Форум » ЖЗЛ » Л.Н. Толстой - к 100-летию со дня смерти » Ответить

Л.Н. Толстой - к 100-летию со дня смерти

Евгений А.: Считаю необходимым включить Л.Толстого в список этого раздела, ибо - если мы не можем спросить у Ефремова об отношении к нему, то его герои жили и умирали по именно толстовским (они же Христовы) заповедям, и особенно Фай Родис... Cто лет назад, 7 ноября 1910 года, на никому дотоле не известной станции Астапово, закончилась, как написал Бунин, "не только жизнь одного из самых необыкновенных людей, когда-либо живших на свете, - кончился еще и некий необыкновенный человеческий подвиг, необыкновенная по своей силе, долготе и трудности борьба за то, что есть "освобождение".[quote]Сколько же может быть идеала и нормы в одном человеке? Представьте себе такого преувеличенного не в возможностях гения, а в возможностях нормы человека — получите Толстого. А каково было ему самому?! Великое недоумение человека перед Богом, верующего — перед церковью, гражданина — перед обществом, писателя — перед литературой сопровождало его всю жизнь. Так что это не Толстой противоречив, а наши суждения о нем, никак его нормы не достигающие. Андрей Битов[/quote]Писать о Толстом действительно трудно, ибо с одной стороны - за прошедший век мир совершил полный «виток» своего «спирального» развития и вновь встал перед похожим выбором: знание или вера, наука или мистика, материальное или духовное? С другой - мы практически не знаем учение Толстого в неискаженном виде, ибо его главные философские работы (в т.ч. о религии) официально не издавались в СССР отдельными сборниками или брошюрами, а входили лишь в «спец.тома» ПСС – что не разрешались к печати(!) до 1956 года: [quote]1. Л.Н.Толстой. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбилейное издание (1928—1964) Под общ. ред. В. Г. Черткова. При участии ред. ком. в составе А. А. Толстой, А. Е. Грузинского, Н. Н. Гусева и др. Изд. осуществляется под наблюдением Гос. ред. комис. в составе А. В. Луначарского, В. Д. Бонч-Бруевича, М. Н. Покровского и И. И. Степанова-Скворцова. — М.; Л.: Гос. изд-во, 1928—1964. — Т. 1—90. 2. Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений в 91 томе. (1928-1958) В 1928 году, когда отмечался столетний юбилей Л.Н.Толстого, было начато сразу три издания: Полное собрание художественных произведений в 12-ти томах; Полное собрание художественных произведений в 15-ти томах; Полное собрание сочинений в 91 томе, давшее исчерпывающий свод сочинений, дневников, писем Толстого (завершено в 1958 году; тираж до 10 тыс. экз.). О последнем Академическом Полном собрании сочинений в 100 томах [/quote] Содержание некоторых томов изд. 56-58 г. с философско-религиозными работами: [more][quote]Том 23 (1957). Произведения 1879-1884 С О Д Е Р Ж А Н И Е Исповедь (Вступление к ненапечатанному сочинению....... 1 Исследование догматического богословия ............... 60 В чем моя вера? ............................ 304 НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ, НЕОКОНЧЕННОЕ Моя жизнь ............................... 469 Церковь и государство ......................... 475 ПЛАНЫ И ВАРИАНТЫ (Плановые заметки к автобиографии "Моя жизнь"] ...... 487 Исповедь ................................ 488 В чем моя вера? ............................ 512 Том 24 (1957). Произведения 1880-1884 СОДЕРЖАНИЕ СОЕДИНЕНИЕ И ПЕРЕВОД ЧЕТЫРЕХ ЕВАНГЕЛИЙ Предисловие к первому изданию...................7 Предисловие к изданию "Свободного слова".............7 Вступление ...............................9 Введение Значение заглавия .........................20 Цель книги............................. 23 Разумение жизни .........................25 Возвещение о благе Иисуса Христа -- сына Бога. Введение . . . 44 Глава первая. Воплощение разумения Рождение и детство Иисуса Христа............... 46 Общий смысл проповеди Иоанна................. 59 Искушение в пустыне....................... 60 Том 39 (1956) Статьи 1893-1898 СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ Религия и нравственность (1893) ................... 3 Христианство и патриотизм (1893--1894) ............... 