Форум » ЖЗЛ » Статья о Крапивине » Ответить

Статья о Крапивине

Сат-Ок: Владислав Петрович Крапивин - фигура в отечественной литературе уникальная. Он автор многих повестей и романов, посвящённых детям, и поэтому его часто называют детским писателем. Но книги его с пристальным вниманием читают и взрослые, находя в них ответы на волнующие их вопросы. Происходит так потому, что серьёзнейшие проблемы детства, а именно - взросление и взаимодействие с миром взрослых - раскрываются в крапивинских повестях с особенно пронзительной силой и точностью. Не надо адаптироваться к реальности. Надо её менять. Это - основа крапивинского мировоззрения. Обращённое к детям, такое понимание жизни сталкивается с яростным сопротивлением тех взрослых, для которых дети - вечная помеха. ... http://www.noogen.su/komandor.htm

Ответов - 20

A.K.: Сегодня Командору исполняется 70. Поздравить можно здесь: http://krapivin.livejournal.com/

Александр Гор: http://krapivin.livejournal.com/ ...Если кому-то необходимо со мной связаться - просьба оставить комментарий к этой записи и указать контактную информацию (e-mail) для обратной связи... У-у... Как всё строго. Боюсь пока идёт «обмен явками да паролями» день рождения и кончится. Хотя понять Командора можно.

Джигар: Александр Гор писал: Хотя понять Командора можно. На форуме «Русской фантастики» на него жестко наезжали бывшие «крапивинские мальчики», обвиняя во всех смертных грехах. С тех пор он стал недоступнее. Спасибо за хорошую статью, Сат-Ок! Обожаю Крапивина! Что мне в нем особенно нравится, так это то, что его поздние вещи совсем не хуже ранних! В отличие от Кира Булычева, например. То есть Командор халтуру не гонит. Жалко только, что он перестал писать вещи из цикла про Великий Кристалл. Надеюсь, это временно. Хотя, 70 – это возраст! Дай бог ему здоровья и ещё столько же прожить!


Анна2: Джигар пишет: На форуме «Русской фантастики» на него жестко наезжали бывшие «крапивинские мальчики», обвиняя во всех смертных грехах. Джигар Глупости только говорить не надо а?! На русской фантастике у Крапивина был форум с очень старым движком, там и бан было ставить нельзя. А туда слетелись из сети голубки которые то же детей любят А командор к тому оказался не готов.

Александр Гор: Да... Вы Джигар, заставили меня изобрести новый термин – «беорнова похвала».

Джигар: Anna2 писала: Джигар Глупости только говорить не надо а?! Любезная Анна, я тоже вас очень люблю и уважаю. Anna2 писала: На русской фантастике у Крапивина был форум с очень старым движком, там и бан было ставить нельзя. А туда слетелись из сети голубки которые то же детей любят А командор к тому оказался не готов. Пусть нас рассудят уважаемые форумчане. Вот ссылка на ветку того форума, которую я имел в виду - http://old-forum.rusf.ru/vk/lst/lst_5072.htm (Читать надо снизу.) Там были разные люди. Но, на мой взгляд, достаточно большое число людей, споривших с Крапивиным составляли бывшие «крапивинские мальчики». Как они себя сами и характеризовали. Между прочим небезызвестный Сергей Лукьяненко также причисляет себя к их числу и у него даже есть пародия в повести «Царь, царевич, король, королевич ...» на на крапивинскую «Глоубятню на Желтой Поляне». Довольно злобная, надо сказать, пародия. Александр Гор писал: Вы Джигар, заставили меня изобрести новый термин – «беорнова похвала». Александр, а что означает слово «беорнова»?

Александр Гор: Джигар пишет: Александр, а что означает слово «беорнова»? Ну не хотите мягко - я расшифрую. Беорн – это персонаж Толкиена умевший превращаться в медведя. (Имя «Beorn» представляет собой древнеанглийское слово, означающее «воин». Первоначальный смысл этого слова — «медведь»; оно родственно древнескандинавскому слову «bjorn» («медведь») А если попросту - «Медвежья похвала». Как и «медвежья услуга». Не по-людски как-то, действительно.

Джигар: А зачем придумывать лишние сущности? Если можно сказать просто – надо сказать просто.

