Форум » ЖЗЛ » Антуан де Сент-Экзюпери » Ответить

Антуан де Сент-Экзюпери

Сат-Ок: Вчера исполнилось 107 лет со дня рождения выдающегося мыслителя-гуманиста, человека с планетарным мышлением и просто прекрасного лётчика и отважного человека - Антуана де Сент-Экзюпери. Никогда не забудем, как мы несколько лет назад долго и глубоко разговаривали о "Цитадели" и вышли на тему исчезновения месье Антуана. Оля рассеянно открыла лежащий на столе томик "Агни Йоги" и первый параграф, на который упал взгляд, был следующего приблизительно содержания: "Иногда наши братья словно бы исчезают для внешнего мира, и их считают пропавшими без вести, в то время как они, исполнив свою миссию, возвращаются обратно в Братство"... Любовь Позоря плохую жену, муж не облагородит себя. Бывает та высота отношений, когда благодарность и жалость теряют смысл. И, поднявшись до неё, дышишь легко и радостно, как узник, вышедший на волю. Любить, это не значит смотреть друг на друга, любить – значит вместе смотреть в одном направлении. Нет любви про запас, любовь – труд сердца. Любовь не подарок от прелестного личика, безмятежность не подарок от прелестного пейзажа, любовь – итог преодолённой тобой высоты. Ты превозмог гору и живёшь теперь в небесах. Знать о любви и узнать любовь – разные вещи. Обманывается тот, кто, блуждая по жизни, мечтает сдаться в плен; краткие вспышки страсти научили его любить волнение сердца, он ищет великую страсть, которая зажжёт его на всю жизнь. Но скуден его дух, мал пригорок, на который он взбирается, жалка победа, так откуда взяться великой страсти? Вне пути и восхождения ничего не существует. Стоит остановиться, как тебя одолевает скука, потому что пейзажу больше нечего рассказать, и тогда ты бросаешь женщину, хотя надо было бы выбросить тебя. Разочарование в дружбе – это обманувшееся корыстолюбие. Друг подарил тебе любовь, а ты вменил ему любовь в обязанность. Не экономь на душе. Не наготовить припасов там, где должно трудиться сердце. Отдать – значит перебросить мост через бездну своего одиночества. Существует брачный союз и существует общность двоих. Буду спасать смысл любви, чтобы ты мог приобщиться ей, вопреки твоему пониманию любви, - она для тебя что-то вроде приобретения или покупки товара, - такая любовь оставит тебя нищим. Я сам должен одарить совершенством любимую, пусть даже она далека от совершенства. Любовь – это упражнение в молитвенном состоянии души, а молитвенное состояние души – укрепление во внутреннем покое. Когда женщина распахивает поутру дверь своего дома и выметает мусор, она не возмущается пылью. Она украшает свой дом и чувствует только любовь. Не складывает в запас биения твоё сердце. Любовь не алмаз, которым можно завладеть, любовь – обязательства друг перед другом. Я в подчинении у моих роз. В служении моём нет ничего оскорбительного для моего достоинства. Но ты ошиблась, когда сочла моё служение зависимостью, зависим я не был. Я был великодушен. Мне не надо ни унижаться в любви, ни унижать любовью. Я окружу её, словно простор, втеку, словно время. Я скажу ей: «Не торопись узнавать меня, во мне ничего не поймаешь. Я – пространство и время, где ты можешь сбыться». Безумец, любя журчание воды, запирает её в бутылку. Жажда любви и есть любовь. Желать того, чего в тебе нет, ты не можешь. Любовь не причиняет мук. Мучает инстинкт собственности, а он противоположен любви. Истинную любовь я распознаю по неуязвимости. Дружбу я узнаю по отсутствию разочарований, истинную любовь по невозможности быть обиженным. Любить меня – значит вместе со мной трудиться. Тот, кто подыскивает себе место в будущем соборе, - уже побеждён. Тот же, кто носит в своём сердце образ будущего собора, - уже победитель. Победа есть плод любви. Любовь прочнее словесного сквозняка. Вредно путать любовь с рабством сердца. Прекрасна любовь, которая молится, но та, что клянчит и вымогает, сродни лакею. Если твоя любовь взаимна, если тебе раскрыты объятья, молись Господу, чтоб Он спас твою любовь от порчи, я боюсь за сытое сердце. Полюбить – значит разглядеть сквозь дробность мира картину. Любовь – это обретение божества.

