Форум » ЖЗЛ » И. А. Ефремов (продолжение) » Ответить

И. А. Ефремов (продолжение)

A.K.: А. Константинов. СВЕТОЗАРНЫЙ МОСТ Н. Смирнов. КОСМИЗМ ИВАНА ЕФРЕМОВА

Ответов - 94, стр: 1 2 3 All

Сат-Ок: Прямой эфир на телевидении Томилино. Во вставках, конечно, есть неточности, да и прервали нас на полуслове, не дав мысль закончить, но в целом для популяризации ИАЕ хорошо.

Ex-Zyx: Потрясающе! "Очевидное - Невероятное" нервно курит в углу останкинского телецентра. Вспахали на совесть! Особенно поразил томилинский градоначальник, которому в 7 лет прочитали ТуА... Когда (по времени суток) был эфир и с каким зрительским охватом? Были ли ретрансляции по другим каналам? ...Томилино вообще-то сразу ассоциируется с "Тучкой золотой" Приставкина - там начинается действие книги, основанное на военном детстве самого Приставкина. Инфернальном сиротском детстве... Действительно самое цивилизационно важное - вера в себя и доверие к ближнему. Мы тогда выстояли именно этим.

Alex Dragon: Отчего только Арманд Денис стал канадцем? Он бельгиец по происхождению. А вообще — типичный «гражданин мира».


Сат-Ок: Alex Dragon пишет: Отчего только Арманд Денис стал канадцем? Ложная ассоциация с Джигаром, кот. вытащил из фондов этот фильм. Как Паганель, помнишь: "Алан... Зелан..." Ex-Zyx пишет: Потрясающе! "Очевидное - Невероятное" нервно курит в углу останкинского телецентра. Вспахали на совесть! Особенно поразил томилинский градоначальник, которому в 7 лет прочитали ТуА... Когда (по времени суток) был эфир и с каким зрительским охватом? Были ли ретрансляции по другим каналам? С 8 до 10 вечера. Ретрансляций не было, зато вот на ютуб выложили. Да, Вадим Юрьевич - ну очень дельный. И тонкие моменты схватывает и структурирует что надо. Интересно: выложил ссылку на Фантлабе, туда приполз немедленно хейтер Шикарев, начал ёрничать о скромности и модер ссылку немедленно стёр с диагнозом: абстрактным передачам тут не место. Или некомпетентен, или злонамерен. Даже выяснять не хочу.

A.K.: А.И.Фурсов и В.А.Ефимов о книгах Ефремова: https://www.youtube.com/watch?t=164&v=ghyyLCMnDvo

Сат-Ок: Фурсов и ЖЗЛ оченно приветствовал - специально заострил на этом внимание во время одного выступления. И в его списке книг, рекомендованных к прочтению, она есть.

Сат-Ок: Сегодняшнее... Телеканал "День-ТВ". https://www.youtube.com/watch?v=5j3-ym93Ins

Сат-Ок: И так можно: https://docviewer.yandex.ru/?uid=17920528&url=ya-mail%3A%2F%2F158188936911414973%2F1.2&name=tais-afinskaya-v-romane-i-efremova-parallaksnyy-vzglyad-na-pervozdannuyu-telesnost.pdf&c=56fae9fd9283

Сат-Ок: ...И эдак: http://www.oracle-today.ru/articles/71146/

Сат-Ок: ...И ещё разэдак: http://liternet.bg/publish23/i_zaharieva/ivan-efremov.htm

Сат-Ок: ...И вот ещё как: http://www.serann.ru/content/doroga-po-lezviyu-britvy

Сат-Ок: https://www.youtube.com/watch?v=0y7AUrzczBg

Сат-Ок: В копилку позитива: https://www.youtube.com/watch?v=fseXpZesHhI

Сат-Ок: Бюллетень-За-Сталина: Сегодня к Ефремову интенсивно липнут не только либералы, но и троцкисты. Эта «новая струя» антисоветизма ярко продемонстрирована неким Н. Смирновым, активно паразитирующим последние годы на творческом наследии И. А. Ефремова. Этим деятелем вкупе с супругой выпущена биография Ивана Антоновича (в серии ЖЗЛ), а также объемный сборник его писем. В первом «произведении, излагая факты из жизни Ефремова, Смирнов с Ереминой активно разбавляют его собственными комментариями, сплошь и рядом антисталинскими. Демонстрация якобы ефремовского антисталинизма сочетается у наших новоявленных троцкистов с интеллектуальным убожеством. Так, например, они утверждают, что первая часть дилогии «На краю Ойкумены» («Путешествие Баурджеда») не была опубликована при жизни Сталина, т.к. редактора усмотрели в образе фараона Хафры сходство со Сталиным! Правда, в чем Хафра (Хефрен) «напоминал» Сталина, «писатели» не конкретизируют – надо полагать, Сталин, как и Хафра, посвятил всю свою жизнь построению собственной пирамиды, а всем остальным интересовался лишь в стремлении к обогащению… В истории с двумя письмам Ефремова к Сталину Смирнов с Ереминой утверждают, что второе письмо (как и первое, касающееся Палеонтологического института), не было отослано, т.к. его автор, якобы, испугался за судьбу собственных сотрудников! Дескать, репрессируют их за письмо, написанное начальником (кто, когда и кого репрессировал за письма, написанные Сталину?). И это после того, как вопрос о помещении, поднятый Ефремов в первом письме, был решен Сталиным – и решен положительно! К слову: проштудировав толстенный том ефремовской переписки, собранной упомянутыми авторами, мы не нашли в ней АБСОЛЮТНО НИЧЕГО антисталинского! Может быть, мы невнимательно читали? Троцкисты ссылаются на высказывания Ефремова, якобы засвидетельствованные некими очевидцами… В связи с этим вспоминается знаменитая фраза: «Врет, как очевидец»… В хрущевские – как и в горбачевские – времена кто только – и чего только! – не «навспоминал»! В дискуссии по поводу отмеченных ляпсусов Смирнов, ничтоже сумняшеся, заявил, что Ефремов не мог любить Сталина, т.к. многие его коллеги и друзья «были репрессированы»! Но Ефремов же не Смирнов! Он наверняка понимал, что «быть репрессированным» и «быть невинно репрессированным» - далеко не одно и то же. И если какие-то знакомые Ефремова была причастны к многочисленным антисоветским заговорам 30-х годов – что же было делать органам НКВД? Закрывать на это глаза – по причине того, что данные персонажи – друзья Ивана Антоновича? Вот у Молотова жена, скажем, была репрессирована – но он же не возненавидел Сталина! Потому как понимал, что и почему… Часто изображают Торманс («Час Быка») пародией на Советское общество. Впрочем, для тех, кто жил в СССР подобно рода сравнения выглядят абсурдом. Где на Тормансе хоть какая-нибудь (я уже не говорю о коммунистической) идеология? Где трудовые подвиги, трудовой энтузиазм, культ человека-труженика? Где расцвет науки, литературы, искусства? Где коллективизм советского человека, его готовность помочь страждущему – отдав, порой, самое необходимое? Или этого не было? Ну-ну… Надо быть, извините, идиотом, чтобы равнять Торманс со сталинским СССР! Кстати, роман «Час Быка» был издан уже в начале 70-х при активной поддержке тогдашнего министра культуры СССР Демичева, а изъят из библиотек (не запрещен, а всего лишь изъят) в результате закулисным интриг в верхушке партноменклатуры. Никто Ефремову никаких обвинений в антисоветизме в связи с этим не предъявлял! Сколько еще всякая троцкистская сволочь – в союзе с либерастами! – будет порочить КОММУНИСТА Ефремова? 17 апр в 6:28 Валентина Новикова Бюллетень-За-Сталина, я попыталась спорить со Смирновым, попыталась показать ему, что прежде чем браться за столь огромную фигуру как И.А.Ефремов не грех бы сначала изучить наш советский период, чтобы яснее увидеть идеи Ефремова, и полноценней понять его великий вклад в развитие идеи коммунизма. Но, Н.Смирнов отрицает свой антисоветизм, при этом остается ярым антисталинистом. Он, увы, не желает учить нашу историю, демонстрируя узость своих взглядов, тем самым обесценивая и извращая идеи И.А.Ефремова. К сожалению не он один. Да и с логикой у троцкистов и неучей хиловато - коли Ефремов по их словам был антисталинист, то почему же после его смерти хрущевское КГБ так хамски устроило обыск-погром в его квартире? а потом и в их гнилой оттепели попыталось сделать всё, чтобы замолчать И.А.Ефремова, на первое место пихая только антисоветчиков Стругацких. Даже Дм.Быков так поверхностно не характеризует И.А.Ефремова, как это делает со своей женой Н.Смирнов. Наша мелкотравчатая горе-интеллигенция, видя возрастающую популярность наследия Ефремова, решила присвоить себе, стараясь втолкнуть его в свои куцые рамки. Смешно на это смотреть, и слушать их жалкие потуги. На одном из обсуждений теории инволюции А.Белова (палеонтолога), который является почитателем И.А.Ефремова опять некоторые господа начали лепить из него антисоветчика, но есть еще здравые люди, которые ставят таких недорослей на место.👇 см. с 1.25.57. 1:56:24 17 апр в 7:43 Бюллетеню-Зе-Сталине Бюллетень-За-Сталина Сталинский-Блок-Красноярья Троцкисты всегда были маргиналами-сектантами, и маргиналами-сектантами так навсегда и останутся. Но вот видите, это ничтожество пытается примазаться к великим людям. выдать за их взгляды свое убогое мнение... Я с ним не стал даже дискутировать, ибо он потребовал (в грубой форме), чтобы я обратился к нему лично. Типичный московский сноб, с множеством комплексов... А с его сторонницей (Юлия Обухова) у меня произошел спор - она доказывала, что в "Часе Быка" Ефремов не уверен, произошло ли общество Торманса от олигархического капитализма или от "муравьиного лжесоциализма" (при всем уважении к ИАЕ, что-то мне этот термин не нравится). Что, дескать, я невнимательно читаю. В ответ я привел цитату страницей ниже - все-таки от госкапитализма, "т.к. в нем сохранились остатки религии". В ответ эта подруга поспешила закончить дискуссию, обвинив меня в невнимательном чтении - дескать выше высказано сомнение. Но ведь нигде в романе Ефремов не называет тормансианское общество "лжесоциализмом", везде - только госкапитализмом. Но эти господа (товарищами назвать их не могу) не умеют вести полноценных дискуссий! 17 апр в 9:16 Геннадий Сурдин Жесткое противостояние. Отношения "Ефремов и Сталин" - интересная тема, отношение Сталина к личности Ефремова и его вклада более или менее понятно, раз последний лауреат сталинской премии. Я полагаю, что в указанном случае могло бы свидетельствовать об отношении Ефремова к Сталину непосредственное его высказывание, на должном уровне зафиксированное. Таковых, насколько я полагаю, нет ни в один из периодов жизни. Ни положительных, ни отрицательных оценок. Остаются только предположения его почитателей) Мне нравится сегодня в 4:47

