Форум » ЖЗЛ » Артур Кларк » Ответить

Артур Кларк

Александр Гор: Умер. Вот так...

Ответов - 14

Alex Dragon: Ещё один классик ушёл.

A.K.: "В 1956 году Кларк перебрался в Шри-Ланку, а впоследствии получил гражданство Шри-Ланки. В последние годы жизни Артур Кларк жил в Коломбо. Там он участвовал в создании серии телепередач, посвященных легендам и мифам современности. На праздновании своего 90-летнего юбилея Кларк высказал три пожелания: чтобы а Шри-Ланке прекратилась гражданская война, чтобы мировое сообщество перешло на экологически чистое топливо и чтобы были найдены доказательства существования внеземной жизни" - http://regions.ru/news/2131241/ А ещё непосредственно с ним связан проект seti@home, я как участник проекта даже письма, подписанные Кларком, получал...

Трак Тор: В декабре я для прикола ввел Кларка в действие фэнези, и неск дней много думал о нем... Вот не ожидал, что это будет последнее соприкосновение при его жизни.


Сат-Ок: Один из последних могикан... Ценю сэра Кларка больше других западных фантастов. Спасибо ему.

A.K.: Перевод Ларисы Михайловой http://noogen.narod.ru/iefremov/about/larisa.htm 12.09.68 Уважаемый д-р Ефремов, Я был чрезвычайно рад получить Ваше письмо - и надеюсь, Вы сможете прочесть этот ответ. Сейчас я нахожусь с лекционным туром в Соединенных Штатах и не имею доступа к печатной машинке. Вернусь домой на Цейлон, увы, не раньше декабря! Сегодня я послал Вам «Космическую одиссею». Фильм имеет потрясающий успех. Его показывали в Вене на конференции ООН по проблемам космоса, и позднее он неоднократно демонстрировался вновь. Космонавт Леонов сказал мне, что чувствует себя так, будто побывал в космосе дважды! Кстати, вчера я присутствовал при запуске «Апоплона-7» на мысе Кеннеди - потрясающее зрелище. В Москве уже состоялся просмотр «Космической одиссеи» в узком кругу - и я надеюсь, что когда-нибудь этот фильм выйдет в Советском Союзе на широкий экран. Кажется, он произвел неизгладимое впечатление на делегатов в Вене: доктор Масевич рассказывала мне, как сильно ей понравилась картина. Однако лишенные воображения и консервативно настроенные инженеры и ученые чуть ли не возненавидели этот фильм! Завтра здесь открывается Конгресс международной авиационной федерации, и я снова увижу Седова, Газенко, Михайловича и др. Надеюсь, мое следующее письмо будет отпечатано на машинке!! (и будет длиннее!) Пожалуйста, извините мою поспешность. С наилучшими пожеланиями, Артур Кларк. 7/5, Грегориз Роуд, Коломбо 7, Цейлон. 28 июня 1969 года. Уважаемый профессор Ефремов, Я был невероятно рад получить Ваше письмо от 15 июня, которое застало меня буквально накануне моего отъезда на запуск «Аполлона-11». Я присутствовал и при запуске «Аполлона-10» - изумительное зрелище - и теперь вновь лечу в США для подготовки передач об "Аполлоне-11" для телевидения. Мы будем регулярно выходить в эфир во все время пребывания космического аппарата на Луне. Затем я отправлюсь в лекционный тур по Соединенным Штатам и вернусь домой только в