Ответов - 82, стр: 1 2 3 All

Юрий: Есть фильм о Экзюпери : http://www.ozon.ru/context/detail/id/1688277 Жаль , что в и-нете нет. Видел когда-то на видео. В фильме есть фрагменты документальной хронки.

A.K.: "Сегодня я облачился, чтобы служить богу, которого не видел, потому что был слеп. Огонь над Аррасом снял пелену с моих глаз - и я прозрел. Те, от кого я неотделим, тоже прозрели. И если на заре я вновь отправлюсь в полет, я буду знать, за что я сражаюсь. Но я хочу запомнить то, что увидел. А для этого мне нужен простой Символ Веры. Я буду сражаться за приоритет Человека над отдельной личностью, как общего над частным. Я верую, что культ Общего возвышает и связывает воедино духовные богатства отдельных личностей и основывает единственно подлинную гармонию, которая есть гармония жизни. Дерево исполнено гармонии, хотя его корни отличаются от ветвей. Я верую, что культ отдельных личностей влечет за собой только смерть, потому что он хочет основать гармонию на сходстве. Он подменяет единство Сущности тождеством ее частей. И он разрушает собор, чтобы выложить в ряд составляющие его камни. Поэтому я буду сражаться со всяким, кто станет провозглашать превосходство какого-то одного обычая над другими обычаями, какого-то одного народа над другими народами, одной расы над другими расами, какой-то одной мысли над другими мыслями. Я верую, что приоритет Человека кладет основание единственному имеющему смысл Равенству и единственной имеющей смысл Свободе. Я верую в равенство прав Человека в каждой личности. И я верую, что Свобода - это Свобода восхождения Человека. Равенство не есть тождество. Свобода не есть возвеличивание личности в ущерб Человеку. Я буду сражаться со всяким, кто захочет подчинить свободу Человека одной личности или массе личностей... Я буду сражаться за Человека. Против его врагов. Но также и против самого себя". "Военный лётчик". ---------------------------------- Как я в своё время написал в одной статье, истина открылась де Сент-Экзюпери в кабине боевого самолёта под огнём зениток, подобно тому, как она открылась Арджуне в боевой колеснице. Сюжет, достойный "Махабхараты"!

Сат-Ок: Рождение Человека Неудачи закаляют сильных. Жить – значит медленно рождаться. Это было бы чересчур легко – брать уже готовые души! Чтобы выросло дерево, должно погибнуть зерно. Неужели о том, кто готов сгореть в полёте, станут судить по его ожогам? Когда разрушается тело, становится очевидным главное. Человек – всего лишь узел отношений. Если я объясняю свои беды злым роком или изменой, я подчиняю себя злому року или измене. Но если я принимаю всю ответственность на себя, я тем самым отстаиваю свои человеческие возможности. Мы скатились от человечества, опирающегося на человека, к муравейнику, опирающемуся на сумму личностей. Лестница необходима для храма, иначе он будет пуст. Но значим только храм. Жизнь – только ступени, ведущие к человеку. Храмом будет душа человека. Человека взращивает творчество, а не подражательство. Нет человека, если он не противостоит. Повторяю вам: право не сделать усилие даётся вам лишь другого усилия, потому что вы должны расти. Если я плачу, значит, я не очистился ещё от своекорыстия. Всякое восхождение мучительно. Перерождение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке зазвучать. В радость человеку только то, над чем он хорошо потрудился. Продвинуться вперёд – значит узнать, что вопрос, который тебя мучил, потерял смысл. Не доверяю я сентиментальным гусеницам, которым мнится, что они влюблены в полёт. Мне нужно, чтобы гусеница пожрала самоё себя в пекле пересотворения. Нужно, чтобы ты пересёк свою пустыню. Нет взлёта без преодоления сил тяготения. Я сбросил старую оболочку и стал юнцом. Но не порывы, не желания сопутствуют моей юности – безмятежная ясность. Моя юность тяготеет к вечности, а не сумятице жизни. Человек ищет напряжения сил и жизни, а вовсе не счастья. Многие любят спать и не хотят просыпаться, но всё же высвободи их из блаженных объятий сна, выгони из дома, они должны сбыться. Силовые линии должны тяготеть над тобой, напрягать, направлять, толкать вверх и вперёд, всякий раз они будут явлены тебе как некие обстоятельства, отнюдь не всегда благоприятные, но не оценивай! Их языка ты ещё не постиг. Царство очеловечивается не результатами поиска – усердием в поиске. Нужен магнит, чтобы собрать тебя воедино. Преодоление противоречий – единственно возможная почва, на которой возможен наш рост. Никто из нас не вправе одному себе приписать чистоту помыслов. Не иди против законов тяготения. Измени тяжесть вещей. Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю. Не пройдя через искушения, не обретёшь верности, а без верности не узнаешь дружбы.