Alex Dragon: Ка-аки-ие пер-р-рлы! В мемориз. Коля, поздравляю. Ладно там репутация рерихнутых и всё такое, но в одну компанию со Львом Давыдовичем — далеко пойдём!

Сат-Ок: Ну, дебилоиды рептилоиды со всех сторон окружили хрупкое пристанище разума :)))

Ex-Zyx: Воинствующая инфернальность...

Iu: ЦИТАТА: Воинствующая инфернальность... ))) the only noise that disturbs the tranquillity of my rural life

Александр Гор: Сат-Ок пишет: хрупкое пристанище разума Осталось только... его найти.

Iu: ЦИТАТА: со всех сторон окружили хрупкое пристанище разума ))) Представьте себе металический стержень в пространстве - так это путь эволюции предначертанный ДУХОМ, А вот вдоль этого стержня летит шарик нашей цивилизации - летит летит и отклоняется в разные стороны. Управление шариком берут разные группы людей. Кто влево, кто вправо, кто вниз, кто вверх, Кто-то как Ефремов делает это довольно плавно беря цель в необозримое далеко, а вот нетерпеливые либералы делают резкий крен вправо намереваясь тут и сейчас исправить ЛЕВУЮ погрешность, да еще и НАВСЕГДА - и они как-бы правы, но даже теоретически ясно, что после этого выяснится факт, что также резко теперь придется брать влево и получается такая дистурбация внутри звездолета, что всем пассажирам как-то становится не по-себе. Бесполезно искать тех, кто первым применил резкий поворот, ведь даже по диалектике наш полет происходит по спирали (эволюции), таким образом по феномену "стоящих часов" даже ДУРАКИ и ОТМОРОЗКИ в какой-то момент будут ПРАВЫ.

Александр Гор: Я поискал приведённую дискуссию... И не нашёл её! Зато, нашлось вот что! https://vk.com/video191520975_456239017 С большим уважением отношусь к Смирнову, считаю, что они с Ереминой проделали большую и очень нужную работу! Но! Откуда он взял "антисталинизм" Ефремова? <...> Сталин - "контрреволюционер"! Ага, а кто революционер? Троцкий и компания? Ты - коммунист, и ты - против Сталина, следовательно, ты - троцкист. Великолепный выбор для России и мира! Перманентная революция! Это - альтернатива Сталинскому СССР? А потом, из этой фразы развилась дискуссия не вполне осведомленных людей... Которую, похоже, стёрли... А где, ссылка-то?

A.K.: Не то плакать, не то смеяться.