Сат-Ок: Удивительная песня о Севастополе из новой повести ВПК "Переулок капитана Лухманова", которую он нам прислал в благодарность за ЖЗЛку. Уже запамятовал - может, я где-то её и публиковал уже? Заодно публикую своё письмо Командору, навеянное прочтением этой замечательной повести - фактически, духовным завещанием Владислава Петровича... Писал от руки, так как в повести важную роль играет каллиграфический почерк одного героя :) Но сначала - песня! Кажется, я сделался моложе И спешу на берег вместе с вами, Мальчики с коричневою кожей, С белыми от солнца головами. Будто бы я с вами одинаков, В тонком теле ни капли веса, Мчимся мы среди пунцовых маков, Средь камней и солнца Херсонеса. А у скал на каменные груды Море плещет синеву и ласку, Мальчики, храните это чудо – Вам судьбой подаренную сказку. Встрёпанный котёнок ловит храбро Клочья разлетающейся пены. Мальчики охотятся на крабов, Забегая в море по колено. А вдали белеют равелины, Крепости, горячие от зноя. Будет день безоблачный и длинный С ясной беззаботной тишиною. Только камни в тишину не верят, Прячется в них сжатая тревога. Мальчики, храните этот берег: За него заплачено так много. Здесь в легендах краткость телеграфа, Потому что лишних слов не надо. Рыжие осколки древних амфор Смешаны с осколками снарядов. Солнца луч на херсонесском храме, На ресницах – радуги от влаги. Ветер над стальными крейсерами Вытянул Андреевские флаги. В погребах спрессован старый порох, Пусть он никогда не пригодится. Мальчики, храните белый город, Помните, что вы его частица. Дорогой Владислав Петрович! Читал я Вашу книгу, и вставала рядом со мной светлая тень вихрастого смешливого пацана с вечным подорожником у коленки, разодранными от неуёмности носочками да горой книг, по которым блуждал его восхищённый и восхищающий взор. Тень меня самого из блаженной памяти 80-х… С нашими играми в индейцев, викингов и партизан, Алисой и Вертером, сотнями солдатиков, экспедициями в лес и подвал с попыткой их тщательной картографии и… с особенным отношением к каллиграфии! Много позже, когда написал свою персональную «Балладу о детстве», вывел в числе прочих такие строки: …Било солнце, весной пронизая, Нет, казалось, важнее основ: В алом галстуке честь отдавая, Прошептать про себя: «Будь готов!» Во все игры сражался азартно И с таким же азартом читал; Рисовал после схемы и карты, О Руси о былинной мечтал. Я хотел быть индейцем суровым, Спартаком, Робин Гудом, и так Я объят был таинственным зовом Приключений, интриг и атак. И когда засыпал, как в тумане, Под подушкою книгу держа, Снились мне абордажи, тараны, Стрелы с пулями вились, визжа. Проклинал, восхищался попутно Урфин Джюсом, тевтонской «свиньёй»… Мысли взрослые зрели подспудно, - Как Том Сойер, скучал я с семьёй. А потом затопила рекою Перестройки слепая волна, Я взрослел, и взрослела со мною Утомлённая спячкой страна… Ваши книги всегда таковы, больше двадцати их стоит на полках; что же нового? Может, это я меняюсь и понимаю невысказанное явно, а на деле звонко выкрикнутое из глубин Вашей души: люди не должны уходить так быстро и вообще не должны уходить! А уж если уходить – то лишь для того, чтобы возвратиться! Люди не должны бить в спину! Это же так просто – осознать непредставимую краткость, словно вспышка сверхновой, человеческой жизни – и самозабвенно творить, поддерживая друг друга… Откуда же берутся в нас, таких хрупких и одиноких, болезенные потуги разрушения, равнодушия и эгоизма? Было бы слишком просто махнуть рукой: не я такой, жисть такая! Эх… как охота радоваться беспримесно и чисто, как жаждал Иван Ефремов – преодолев свою шерстяную анимальную природу безграничьем вселенской ноосферы. Быть людьми-звёздами, людьми-кристаллами (вспоминается сразу «Белый шарик матроса Вильсона» и старания мадам Валентины). Быть в резонансе – недаром ансамбль в повести назван именно так! – со вселенной, со всем Великим Кристаллом. А ведь человек, что стоит напротив тебя в данный момент, – тоже вселенная, и, испугавшись её инаковости, пожелав исчезнуть, схлопнуться этой непонятной чужой вселенной, мы самозаколачиваемся в кандалы и прячемся в бетонные казематы отчуждения от самих себя и своего внутреннего солнца. Которое ждёт – не дождётся рассвета, в коем мы все жили когда-то, а теперь вспоминаем его как самую чистую хрустальную пору. Истинно: дети – вестники высшего