Alex Dragon: A.K. пишет: истина открылась де Сент-Экзюпери в кабине боевого самолёта под огнём зениток, подобно тому, как она открылась Арджуне в боевой колеснице Не факт, что так буквально. Если я правильно себе представляю психологический тип Экзепюри, то это человек с яркими рефлексивными переживаниями, то есть он переживает не столько само событие в его момент, сколько свои мысли и чувства по поводу постфактум, само событие служит больше точкой отсчёта и опоры, символом, а особую важность для личности имеют переживания по поводу переживаний. Само событие может и не было столь ярким, как вызванный им ассоциативный ряд и цепочка последующих размышлений и образов. Соответственно нечто, оцениваемое человеком как, допустим, откровение приобретает свой статус уже после, но связывается с событием бывшим до того. Сюжет, достойный "Махабхараты"! Любопытная мысль. А может и вовсе недостойный. Поясню. Есть существенное отличие: во всяких сказаниях главный герой обычно некто формально из верних социальных слоёв, причём из самых верхних — царь, принц, князь и т.п. Я думаю, что в тогдашних реалиях сложно было представить человека с большой внутренней свободой — что проявляется во вне как некая самостоятельность, независимость, своеволие, решительность, несгибаемость спины — кроме как из верхов. А Экзепюри был простым лётчиком. Героям эпоса для права на героизм нужен был трон и прочие атрибуты, Экзепюри же достаточно быть человеком.

Сат-Ок: Конкретно-исторические условия - это вторичное. Главное - суть переживания.

Сат-Ок: Враги О, знают ли те, кто стреляет в нас, что они нас выковывают? Первая попытка к сопротивлению, если она предпринимается слишком поздно, всегда обречена на неудачу. Зато она пробуждает силу сопротивления. Объявив войну, я создаю врагов. Выковываю их и ожесточаю. Я знаю: есть ступень, с которой наша схватка покажется мне любовным бореньем. Помогать тебе меняться и закалять тебя будут враги. Тюрьмы выковывают врагов, они пламенеют ярче монастырей. Не будь у тебя врагов, у тебя не было бы ни меры, ни формы. Спящий часовой – авангард противника. Примирить – значит удовольствоваться тёплой бурдой, где ледяной оранжад смешался с кипящим кофе. Я хочу сберечь особый аромат каждого. Я должен создать такую картину мира, где каждому отыщется место. В мире вымысла нет врагов, но, не встречая сопротивления, как обрести форму? Нельзя сочинить форму, можно её нащупать, сопротивляясь жизни, которая хочет всё сгладить. Свобода Только благодаря ветру свободен парусник в открытом море. Обособленных личностей не существует. Тот, кто отчуждает себя от общности, наносит ей ущерб. Тот, кто печален, печалит других. Свобода – это свобода восхождения Человека, а не возвеличивание личности в ущерб Человеку. Работая ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму и запираемся в одиночестве. Твёрдость и послушание – две стороны одной медали. Те, кого принято называть свободными, кто решает всё по-своему и всегда одинок от неумения слушать и слушаться, лишаются попутного ветра в парусах. Я не вижу, в чём противоречит принуждение свободе. Чем больше проторил я дорог, тем свободнее ты в выборе. Хотя каждая из дорог – принуждение, потому что я оградил её дорожными столбами. Или ты называешь свободой блуждание наугад в пустоте? Поверь, принуждение новой дороги увеличит твою свободу. Увидев детей, томящихся от скуки, что делаешь, как не навязываешь им принуждение, которое зовётся «правила игры»? Единственная зависимость, которая может тебя умалить, - это зависимость от недовольства соседа, от зависти равного тебе и необходимость не выделяться из толпы. Но если речь идёт о растущем вверх дереве, каким нелепым покажется тебе ветер слов, гудящий о тирании. Свобода и принуждение – две стороны единой необходимости быть таким и не быть иным. Я свободен играть, но принуждён соблюдать правила игры. Свободные не торопятся расти, они медлят, ощупывая пространство, и вырастают причудливыми и узловатыми. Растущие в девственном лесу, окружённые соперниками, крадущими у них свет, рвутся к солнцу вертикалью, похожей на крик о помощи. Я знаю одну свободу – свободу упражнять свою душу. Дерево – вопиющая несправедливость, потому что другие семена уже не проросли. Мне нужен стержень и крепкий ствол живого дерева, оно не свободно, занимаемое им пространство предопределено особенностями семечка. Истина Знать – отнюдь не означает разбирать на части или объяснять. Знать – это принимать то, что видишь. Но для того, чтобы видеть, надо прежде всего участвовать. А это суровая школа. Озарение означает лишь то, что Духу внезапно открылся медленно подготовлявшийся путь. Искушение – это соблазн уступить доводам Разума, когда спит Дух. Если слепой идёт к огню, - значит, у него родилась потребность в огне. Огонь уже управляет им. Новая истина – это новизна нежданных связей. Очевидна только вчерашняя истина. Война не подвиг, а суррогат подвига. Пассивность – это скрытая форма отчаяния. Необходимо спасти духовное наследие, ибо иначе погибнет дух народа. Необходимо спасти народ, ибо без этого погибнет наследие. Тот, кто ищет суть в чистом виде, имеет дело с пустотой. Полнота совершенства, где бы она ни осуществилась, ведёт за собой смерть. У многострунного инструмента звучание ярче, чем у однострунного. Отказом от иерархии мы поощряем тщеславие. Насущное не есть существенное. Если истины очевидны и противоречат одна другой, тебе ничего не остаётся, как искать другой язык. Ячмень – равновесие грязи и света, способное напитать людей.