A.K.: Бюллетень-За-Сталина пишет: Так, например, они утверждают, что первая часть дилогии «На краю Ойкумены» («Путешествие Баурджеда») не была опубликована при жизни Сталина, т.к. редактора усмотрели в образе фараона Хафры сходство со Сталиным! ... К слову: проштудировав толстенный том ефремовской переписки, собранной упомянутыми авторами, мы не нашли в ней АБСОЛЮТНО НИЧЕГО антисталинского!А они его вообще читали? Далее подчёркивания везде мои: «В эпоху культа личности «Путешествие Баурджеда» было забраковано редакторами и увидело свет лишь в 1953 году (обратите внимание на даты) — люди усмотрели там нежелательные параллели.» (Т.А.Чернышёвой, 10 июня 1960) «Об анализе «Туманности» (стр. 192 и др.) — мне кажется, что не стоит, как то советует БАВ, лупить других путём хвалы «Туманности». Эта тенденция ещё сильна в нашей литературе со сталинских времён, и Вы от неё не освободились.» (В.И.Дмитревскому, 29 марта 1961) «От этой рецензии за версту разит смрадом времён культа личности.» (Л.И.Хозацкому, 3 января 1962) «И если Вы отнеслись к этому как типичный служащий недоброй памяти эпохи, то это тоже свидетельство ацедии — страшного равнодушия человека или полностью сломанного, или думающего только о своём личном благополучии.» (Ю.А.Орлову, 31 января 1962) «Хорошо, что вообще удалось кое-что сказать, преодолевая инерцию культа личности.» (Г.К.Портнягину, 15 января 1964) «Моя жена, которая много лет собирает коллекцию портретов разных киноактрис и вообще представителей разных национальностей, посоветовала послать Вам различные портреты, вырезанные из журналов, а также некоторые фото, чтобы у вас был под рукой разнообразный типаж — не для копировки, конечно (я этого и не боюсь — Вы достаточно самобытны), а для подбора нужных Вам черт и особенностей, что трудно делать без натуры и можно лишь отчасти заменить вот такой коллекцией (которую жена начала собирать в помощь художникам — те после культа личности Сталина вообще разучились рисовать красивых женщин, а надо было что-то делать для моих книг).» (Г.Н.Яремчук, 22 ноября 1964) «Ленинская библиотека не делает копий с книг по йоге — там ещё действует запрет сталинского времени, когда все книги по йоге рассматривались как контрреволюция.» (Ю.Е.Федькову, 14 января 1966) «я много уделил внимания тираническому лжесоциализму китайского типа, и не моя вина, что имеется много аналогий с эпохой культа личности у нас» (О.П.Берднику, 19 июля 1968) «Куда проще сказать, что психологическое кондиционирование в духе Мао, да и всех прочих тираний, от Гитлера до Сталина, может быть насильственным, а может быть и произвольным, по собственному желанию. Угодно себя притупить для полноты счастья — пожалуйста.» (Г.К.Портнягину, 9 августа 1968) «Тут Вы сбиваетесь на вколоченную нам в мозги за сталинские годы привычку рассматривать процесс развития нашего общества как революционный (весь, от начала и до конца), между тем как при Сталине он стал контрреволюционным и вот тут уж принял размах в истории невиданный (теперь повторяется в Китае).» (Там же). «Всё дело в том, что в приключенческую рамку пришлось оправить апокриф — вещи, о которых не принято было у нас говорить, а при Сталине просто — 10 лет в Сибирь: — о иоге, о духовном могуществе человека, о самовоспитании» (В.И.Дмитревскому, 25 мая 1971) На противоположной чаше весов только одно, ритуальное: «Постараюсь оправдать высокую Правительственную награду и почётное звание лауреата премии имени Великого Сталина новыми научными достижениями и работой в Вашем (нашем) журнале под Вашим руководством.» (О.Ю.Шмидту, 15 марта 1952)

Сат-Ок: A.K. пишет: а может быть и произвольным, по собственному желанию. Угодно себя притупить для полноты счастья — пожалуйста Это как раз то, про что написал Алекс.

Александр Гор: A.K. пишет: Всё дело в том, что в приключенческую рамку пришлось оправить апокриф — вещи, о которых не принято было у нас говорить, а при Сталине просто — 10 лет в Сибирь: — о иоге, о духовном могуществе человека, о самовоспитании Кстати, эту фразу я помню по фильму «Откровение Ивана Ефремова». Да, следует признать, ребятки – глупы. Я... о членах группы по реабилитации Иосифа Виссарионовича Сталина. Точнее, даже не глупы они – примитивны. Это одномерное мышление солдата. Но, честно говоря, чем больше я узнаю интеллигентов да эзотериков, тем больше мне хочется ходить строем!

Анатолий Эн: A.K. пишет: ИАЕ: «Всё дело в том, что в приключенческую рамку пришлось оправить апокриф — вещи, о которых не принято было у нас говорить, а при Сталине просто — 10 лет в Сибирь: — о иоге, о духовном могуществе человека, о самовоспитании» (В.И.Дмитревскому, 25 мая 1971) "Иной певец подчас хрипнет". Навскидку: "Повесть о настоящем человеке", 1946г., Сталинская премия. "Как закалялась сталь" сколько раз при Сталине издавалась, оно не йога (то есть контроль духа над телом, психотехника)? "Белый Рог" самого Ефремова 1945 не о духовном могуществе человека, не о самовоспитании? Не принято было говорить о духовном могуществе человека в самый героический пожалуй период истории России? Скорее наоборот. Ни о чем другом и не говорилось и изрядно достало. Йога же в аутентичном варианте - удивляющие и привлекающие паству факирские трюки природно способных людей работающие на ту или иную форму буддизма, учения уводящего из жизни заживо, "нежная смерть". Культ йоги со стороны европейца ничем не лучше для него культа личности Сталина. Голодающий по психотехнике европеец приписывает йоге что-то очень нужное ему, чего в йоге изначально нет, искажает её, равно как и сталинист приписывает свои ожидания и ценности образу Сталина.

Alex Dragon: Насколько я понимаю, дело было не столько в йоге и вообще восточных учениях как таковых, сколько в том, кто и как пропагандировал это в России до революции. Учитывая взрыв мистицизма в начале века. Мы видели нечто подобное в конце 80-х — начале 90-х, когда на каждом прилавке лежало от трёхкопеечных газет до толстых и пространных писаний кришнаитов за весьма несимволические деньги. Тогда всякой оккультистики было не менее. И всё это промазано густым слоем мистицизма официального, православного, с его культом всяких святых, старцев и около стоящих, вроде пресловутого Гришки Распутина. В общем, тот ещё замес. Короче говоря, в этом виделось ничего более мракобесия, ещё один сорт религиозного опиума. И большой разницы с просто попами для человека глядящего со стороны не было. А что есть реигиозная пропаганда? Это вода на мельницу врага, тем более что те или иные религиозные организации вполне себе отметились в контрреволюционной деятельности во время гражданской войны вполне откровенной антисоветской пропагандой, обеспечивая идеологическое обеспечение контрреволюционных сил. То есть такой хернёй забивать голову мог только классовый враг, имеющий скорее всего вполне определённый и вполне земной интерес, далёкий весьма от высших сфер. Тем более надо учитывать, что любители подобных развлечений всегда имели склонность к созданию всяческих орденов, тайных лож посвящённых и пр. т.п. подобной трахемундии. Тайная организация в стране, только что пережившей гражданскую войну и находящейся в стадии жесточайшей ломки и схватки старого и нового — не самая удачная идея. Так что думаю, что огрести срок можно было вполне реально, но не за йогу, а за вещи, скажем так, сопутствующие.

Alex Dragon: Вы уж тогда вспомните «Далеко от Москвы» — это будет ближе к теме, карма-йога и коллективное мвоспитание и самовоспитание. Или «Педагогическую поэму». Но всё это («Повесть о настоящем человеке» и т.п.) не о том, потому что все эти вещи более описывали как должно быть или уникальные случаи, но методик-то они не давали, в лучшем случае можно было выделить какие-то приёмы — это если иметь такую цель и знать что ищешь, а так они формально не описывались и не классифицировались, а просто давались в канве сюжета. Сила духа часто сама собой как-то бралась, от большой сознательности и верности идеалам, а официоз более напирал на сломать об колено негнущееся. То есть человек понимался достаточно механически. Психология же хотя бы в академическом смысле была уделом настолько узкой прослойки учёных, что она практически не оказывала сколько-нибудь серьёзного влияния на представления масс о предмете. «Инженерами человеческих душ» назначены были всё больше представители художественного слова, но никак не специалисты по неким специальным дисциплинам. Если посмотреть на произведния тех лет, в особенности кино как наиболее яркий выразитель штампов, то никакой там особой психологии как бы и не было, как бы само собой подразумевалось, что «ну это же всякий нормальный человек понимает», всякий взрослый человек вполне в состоянии отрефлексировать и понять якобы очевидные вещи о себе и людях, совладать с собой и выстроить отношения с окружением единственно сознательным волевым усилием, которому человеку нужно просто объяснить что хорошо, а что плохо, и единственное препятствие — его собственная лень и если он себя об колено не ломает — он сволочь и враг. Примерно такое отношение было и к сексу — дескать, чего тут сложного, даже сам Макаренко где-то высказывался в том духе, что мол в своё время, как возраст подойдёт, всякий поймёт и нет тут никакого бинома Ньютона, в смысле особой науки.