27 Послесловие к книге Е. II. Попова "Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина. 1866--1894" (1894--1895) ............ 81 Послесловие к статье П. И. Бирюкова "Гонение на христиан в России в 1895 г." (1895) .......................... 99 Богу или маммоне? (1896) ....................... 106 Как читать евангелие и в чем его сущность? (1896) ........ 113. Христианское учение (1894--1896). .................. 117 Послесловие к воззванию "Помогите!" (1896) ............ 192 Саrthago delenda est (1898). ...................... 197 ЧЕРНОВОЕ, НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОКОНЧЕННОЕ [Письмо в иностранные газеты по поводу гонений на кавказских духоборов] (1895) .......................... 209 * Carthago delenda est (1896) ...................... 216 Том 45 (1956) ПУТЬ ЖИЗНИ 1910 СОДЕРЖАНИЕ От редакции ................................ 5 Редакционные пояснения ........................ 9 (ПУТЬ ЖИЗНИ (1910 г.)) Предисловие (1907--1910 гг.) ..................... 13 Предисловие [к отдельным изданиям книжек "Путь жизни"] (1910 г.) 17 I. О вере. ............................ 19 II. Душа ............................. 32 III. Одна душа во всех...................... 47 IV. Бог .............................. 59 V. Любовь ............................ 73 VI. Грехи, соблазны, суеверия ................. 91 VII. Излишество .......................... 104[/quote][/more] Эти, изданные небольшими тиражами, тома оказались вновь малодоступны – находясь лишь в немногих библиотеках и не имевших копировальной техники (вообще запрещенной до начала 90-ых). И даже в наше, относительно свободное время, в Рунете до буквально последних лет практически не было многих из упомянутых текстов (у Мошкова некоторые из них появились лишь в этом году. Что можно объяснить и слабым интересом виртуальных читателей к наследию ЛНС, но опять заметен и «высокий» саботаж в популяризации толстовской философии. О религии будущего Интерес к философии Востока возник у Толстого в молодости, когда, будучи девятнадцатилетним юношей, он находился в казанском госпитале рядом с бурятским ламой, раненым не известными разбойниками. Как оказалось, этот лама, будучи буддистом, не защищался, а только молча молился. Этот эпизод произвел на Толстого большое впечатление и послужил толчком к глубокому изучению духовного наследия Востока, пониманию сути философии "освобождения". Знаменитый писатель пришел к выводу о том, что "учения буддизма и стоицизма, как и еврейских пророков, в особенности Исайи, а также китайские учения Конфуция, Лао Дзы и мало известного Ми-Ти, все возникшие почти одновременно, около 6-го века до рождества Христова, все одинаково признают сущностью человека его духовную природу, и в этом их величайшая заслуга" "Учение Христа является для меня только одним из прекрасных религиозных учений, "- писал Толстой, - "которые мы унаследовали от древних египтян, евреев, индусов, китайцев, греков. Два великих принципа Иисуса: любовь к Богу и любовь к ближнему проповедовались всеми мудрецами мира: Кришной, Буддой, Лао Дзы, Конфуцием, Сократом. Истина нравственная и религиозная всегда и везде одна и та же. Я не чувствую никакого предпочтения к христианству". По воспоминаниям Леонида Андреева, Толстой "много раз подчеркивал свою связь с китайцами и индусами. Постоянная переписка и свидания с лучшими представителями этих народов укрепляют в нем давнее убеждение, что ex oriente-lux." (свет - с Востока [лат.]) В последний год своей жизни Толстой начал работать над предисловием к книге П.А.Буланже "Жизнь и учение Сиддарты Готамы, прозванного Буддой". Лев Николаевич писал: "Жизнь китайского народа всегда в высшей степени интересовала меня, и я старался знакомиться с тем, что из китайской жизни было доступно мне, преимущественно с китайской религиозной мудростью - книгами Конфуция, Ментце, Лао Дзы..." По воспоминаниям Максима Горького, в разговоре о Достоевском, Толстой сказал: "Ему бы познакомиться с учением Конфуция или буддистов, это успокоило бы его. Это – главное, что нужно знать всем и всякому." Продолжение следует