мира… Ну хорошо. О конкретном в повести. Я в детстве обожал писать чернилами и тушью (отец был технолог-чертёжник с каллиграфическим почерком, да и маме приходилось постоянно работать в этой области, и я играл в подражание им). Для меня поэтому понятия «нажим» и «наклон» имеют самое практическое наполнение. Именно с любования ровными рядами тесных строчек начинались мои первые литературные опыты – стало быть, и в этом мелком нюансе правда жизни. Как близка Ваша боль от разлагающего просачивания, а кое-где уже и вторжения в жизнь ювеналки… Много возмущались введением ЕГЭ 7-8 лет назад, а сейчас все смирились. Беда не приходит одна, воистину. Но нынешнее много хуже, просто несопоставимо ни с чем. Нет ничего уничтожительнее для формирующегося сознания ребёнка, нежели постоянный страх родителей, что даже не их – а детей их заберут биороботы-инокробы со смещённым центром нравственности. Сейчас представители РПЦ выступают против ювеналки, но в итоге будут её активно использовать для увода детей из «неблагонадёжных», не «окормленных духовно» семей злостных вольнодумцев. А в официальном списке сект уже лет 12 фигурируют поклонники Ефремова… И тут вопрос недалёкого персонажа повести: «Ты сектант?» - приобретает особое звучание. Мы уже сталкивались с этим, в том числе и когда препятствовали тому, чтобы в детский садик приходили попы и «освящали» там что-то. Это лишь закономерные проявления реального массового помешательства среди чиновников, громадная проблема для современной психологии. Когда люди на полном серьёзе по телевизору заявляют, что будут бороться с одуванчиками до победного конца, возникает ощущения реального дурдома. А у нас в Москве это проводится в жизнь с маниакальным безумием. Я не верю в идиотизм тех, кто это придумывает изначально. Ведь любой вменяемый человек понимает, что аллергию стократно больше вызывают тополя, а не одуванчики, но и те – лишь краткий период. Полагаю, это часть плана по запутыванию и запугиванию населения, вызыванию в нём чувства униженности и беспомощности. Ибо такими управлять легче. Ведь как там министр образования и науки проговорился? – им нужны не учёные, а потребители. Вот уж воистину – скажешь слово, а размотаешь в итоге всю цепь. По отдельным ярким впечатлениям. Как Вы правы насчёт гениального аутиста Перельмана! Человек настолько не хочет иметь ничего общего с людьми, что даже возможность огромной помощи, которая лично ему не будет стоить ничего, его не сподвигла вылезти из раковины. ТЭК как идея, да ещё и при жизни самого Лухманова, – так это просто моя личная история. В 1982 году я прочёл «Таинственные следы» Сат-Ока, и с тех пор это мой вербальный экслибрис, если угодно. Во дворе царил культ Гойко Митича и Чингачгука, а я серьёзно потеснил его непридуманной историей реального человека. До сих пор это имеет для меня огромное значение, и до сих пор я жалею, что не написал Сат-Оку – а это можно было сделать аж до 2003 года. С другом, который в наших играх был как раз Чингачгуком, мы с двенадцати до пятнадцати лет писали роман про нас-индейцев, освобождающих сначала Москву, а после и всю страну от захвативших власть «ментов». Писали поочерёдно, по главе от первого лица, с нетерепением, буквально заглядывали через плечо: ну скоро ты? как там сейчас у нас дела? Работали с картами, старались живописать по мере сил. Ваше «шея, будто кусок анаконды» - это самое оно в плане отображения получивших власть бруталов в погонах. А мы описывали мужское товарищество, военную доблесть и любовь – всё, к чему так тянется пацанская душа, но что с досады на несовершенство мира перерождается зачастую в половой цинизм, жестокость и «понятия». В 33 года я закончил этот детский роман последней главой, своеобразным Рагнарёком детства. Никому это не нужно, кроме меня (тот мой друг давно уже не друг и безучастен к прошлому), но Вам с Вашим пониманием экзистенции взросления, жизни и смерти, коими особо насыщена последняя повесть, это будет близко. К слову, фамилия Рощин для меня имеет особое значение. Тот самый Чингачгук – Юрка Коноплёв, друг детства, обладал замечательным литературным талантом, который был уничтожен на филфаке и в ранней женитьбе. И он на моих глазах за февраль-март в 1989 году (нам только-только исполнилось по пятнадцать) написал НФ-повесть про 25 век: далёкий космос, цветущий Марсель, машина времени и галактический