Анатолий Эн: Ну да. Было не до деталей, тонкостей, ситуация не оставляла места рефлексиям. Когда немного вышли из мобилизационного состояния, появился запрос и какая-то возможность. Но где искать? Здесь ничего нет, запад закрыт и "вражина". А Индия и Китай вроде как в друзья записаны, наши Рерихи там бродят. Значит вектор внимания туда. У нас "психолог" в восприятии недалеко от "заплечных дел мастер". Мутный народ, психологи. Редко адекватный попадается, мне вот Ю. Орлов нравится, но и он с боженькой кокетничал. До сих пор доверия им нет, на западе оно иначе. Традиционно в России "душой" занимается художественная литература. Даже не церковь, хотя попы и пузырятся сейчас, да не сильно их слушают не смотря на госполитику сверху. А сталинская противоречивая эпоха очень интересна, чем дальше отстоит тем больше понимание уникальности этого периода. Сам ИАЕ конечно выражение, порождение этой эпохи. Да и Сталин как личность очень не прост. Иной раз отношение его к тем или иным людям было лучше чем обратное. Тут такой момент, выражение "культ личности" (его Ефремов применяет) перестало употребляться уже с брежневского периода, а сейчас это явление вообще никому не интересно. Интересна же экономическая сторона "сталинизма". Акцентирование внимание на "культе" это трюк Хрущева, подмена, замазывание главного раскола (политэкономического) его фракции и сталинской, народ от культа как раз не страдал, ему что портрет усатого таскать, что ближневосточного пейсатого- всё одно, события 1917 показали правоту Белинского: "русский человек произносит имя божие, почесывая себе задницу". Видно что Ефремов подался этому акценту в какой-то момент. А отношение к сексу было пожалуй адекватное. Примерно соответсвующее крестьянскому из "заветных сказок", грубовато-насмешливое как к чему-то не слишком заслуживающему пристального внимания. А там и поручик Ржевский подоспел, в том же ключе. Зато внимания к любви и преклонения перед ней было хоть вёдрами вычерпывай.

SEN7759: Неадекватности Ю.М. Орлова легко исправимы. Теорию формирования саногенного мышления необходимо развивать. Философов, психологов, педагогов, нейрофизиологов у нас хватает, как и научных данных/экспериментов/опытов.

A.K.: Коллеги, давайте не уходить в офф-топ.

Трак Тор: Ефремов, конечно, не сталинист - это признают даже интеллектуально честные сталинисты (были ссылки). Сложнее с коммунизмом (не теорией), ленинизмом-троцкизмом-сталинизмом. Лидер главной компартии читает на митинге стихи: "Но никогда никто не зачеркнёт: Народ к Победе вёл товарищ Сталин!", в его кабинете, правда, кроме бюстов Ленина и Сталина ещё иконы. Зампред ЦКПартии Д.Новиков поучает в Думе: "Учиться созиданию у Ленина и Сталина придется". В.Кочнев, предмособлкома РУСО (российские ученые соцориентации, не кто-нибудь): "Для активизации борьбы с антиленинизмом, антисталинизмом и антисоциализмом шире использовать материалы зарубежных объективных политических деятелей" - далее список авторитетных зарубежных товарищей. И это все из одного номера "Подмосковной Правды", а сколько номеров скольких газет раскладывается по ящикам и висит в рунете... Нет, от "чудесного грузина" так просто не избавиться, и кто из молодежи придет к ИАЕ под знаменем ленинизма - скорее всего, будет и под знаменем сталинизма. Ведь именно Сталин заложил основы социализма, ракетно-космического щита и "Народ к Победе вёл". А сомнительный НЭП, который "всерьёз и надолго", он отменил. Именно Сталин определил троцкизм как "своеобразную идеологию, несовместимую с ленинизмом" на пленуме коммунистической фракции ВЦСПС 19 ноября 1924 г. А ведь тогда ещё все ленинцами (самоназвание троцкистов: большевики-ленинцы, революционные марксисты) были... Так что не обессудьте.

Александр Гор: Мне доводилось общаться со сталинским поколением. Люди эти, во сто крат более достойные, нежели послевоенное поколение. О нравственной пропасти, между героическим, избавленным от мещанства, сталинским поколением... и поколением стиляг, блатников, приспособленцев, что начало зарождаться в эпоху «оттепели», написано многое. Не буду повторяться. Ефремов, по уровню культуры, нравственности, ну а заодно и по факту, принадлежал к сталинскому поколению. Знавал я очень простого, милого человека, женщину, которая не приняла разоблачение «культа личности» и сказала деревенская баба, то... что надлежит понять «умненькому» интеллигенту: «...Да, наверно Хрущёв... так... про Сталина, что бы его (Хрущёва) больше уважали» Интеллигенция же восприняла пропаганду правящей элиты Никиты Сергеевича Хрущёва... Относился и Иван Антонович Ефремов - к интеллигенции. Много ль наших работников умственного труда, которые не были обижены товарищем Сталиным, товарища Сталина при жизни-то не любили? Вряд ли. Большинство людей вообще склонно сохранять лояльность той власти, при которой живут. Тем более, если вы сделали карьеру учёного, у вас никого не репрессировали, да ещё и бронь, во время Великой Отечественной, выправили... То ли дело, когда с трибуны начали объяснять, какое у нас было ужасное прошлое. Это знакомо по восьмидесятым. Так что, я думаю, что в юности Ефремов, конечно, сталинистом был. Как и большинство окружавших его людей. А вот... После XX съезда... Конечно стал интеллигентом-шестидесятником.

Анатолий Эн: Александр Гор пишет:в юности Ефремов, конечно, сталинистом былВ юности Ефремов был автомобиль-истом :) И моряком. И мечтателем, подобно Грину. Отнести к какому-либо -изму любого настоящего мыслителя невозможно, он всегда один на один с неведомым на границе познания. "-исты", "-ане" это последователи, ученики, "апостолы", а не творцы. ИАЕ как личность- результат революционной и сталинской эпох непосредственно, российского типа культуры опосредованно и т.д., как самостоятельный мыслитель преодолевающий границы оных. И уж никак не интеллигент: у него же профессия была, и не одна . Если, скажем, Высоцкий это умеющий водить авто поэт, то Ефремов это умеющий писать шоферюга и матросня )

Александр Гор: Анатолий Эн пишет: ИАЕ как личность- результат революционной и сталинской эпох непосредственно, российского типа культуры опосредованно и т.д., Золотые слова! Анатолий Эн пишет: как самостоятельный мыслитель преодолевающий границы оных. А, в чём он их преодолел-то? Просветите, пожалуйста! В интересе к йоге? Которой, «из-под полы», интересовался любой советский человек. В интересе к космосу? К античности? Может быть, диалектику открыл советским людям? Анатолий Эн пишет: И уж никак не интеллигент: у него же профессия была

Iu: ЦИТАТА: А, в чём он их преодолел-то? )) Ефремов нашел главный секрет - он преодолел границы веры в человека - и его вера В ЧЕЛОВЕКА стала безграничной. Элементарно. Благодаря этому он получил такой уровень безупречности что его вымыслы без напряга согласуются с ДИАЛЕКТИКОЙ, вот так вот будучи получена не из науки, а из индульгирования. Феномен описанный еще Дох Хуаном. Именно поэтому он Ефремов остается актуальным всегда как Христос. А сейчас видно, как всякая либеральная пидорасня пытается изобрести некий иной смысл бытия да не выходит ни миллиметра. Без веры в БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ МОРАЛЬНЫХ СИЛ ЧЕЛОВЕКА удачных смыслов не придумать. Хотя надо согласиться, опасность в том, что благодаря своим НЕРАДИВЫМ последователям его имя будет как и имя Рериха символом интеллектуальной негибкости мягко говоря что ли. Но удивляться тут нечему если вспомнить что творили в последствии последователи ХРИСТА. К сожалению, эта обратка приходит как побочная расплата за ИНДУЛЬГИРОВАНИЕ - то бишь абстрактные ядра проскакивать опасно.

