Форум » ЖЗЛ » Г. И. Чорос-Гуркин » Ответить

Г. И. Чорос-Гуркин

A.K.: Алекс приводил статью о Григории Ивановиче Чорос-Гуркине: http://noogen.borda.ru/?1-10-0-00000009-000-0-0#005 Продолжу тему. По ссылке откроется страница, посвящённая этому художнику и общественному деятелю. Есть биографические материалы. Оказывается, Г.И. учился в Петербурге у Шишкина; в 1918-1919-м арестовывался белыми властями по обвинению в сепаратизме и сидел в тюрьме в Бийске; по времени вполне мог видеться с Н.К. Рерихом на Алтае, хотя ни тот, ни другой в дневниках или воспоминаниях этого не оставили. З.Г. Фосдик записала в дневнике во время пребывания экспедиции Рериха на Алтае: «Вечером нас посетили геолог Падуров, профессор математики и студент университета, которые только что приехали в деревню. (...) Они жили месяц на Ак-кеме, занимались научными исследованиями, нашли радиоактивность. Взбирались на Белуху, рассказывали об удивительной красоте этой местности» - http://www.sibro.ru/altay/roerich/ral9.php - в этом же источнике говорится, что летом 1926 года в экспедиции Падурова работал алтайский художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин, у него есть работа «Белуха. Дорога с камнями», датированная 7 августа 1926 года (день приезда экспедиции Рериха в Верхний Уймон). Луначарский писал о Чорос-Гуркине в том же 1926-м: "Отмечу еще замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чороса-Гуркина, ойротского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утонченная техника, я уж не знаю". В 1934 г. Г.И. арестовывался по обвинению в националистической деятельности, но был оправдан. В 1937 арестован по 58-й статье и 11 октября расстрелян. Реабилитирован в 1956 г. Есть, конечно, галерея, а также разделы "Гуркин как поэт" и "Искусствоведческие работы о художнике". А вот оно "Озеро горных духов" Холст, масло, 76х107 см На странице сказано, что эта картина из частного собрания. Из одноимённого рассказа Ефремова:[quote]Среди множества эскизов и небольших картин выделялась одна, к которой меня как-то сразу потянуло. По объяснению Чоросова, это был его личный вариант "Дены-Дерь" ("Озера Горных Духов"), большое полотно которой находится в одном из сибирских музеев. Я опишу этот небольшой холст подробнее, так как он имеет важное значение для понимания дальнейшего. Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми красками. Синевато-серая гладь озера, занимающего среднюю часть картины, дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зеленый покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного дерева. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимают густые ветви, словно взнесенные к небу руки. На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетового и палевого цветов. В центре картины ледниковый отрог опускает в озеро вал голубого фирна, а над ним на страшной высоте поднимается алмазная трехгранная пирамида, от которой налево вьется шарф розовых облаков. Левый край долины - трога - составляет гора в форме правильного конуса, также почти целиком одетая в снежную мантию. Только редкие палевые полосы обозначают скалистые кручи. Гора стоит на широком фундаменте, каменные ступени которого гигантской лестницей спускаются к дальнему концу озера... От всей картины веяло той отрешенностью и холодной, сверкающей чистотой, которая покорила меня в пути по Катунскому хребту.[/quote]

Ответов - 15

Сат-Ок: Перенос из темы «НФ Ивана Ефремова (часть 1)». — A.D. Хорошая статья. Я, честно говоря, и забыл, что замечательный художник Чорос-Гуркин тоже умервщлён в то время.

