вызвали наибольший интерес?

Dust Raider: Хм... =) В общем-то и то, и другое. Наследие Ефремова интересно вообще - хотя я человек несколько иного склада, и во многом мое мнение и мои взгляды на жизнь, развитие человека и общества не совпадают со взглядами Ивана Антоновича... А данная тема интересна - потому что отчасти близка мне. Я понимаю Андрея, который начал эту тему....... В определенном возрасте каждому человеку нужен "наставник", как мне кажется. Моей "наставницей" была не Родис.... Но она так же не существовала в реальном мире.

Кай: Здравствуйте, уважаемые форумчане! На форум я заходил много раз, но сам пишу впервые. Прежде хотел бы немного сказать о моем отношении к Ефремову: я впервые прочитал Ефремова (Час Быка) в 9-м или 10-м классе. Если честно - я мало, что тогда понял. Единственное, что я тогда определенно почувствовал, то, что этот роман необычный. Потом прочитал эту же вещь через 5-6 лет и был потрясен (было это в 1988-1989 г). Почему я это ощутил трудно сказать, да может, подробно, об этом мне пока и не хотелось бы говорить. Скажу только, что я совершенно определенно узнал нашу жизнь в той - тормансианской. Причем под ''нашей жизнью'' я подразумеваю не только бытие в СССР периода заката, но и современную жизнь на Земле вообще (включая богатые страны - США и им подобные). В принципе в этом нет никакого особенного открытия. Сам Ефремов об этом довольно не двусмысленно хоть и иносказательно писал, и не только в "Часе быка". Однако это и многое другое в сочетании с невероятной глубиной повествования и внутренней непротиворечивостью (гармонией) поражало. Скажу откровенно - никакое другое литературное произведение не произвело на меня такого сильного впечатления (до сих пор). Я ясно почувствовал, что прикоснулся к чему-то запредельному. Особенно мне понравился образ Фай Родис. Вначале (был молодым) мне казалось, что смогу, со временем, походить на землян Будущего. Но вскоре понял, что я это сделать не в состоянии. Исподволь пытался найти эти черты в моих знакомых и друзьях. Но, к сожалению, среди них не было столь ярких и смелых людей. Мне кажется, что образ Фай Родис создан Ефремовым и не имеет реального прототипа. Точнее он есть (был) - это сам Ефремов. Некоторые, знавшие Ефремова лично, видели его сходство с персонажем из “Туманности Андромеды” – Дар Ветром. Мне кажется, что и с Фай Родис можно связать черты самого Ефремова. Хотя… Может и есть реальный прототип… Когда я читал и перечитывал Ефремова, мне иногда интуитивно казалось, что не может человек нашего времени написать такое. Это мое ощущение - на грани восприятия. Казалось, будто Ефремов к нам пришел, откуда то - из далека. Не спрашивайте, откуда – не знаю.

Коллега Пруль: А вот я пытался прочесть «Час Быка» в одиннадцать лет. Конечно, не понял почти ничего. Единственное, что осталось в памяти — слово «олигархи».

Dust Raider: Хм... Я прочел "Час быка" в первый раз в 8 классе, но это было в 1999 году. Уже тогда меня это дико впечатлило. Потом я перечитал его, когда был классе в 10-м, и вот тогда меня собственно и дернуло понимание. Конечно, я не согласен с тем что наше (да и не только у нас но и в других странах) общество и существующая действительность похожи на действителньость Торманса. Но - к этому мы можем придти. Если ядерная война не начнется раньше. А относительно Ефремова и того что но пришел издалека........ Хм...... Есть тут у меня одна теория. Но я не буду её высказывать... Слишком мало фактов и слишком много домыслов.

Alex Dragon: Конспирологические теории являются, как правило, самыми увлекательными и — увы — имеющими мало общего с прозой реальности. Часто читаешь иную книгу и думаешь: «Наверное автор не иначе как спецназовец какой или йог немерянный, или каратек совершенства недосягаемого, и жизнь его была похожа на авантюру в духе Дюма и Скотта». А оказывается, что жизнь прожил довольно внешне заурядную, ни в каких баталиях не участвовал, как максимум — «видел немца в соседнем окопе», носил потёртый пиджак и турецкие джинсы, а заморcкие страны видел в основном по телевизору. Вот скажем, жизнеописание Жюль Верна читаешь — ну ничегошеньки, за что взгляду уцепиться бы было. Тихая, размеренная жизнь, из всех авантюр — на яхте маленько плавал. Недалеко и недолго. И тогда только понимаешь, что все черты положительных героев — это заострённые и отделённые от прочих черты окружающих писателя людей или его самого, которые в книге смотрятся рельефно именно потому что там они в рафинированном виде, вне совокупности всей конкретики повседневной жизни. А «агентов 007» не бывает, потому как в реальности их жизнь ещё более регламентированна, чем у какого-нить тихого и неприметного служащего.

Кай: 2 Dust Raider: Я не имел в виду полного соответствия наших современных условий жизни и тормансианских. Ведь и на Тормансе не все так плохо было вначале. Это уже потом, когда почти полностью были истощены природные ресурсы планеты, там началось сгущение инферно с чередой войн и массовым убийством "лишних людей". Наша нынешняя Земля похожа скорее на "ранний " Торманс, до того как на нем произошли чудовищные войны и жуткий голод (там погибли из-за этого, судя по всему, несколько миллиардов людей). К сожалению, наша земная цивилизация идет по пути Торманса. Конечно, на Тормансе была монокультура (люди там были одной расы) и из-за этого была выше вероятность возникновения всепланетного инферно. Но и мы пока движемся в том же направлении - в направлении "общечеловеческих ценностей" безудержного потребления и эгоизма. Везде начинает доминировать лишь одна точка зрения на происходящие процессы. И это исходит от немногих, хоть и могущественных стран. Происходит постепенное выхолащивание культуры отдельных стран и народов. Т.е. люди постепенно теряют свои корни и становятся в результате игрушками в лапах разного рода манипуляторов. История многих народов сознательно опошляется и модифицируется в “нужном” ключе. Увы, сказанное уже не фантастика, а реальность. Но, как говориться, всегда есть надежда. Сам Ефремов был скорее оптимист и верил, что в конечном счете победит человеческий разум. Я тоже надеюсь, что так и будет. Насчет конспирологии и появлении “издалека” Ефремова – у меня тоже есть об этом гипотеза, но вряд ли ее можно назвать конспирологической. Жюль Верн путешествовал значительно меньше, чем Ефремов. Так, что Ефремов очень много реально видел и запомнил. К тому же он обладал редким природным даром – совершенной эйдетической памятью. Он мог весьма четко (ярко, в деталях) вспомнить давно прошедшие события. К тому же он постоянно совершенствовал эту свою способность и использовал ее при написании своих книг.

Alex Dragon: А вот про эйдетичесую память я не знал. Можно сылочку на текст, в котором про это рассказывалось?

Кай: Молодежная гуманистическая газета "Солнечный ветер" №2 (5) 2005, стр. 1-2. Саму ссылку на файл можно найти в инете. Статья называется "Как создавался "Час Быка". Это очень интересный материал о творчестве Ивана Ефремова.

A.K.: Как создавался "Час Быка"

Сат-Ок: Кай, мы знакомы? Если нет, то поделитесь социально значимой информацией: где вы нашли многострадальный "Солнечный ветер"?



полная версия страницы