Ответов - 12

helenrokken: Это хорошо. У меня Толстой стоит в списке открытых и важных вопросов. Признаюсь, мне очень стыдно за то, что я не могу себя назвать хоть сколько-то компетентной в этом вопросе. В юности я висела на Достоевском (как впрочем и всю зрелость), а Толстого честно не любила. «Войну и мир» мучала на каникулах, силясь прочесть, но одолела только выборочно для школы. «Анну Каренину» искренне не понимала в ее поступке. В общем — больше протестовала, чем читала. И только однажды я дрогнула, когда заглянула в его дневники. Там на меня обрушилась такая знакомая саморефлексия, что я сразу сделала их своей настольной книгой, которую больше ни разу не открыла, но очень уважала. И еще очень ценю подаренные мне две антикварные книги 1913 года, где я прочитала одну статью «О самоубийстве». Она настолько меня впечатлила, что я до сих пор мечтаю продолжить чтение. Но не продолжаю... Поэтому, я очень за предложение Жени.

Цитатник Мао: helenrokken пишет: И только однажды я дрогнула, когда заглянула в его дневники. У него есть мощное эссе "Верьте себе". Ничего даже сказать не могу - просто прочитайте. Кстати, я тоже из "достиков". Только понял его очень поздно, по молодости предпочитал Толстого.

helenrokken: Ох, какое нужное слово в нужный момент Вы сказали мне, Цитатник, этим эссе Толстого! Спасибо Вам. Я находилась в отчаянии после очередной попытки сказать себе и людям о возможности социализма и коммунизма, об истинной природе явления труда и многом другом. Встретив очередное сопротивление (к счастью, от неготовности пока еще понять, но не от нежелания), я снова и снова пересматривала свое понимание этих вопросов, видя, что я права, но не имея возможности донести эту правоту до людей. И вдруг эссе «Верьте себе»... Помимо очень нужного любому, пытающемуся действовать человеку, доверия к себе, я получаю неожиданную поддержку своим размышлениями о возможности коммунизма от... Толстого! Послушайте, как актуально в этом контексте звучат его слова: Не верьте и тому особенно усилившемуся в наше время опасному соблазну, состоящему в том, что высшее назначение человека – это содействие переустройству существующего в известном месте, в известное время общества, употребляя для этого всевозможные средства, даже и прямо противоположные нравственному совершенствованию. Вот именно эта защита того, что существует сейчас вовне и внутри человека, и доказательства, что по другому невозможно, аннигилируют все попытки промыслить если не сам коммунизм, то хотя бы направление к нему. Вера в себя — это условие и источник сил для преодоления сопротивления среды. Это слово Толстого очень вовремя! Спасибо!