A.K.: "Задумайтесь хотя бы над таким случаем. Один офицер с юга во время боев с риффами командовал постом, зажатым между двух горных хребтов, где находились повстанцы. Однажды вечером он принимал парламентеров с западных гор. Как полагается, пили чай, и вдруг началась ружейная пальба. На пост напали племена с восточных гор. Капитан хотел спровадить парламентеров и принять бой, но они возразили: "Сегодня мы твои гости. Бог не позволяет нам тебя покинуть..." И они присоединились к его солдатам, помогли отстоять пост и тогда лишь вернулись в свое орлиное гнездо. А потом они в свою очередь собрались атаковать пост - и накануне отрядили к капитану послов: - В тот вечер мы тебе помогли... - Это верно. - Ради тебя мы извели три сотни патронов... - Это верно. - По справедливости ты должен их нам вернуть. Нет, капитан благороден, он не станет извлекать выгоду из их великодушия. И он отдает патроны, зная, что стрелять будут в него. Истина человека - то, что делает его человеком. Кто изведал такое благородство человеческих отношений, такую верность правилам игры, уважение друг к другу, что превыше жизни и смерти, тот не станет равнять эти чувства с убогим добродушием демагога, который в знак братской нежности стал бы похлопывать тех же арабов по плечу, льстя им и в то же время их унижая. Начните спорить о войне с таким капитаном, и он ответит вам лишь презрительной жалостью. И будет прав. Но и вы тоже правы, когда ненавидите войну." ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ

Сат-Ок: Дух и слово Наша общность для нас уже ощутима. Чтобы сплотиться в ней, нам предстоит найти для неё словесное выражение. Это потребует усилий сознания и языка. Однако, чтобы сохранить в неприкосновенности основу нашей общности, мы должны быть глухи к шантажу, к полемике, к то и дело меняющимся словесным ловушкам. Демагогия возникает тогда, когда, за отсутствием общей меры, принцип равенства вырождается в принцип тождества. Пытаясь сохранить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем. И нам кажется, будто в прошлом жизнь была созвучнее человеческой природе, - но это лишь потому, что она созвучнее нашему языку. Жизнь духа начинается там, где единство человеческого бытия ставится выше, чем всё то отдельное, из чего это единство складывается. Пустыня совсем не там, где кажется. В Сахаре несравнимо больше жизни, чем в столице, и людный город, полный суеты, - та же пустыня, если утратили силу магнитные полюсы жизни. Порядок ради порядка оскопляет человека. Порядок создаётся жизнью, но сам он жизни не создаёт. Противостоят друг другу только слова, а человек, поднимаясь ступенька за ступенькой вверх, видит всё по-иному, и нет для него никаких противоречий. Он пришёл ко мне, он уверен, что логикой можно исчерпать человека. Он показался мне ребёнком. Человек – прежде всего то, что есть, а не то, что он о себе знает. Да, сознание стремится узнать и выразить то, что существует, но путь его труден, медлен, извилист. Путают «назвать» и «выразить». Называют для знающего. Что значат чернила и бумага в книге? Значима мудрость книги, но она вне вещности. Я отвергаю споры, в них ничего не рождается. Дело не в крепостных стенах. Панцирь мёртвого каймана уже не назовёшь крепостью. Осознать, постичь вовсе не означает расширить свой словарный запас. Ты можешь научить дикаря множеству слов, и он станет несносным болтуном. Можешь сообщить ему все свои познания, и он станет вдобавок высокомерным и спесивым. Тебе уже с ним не сладить. Учит не говорящий – направляющий. Любящий добро снисходителен к злу. Любящий силу снисходителен к слабости. Враждуют друг с другом одни слова, в жизни добро и зло сплетаются. Если только жандармы в силах поддержать жизнь твоего царства, оно уже мертво. Я не советую тебе спорить. Прими самих людей. Скажи им: «Конечно, вы правы, но прежде нам придётся подняться на эту гору». Не камни главное в храме – тишина, ради которой их сложили. Мой храм – сердце. А кто-то обожествил камень и молится на него. Порядок – это форма, которую принимает жизнь, но никак не причина жизни. Соразмерность стихов – свидетельство их завершённости. Но не с соразмерности начинаются стихи, она приходит, если ты как следует помучился. Ты споткнулся о слова. Служи жизни, и всё упорядочится. Служить порядку – значит сеять смерть. Порядок ради порядка – это уродование жизни. Если нет возможности объясниться по-новому, то как мучительно думать одно и, по привычке, делать другое. Логика и есть та тень, которую отбросило творческое озарение на стену реальности. Связующие нити твоего языка – вот путь ко мне, стиль – это путы Бога. Главное не свобода и не принуждение. Главное – не отвернуться ни от одного из биений жизни. А слова? Пусть дразнят друг друга, показывая язык. Ты привёл ко мне человека, что мне до его учёности? Учёности много и в словарях. Что он за человек – вот что важно.

Мария: Здравствуйте, Коля и Андрей! Так здорово зайти на сайт и увидеть станичку, посвящённую Сент-Эксу (так его с любовью называли друзья). Сейчас продолжаю читать "Цитадель" и с удивлением замечаю, что "доросла" до неё, а ещё интереснее осознавать, что каждый новый год эта книга будет открываться для меня снова и по-новому, и долго не изживёт себя для моего сердца. В процессе чтения, которое скорее можно назвать литературной медитацией, я словно выстраиваю себя, иногда даже не до конца осознавая до какой степени глубоко проникают в меня открытия автора (строителя Цитадели своего духа). Коля, словом, мне радостно, что ты ещё раз вывесил свою подборку в и-нете. Желаю всем и каждому, кто ещё не читал, прочувствовать эти строки, уже вплетёнными в контекст размышлений автора и литературного героя! Близким друзьям огромный привет! Андрей, относительно приезда инициативной группы пока сложно говорить - сейчас в Китеже 70! человек, то есть у нас просто нет места для расселения и многие уже в отпуске, например, Дмитрий. Будет ожидать...

Сат-Ок: Да, Сент-Экз велик в своей медитативной мудрости глубинного диалектика. Спасибо, Маша. Всегда радостно получать от тебя обратную связь. Не пропадай и не забывай, что мы живём не по принципу "Ты мне - я тебе", а "Ты мне - я другому". Поэтому порадуй этой темой остальных китежан :)