декабре, однако планирую пробыть здесь всю зиму и, начиная с 1970 года, большую часть времени проводить в Цейлоне. Но, в любом случае, письма мне всегда будут пересылаться. Меня заинтриговала Ваша реакция на «2001», и могу Вас заверить - она весьма необычна! Благодаря своему духовному контексту, вызвавшему неимоверное количество дискуссий, картина, по сути дела, положила начало новой религии, - об этом фильме уже написана масса статей и даже книги! Он обращен к людям самых различных вероисповеданий -Католическое ведомство Ватикана по киноискусству на днях присудило ему свою высшую награду, а буддисты приняли его близко к сердцу из-за темы реинкарнации. На самом деле, многие люди сочли его первым поистине религиозным фильмом - именно по этой причине он подвергся нападкам со стороны материалистов! Так что я действительно удивлен Вашей реакцией, и мне остается только надеться, что у Вас еще будет шанс посмотреть его снова. Кстати, мы были в восторге, когда узнали, что наш фильм выбран в качестве официального участника от Соединенных Штатов в Московском кинофестивале, который состоится через месяц - а значит, вскоре у Вас появится еще одна возможность его посмотреть. Нас с Кубриком обоих буквально забросали письмами люди, предлагавшие свои интерпретации философского и религиозного аспектов фильма, - и теперь просто невозможно ответить им всем. Очень скоро выйдет сборник эссе, посвященный фильму, и я непременно перешлю Вам по почте экземпляр, когда буду в Соединенных Штатах. Прошлой ночью я посмотрел картину шестнадцатый раз (с премьер-министром Цейлона), а перед этим - в Нью-Йорке с генеральным секретарем У Таном. Впрочем, сколько я ее ни смотрю - такое впечатление, будто с каждым разом она становится только лучше; и я говорю это без самодовольства, поскольку успех фильма считаю в гораздо большей степени достижением Стэнли Кубрика, нежели своим собственным. Вы спрашиваете, есть ли различие между западным и русским восприятием, но, в сущности, Ваше же письмо доказывает обратное! Мне крайне редко встречались отзывы, подобные Вашему, среди западных коллег - впрочем, доктор Алла Масевич, которая, я уверен, является достойным членом партии, подошла ко мне после просмотра в Вене и рассказала, какое сильное впечатление произвело на нее философское содержание фильма! Кстати, Вам, вероятно, уже известно, что в Голливуде он завоевал четыре «Оскара» и, в соответствии с оценками мировой критики, был признан лучшим фильмом 1968 года. Об этом только что заявили итальянцы, и мне придется ехать в Рим для получения награды. (Я также слышал, что сам Папа Римский одобрил это решение!) Но, в любом случае, я очень рад, что Вы искренне выразили свои чувства, ибо друзьям должно так поступать даже в том случае, когда их мнения расходятся. Я надеюсь, что Вы пребываете в добром здравии и снова с нетерпением жду от Вас вестей. Как мы говорим по-английски, давайте вместе 20 июля «держать пальцы скрещенными наудачу». С наилучшими пожеланиями, искренне Ваш, Артур Кларк.