спецназовец Саша Рощин. Очень светлая акварельная картина космической (и земной, что важно!) романтики с «отдельными проблемами» типа космических пиратов. Изящно, благородно и в духе всепроникающего мужественного добра. «Погладил щекой воротник шубы» - я с маминым пальто поступал именно таким образом, и особенно любил это делать, когда с улицы он был чуть влажный… Севастополь… В Севастополе воевал мой отец-моряк, с первого до последнего дня оборонял город. В июле 1942 на мысе Херсонес в последней рукопашной он был оглушён и попал в плен, прошёл через концлагеря, бежал четыре раза, и только последний раз – в марте 1945 – удачно. После чего штурмовал Берлин и Рейхстаг, а в 54 года дал жизнь мне… Поэтому тема Севастополя для меня священна и интимна, был там неоднократно и считаю его самым русским городом – а мне есть с чем сравнивать – объездил и Алтай, и русский Север, и массу других исторических мест. Тот стих, что поётся в повести, воспринят мной очень лично, почти визионерски. Благодарю Вас за него! Странные болезни… Двойники… Для кого-то виньетки и гиперболы, но я, пристально интересуясь своей собственной жизнью, вижу волны странных соответствий, судьбоносных касаний, вижу в этом метафорику высшего, которое пытается давать нам сигналы. Нахожу немало такого и в биографии Ефремова. А тема двойников, близнецов – одна из самых глубинных, ибо, согласно Платону, весь наш очезримый мир есть кривое отражение мира истинного. И в людях оно выявляется особенно ярко, учитывая, что человек сам творит вторую реальность – культуру, искусство, слово. Здесь и предвосхищение возможности быть иным. Диалектика движения, сметающая поверхностные оценки «хорошо-плохо». А синхронистичности, квантовые сцепления – в этом и есть подлинная загадка жизни, нечто, выглядывающее за плоский лист с линейными письменами, напротив – протягивающее нити соответствий в дополнительном измерении – нуль-пространстве, Дороге Великого Кристалла… В этом ключе Ваша повесть и наша книга – тоже двойники, неразгаданная метафора вечно улыбающейся жизни в лучшем стиле знака инь-ян. В одно время и совершенно самостоятельно мы пишем про Ефремова, упоминая про Лухманова, а вы – про Лухманова, упоминая Ефремова. Конечно, не зеркальное отражение, но асимметрия такого рода не снимает главного – важности времени и темы. Судьба самого Лухманова (о которой мы ничего не знали!) – грустная судьба целой страны, и теперь повисает вопрос в пространство по поводу отношений его с Ефремовым за пределами середины 20-х. Будем искать. Вроде бы где тут найти! – но столько раз совершенно неуловимым жестом из рукавов судьбы сыпались джокеры, что будем надеяться и прислушиваться. Как правильно, что двенадцатилетнему парню не понравилась «Туманность Андромеды»! так и должно быть, и меня немного пугают люди, которые такие книги прочли с удовольствием в столь нежном возрасте. Мне в шестнадцать было читать её непросто, а много позже я понял, что и тогда ухватил самую кроху. Конечно, это не сказки про Алису Селезнёву. Но перекличка Вашей повести с книгами Ефремова весьма обширна! Вот навскидку просто торкнувшие меня места: Вы используете поразительный образ: кровь из пшеницы (!). А вот «Час Быка»: «Когда мы поймём, что васильки и пшеница составляют единство, тогда мы возьмём наследие природы в добрые, понимающие ладони». «Длинные цепи событий», приводящие к квантовому сцеплению. «Лезвие бритвы»: «И в человеческом существовании незаметные совпадения, давно наметившиеся сцепления обстоятельств, тонкие нити, соединяющие те или другие случайности, вырастают в накрепко спаянную логическую цепь, влекущую за собой попавшие в её орбиту человеческие жизни. Мы, не зная достаточно глубоко причинную связь, не понимая истинных мотивов, называем это судьбой». Гумилёв в сундуке тёти Эли… А мне вот вспоминается аналогичный чемодан с архивом второй жены Ефремова – Елены Дометьевны Конжуковой. Закрытый чемодан [...] Уговорили дать для ознакомления одну папку – там уникальные фотографии, малоизвестные пьесы… Гумилёва. Мда-а… Про космического пацана удивительные слова: «А, может, он и не будет помнить, что с другой планеты…» - да, так и мы ничего не помним. И в диком заблуждении страшимся квантового перехода… Вот такие пироги. Пока живём – будем учиться и что-то созидать по этому поводу, ибо есть такая профессия – Родину просвещать.