A.K.: Александр Гор пишет: Мне доводилось общаться со сталинским поколением. Люди эти, во сто крат более достойные, нежели послевоенное поколение. Это верно, сам недавно общался с оставшимися из того поколения - 9 мая в Парке Горького в Москве. Но верно и то, что кто-то "написал 4 миллиона доносов". Должно быть, суровые условия межвоенного времени могли выработать два типа людей: либо героев, либо приспособленцев.* Ефремов, конечно, относился к первым. С середины 50-х, с созданием социального государства, условия смягчились, крайности сгладились, выросла культура "цветов на обочине", как их назвал И.А.Е. Но и тогда шли в тайгу, ехали на Территорию, создавали новую педагогику. "ТуА" и "ЛБ" создавались для них. *Из воспоминаний детства. У нас в дачном посёлке жили семьи военных того поколения, все воевавшие. Дед с одними дружил, других сторонился. Про одного как-то сказал наполовину шутливым тоном: "Этот чуть что - сразу же жалобу в КГБ напишет".

Ex-Zyx: Про разные поколения уже много и многими было написано. Можно почитать "Строгую любовь" Смелякова (который тоже отсидел) - суть схвачена: ...Мы заблуждались, юный брат, в своём наивном аскетизме, и вскоре наш неверный взгляд был опровергнут ходом жизни. С тех пор прошло немало лет, немало грянуло событий, истаял даже самый след апологетов общежитий. Во мне теперь в помине нет непримиримости тогдашней - сажусь с женою за обед, вдыхая пар лапши домашней. Давно покинул я чердак и безо всяких колебаний валюсь под липами в гамак или валяюсь на диване. Я сам, товарищи, завёл, скатясь к уюту напоследки, на модных тумбах тёмный стол и стулья вместо табуретки. Мне по сердцу мой малый дом, видавший радости и горе, и карта мира над столом, и грохот мира в диффузоре. В гостях у нынешних друзей хожу натёртыми полами, не отвергаю скатертей, не возмущаюсь зеркалами. Но я встречал в иных домах под сенью вывески советской такой чиновничий размах, такой бонтон великосветский, такой мещанский разворот, такую бешеную хватку, что даже оторопь берёт, хоть я не робкого десятка. В передних, тёмных и больших, на вешалках, стоящих крепко, среди бобровых шапок их мне некуда пристроить кепку. Прогнув блистательный паркет, давя всей тяжестью сознанье, огромный высится буфет - кумир дворянского собранья. Благодарю весьма за честь, но в этом доме отчего-то я не могу ни пить, ни есть, ни слушать светских анекдотов. Но память юности зовёт, как симфоническая тема, назад, назад в тот грозный год, туда, где ждёт моя поэма. Где двадцать с лишним лет назад, печально теребя косынку, в кругу разгневанных орлят, как горлинка, томилась Зинка. Живя с грозой накоротке и чуя молнии сиянье, мы увидали в том клубке измену нашему призванью. Просто послесталинское поколение уже перешло из времени Выживания (с его императивом Солидарности) во время Адаптации (с его императивом Справедливости). И "съеденных чижиков" отцам не простило. А следующее поколение уже стояло на пороге времени Доминирования (с его императивом Свободы). Но эта Свобода не была общественно осмыслена как общественная ценность и выродилась в индивидуалистический пофигизм...

Александр Гор: A.K. пишет: "Этот чуть что - сразу же жалобу в КГБ напишет". Для меня, мил человек, КГБ и патриотизм – это одно и тоже. Кстати, помню, недавно была передачка, о школе для особо одарённых детей, где педагоги, в основном еврейской национальности, активно занимались антисоветской деятельностью. Но, вот знаете ли, затесалось в их ряды несколько человек, которые любили свою Родину! И писали «доносы» в КГБ. А что, им надо было своими руками убивать этих подонков? Но Вы, осознанно, увели разговор в сторону.

A.K.: Ну, если вернуться к "сознательно уведённой в сторону" теме, то считал ли Ефремов в молодости себя сталинистом... По собственному признанию, он был романтиком 20-х годов. Также по собственному признанию, многое из переписки того времени он уничтожил, чтобы в случае чего не навести на людей беду. С другой стороны, по словам Т.И., он в 30-е годы подал заявление о вступлении в ВКП(б), но получил отказ из-за "социального происхождения". После "Туманности" ему предложили вступить в партию, но последовал ответ: "Социальное положение не изменилось". Ещё можно вспомнить рискованную шуточку про зубы тарбозавра, с которыми "никакой социализм не страшен", относящуюся, емнип, к 1952 г. Похоже, что если и было кардинальное изменение взглядов, то произошло оно не по итогам ХХ съезда, а раньше.

Александр Гор: Ну что ж! Верность теме делает Вам честь. Что касается мелких нюансов, запретов... Я опять вспомню ту деревенскую женщину. А знаете, она любила Есенина. И, разумеется, знала о запрете Есенина, читала его тайком. И, при этом, любила товарища Сталина. И, думаете, она не знала, что плохо говорить о товарище Сталине, так это плохо закончится? Она, даже, сказывала примерно следующее: «...Как раньше было? Как про царя плохо скажут, так сразу в тюрьму! Так и...» И, тем не менее, с умилением вспоминала образ товарища Сталина. Так что, косвенные доказательства – очень и очень косвенны. Впрочем, если Вы считаете, что... вероятно, произошёл перелом до(!) выступлений Хрущёва на XX съезде партии. То, когда? Неужто тогда, когда И.А.Е, как раз в тридцатые годы(!) хотел вступить в ВКП(б)? Прошу прощения, за ироничный тон последней фразы.

Alex Dragon: С каких пор коммунизм коммуниста стал равен любви к товарищу Сталину? Это, помнится, в Германии любовь к фюреру была юридическим понятием.

Сат-Ок: Оставив скучное нытьё неграмошного разумника, не забудем, что в 1937 году был репрессирован Лухманов. До этого - близкие ИАЕ Свитальский и Боярунас. Ну, Лухманову тогда 70 лет было - самое время для антисоветской деятельности. Разумеется, ИАЕ светился как тульский самовар и обожал товарища Сталина - он же тупенький пафосный дурачок был, ничего, окромя камушков своих, не видел и зачитывался передовицами "Правды", восхищался массовыми казнями тех, кто делал революцию и выиграл гражданскую войну, как адекватный советский человек - и обожал!

Alex Dragon: Эээ. А Лухманов или сын Лухманова?

Сат-Ок: http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1026333/127/Kolmogorov_-_Mne_dostavsheesya_Semeynye_hroniki_Nadezhdy_Luhmanovoy.html "Дмитрий Афанасьевич Лухманов был исключён из партии и арестован в Поти в начале 1939 года. 13 июня пришла очередь Ольги Михайловны и их сына лоцмана Волика Ошанина! Тюремная эпопея семьи растянулась на… 16 долгих месяцев, из которых два первых оказались особенно тяжёлыми для 71-летнего капитана. Старика били по ногам, и он подписал заранее подготовленный протокол."

