Форум » ЖЗЛ » Н.К. Рерих » Ответить

Н.К. Рерих

dmk77: Найдены 10 полотен Рериха [more] С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха Сотрудники посольства России в Хорватии обнаружили в местном музее 10 картин Николая Рериха, которые считались утерянными. Среди них авторские копии "Паринирваны", "Языческой Руси", "Приказа учителя". По словам посла России в Хорватии Анвара Азимова, эти работы с согласия художника в конце 1930-х перевезли в Хорватию, где проходила выставка Рериха. После ее окончания, работы решили оставить в музее на какое-то время. А после войны про них вообще забыли. Сейчас полотна хотят вернуть на родину, в какую из коллекций - неизвестно. ПариНирвана # 28, 1935(1936?). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Паринирвана - в буддизме окончательная нирвана, которая может быть достигнута обычно лишь после физической смерти существа, достигшего полного просветления. Идолы. Эскиз, 1901. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Поступил в 1910 г. от княгини М. К. Тенишевой. Изображено языческое капище вокруг большого камня у реки. Центральный большой идол с рогом поставлен спиной, за ним просматривается идол со вставными глазами. Справа спиной к зрителю возвышается изваяние по типу статуэтки из Кличевана. Ближний к реке идол напоминает половецкое изваяние с сомкнутыми на животе руками. Крайний левый идол неопределенного облика, похожий и на половецкое изваяние и на идол Макоши с опущенными руками северных полотенечных вышивок Николай Рерих (1874-1947) - русский художник и философ-мистик. Родился в Петербурге, много путешествовал. Был действительным членом Югославской академии наук и художеств в Загребе. Наследие Н.К. Рериха многогранно, оно представлено произведениями станковой, театрально-декорационной, а также монументальной живописи. На сегодняшний день насчитывается более 7 000 работ Рериха - картин, мозаик, фресок, набросков, эскизов декораций. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, на законодательном уровне закрепившего охрану и защиту памятников культуры во всем мире; основатель интернациональных культурных движений "Мир через культуру" и "Знамя Мира". Приказ Учителя (Завет Учителя), 1947. Государственный музей искусства народов Востока, Москва* * "Родная" картинка почему-то не отображается; вставлю из другого источника; но первичную ссылку на всякий случай тоже оставлю: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=326&size=3 На переднем плане картины изображён человек, сидящий на краю горного ущелья. Белый лобнор - горный орёл, приносит ему весть от его учителя. "Белый орёл является символом вестника, несущего приказ о добром спешном деле на пользу людям" (Н.К.Рерих). Вдали виднеется силуэт горы, похожей на Белуху, которая зовёт в дорогу. Очертания её вершин полностью соответствуют виду, открывающемуся с каньона Ак-Кем. Музей народов Востока надеется получить эти картины в свою экспозицию.[/more]

Ответов - 11

A.K.: "О, сколько нам открытий чудных!.."

dmk77: Рерих, от которого меня не тошнит (образца 1910 года) Статья, если честно, средненькая: излишне пафосное название (полагаю, что Рериху - как и Моне Лизе, хоть ему "годков и поменьше" - уже можно "самому выбирать - нравиться или нет"), содержание слишком уж отдаёт вкусовщиной в купе с безапелляционностью (мимоходом - ничем не обоснованной!) суждений (ранний - мил, поздний - в "Сектоведение") и т.п., но рисунки - хороши! Итак, в 1909 году Филадельф Геннадьевич Бажанов - директор-распорядитель «Торгово-Промышленным товариществом Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной», потомственный почетный гражданин, петербургский купец Первой гильдии, пожизненный член Русского Собрания, председатель Правления Триумфальной мануфактуры и Петербургского общества взаимного кредита и т.д., в общем, такой дореволюционный олигарх, решил построить себе дом в Петербурге. И пригласил самых модных художников. Рерих украсил ему Большую столовую своим "Богатырским фризом" (ныне в Русском музее). upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7a/Sadko_by_N.Roerich_(1910).jpg Картины опоясывали комнату фризом под потолком, вот как на этом старинном фото. upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e9/Bazhanov_Building_-_Bogatyrs_friso_(4).jpg Итак, по порядку: "Баян" и "Витязь" обрамляли балкон. Целиком вида этой стены не нашла, увы, вот левый край. upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/27/Bazhanov_Building_-_Bogatyrs_friso_(3).jpg Потом Вольга Святославич и Микула Селянинович (об эпохальной встрече этих богатырей я писала отдельно). upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d8/Volga_by_N.Roerich_(1910).jpg upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Mikula_by_N.Roerich_(1910).jpg upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e9/Bazhanov_Building_-_Bogatyrs_friso_(4).jpg upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c8/Bazhanov_Building_-_Bogatyrs_friso_(6).jpg[/img] Затем, над входом в комнату, "Садко" - самая длинная панель. upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7a/Sadko_by_N.Roerich_(1910).jpg upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2b/Bazhanov_Building_-_Bogatyrs_friso_(5%).jpg С закрытыми дверьми. upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dc/Bazhanov_Building_-_Bogatyrs_friso_(2).jpg Дальше "Илья Муромец" Это репродукция картины (фиговая) upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c0/Ilya_Muromets_by_N.Roerich_(1910).jpg А вот крупная репродукция эскиза темперой из частной коллекции. Текстура классная. upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e7/Ilya_Muromets_by_N.Roerich_(1910)_sketch%2C_priv.coll.jpg Дальше "Соловей-Разбойник" upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/56/Solovey-Razboynik_by_N.Roerich_(1910).jpg между ними над окном "Город" upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c0/Ilya_Muromets_by_N.Roerich_(1910).jpg upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/56/Solovey-Razboynik_by_N.Roerich_(1910).jpg upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/27/Bazhanov_Building_-_Bogatyrs_friso_(3).jpg Всего больших сюжетных панно 7 шт, плюс еще 12 декоративных панно поменьше, включая "Город" (остальные - отделка откосов окон). Отдельных их репродукций я не нашла, но на выставке Рериха в Русском музее было выставлено несколько штук, судя по фото. Сейчас эти помещения занимает Детская библиотека истории и культуры Петербурга. Жалко, что интерьер не восстановить (хотя бы копии Рериха поместить бы там...) Вот эта стена голая. А вот еще в этом доме был камин про Вольгу и Микулы работы Врубеля. Его выламывать не стали, он остался на месте. upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e0/Камин_"Вольга_Святославич_и_Микула_Селянинович"_в_доме_Бажанова.jpg upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fe/Bazhanov_Building_-_Volga_and_Mikula_fireplace_(2).jpg Дом находится в Питере, ул. Марата, 72 upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ec/Марат72_(11).JPG Про дом на Википедии. ru.wikipedia.org/wiki/Дом_Бажанова В настроении действительно есть что-то такое Билибинское.