A.K.: Как я вовремя заглянул на форум после долгого перерыва! Коля, спасибо, прочитал, как зачарованный. :)

A.K.: Сегодня Владиславу Петровичу исполняется 78.

Iu: «взрослительная машина» — для того, чтобы подвергать непослушных детей «казни» - т.е. превращать их в добропорядочных взрослых. в ментов, продавцов, юристов, бухгалтеров

Ex-Zyx: Командору - 80! Интервью в "Культуре": http://portal-kultura.ru/articles/dostoyanie/219240-ne-malchik-no-so-shpagoy/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com ...в дружбе нет устава и свода правил. Иногда друзья не выбирают выражений, и при этом у них прекрасные отношения. Все зависит от чувства, степени привязанности. А что до границ и корректности, наверное, о них так много говорят потому, что в дефиците чувство сострадания. Куда оно делось — не знаю. Видимо, такая жизнь. Люди зациклились на внешнем благополучии, комфортности существования. А комфорт и счастье — разные вещи.

A.K.: «Сегодня ушёл в вечный звёздный путь Владислав Петрович Крапивин. Очень больно. Этот жестокий для планеты год забрал и его... Но есть книги, множество замечательных книг, которые читают и будут читать, будут перечитывать. Обязательно. Потому что равнодушно их прочесть нельзя и потому что они меняют людей, меняют в лучшую сторону. В этом особый дар Командора. И одна из этих книг сейчас вне Земли, на борту Международной космической станции. Спасибо всем тем, кто помог этому! И плывёт в вечных небесах малая планета № 407243. В этот печальный день, на грани ушедшего календарного лета, она в созвездии Телец, почти на линии, соединяющей Плеяды и Гиады. Единственное немного утешает, что Владислав Петрович получил свидетельство о наименовании малой планеты его именем лично в руки, что случалось далеко не с каждым, кто увековечен в Главном поясе астероидов. Фотография Командора со свидетельством побывала на борту МКС, была проштампована бортовой печатью и тоже была вручена ему. Как-то он прислал очень тёплые стихи, которые сегодня стали пророческими... И сегодня они должны прозвучать. Одиночество — очень поганая вещь, Никого не дозваться порою. Хорошо, что на свете он все-таки есть — Мой космический друг Астероид. Мне его подарили читатели книг — Астрономы, хозяева неба. Откровенно скажу: никогда, как в тот миг, Я так сильно обрадован не был. …Помнит он обо мне, я же помню о нём В общем, оба знакомству мы рады. И теперь мы друг с другом беседы ведём, Расстоянье для них не преграда. Но преграда в другом – необъятность миров, Бесконечность вселенского круга. Не шагнуть просто так через звёздный порог, Не коснуться плечами друг друга. Нас обоих глодала такая печаль — Невозможно с ней было смириться — И однажды мой друг произнёс, помолчав: «Помнишь притчу о Маленьком Принце? Он летал среди звёзд. Вот попробуй и ты. Прилетай! Хоть на день, хоть на годы. Ты посеешь на мне полевые цветы. Заживём, позабыв про невзгоды…» «Про такое и сам размышлял я не раз, И почти что готов я… но всё же… Держит, держит на месте прилипчивый страх. Кто его победить мне поможет? Как вернусь я домой? Об обратном пути Слышал я: он совсем не изучен. Возвращается только один из пяти, Да и то, если очень везучий…» Астероид как будто нажал тормоза (Даже стал чуть потише вращаться). Думал, думал и вдруг осторожно сказал: "А зачем тебе возвращаться?" Вот и всё. Доброй Дороги, Командор! Будем помнить Вас всегда!» Дмитрий Гулютин, 1 сентября 2020