Iu: ЦИТАТА: С каких пор коммунизм коммуниста стал равен любви к товарищу Сталину? ))) А что если противоречия тут нет? )) Коммунистическая идея это КУНДАЛИНИ )) просто определите свою чакру ниже кого вы любите: 1я - Ленина (трудолюбие) 2я - Диалектику (фантазия) 3я - Сталина (сила) 4я - Хрущева (культура) 5я - Брежнева (ум) 6я - Андропова (Совесть) 7я - Черненко (Безгрешность)

Iu: 8я - Горбачев (азарт) 9я - Ельцин (чистый интерес) 10я - путин (бей своих!) 11я - медведев(не бей чужих!) Справка: Бей, бий — тюркский титул и звание, в общей иерархии древнетюркских титулов шёл вторым после ханА.

Трак Тор: A.K. пишет:считал ли Ефремов в молодости себя сталинистом... По собственному признанию, он был романтиком 20-х годов... С другой стороны, по словам Т.И., он в 30-е годы подал заявление о вступлении в ВКП(б) Нямс, никак невозможно кого-либо кроме соратников Сталина по внутрипартийной борьбе считать сталинистами в 20-е. Да и в начале 30-х - "чудесный грузин" как ленинец боролся с троцкистами, которые до сих пор в массовом сознании советского человека враги, а не марксисты-революционеры. Ефремов хотел вступить в ленинскую партию, а вовсе не в сталинскую. Мне кажется, сталинисты - это те, кто зная о преступлениях Сталина боготворят его. Чем дальше, тем больше. А даже в 37-м мало кто связывал "перегибы" с самим Усатым - тому много свидетельств, "Крутой маршрут" напр. Культ личности сам по себе тут не при чём - это имманентное нашему гос-ву (российскому или советскому) свойство в той или иной степени, вот и сейчас... Никаким боком характеристика сталиниста не клеится к ИАЕ.

Александр Гор: Характеристика сталиниста, это характеристика любого нормального советского человека тридцатых. Да тогда, даже еврейской диссидентчены, как таковой, не существовало. И многие представители еврейского народа, интеллигенты, так же уважали товарища Сталина. Но, имелся у нас суперинтеллигент, который родился сорокалетним дядей, всё знал о репрессиях, к нему Хрущёв и Сванидзе докладываться прилетали, об их... репрессиях-то... несправедливости... Тюбетейка и простота, открытого душою советского парня, была камуфляжем... А вступить желал, наш псевдопростой парень - в партию Ленина... отфильтровав в утончённом сознании, аплодисменты тов. Сталину! М-да. В недрах звездолёта Нооген вновь заработала установка по притягиванию за уши фактов.

A.K.: Фотография из книги: Амитров О. В. Палеонтологический институт и его окружение. М., 2013. - С. 36.

Elentirmo: Иван Антонович по-моему даже не собирался наряжаться. Как был в этом в плаваниях, так и остался.

A.K.: Я о том же подумал :)

Elentirmo: Не нашел нужной темы. поставил сюда. При чтении переписки обнаруживается масса интересного. Вот еще прелюбопытная деталь. В письме Быстрову от 20 мая 1956 года, точнее в подписи к картинке о "будущем палеонтологии" (стр. 279) Ефремов полагает свое изображение, отправляющееся в экспедицию в возрасте 65 лет. Если учесть, что больших экспедиций у Ефремова не было после монгольских, то посчитаем... 1908+65=1973 (а если взять 1907, как он писал в паспорте, то 1972). Не правда ли, любопытное совпадение об отправке в "последнюю экспедицию"?

A.K.: Разведопрос: Игорь Викентьев о Ефремове

Alex Dragon: Попсовенько.

Анатолий Эн: Во видео 3 вопроса. 1. Что имеет в виду Викентьев когда говорит что ИАЕ не знал немецкую эстетику? Рифеншталь и подобное (у нас был сходного направления Дейнека)? 2. Какое неверное направление по мнению Викентьева у ИАЕ в Лезвии бритвы? 3. Где был ИАЕ за границей (о чем несколько раз упоминает Викентьев) помимо Монголии и Японии?

A.K.: Анатолий Эн пишет:3. Где был ИАЕ за границей (о чем несколько раз упоминает Викентьев) помимо Монголии и Японии?В Китае в 1959. Викентьев говорит сумбурно, и сумбур порой переходит в ахинею. Но сам факт этого интервью я не хотел оставить без внимания хотя бы из-за отношения его участников к И.А.

A.K.: Анатолий Эн пишет:1. Что имеет в виду Викентьев когда говорит что ИАЕ не знал немецкую эстетику? Рифеншталь и подобное (у нас был сходного направления Дейнека)? 2. Какое неверное направление по мнению Викентьева у ИАЕ в Лезвии бритвы? Б.М.П. (без малейшего понятия, т.е.).

Анатолий Эн: A.K. пишет:Викентьев говорит сумбурно Полагаю последовательно: он ТРИЗовец, методично насаживает ИЕА на схему Г. Альтшуллера "жизненная стратегия творческой личности" как жука на булавку. Возможно ошибочным ему представляется то что в эту схему не вписывается. Тем не менее, "у меня есть мысль и я её думаю". ЛБ наверное наименее понятое у Ефремова, требующее изрядного контекста.

A.K.: «Стальная балка для талей была более не нужна, везти её назад не имело смысла. Мы глубоко вкопали её на месте лагеря. На стороне, обращённой к северу, Дурненков насверлил надпись: "АН СССР, МПЭ, 48 - 49 г.". На полметра от поверхности, с той же северной стороны балки, закопали тщательно закупоренную бутылку с бумагами, указывавшими лагеря, расстояния до мест основных раскопок и перечислявшими участников экспедиции 1949 года. Стальная балка послужит прочным ориентиром на многие годы для будущих исследователей» (Дорога ветров). Через 68 лет спрятанные бумаги были извлечены на земную поверхность. Подробнее о юбилейной конференции Института палеонтологии Монгольской Академии Наук: здесь. И обратите внимание, что лежит на столе перед одним из участников.

A.K.: Иван Антонович сам изготавливал себе настенные календари - так, чтобы неделя начиналась с воскресенья. Прожитые дни он заштриховывал... Спасибо за скан Петру Леонову!

A.K.:

A.K.: Спасоглинищевский переулок в 1964 году. С 1936-62 гг, с перерывом на эвакуацию, там жил И.А.Е.

A.K.: «Зато родился я в Радоницу, и тем самым сама судьба мне предназначила быть палеонтологом» (И.А.Ефремов - Г.К.Портнягину, 19 мая 1970). Радоница - вторник после православной Пасхи. Но: в 1908 году 22(9) апреля приходилось на среду, в 1907-м - на понедельник. Загадка. PS Вторник получается, только если не учитывать смену стиля и считать датой рождения ИАЕ 9 апреля 1907 года.

Elentirmo: Давайте разберемся. Вариант 1. Ефремов "приукрасил". Если он смог "приписать" себе лишний год и вместо 1908 годом его рождения долго числился 1907, то почему бы Ефремову не сказать, что он родился на Радоницу? Это вариант "фантазии". Кстати, есть ведь запись в метрической книге о рождении именно в 1908 году 9 (22) апреля? Вариант 2. Он действительно родился на Радоницу. Год 1907. Пасха была 22 апреля ст.ст. (5 мая н.ст.). Радоница 1 (14) мая, вторник. 9 (22) апреля - понедельник (до Пасхи). Год 1908. Пасха была 13 (26) апреля. Радоница 22 апреля (5 мая), вторник. 9 (22) апреля - среда (до Пасхи). Получается, что на Радоницу во вторник приходилось только 22 апреля старого стиля (5 мая нового) 1908 года. ИАЕ мог напутать с календарными стилями и высчитать с ошибкой свое рождение в Радоницу (вряд ли он помнил информацию от родителей, которые могли и напутать). Все расчеты проводились с помощью программы "Православный календарь 2.0" Еще раз заострю внимание на метрике. Если она есть, все вопросы снимаются - ИАЕ напутал. С.Б.