anton_: Человек, позиционирующий себя если не искусствоведом, то, по крайней мере, увлекающимся искусством, и не знающий при этом про ранние работы Рериха - это сильнО. Поскольку этот самый "богатырский цикл" сейчас только в детские книжки не вставляют. (А точнее - уже вставляют.) Ну, а если говорить о самом художнике, то можно сказать одно: вся жизнь Рериха - это непрерывный поиск смысла живописи в новую эпоху. В эпоху фотографии и полиграфии, когда точное изображение человека или природы потеряло свою утилитарную ценность. А значит - основная задача, реализуемая художниками веками (нарисовать картину, хе-хе), оказалась ненужна. В этой ситуации многие ушли в т.н. "абстракционизм", пытаясь "нарисовать движение" (что тоже оказалось ненужным, ибо появился кинематограф), мысли, чувства и абстракции. Но этот путь так же вел в тупик - и выродился в пресловутый "акционизм", не являющийся уже ни на малую долю искусством. Ререх же, похоже, пошел иным путем - а именно, стал "рисовать то, чего нет". Т.е., переместил акцент с формы на содержание. И в этом оказался первооткрывателем нового пути. Правда, судя по всему, НКР сам не понял, что сделал - все-таки, "классическая школа" продолжала довлеть над ним. Но начало было положено...


Alex Dragon: Ну не сказал бы, что «основная задача, реализуемая художниками веками (нарисовать картину, хе-хе)» была для них действительно основной. Всё-таки живопись как буквальное воспроизведение реальности и суррогат фотографии за неимением оной вплоть до её изобретения — это веяния и требования Нового времени. А бОльшую часть как минимум писанной истории, проблема фотографически точного отображения никогда не стояла. Вон, взять средневековое искусство — там ведь дело не только в незнании закона перспективы, а оно им, в общем, не нужно было — они рисовали о другом. Да и античная скульптура, к примеру, тоже больше воплощала некий идеал, чем старалась натурально отобразить действительность. Так что для художника появление фотографии ну вот вовсе не было проблемой. Разве что в техническом смысле конкуренция ремесленнику, занимавшемуся некоторыми прикладными видами.

dmk77: anton_ пишет: Человек, позиционирующий себя если не искусствоведом, то, по крайней мере, увлекающимся искусством, и не знающий при этом про ранние работы Рериха - это сильнО. Если про автора статьи - то не знаю, как она себя позиционирует, но из контекста у меня, например, сложилось впечатление, что эти ранние работы ей просто нравятся (в отличие от более поздних), но "открытием" не являются. Поскольку этот самый "богатырский цикл" сейчас только в детские книжки не вставляют. (А точнее - уже вставляют.) Каюсь - не видел. А в какие именно, не подскажете? anton_ пишет: В эпоху фотографии и полиграфии, когда точное изображение человека или природы потеряло свою утилитарную ценность. Остаётся только согласиться с предыдущим оратором: Alex Dragon пишет: бОльшую часть как минимум писанной истории, проблема фотографически точного отображения никогда не стояла. Ререх же, похоже, пошел иным путем - а именно, стал "рисовать то, чего нет". Т.е., переместил акцент с формы на содержание. И в этом оказался первооткрывателем нового пути. Мысль интересная, но вряд ли верная. Попытки нарисовать "то, чего нет" пожалуй вообще появились очень задолго до правдоподобного изображения. "Игра красками" - главный позднерериховский приём - был тоже к этому времени неоднократно опробован импрессионистами. Так что Рерих - несомненно оригинальный, интересный и сильный художник, но первооткрыватель...