Евгений А.: Это обзор лишь двух - из многих статей о Л.Н.Толстом, обсуждаемых в последние недели на Радио Свобода и других свободомыслящих ресурсах рунета. Рекомендую прочесть их полностью в оригиналах, и особенно - прения. Феликс Шведовский - НЕТ ТОЛСТОГО В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ (Письмо Л.Толстому из XXI века) Уже год, как по всему миру идут грандиозные памятные мероприятия, связанные со 100-летием смерти великого русского писателя. На его родине ничего похожего не замечено. Причина, скорее всего, в его неудобном для современной России религиозно-философском учении. Предлагаемый Вашему вниманию текст является моим письмом Толстому - посмертным, разумеется. Лев Николаевич! В этом году 20 ноября исполняется 100 лет Вашей смерти. Не пишу ни "уважаемый", ни "дорогой" - это не передаст всю меру почтения. Да и Вы не любили титулов и восхвалений – могилу свою завещали не украшать ни памятниками, ни надписями. Только холмик, заросший травой, подобный курганам древних кочевников, которые они насыпали над ушедшими из мира героями. Так уж получилось, Лев Николаевич, что Россия нынешняя мало изменилась с Ваших времен, по крайней мере, отношением к Вам. Неуемные восхваления после революции, "зеркалом" которой Вас объявил Ленин и насилие которой, будь Вы живы, наверняка бы не приняли, сменились глухим замалчиванием Вас в сталинские годы и годы "застоя". Я имею в виду того Толстого, о ком Вы сами говорили, что это Толстой истинный, обратившийся к Богу, по сравнению с кем Толстой "Войны и мира", Толстой "Анны Карениной" - все равно что Савл перед Павлом. Именно этого Толстого коммунисты запрятали в спецхран. Но у них еще хватало духу отмечать Ваши памятные даты с государственным размахом. И пускай они восславляли Вас только как писателя, обходя стороной, а то и высмеивая могучую нравственную проповедь второй половины Вашей жизни (а это то же самое, что о Христе со смешком говорить как о плотнике), но всё же они проводили эти мероприятия. Сегодняшняя же Россия не отмечает 100 лет Вашего ухода из жизни. Никак. Хотели вот снять телесериал "Анна Каренина" - но кто-то шепнул: не стоит. Вот о комической книге "Андроид Каренина" упомянуть пару раз – это можно. И всё. Это даже хуже, чем никак. За что же так осуждает Вас Церковь? Да хотя бы за эти слова из книги "В чем моя вера": "Мир с своим устройством, освященным церковью, отбросил церковь во имя тех самых основ христианства, которые нехотя пронесла церковь, и живет без нее". Почему же "нехотя"?! - возмущаются оппоненты. А Вы их тычете: да ведь Церковь освящает насилие и войну. О каком Христе, о какой любви и "другой щеке" может идти речь? Церковь, благословляющая призыв на срочную службу, Церковь, благословляющая войну в Чечне… Так было при Вас, и так есть при мне. Ничего не изменилось, Лев Николаевич. Ничего! Но оставим официальную Церковь. За что Вас так не любит государство российское, я понял, прочитав у Вас там же: "То, что в нашей жизни считается не только необходимым и естественным, но самым прекрасным и доблестным - любовь к отечеству, защита, возвеличение его, борьба с врагом и т.п., - суть не только преступления закона Христа, но явное отречение от него". А еще больше не любит оно вас за это, сказанное в "Конце века": "Россия? Что такое Россия? Где ее начало, где конец? Польша? Остзейский край? Кавказ со всеми своими народами? Казанские татары? Ферганская область? Амур? Всё это не только не Россия, но всё это чужие народы, желающие освобождения от того соединения, которое называется Россией. То, что эти народы считаются частью России, есть случайное, временное явление, обусловливаемое в прошедшем целым рядом исторических событий, преимущественно насилий, несправедливостей и жестокостей; в настоящем же соединение это держится только той властью, которая распространяется на эти народы". Догадывались ли Вы тогда, в начале ХХ века, как Вас полюбят в Японии! Я уж не говорю о том, что там есть мини-Ясная Поляна с бонсаем – карликовыми деревьями. Многие японцы ценят Вас именно за Ваше нравственное учение… Живым примером является мой учитель – японец, достопочтенный Дзюнсэй Тэрасава. В 60-х годах, когда ему было 17 лет, все Ваши книги были переведены на японский язык, и поэтому он с легкостью прочитал многие из них. Его воодушевило то, как Вы ушли из дома в поисках духовного пути. И тогда он, юноша, проделал то же самое, что и Вы, старик. В своих странствиях по Японии он встретился с буддийским монахом Нитидацу Фудзии, рассказавшим ему о корнях таких духовных