Elentirmo: А на удостоверении выше почему старый стиль стоит? Или тогда допускалось не переводить на новый?

Alex Dragon: Elentirmo пишет: А на удостоверении выше почему старый стиль стоит? Или тогда допускалось не переводить на новый? А кто за этим следил толком? Приходит человек куда-нибудь, его спрашивают: «Дата рождения?» Что он ответит? Привычное «такого-то числа такого-то месяца», какое всегда говорит и которое помнит с того времени, как только более-менее сознательно стал анкетные данные знать. Перессчитывать туда-сюда — какому чиновнику это надо? В конце-концов, это личное дело, в качестве персонального идентификатора тут важно только чтобы всегда один и тот же день во всех документах назывался. Насколько я понимаю, эта путаница с календарями была актуальна практически для всех рождённых до революции и день рождения праздновали каждый как ему нравилось. Хотя, можно в принципе предположить, что для дореволюционных дат старый стиль по умолчанию предполагался. Это достаточно логично, чем делать перессчёт (который без справочника или хотя бы календаря просто так в уме не сделаешь).

A.K.: Elentirmo пишет: Еще раз заострю внимание на метрике. Если она есть, все вопросы снимаются - ИАЕ напутал. На неё ссылается П.К.Чудинов в предисловии к книге "Иван Антонович Ефремов. Переписка с учёными. Неизданные работы". Научное наследство. Том 22. М.: Наука, 1994. «Иван Антонович Ефремов родился 22 апреля 1907 г. в деревне Вырица под С.-Петербургом в семье купца. Отец его Антон (Антип) Харитонович был выходцем из заволжских крестьян-староверов. Во избежание возможных разночтений здесь необходимы некоторые разъяснения и отступления от хронологии изложения. Согласно выписке из метрической книги за 1908 г. Суйдинской Воскресенской церкви Царскосельского уезда, 9 апреля родился мальчик Иоанн. Крещен 18 мая. Мать - дочь крестьянина с. Тосна Царскосельского уезда девица Варвара Александровна Ананьева, православного вероисповедания. Указаны лица, совершавшие обряд крещения. Отец мальчика (в то время Антип Харитонович) в этой метрике еще не значится, поскольку брак был оформлен позднее, что вытекает далее из той же выписки: "Определением Санкт-Петербургского окружного суда от 18 декабря 1910 г. значится в сей статье Иоанн, признан законным сыном титулярного советника Антона Харитоновича Ефремова и жены его Варвары Александровны"2. Отсюда же вытекает, что отец, значившийся в более ранних документах как Антип, сменил свое имя на Антон в период до декабря 1910 г. Возможно, у Ивана Антоновича не было справки о рождении (революция, гражданская война, переезды) и при поступлении на работу возраст его устанавливала медицинская комиссия. Она "состарила" его на один год. В феврале 1967 г. Иван Антонович по предложению Союза писателей в связи с награждением вторым орденом Трудового Красного Знамени составил лапидарную, почти анкетную, автобиографию. В примечаниях к ней он писал: "Следует иметь в виду, что в те годы (с середины 20-х годов - П.Ч.), при отсутствии паспортного режима, многие, и я в том числе (разрядка моя. - П. Ч.), несколько при-бавляли себе года, если позволяло физическое развитие". Так, с указанной вначале датой, вошедшей в литературу и справочные издания, Иван Антонович прожил всю жизнь. Поэтому не имеет смысла вдаваться в юридические тонкости и менять закрепившуюся, канонизированную дату, хотя она и имеет характер "артефакта".» 2.Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга. (Ф. 19. Оп. 127. Д. 2183. Л.177-178.) Выписка сделана санкт-петербургским историком В.Я.Никифоровым. Alex Dragon пишет: Хотя, можно в принципе предположить, что для дореволюционных дат старый стиль по умолчанию предполагался. Это достаточно логично, чем делать перессчёт (который без справочника или хотя бы календаря просто так в уме не сделаешь).У моего деда 1901 г.р. в паспорте стояла дата рождения по старому стилю.

A.K.: Книга ЖЗЛ "Иван Ефремов" доступна по этому адресу На отдельной странице собраны фотографии из книги. Спасибо вам, автор сайта www.i-efremov.ru!

Elentirmo: Замечательно! А вот если бы одним файлом в пдф или джвю...

A.K.: Автограф И.А.Ефремова читателю Исаю Розету - спасибо М. Дёминой и В. Настецкому. Товарищу И. Розету на добрую память от автора. ------- Москва, 30 октября 1967. И. Ефремов Долг не свершён, не сдержаны обеты, Не пройден путь, и жребий нас обрёк Мечтам всех троп, сомненьям всех дорог... (М. Волошин, 1909 г.)

A.K.: Опубликовано генеалогическое исследование А.В.Степанова о вырицких корнях И.А.Ефремова: http://noogen.su/stepanov

A.K.: В прилагаемых сканах страниц метрической книги указана дата рождения И.А.Е.: 10 апреля 1908 года, отличающаяся от "официальной" даты на 1 год (что известно) и ещё 1 день (что до сих пор известно не было). По-видимому, П.К. Чудинов неверно расшифровал архивные выписки историка В.Я. Никифорова ("десятое" и "девятое", написанное от руки несложно перепутать), помня, что в семье И.А, его д.р. всегда отмечался 22 (по старому стилю 9) апреля. Он же перепутал фамилию матери И.А.Е., правильно - Ананьина. В метрике о рождении младшего брата И.А. Василия Антиповича, 26 февраля 1910 г. отец указан как Антип. В то же время в более поздней приписке об отцовстве к записи о рождении И.А. - от 18 декабря 1910 года - он уже фигурирует как Антон. В.А. Ананьина, 26 ноября 1888 И.А. Ефремов, 10 апреля 1908 В.А. Ефремов, 26 февраля 1910 PS За присланные сканы огромное спасибо А.В. Степанову, автору статьи о вырицких предках И.А.Ефремова.

Elentirmo: Спасибо большое за очень ценную информацию. Теперь придется сдвигать ДР Ивана Антоновича на 1 день вперед. ДР Ленина и Ефремова будем отмечать раздельно. Больше праздников! ))

A.K.: Спасибо А.В. Степанову.

A.K.: Как причудлива жизнь. В рамках "осуждения коммунистического тоталитарного режима" Бердянским горсоветом улица Краснодонская переименована в улицу Ивана Ефремова: Перелік вулиць з новими назвами, Бердянськ, 2016. (№ 30 в списке)

A.K.: Внучка И.А.Е. получила из ФСБ ответ на официальный запрос о возможности ознакомиться с уголовным делом, возбуждённым КГБ после смерти Ефремова (это в связи с чем известный обыск был). Ответ гласит, что дело было уничтожено в 1999 году.

A.K.: В "Литературной газете" от 16 мая вышла статья полковника КГБ в отставке В.Каталикова об И.А.Е. Автор ставит точку в "шпионской версии". Не двойник. Не шпион.

dmk77: Иван Ефремов - один из величайших ученых и лучших писателей фантастики в мире. Часть первая.Иван Ефремов - один из величайших ученых и лучших писателей фантастики в мире. Часть вторая.Иван Ефремов - один из величайших ученых и лучших писателей фантастики в мире. Часть третья.Иван Ефремов - один из величайших ученых и лучших писателей фантастики в мире. Часть четвертая.Особо нового (особенно - для читателей форума) ничего нет, серия не завершена, но как самый факт интереса к Писателю, так и достаточно серьёзный уровень - весьма положительны и показательны.Upd:Иван Ефремов - один из величайших ученых и лучших писателей фантастики в мире. Часть пятая.Иван Ефремов - один из величайших ученых и лучших писателей фантастики в мире. Часть шестая.Иван Ефремов - один из величайших ученых и лучших писателей фантастики в мире. Часть седьмая.