Ex-Zyx: Платон Беседин о Крапивине: https://www.mk.ru/social/2020/09/01/umer-dukhovnyy-lider-tysyach-rossiyan-mistika-vladislava-krapivina.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com ...Мне доводилось встречать людей, прошедших этот отряд. В нём они стали романтиками, но не в облачно-витающем смысле, а скорее в героическом, в сопереживающем и сострадающем. И во многом мечта, рождённая в «Каравелле», несмотря на все приземлённые мерзости жизни, помогала им двигаться вперёд, воспаряя над обыденностью расчётливости и тоски. И вот ещё что важно сказать. При всём великом наследии Владислава Петровича есть люди, которые относятся к нему совсем по-особенному – это севастопольцы. ...Ведь, с одной стороны, крапивинский Севастополь – могучий форпост, бастион, город-герой, выдержавший столько испытаний, а с другой - место сакральное и мистическое, прописанное в иной, почти магической реальности, вроде Макондо Гарсии Маркеса.

Ex-Zyx: Опережающий Крапивин: https://zen.yandex.ru/media/id/5b9bede97e60b200aa1ac7b7/krapivin-operedil-kemerona-na-god-a-kinga-na-dva-5f4e9f53abbd8f096dded12a ...Но всё-таки, я думаю, самый правильный инвариант творческой матрицы Владислава Крапивина, отправная точка его проблематики – это рассказ Дж. Олдриджа «Последний дюйм». Советская экранизация его, кстати, упоминается в «Ковре-самолете». Собственно, коллизию этого рассказа, если внимательно следить, Крапивин и воссоздает в каждой своей повести.

Ex-Zyx: Одна из "Каравеллы" - о Командоре: https://zen.yandex.ru/media/nhl_shilkov/k-nam-prishla-russkaia-zima-jiteli-tehasa-ssha-zamerzaiut-izza-anomalnyh-holodov-ih-kommentarii-v-socsetiah-602e8907ffa2d86ae4042de8 ...Дальше все случилось в точности, как я запланировала (разве что кроме писательства): весь мой подростковый возраст и юность были связаны с "Каравеллой", моими лучшими друзьями стали ребята, которые, как и я, страстно любили книги Крапивина. Мы пронесли эту дружбу через всю свою жизнь (как бы высокопарно это ни звучало): нас связывает общая история взросления - и мы до сих пор друг другу - родные люди.

Ex-Zyx: Почти полное собрание стихов и песен Владислава Крапивина (с исполнением): http://www.rusf.ru/vk/stihi/main.htm ...Сам я на эти стихотворения смотрю не как на литературные произведения, а, скорее, как на страницы дневника — по ним можно вспомнить: что случалось в те или иные годы. Чем жил, какие книги писал, какие снимал фильмы и строил парусники с мальчишками и девчонками из флотилии «Каравелла». К сожалению, все найти и вспомнить не удалось. В этом стихотворном собрании навеки останется существенный пробел: в нем нет любовной лирики. Тетрадку с такими стихами я сжег в студенческие годы, очередной раз убедившись в непостоянности и вероломстве одной юной особы, которую считал дамой сердца. После этого поклялся стихов на такую тему больше не писать.

Ex-Zyx: Будет документальный АНИМАЦИОННЫЙ фильм о Командоре: https://dzen.ru/a/ZKUkiYYKMxlPXxxM Президентский фонд культурных инициатив выделит более двух миллионов рублей на съемки документального анимационного фильма об известном детском писателе Владиславе Крапивине. Проект тюменского режиссера Дмитрия Колобова (АНО «Центр развития цифрового капитала») стал одним из победителей второго основного грантового конкурса.

Петрович: Прочитал недавно книгу Алексея Иванова "Ёбург" о Екатеринбурге. Несколько глав в ней посвящены В. Крапивину. На стр. 507 приводится такая статистика - в 2011 г. "Каравелле" исполнилось 50 лет. За эти полвека через клуб прошли 10 тыс. человек и ни один из них, даже в 1990-е годы не попал за решётку.



полная версия страницы