поисков, о том, что 2500 лет назад Будда сделал то же, что и Вы: ушел из дома, оставил семью ради того, чтобы спасти всех живых существ от страданий... Нитидацу Фудзии рассказал Тэрасаве-сан еще об одном человеке – своем близком друге, на кого Вы повлияли. Этого человека теперь знает весь мир. Индус Махатма Ганди – помните, Вы обменялись с ним несколькими письмами? Он был восхищен Вашей книгой "Царство Божие внутри вас" и всерьез воспринял Ваши слова: "Как огонь не тушит огня, так зло не может потушить зла. Только добро, встречая зло и не заражаясь им, побеждает зло. То, что это так, есть в мире души человека такой же непреложный закон, как закон Галилея, но более непреложный, более ясный и полный". Именно отсюда родилось Ваше непротивление злу насилием и любовь к врагам. Лев Николаевич, Вы призвали понимать эти слова Христа из Евангелия о "подставленной щеке" буквально, не привнося в них дополнительный смысл. Если иметь в виду наличие в человеке "разумного сознания", то у того, кто собирается ударить по другой щеке, взять вторую рубаху, все-таки проснется совесть, пробудится скрытое в нем "разумное сознание". Ваша вера в это сознание воодушевила Ганди на то, чтобы убедить весь индийский народ следовать идее непротивления злу насилием. Он немного подправил Вашу формулировку, она стала звучать более энергично: ненасильственное сопротивление. С его помощью индусы добились независимости, а вслед за ними сбросил иго колониализма почти весь мир. Это всё Ваша, Лев Николаевич, заслуга. И что важно заметить. Ганди победил англичан, поработивших Индию, потому что никогда не испытывал ненависти к ним. Мало того, Лев Николаевич, методы ненасильственного сопротивления и гражданского неповиновения, детально разработанные Ганди на основе Вашего учения, взяло на вооружение большинство неправительственных, правозащитных организаций и движений, отстаивающих демократию в разных странах мира. Вот видите, вы принесли великое благо не только России. http://portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=1214Феликс Шведовский - Лев Толстой и красноречивое молчание государства Эмоциональный и с надрывом текст «Нет Толстого в своем отечестве» я уже написал. Краткая суть его в том, что на высшем уровне было принято решение не делать из этой даты события всероссийского масштаба и не слишком упоминать о нем в СМИ. Ну да Бог с ней, с Церковью. Пар у меня вышел, и хочется спокойного обсуждения. Мне задают и такой вопрос. Лев Толстой неоднозначен, он разносторонний, многоплановый, зачем делать упор только на его религиозно-философском учении, на отрицании патриотизма, на непротивлении злу насилием? Ведь есть же и «Севастопольские рассказы», и «Война и мир», где всё в порядке и с патриотизмом, и с добром, которое с кулаками. Отвечаю. Во-первых, выбор сделала наша власть. Именно она дала директиву молчать о Толстом, посчитав наиболее опасной для государства российского именно эту сторону Льва Николаевича, связанную с его нравственной проповедью во второй половине жизни. В конце концов, могли бы вспоминать о Толстом – гениальном писателе, умолчав о прочем. Не захотели. Значит, понимают: от этого никуда не деться. Во-вторых, сам Толстой в конце жизни говорил, что самым важным считает именно свою проповедь, а не литературные произведения. И хотя бы из уважения к последней воле умершего следует говорить в первую очередь об этом. И наконец, чем так важна его проповедь сегодня и за что мы должны сказать Толстому спасибо? Непротивление злу насилием придумал не он – это учение древнее Будды и Христа. Заслуга Толстого в том, что он заговорил о нем со всей страстью и талантом, подкрепил его всей мощью своего писательского авторитета. Можно сказать, он пожертвовал своей мировой литературной славой ради того, чтобы мир вспомнил о коренной сущности всех религий – ахимсе, непричинении вреда, о том, что там, где есть насилие, нет Правды. По большому счету, благодаря Толстому и Ганди со второй половины ХХ века мы живем в совершенно новом мире, где есть гражданское общество, которое знает о правах человека и умеет их отстаивать, опираясь только на силу правды, без всякого насилия. И еще. Читайте «Толстовский листок. Запрещенный Толстой» - 13-томное издание, выпущенное В.А. Морозом в конце 90-х – начале 2000-х. Там собраны все те произведения, которые сам Лев Николаевич считает золотым итогом всей своей жизни и которые были запрещены церковью, а потом – советской цензурой. Это очень интересное чтение. http://www.svobodanews.ru/content/blog/2224954.html