Сат-Ок: Труд и творчество Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми. Не капли пота и не блеск мелькающего резца заставили улыбнуться мрамор. Улыбаться умел ваятель. Посмотри на игру в кегли: как ты рад, сбив ещё одну в ряду. Но вот ты изобрёл машину, чтобы сбивать их сотнями, много ли прибавилось тебе радости? Есть преемственность и есть подражательство. Есть устойчивость, а есть косность. Легко объединяет людей не дух, а чувство, но дух сильнее чувства. Значит, дух должен сделаться чувством, но совсем не потому, что чувство важнее. Поэтому-то и нельзя, чтобы художник был в подчинении у народа. Творчество должно открыть народу, чего ему желать. Он должен вкусить от духа и полученное сделать чувством. Творчество – создание целостности, а не методичное присоединение одной части к другой. Сажая дуб, смешно ожидать, что скоро найдёшь приют в его тени. Откуда взяться в тебе празднику, если он не завершил череду каждодневных тягот? Молитва – самозабвенное дарение себя, чтобы наконец сбыться. Тот, кто понадеялся в жизни на разум, а не на богатство сердца, и продумывает, как разумнее всего действовать, никогда не примется за дело. Работник будет работать и работать, а логик под давлением жизни будет менять и менять свою логику. Работа вживляет тебя в мир. Значимость молитвы в безответности. Я называю трудом молитву и молитвой труд. Светлое поле сознания слишком узко. Если во имя порядка я должен жертвовать духом творчества, мне не нужен такой порядок, Но не желаю и порчи человека среди хаоса в угоду творческому духу. Скажи мне, разве страсть к морю не преображается в корабль? Не ковкой гвоздей, не обстругиванием досок рождается корабль. Страсть к морю и жажда плыть по нему рождает кузнецов и плотников. Моя выдумка пошла тебе на пользу: она была новой точкой зрения и открыла тебе глаза на реально существующие факты. Целое Не камни определяют собор, а, напротив, собор обогащает камни своим особым смыслом. Его камни облагорожены тем, что они – камни собора. Самые разнообразные камни служат его единству. Даже уродливые каменные чудовища и те участвуют в общем гимне собора. Не прав тот, кто печётся о внешней упорядоченности, он печётся о ней потому, что не может подняться на ту высоту, откуда видны храм, корабль и любовь. Не вещность питает, а узел, благодаря которому дробный мир обрёл целостность. Не алмаз, но желание им любоваться. Город создан, если я отчётливо вижу его планировку. Но не планировке обязан город своим рождением. Музыка обрастёт доводами, причинами, станет силой, потом догмой. Вокруг твоей статуи соберутся логики и перечислят все основания, почему твоя статуя прекрасна. И не ошибутся, она и впрямь прекрасна. Но не логика открыла им это. Если пытаться передать единство, приходишь к нескончаемому разнообразию. Не от частности к частности возникает целое, оно рождается сразу и осуществляется сразу в частностях. Конечно, животному прежде всего доступно вещное, а не аромат, не ореол, как принято говорить. Но ты – человек, и питает тебя смысл вещей, а не вещи. Царство моё похоже на парусник в открытом море, его гонит ветер, гонит только в нужную сторону благодаря разнообразию парусов, которые ловят изменчивый ветер. Дерево совсем не цветок – оно неистощимая возможность цветения. Смешон плод, презирающий дерево. Если дерево выросло и оно добротно, я превращу его в мачту моего корабля, но не пущу на дрова ради часа тепла. Что он даст, этот час? Зато спуск корабля на воду будет для всех великим праздником. Важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена.

Мария: Коля, привет! Я обрадовала всех китежан днём рождения и, пожалуй, обрадую афоризмами, которые ты выложил. Коля, у меня вопрос: есть ли у Шалвы Амонашвили свой сайт, если да, то выложи на форуме координаты - очень нужно! Я не пропадаю, если будуту дома, то 13 июля увидимся - я через Москву поеду в Рыбинск в скаутский лагерь! Всем моим родным привет! Макс написал мне из Америки, приеду расскажу!

Сат-Ок: Это сайт его издательского дома: http://izdatamon.narod.ru/ Но он маленький. Я на самом деле хотел оставить ссылку на эту ветку на китежском форуме, но там подходящего раздела нет. Заезжай.

Сат-Ок: Связь с высшим Смирение неравносильно самоунижению. Смирение возвышает личность, раскрывая ей роль Посланца. Если пастырь клеймит неверов за неверие, можно только посмеяться. Не человек должен прийти в церковь. Церковь должна притянуть к себе человека. Сетуя на отсутствие энтузиазма у своих приверженцев, всякая идея изобличает самоё себя. Долг её состоит в том, чтобы одушевить их. Отдавая, не старайся узнать кому. Через нуждающегося в твоей помощи ты послужил Господу, так поклонись ему до земли, что он согласился взять у тебя. Если я обеспокоен тем, чтобы спасли определённый тип человека, я должен спасти принципы, которые его формируют. Тебя не ободрят; знамение, которого ты так ждёшь, - молчание. Дожидающиеся от Господа знака уподобляют его себе. Не почвенные соли, объединившись по воле случая, начинают восхождение вверх, чтобы стать деревом, - чтобы дерево выросло, в землю должно упасть семечко. Деревья приходят сверху, а не снизу. Но всего чудесней, что там, на выгнутой спине нашей планеты, между намагниченной скатертью и звёздами, поднялся человеческий разум, в котором мог отразиться, как в зеркале, этот огненный дождь. Среди извечных напластований мёртвой материи человеческое раздумье – чудо. Ты, Господи, общая для нас мера. Ты – узел, что связал воедино несхожие деяния.