Трак Тор: Да, сколько удивительных совпадений. В 55-м ИАЕ просил И.И. Пузанова порекомендовать ему труд по географии Цейлона, а через 15 лет получал оттуда письма от Кларка.

Цитатник Мао: А в курсе кто, что его на Ланку понесло? Мне еще в детстве это необычным казалось. Он как-то высказывался по этому поводу?

A.K.: Цитатник Мао пишет: А в курсе кто, что его на Ланку понесло? Любил подводное плавание в тёплом море. Страдал полиомиелитом и часто был вынужден не вылезать из инвалидного кресла, а под водой чувствовал себя человеком. Помню в конце 70-х начале 80-х интервью с ним в новостях по ТВ. Запомнил финальную фразу: "Я являюсь противником капиталистического строя", при этом взгляд был устремлён куда-то в морскую даль, а на губах играла тёплая улыбка.

Трак Тор: A.K. пишет: Запомнил финальную фразу: "Я являюсь противником капиталистического строя" Да, это характерно для ученых, особенно аэрокосмических областей. Он ведь был председателем Британского межпланетного общества, летчиком, инженером с физмат образованием, автором идеи системы спутников связи на геостационарных орбитах.

A.K.: Трак Тор пишет: автором идеи системы спутников связи на геостационарных орбитах. И в романе "Фонтаны рая" развил эту идею до "космического лифта". М.С.Листов рассказал историю, как к нему домой как-то поздно вечером завалились космонавт В.И. Севастьянов и главред "Техники-молодёжи" В.Д. Захарченко и говорят: - Василия Дмитриевича снимают за то, что в "ТМ" публикуется роман Кларка "Фонтаны рая", где что ни русская фамилия, то обязательно какой-нибудь диссидент, уехавший на Запад" (точно не знаю, так ли это на самом деле. - А.К.). Мстислав Степанович звонит легендарной лётчице В.С. Гризодубовой (а ей можно было звонить по делу в любое время суток): - Валентина Степановна, спасайте Захарченко! - Приезжайте, - отвечает Валентина Степановна. Приехли, рассказали. Гризодубова снимает трубку, звонит прямиком к Черненко и говорит ему: - Вы что, считаете, что главный редактор "ТМ" должен знать пофамильно всех удравших на Запад диссидентов?! Черненко почесал в затылке и сказал, что, да, мол, не должен, дали маху. И В.Д. Захарченко остался главредом ТМ.

Евгений А.: Я часто пречитываю "Город и звезды" - каждый раз убеждаясь, что человеку нужно больше, чем "светлое будущее", где и в полнейшем изобилии и бессмертии он опять будет искать смысл жизни. И реже - невероятную вещь "Конец детства", где он выходит в такие дали воображения, куда не заходил и Ефремов... По Кларку, наше телесное будущее - это лишь конец детства Хомо Сапиенс в привычном нам виде и качестве, а Земля - лишь его грубая колыбель. Подобный переход человечества показан и в мрачной трилогии В. Сорокина "Лед - Путь Бро - 23000", но Кларк был и останется великим суперромантиком - предрекшим людям миссию богов в буквальном смысле: "Любая достаточно развитая технология неотличима от магии." (с) Нам теперь остается медитировать над этими словами без сэра Артура, вечная ему память! В беззвучном взрыве света ядро Земли выпустило на волю потаенные запасы энергии. Недолгое время гравитационные волны пересекали во всех направлениях Солнечную систему, чуть колебля орбиты планет. И опять оставшиеся дети Солнца двинулись извечными своими путями, как по безмятежному озеру выплывают пробки из чуть заметной ряби от брошенного камня. От Земли не осталось ничего. "Те" высосали всю ее плоть до последнего атома. Она питала их в час непостижимого, неистового преображения, как плоть пшеничного зерна кормит малый росток, когда он тянется к Солнцу... Arthur C. Clarke - Childhood's End (1953) - Pan Books Ltd London 1956 http://lib.ru/KLARK/childho.txt

Коллега Пруль: A.K. пишет: Василия Дмитриевича снимают за то, что в "ТМ" публикуется роман Кларка "Фонтаны рая", где что ни русская фамилия, то обязательно какой-нибудь диссидент, уехавший на Запад" Однако через четыре года Захарченко всё же сняли за то, что он начал публикацию романа Кларка «2010: Одиссея-2», который был посвящён двум великим русским — Леонову и Сахарову. Несмотря на то, что все упоминания о Сахарове был вырезаны.

Евгений А.: Статья о фильме Стенли Кубрика «2001: Космическая одиссея»: http://mars-x.ru/cgi-bin/kino/view.cgi?id=2&cat_id=1&print=1

A.K.: Три закона Кларка: 1. Когда уважаемый, но пожилой ученый утверждает, возможность чего-либо — он почти всегда прав. Однако, утверждая его невозможность, — он скорее всего неправ. 2. Единственный способ определить границы возможного — углубиться в невозможное. 3 Любая достаточно высокоразвитая технология неотличима от волшебства. Журнал "Сверхновая", № 22-23. http://www.snovasf.com/Mikhaylova%20Clarke%201.html



полная версия страницы