A.K.: Ефремову стали приносить фигурки ископаемых ящеров. Комарово, 3 августа:

A.K.: Здесь запись голоса И.А.Ефремова, звучавшая в телепередаче «Иван Ефремов. 1907–1972. Страницы творчества» (1982 г.): ссылка::::

A.K.: ЗА ВЕЛИКОЙ ДУГОЙ Ивану Антоновичу Ефремову Там, где древние стены Исчезают за миг, На краю Ойкумены Не кончается мир. Из простого сюжета Вырастает роман – И корабль Баурджеда Держит курс в океан. Где огромные звёзды Выше всех пирамид, А Земля – только остров, Продолжается мир. Где папирусный парус Разрывают ветра, Мореходу осталось Верить в силу пера. У творца под рукою Только шорох страниц. За Великой Дугою – Ни царей, ни границ. Как Вселенной ужиться С теснотою квартир? Книга в руки ложится – И рождается мир. Андрей Земсков

dmk77: Андрей Земсков пишет: ЗА ВЕЛИКОЙ ДУГОЙ Кстати - неплохо! Вот только: За Великой Дугою – Ни царей, ни границ. "Баурджед хорошо запомнил, как однажды в ответ на его восхищение страной кормчий Уахенеб сердито сказал, что высокие сановники в Та-Кем и здесь, в Пунте не хотят видеть страданий простых неджесов - бедняков. А Пунт, по мнению Уахенеба, только тем и отличался от Черной Земли, что здесь не было армии чиновников, но зато во главе каждого рода стоял свой вождь, притеснявший своих подданных по своим собственным законам - иными словами, без всякого закона."

Ex-Zyx: Хорошо напевается. Только я бы поменял первый и последний куплеты.

Анатолий Эн: dmk77 пишет: высокие сановники ... не хотят видеть страданий простых неджесов... . А Пунт ... только тем и отличался от Черной Земли, (что) во главе каждого рода стоял свой вождь, притеснявший своих подданных по своим собственным законам - иными словами, без всякого закона О! "Как в воду глядел", как говорится. Относительно современности существует можно сказать чеканно-математическая формулировка этой же мысли: либо бандитский порядок, либо беспорядочный бандитизм. Первое сложилось в итоге после 90-х, второе то на что объективно работает "несистемная оппозиция". Традиционно на зоне "мужики" предпочитают первое, что и наблюдается по итогам всех выборов :)

A.K.: Конечно, трудно говорить наверняка при таком разрешении, но отчество как будто бы подправлено?

A.K.: Вчера ушла Таисия Иосифовна - та Женщина, которой И.А. посвятил "Час Быка" и "Таис Афинскую".

Ex-Zyx: История человечества суть пол-триллиона судеб...

dmk77: A.K. пишет: Вчера ушла Таисия Иосифовна - та Женщина, которой И.А. посвятил "Час Быка" и "Таис Афинскую". "Теперь - и всегда"

A.K.: В журнале "Сверхновая", 2019, № 47-48 и на сайте "Нооген" опубликованы письма И.А. Ефремова братьям Стругацким, не вошедшие в "Переписку ИАЕ": Читать:::

makorzh: Интересные письма, особенно от 20.09.65: Многоуважаемый Еремей Иудович! Мне сказал Аркадий Натанович, что в настоящий момент Вы обладаете некоторым влиянием в газете «Правда». Мы втроём – Брандис, Дмитревский и я, написали протест против возмутительной статьи небезызвестного В. Львова, оплевавшего в «Ленинградской правде» Жака Бержье – друга СССР, фантастики и всех нас. Было бы замечательно тиснуть эту статью в «Правде»! Попытайтесь, сделаете доброе дело. Если не выйдет, то отдайте её Арк. Натановичу назад, он передаст её в Литгазету. Статью можно, если понадобится сократить, что мы вполне можем доверить Вам с Арк. Натановичем – лишь бы была суть. Дорогой Аркадий Натанович! Я по сумме дел сумел написать статью только-только и не смог поэтому созвониться с Парновым. Я не знаю его адреса и беру на себя смелость послать статью Вам с просьбой переслать её Парнову, а заодно и посмотреть её на предмет сокращения. Что-то она у меня вышла длинновата, но мне хотелось, чтобы дать как следует, обоснованно и для людей, которые никогда не слыхали ни о Жаке Бержье, ни о Львове. Записку для Парнова при сём прилагаю * , равно, как и газетную вырезку – чтобы сразу знали о чём звон. Если у Парнова ничего не выйдет, не откажите передать статью Ревичу. Нельзя терять времени и так его прошло уже многовато. Главный вопрос: какова судьба этой статьи Ефремова? В библиографии её нет. Так была ли она опубликована? О какой статье Львова шла речь, мне установить не удалось -- автор очень плодовит. О личности Львова ru.wikipedia.org/wiki/Львов,_Владимир_Евгеньевич можно составить мнение по материалу историка физики Г.Горелика (ru.wikipedia.org/wiki/Горелик,_Геннадий_Ефимович): http://ggorelik.narod.ru/Dau/Dau_VAGRIUS/w_Dau_II_11.htm В свою очередь, этот материал почти повторяет более раннюю статью Горелика "Два портрета" ("Нева", 1989, №8, с.167-173), опубликованную ещё при жизни Львова: https://yadi.sk/d/LeBN2LB9bH88bw (это "выжимка" из объёмного номера журнала https://archive.org/stream/B-001-028-251-1989-08-PDF/ ) Как писал ИАЕ (Орлову), "служащий недоброй памяти эпохи". Убеждённый, "много читающий" и пишущий. О Ефремове Львов тоже писал, и весьма бойко: iae.makorzh.ru/about/Нева-60-12.htm А вот другая статья, сильно возмутившая ИАЕ: iae.makorzh.ru/offtop/Мазохин.htm Выложил её, чтобы лучше понимать контекст жизни ИАЕ. ИЗ ПИСЬМА И.А. ЕФРЕМОВА П.Ф. БЕЛИКОВУ 1 июля 1966 г. "Тема о Н.К. (надо ли говорить Вам) очень трудная, потому что всё время шакалы стараются отыскать "мистику", "разгромить", "предупредить"... Возьмите последнюю статью в журнале "Наука и религия", где холуй пытается осмеять Е.И.Рерих, называя её "Матерью Мира". Там же глупое ржание по адресу написанной ею Агни Йоги. И всё это при полном отсутствии какого-либо намёка на культурный подход к вопросу. Видели Вы это?" http://noogen.su/iefremov/letters1.htm Я так и не понял, что же столь зацепило Ефремова в этой рядовой статейке, направленной прежде всего против Леобранда, с которым отношения Рерих и Фосдик были вроде весьма прохладные.

Elentirmo: Вся проблема в том, что после публикаций архивов с дневниками ЕИР называние себя "Матерью Мира" у нее присутствует. И не только.

Alex Dragon: Да, странный персонаж этот Львов.

makorzh: Elentirmo пишет: Вся проблема в том, что после публикаций архивов с дневниками ЕИР называние себя "Матерью Мира" у нее присутствует. И не только. Едва ли это проблема касается ИАЕ: дневники обнародованы недавно, он об их содержимом не знал. То, что не касается ИАЕ, меня мало интересует.



полная версия страницы