Maxim: Для меня "Цитадель" А. де С.-Э. является не только философским размышлением или итогом осмысления прожитой жизни, но скорее руководством к строительству собственного царства. Извечно в человеке сущетвует борьба за принадлежность к чему-то большему нежели собственное тело. Постоянно чловек преодолевает ограниченность и одиночество, выбирая глобальные надличностные цели. Для меня строительство "Китежа" и создание своего мира является очень конкретной целью. Здесь "Цитадель" позволяем мне отойти от абстрактных критериев добра и зла. В "Китеже" я становлюсь чем то большим, чем просто человек. "Китеж" - это мое царство. И в этом стремлении отдалиться от себя, в стремлении стать больше, чем человек, я нахожу опору в своем вопросе "В чем смысл моей жизни?". Я бы сказал так, чем больше я воплощаюсь в судьбы других людей и строю из нас единое сообщество, тем ближе я приближаюсь к Богу. В этом пути все мои боли и победы. Максим.

Сат-Ок: Да, аналогия несомненна. Хорошо сказал, спасибо.

A.K.: Здесь моя новая статья о месье Антуане: http://noogen.su/st-ex Ценную помощь при доведении её до ума оказали Ольга Ерёмина, Николай Смирнов (Сат-Ок) и Александр Тарасов.

Alex Dragon: Ай, молодца! Хорошая статья, поздравляю.

Сат-Ок: Спасибо, Андрей! Материал замечательный и дорогого стоит. Написать так цельно - большая работа духа. Нет раздвоения в понимании и суеты сиюминутных допусков. Чисто и полно.

Евгений А.: Сат-Ок пишет: Вчера исполнилось 107 лет со дня рождения выдающегося мыслителя-гуманиста, человека с планетарным мышлением и просто прекрасного лётчика и отважного человека - Антуана де Сент-Экзюпери. Спасибо, что напомнили - это один из любимых авторов и героев моего детства. Безусловно, он был еще глубже и нешаблоннее, чем его прогрессивный образ в идеологической борьбе... Это воистину человек, смогший жить по совести - в бессовестное время.

Dust Raider: Хороша статья. "Мощно задвинуто", как говорят некоторые. :) Если серьезно - написано со смыслом, красиво, и "от души". Наверное, в этом отражается любовь А.К. к этому писателю. Отмечу, что я тоже очень люблю произведения Экзюпери.

A.K.: Скажу банальность: приятно слышать такую оценку своего творения. Dust Raider пишет: Наверное, в этом отражается любовь А.К. к этому писателю. Да, именно так.

Александр Гор: Ну что ж повторять тёплые слова - это безусловная банальность - остаётся присоединиться к добрым словам. Надеюсь когда-нибудь почитать художественные произведения уважаемых А.К., и Сат-Ок-а.

Эдэль: Андрей, после "Светозарного моста" я не сомневалась, что о Сент-Экзюпери ты напишешь так же ёмко и просто (в том смысле, что будет просто воспринимать сам твой текст, его основные мысли - ты умеешь находить ясные и живые слова, не соскальзываешь в злоупотребление специфической терминологией :)), как сумел написать о Ефремове. Очень ждала, когда вывесишь текст. Спасибо - текст родниковый. Не зря ты уединялся в больнице :) Думаю, жизнь для того и вырвала тебя из привычного ритма загруженных буден, чтобы ты мог написать о Сент-Эксе.

A.K.: Сат-Ок тоже сравнил новую статью со "Светозарным мостом". Не думаю, что вы сговорились , ведь и Марина мне сказала, когда я только собирался писать, что это будет что-то похожее на "СМ". Статью о Ефремове я поправлял дважды: первый раз убрал присутствовавшую неуместную лихость, второй раз - по результатам обсуждения статьи с ТИЕ, сейчас в тексте так и помечено: 3-е издание. Надеюсь, что статью о Сент-Эксе править уже не понадобится. Спасибо, друзья!

Alex Dragon: Что, критики не хватает? Поперчить надоть? Что б мёдом не казалось? Мне так показалось, что в самом финале Ефремов "пристёгнут" несколько механически, это выглядит несколько ритуально, как во времена оны ссылки на Ленина или Маркса где надо и где не надо. В контексте ноогеновского сайта это вполне естественный абзац, однако в статье, опубликованной в каком-нибудь другом издании это может оказаться несколько непонятным читателям переходом. Если уж явно говорить о родстве Ефремова и Экзюпери, то оное надо как-то полнее раскрыть, что бы связь была очевидной не только читателю "Ноогена".