Alex Dragon: Столетие ИАЕ всё же имеет некоторый резонанс. Фамилия встречается несколько чаще. Причём иной раз в неожиданных местах. Пару дней назад случайно в руки попала «независимая международная еженедельная газета «Магия», июль №29(508) 2007 год», издающаяся, кажется, в Донецке. Как ясно из названия, издание для скучающих обывателей, в меру возможностей и понимания реализующих тягу к «эзотерике». На самом деле желтоватая сборная солянка из стыреных из других изданий публикаций. В силу чего даже там можно наткнуться на что-то интересное. ЗАШИФРОВАННОЕ ОЗЕРО Исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного ученого, геолога, палеонтолога — и одновременно талантливого русского писателя Ивана Антоновича Ефремова. Его считали писателем-фантастом, но чем больше времени проходит после его смерти, тем все больше убеждаешься, насколько точными и реалистичными были многие его произведения. С этой точки зрения очень интересен его знаменитый рассказ «Озеро горных духов». Встреча автора (рассказ написан от первого лица) в маленьком алтайском селе с художником Чоросовым… Его удивительная картина, на которой художник изобразил необычайно красивое озеро в Алтайских горах, поэтически названное местными жителями Дены-Дерь («Озеро горных духов»)… Смертельная красота этого озера, легенды, рассказывающие о том, что все, кто его увидит, погибают, заставляет автора-геолога предположить, что это — месторождение ртути, впоследствии действительно найденной в Горном Алтае. Недаром среди геологов даже сложилась легенда, что Ефремов в этом рассказе сделал фантастическое предположение, которое впоследствии подтвердились. Но здесь любителей фантастики подстерегает совершенно неожиданный удар. Художник Чоросов — не порождение фантазии писателя, а реально существовавший и бесконечно почитаемый на Алтае живописец и одновременно политический деятель Г. И. Чорос-Гуркин. Во время Гражданской войны он возглавил независимое Горно-Алтайское правительство. В 1937 г. расстрелян как «враг народа». Его полотно «Озеро горных духов» хранится в Государственном художественном музее Алтайского края. Попробуйте перечитать описание этой картины в рассказе И. А. Ефремова: «Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми красками. Синевато-серая гладь озера, занимающего среднюю часть картины, дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зеленый покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного дерева. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимают густые ветви, словно взнесенные к небу руки. На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетового и палевого цветов. В центре картины ледниковый отрог опускает в озеро вал голубого фирна, а над ним на страшной высоте поднимается алмазная трехгранная пирамида, от которой налево вьется шарф розовых облаков… От всей картины веяло той отрешенностью и холодной, сверкающей чистотой, которая покорила меня в пути по Катунскому хребту. Я долго стоял, всматриваясь в подлинное лицо алтайских белков, удивляясь тонкой наблюдательности народа, давшего озеру имя Дену-Дерь — «Озеро горных духов»… В тех местах, где из-за белой стены хребта проникали прямые солнечные лучи, над льдами и камнями вставали длинные, похожие на огромные человеческие фигуры столбы синевато-зеленого дыма или пара, придававшие зловещий и фантастический вид этому ландшафту…» Именно эти тени, похожие на громадные человеческие фигуры, и дали название озеру. Убедились, что это чистый реализм, а не какой-то вымысел или фантазия? Но таинственный смысл, шифр в рассказе, безусловно, есть. И это вовсе не предсказание открытия месторождения ртути, а замечательный памятник художнику. В рассказе Ефремов пишет, что через пять лет после встречи с Чоросовым он получил по почте его картину, которую художник обещал завещать ему после своей смерти. Земной путь Чоросова был окончен… Рассказ Ефремова датируется 1942 годом. Григорий Иванович Чорос-Гуркин был расстрелян в 1937-м, ровно за пять лет до этого. Согласитесь, что создать невероятно уважительный портрет «врага народа», да еще почти под его собственной фамилией, и, главное, опубликовать его в те страшные времена — для этого нужна была поистине фантастическая смелость. А что же с фантастическими легендами и сбывшимися предсказаниями писателя-фантаста? Что ж, все это у Ефремова, конечно, тоже есть… Что касается предсказаний Ефремова, так вспомним, что именно он в другом своем рассказе «Алмазная труба» предсказал совершенно точно открытие якутских алмазов ровно за 12 лет до этого события. Есть документальные свидетельства, что геологоразведчики — открыватели якутских алмазов — взяли с собой в дорогу рассказ Ефремова и что он их, можно сказать, в эту дорогу позвал… И. Гребенников, «НиР»

Сат-Ок: Ух ты, какой я Нострадамус! Алекс ещё не выложил, а я уже прокомментировал! СПЛ, не иначе :)


Alex Dragon: Кэширование данных вкупе с уникальной спецификой Борды могут дать ещё и не такой диалектический переход мухи в слона через нуль-пространство.