Евгений А.: А теперь перейдем к самим работам Льва Николаевича, что уже более 100 лет столь неприемлемы уже трем(!) властям - царской, советской и ново-российской, итак, религиозно-философские статьи ЛНТ с 1879 по 1910: Исповедь (планы и варианты) [1879] Исследование догматического богословия [1880] Исповедь [1882] В чем моя вера? [1884] Воззвание [1889] Церковь и государство [1891] Царство Божие внутри вас... [1893] Религия и нравственность [1893] Христианское учение [1895] Как читать евангелие и в чем его сущность? [1896] Греческий учитель Сократ [1900] О веротерпимости [1901] Определение Святейшего Синода [1901] Ответ Синоду [1901] Соединение и перевод четырех Евангелий [1902] Что такое религия и в чем сущность ее [1902] Китайскому народу от христианина [1906] Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении [1907] Не могу молчать (1-я редакция) [1908] Не могу молчать [1908]   Закон насилия и закон любви [1908] Учение Христа, изложенное для детей [1908] Славянскому съезду [1910] Путь жизни [1910] (список уточняется и дополняется)

Цитатник Мао: А по-моему, его свара с Синодом - самое неинтересное, а местами и отвратительное в его творчестве. С Синодом (особенно того, победоносцевского закала) все ясно, но и ЛТ местами вполне стоил своего оппонента. Особенно если почитать о ненасилии. Ненасилие такого сорта - это предательство слабых, оправдание самой отвратительной трусости. И зачем тебе нужна твоя сила тогда? Перед девочками фикстулить? Так ведь и их предашь.

A.K.: А для меня существует двое Л.Н. Толстых. Один написал "Войну и мир", другой - "Крейцерову сонату". Первый полон жизни - "Да здравствует весь мир!" (юный Николай Ростов), второй тяжёл до удушья.

helenrokken: Думаю, что для самого Льва Николаевича тоже существовало два Толстых, иначе с кем он тогда так долго и малорезультативно (во всяком случае, внешне) боролся, что выйти в никуда с сумой и посохом смог только в 82 года?

Цитатник Мао: A.K. пишет: А для меня существует двое Л.Н. Толстых. Один написал "Войну и мир", другой - "Крейцерову сонату". Первый полон жизни - "Да здравствует весь мир!" (юный Николай Ростов), второй тяжёл до удушья. helenrokken пишет: Думаю, что для самого Льва Николаевича тоже существовало два Толстых, иначе с кем он тогда так долго и малорезультативно (во всяком случае, внешне) боролся, что выйти в никуда с сумой и посохом смог только в 82 года? Согласен, у него и в творчестве, и в жизни (если поинтересоваться, конечно) чувствуется раздвоенность. Тут он вполне современный человек, противоречивый во всем. Как глыба, расколотая пополам. Это Достоевский, несмотря на внешние противоречия, цельный, как "Слово о полку".

Евгений А.: Непосредственно по ЛНТ отвечу позже, а пока экспромт на толстовскую тему - "НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ"

makcum1982: Вообще-то Лев Толстой имел несколько иные взгляды, чем Ефремов, и его "непротивление злу насилием" не предполагало никаких революций на Тормансе...

Евгений А.:



полная версия страницы