Форум » ЖЗЛ » Алексей Федорович Лосев » Ответить

Алексей Федорович Лосев

Ex-Zyx: http://zavtra.ru/blogs/losev_podvizhnik_vechnosti?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com ...Три формы единого процесса познания (получения, хранения, преобразования и трансляции информации): предметно-логическое (объект-объектное), эстетическое (субъект-объектное) и этическое (субъект-субъектное), — а также принципы взаимодействия между ними. Предметно-логическое познание – самая фундаментальная, самая широкая и относительно "спокойная" область человеческой деятельности: действие равно противодействию, скорость света в вакууме постоянна, при сжигании водорода образуется вода, по одной кости восстанавливается полный скелет животного, а по форме каменных орудий определяется эпоха, в которую они созданы. Оно касается познания человеком объект-объектных отношений, т.е. взаимодействий между объектами, процессами, явлениями, взятыми в отношении друг к другу и к самим себе. Иное дело – познание эстетическое, при котором некий объект не только представлен в ином объекте (например, бизон – в наскальном рисунке охрой и углем), но и взят в отношении к отражающему субъекту. Такое выделенное субъект-объектное отношение проявляется и в выборе значимых элементов (свойств) отражаемого объекта, и в воплощении этих свойств уже в иных отношениях, чем они даны в действительности. Тем самым искусство кладет начало очеловечиванию мира, уже познанного в предметно-логической деятельности. "Все сущее – вочеловечить!" – слегка измененные стихи Александра Блока явственно выражают суть эстетического познания. Наконец, этическая форма познания охватывает субъект-субъектные отношения, возникающие в том случае, если объект познания в процессе взаимодействия с ним проявляет свойства, которые могут быть присущи только субъекту. Здесь необходимо отметить, что набор таких свойств и качеств исторически изменчив, а человеческая деятельность в этой сфере приобретает характер поведения (и ритуала). Отношения, связи и взаимодействия, которые возникают между тремя этими формами познания, равно как и объём освоенной ими действительности, являются специфическими характеристиками любой человеческой общности и составляют понятие "культуры". Продолжая тему "сократовского круга", можно изобразить их в виде трех концентрических кругов, внешний из которых представляет предметно-логическую деятельность, внутренний — этическую, а промежуточный — эстетическую. Общий объём человеческого знания и, соответственно, граница познанного с непознанным определяются объёмом знания предметно-логического, а эстетика и этика следуют за ним. Но данный факт вовсе не означает, будто развитие этики всегда идет медленнее, чем развитие эстетики, а последней, в свою очередь, всегда медленнее, чем развитие предметно-логического знания. Такое положение верно лишь в принципе, в пределе, но не для каждого конкретного культурно-исторического сообщества. Напротив, даже в "отставании" этики от эстетики заложена возможность их ускоренного развития в определённые исторические периоды, ибо тем самым накапливается материал для такого ускорения. Все мы помним или хотя бы слышали термин "научно-техническая революция" — период ускоренного развития предметно-логического познания, временные пределы которого от конца 1968-1969 гг. можно при желании "дотянуть" в прошлое чуть ли не до эпохи Возрождения. Вряд ли кто-то будет сомневаться в том, что возникновение христианства (и ислама) было своего рода "этической революцией", то есть периодом ускоренного развития этического познания. Следовательно, в истории человечества и в истории конкретных человеческих сообществ должны иметь место и "эстетические революции". Лосев, создавший восьмитомную "Историю античной эстетики" и даже однотомную "Эстетику Возрождения", по сути, изучал проблематику "эстетических революций" прошлого. Поскольку современное человечество после "точки катастрофы" 1968-1969 гг., по всем признакам, вступило в переходный период от "эпохи НТР" к эпохе новой "эстетической революции", значение творчества Алексея Фёдоровича (как и творчества Бахтина, и творчества Ильенкова) для России и всего мира в обозримой перспективе будет только расти и становиться всё актуальнее.

Ответов - 0



полная версия страницы