A.K.: Дрэгон, спасибо! Я не знал о такой судьбе Чорос-Гуркина.

A.K.: Ещё один штрих к биографии: в 1903 году рисунки Чорос-Гуркина публикуются в журнале "Нива". Как известно, у Ефремова в детстве был доступ к подшивкам этого журнала, и он наверняка впервые работы художника увидел уже в ранние годы.

A.K.: Открыл на сайте галерею Гуркина: http://www.noogen.su/gurkin.htm В Архиве ИАЕ, в разделе "Параллели" - статья Виолики о художнике: http://www.noogen.su/iefremov/choros-gurkin.htm

Alex Dragon: A.K. пишет: и он наверняка Нужно уточнить: это всё же гипотеза, наверняка мы не знаем. А то со временем гипотезы зачастую превращаются в аксиомы. Кстати, я когда-то предполагал, что Ефремов был знаком с книгой Радхакришнана, впоследствии на это в каком-то посте даже ссылались (даже, кажется, ты), но это только гипотеза.

A.K.: Alex Dragon пишет: A.K. пишет: цитата: и он наверняка Нужно уточнить: это всё же гипотеза, наверняка мы не знаем. Прости, а где я говорил "наверняка"?

Сат-Ок: A.K. пишет: Ещё один штрих к биографии: в 1903 году рисунки Чорос-Гуркина публикуются в журнале "Нива". Как известно, у Ефремова в детстве был доступ к подшивкам этого журнала, и он наверняка впервые работы художника увидел уже в ранние годы. Раз известно, что смотрел журналы, то и в самом деле наверняка. Это же всё равно предположение :)

A.K.: Точно, говорил! :) Лучше было сказать "наверное".

Alex Dragon: Трогательное письмо от немецких школьников (из ГДР) Ивану Антоновичу. Увы, он не мог уже его прочесть — слишком поздно было написано, 27 марта 1973 г. UdSSR Союз писателей СССР Москва Ул. Зоровского 52 тов. Ивану Н. Ефремову Уважаемый Иван Н. Ефремов, Пишу Вам по поручению моего класса. На уроке немецкого языка мы читали и обсуждали отрывок из Вашей книги „Смерть в пустыне“. Во время обсуждения у нас возник вопрос: существует ли озеро и картина? Мы подумали, каким образом мы можем получить ответ на наш вопрос и решили написать Вам. Напишите нам, пожалуйста, существует ли озеро (и где оно находится) и есть ли такая картина (Дены-Дерь). Если они существуют, напишите, пожалуйста, звали ли художника Чоросов и где находится картина. Мы были бы очень рады, если бы Вы нам написали и, если можно, прислали бы фотографию картины. Это улучшило бы наши занятия, сделав их интереснее. Freundschaft Дружба! По поручению класса: Член Главного управления организации Свободной Немецкой Молодёжи Школьница Уте Борсторфф /Перевод Юлии Берлин/

Сат-Ок: Очень интересное название сборника рассказов. Неужели по "Олгою-Орхою" назвали?

Alex Dragon: Интереснее другое: получается, там он каким-то боком в программу входил. Причём «читали и обсуждали» на уроке «немецкого языка»(?) («Wir haben im Deutschunterricht einen Auszug aus Ihrem Buch „Der Tod in der Wüste“ gelesen und darüber diskutiert, …»).

Сат-Ок: Позитивный пример зависимости от большого брата.



полная версия страницы