anton_: Alex Dragon пишет: Вон, взять средневековое искусство — там ведь дело не только в незнании закона перспективы, а оно им, в общем, не нужно было — они рисовали о другом. Да и античная скульптура, к примеру, тоже больше воплощала некий идеал, чем старалась натурально отобразить действительность. Да, согласен - Рерих не открывал, а переоткрывал идею "изображения того, чего нет". Как, впрочем, и многие его современники. Но, ИМХО, после более чем двух столетий господства "академизма" это переоткрытие дорого стоит - как-никак, новый виток спирали развития. Правда, к сожалению, в полной мере этот "виток" так и не развернулся - идея объединения художника и мыслителя, характерная для НКР, затухла. (Надеюсь, что временно.)

A.K.: У раннего Рериха есть вещь, которую считают провидческой. "Три короны" - картина 1914 года. Три витязя скрестили мечи, а в небе уплывают на закат три белых облачка, слегка похожие на короны. Три империи подписали себе приговор.

Iu: "изображения того, чего нет" )) А ведь многие и до сих пор верят, что чего-то в мире да и нету

A.K.: «После окончания «Литературного наследия Н. Рериха» я занялся составлением библиографии о нём, а на очереди стоит и «Хроника жизни». Материалов собрано много. И мне очень хотелось поговорить с Вами о возможности их использования. Было бы хорошо создать книгу типа «Жизнь замечательных людей» или написать о Николае Константиновиче популярную книгу в ином жанре». - П.Ф. Беликов - И.А. Ефремову, 16.03.1966 «Я с большим удовольствием, более того, считая своим долгом, поговорю с Вами о материалах и помогу любым советом или, если понадобится, письмом. Очень хочется, чтобы книга о Николае Константиновиче обязательно появилась в любом виде и жанре, и все мы, любящие его, должны помочь Вам в этом. Время идёт быстро — и скоро у нас останется совсем мало людей, знавших лично Николая Константиновича или даже представляющих себе во всём объёме его гигантскую личность». - И.А. Ефремов - П.Ф. Беликову, 3.04.1966 «Я очень серьёзно подумываю о книге в серии «Жизнь замечательных людей». В основу надо положить подлинный материал — он занимательнее всяких выдумок. Материала для книги у меня достаточно. Может быть, только по самому первому периоду надо будет заглянуть в некоторые наши архивы. Весь вопрос в авторе. Я бы охотно вошёл с кем-либо в соавторство, причём на основании имеющихся у меня материалов полностью написал бы черновой вариант книги. Я вёл по этому вопросу переговоры с В. П. Князевой, написавшей монографию о Н. К.» - П.Ф. Беликов - И.А. Ефремову, 24.05.1966 «Видел в плане «Молодой гвардии» Вашу с Князевой книгу.2 Очень хорошо!» - И.А. Ефремов - П.Ф. Беликову, 10.03.1969 «Я надеюсь в октябре или ноябре быть в Москве с готовой рукописью в ЖЗЛ». - П.Ф. Беликов - И.А. Ефремову, 9.08.1969 «С огорчением узнал, что Вы приезжали в Москву в то время, когда я оказался в санатории. Жаль, что не удалось встретиться(...) Как Ваши дела с книгой об НКР? Не надо ли в чём помочь или узнать? Напишите только, и, хоть ограничен в возможностях, может, кое в чём смогу помочь» . - И.А. Ефремов - П.Ф. Беликову, 25.09.1970 «Предстоит окончательное редактирование книги о Н. К. Р. в серии ЖЗЛ. Редактор (А. И. Ефимов) сказал, что придётся или мне приехать в Москву, или он приедет в Таллин, чтобы лично договариваться о некоторых положениях и оценках. Рукопись, конечно, не без боя, постепенно продвигается. Когда договорюсь с редактором относительно текста, важно будет форсировать сроки. Главного редактора, который заменил Ю. Короткова, я не знаю. Надеюсь, что искусственных задержек создавать не станут, но к тексту отнесутся с большой «требовательностью». - П.Ф. Беликов - И.А. Ефремову, 3.10.1970 «Неделю тому назад откорректировал уже в гранках книгу в серию «Жизнь замечательных людей». Обещали, что в первом квартале 1972 года уже выпустят из печати, но верится с трудом, что так скоро». - П.Ф. Беликов - И.А. Ефремову, 17.12.1971 Книга вышла в 1972 г. тиражом 150 тыс. экз., мгновенно разлетелась и была переиздана в 1973.

Ex-Zyx: 15 максим от Рериха: https://yogajournal.ru/conscious/philosophy/15-tsitat-nikolaya-rerikha-ot-kotorykh-tverdeet-dukh/ Более всего понравились 7, 9, 14...

Анатолий Эн: Ex-Zyx пишет:Более всего понравилисьНет наверное важнейшей: "Мальчик, вниз не смотри!"



полная версия страницы