A.K.: Ага, понял. Если где ещё печатать, то можно будет просто о родстве космизму сказать, без Ефремова.

Сат-Ок: Как раз "космизм" без конкретизации ничего не даст. Лучше в скобках дать четыре классических имени - Вернадский, Чижевский, Циолковский, Ефремов). Мало кто эти имена сводит воедино в своём представлении. И вообще что-то о них знает. Поэтому всякая возможность публичного выступления на широкой аудитории должна содержать упоминания об этих людях.

Alex Dragon: Да, согласен с Сат-Оком. И всё же пояснение краткое, но ёмкое (это, вообще говоря, надо доказать и такие параллели тянут на отдельное исследование) необходимо — в чём именно общее заключается? Потому что «все хорошие люди» в некотором роде состоят в духовном родстве, но если упоминаются конкретные течения, то надо и указать, что такого общего именно с ними. Просто упоминания, что дескать, оба были честными труженниками и широко мыслили, мало — таких при желании можно найти, наверное, миллионы.

Александр Гор: A.K. пишет: без Ефремова. Ну почему ж. Допустим Ефремов и «пристёгнут», но это же не реклама косметического средства, а отечественного классика Дело доброе!

A.K.: Александр Гор пишет: Ну почему ж. Допустим Ефремов и «пристёгнут», но это же не реклама косметического средства, а отечественного классика Дело доброе! Конечно. Вот, Сат-Ок предложил возможное решение. И П. Тейяра де Шардена надо связать с Вернадским, и в чём общность мыслителей-космистов, сказать одной фразой, а после "космистские" мысли СЭ процитировать. Как именно всё это сформулировать - там видно будет.

Сат-Ок: "Но всего чудесней, что там, на выгнутой спине нашей планеты, между намагниченной скатертью и звёздами, поднялся человеческий разум, в котором мог отразиться, как в зеркале, этот огненный дождь. Среди извечных напластований мёртвой материи человеческое раздумье – чудо".

Mirdin: Как раз то что нужно. И сразу не поймешь, кто это. Экзюпери? Вернадский? Тейяр де Шарден?

A.K.: Mirdin пишет: И сразу не поймешь, кто это. Экзюпери? Вернадский? Тейяр де Шарден? № 1-й в предложенном списке.

A.K.: Моя статья опубликована в журнале "Альтернативы", № 2 за этот год, в Ленинграде уже давал автограф Михаилу Чекмарёву. Но на изменение концовки (где с Ефремовым) не хватило ни времени, ни пороху. Это не снобизм и не разгильдяйство, это цейтнот.

Eva_Kun: А.К. большое спасибо за статью о Сент-Эксе! Вопрос. Какое главное качество было ему присуще? Чему можно научиться у этого французского летчика??

Eva_Kun: Белорусы в прошло году выпустили юбилейную серебряную монету достоинством в двадцать руб. И на ней - изображение Лиса, Розы и астероида. И надпись: МАЛЕНЬКИЙ ПРЫНЦ. Эта монетка стала моим талисманом. Она все время со мной...

Сат-Ок: Хорошее оло :)

A.K.: Eva_Kun пишет: Вопрос. Какое главное качество было ему присуще? Чему можно научиться у этого французского летчика?? По-хорошему мальчишескому мироощущению, диалектичеcки сочетающемуся с глубокой мудростью и умением обращаться к человеку, а не к умозрительным схемам, за которые человек, порой, прячется. PS. Я для себя сформулировал "Правило Маленького Принца": если ты научный работник и не можешь объяснить пяти-шестилетнему ребёнку, чем занимаешься в науке, то ты не учёный, а шарлатан.

Eva_Kun: A.K. пишет: По-хорошему мальчишескому мироощущению, диалектичеcки сочетающемуся с глубокой мудростью и умением обращаться к человеку, а не к умозрительным схемам, за которые человек, порой, прячется. Милый А.К.! Мне так понравился ваш ответ! Браво! Мне сейчас, увы, сложно выделить время для беседы с вами о Сент-Эксе, а хотелось бы! (Я и так запустила семью и работу из-за вашего форума). Надеюсь, в будущем… Но уже сейчас у меня есть вопрос. Когда у вас будет свободная минутка, ответьте мне, пожалуйста. Я до сих пор не могу понять его резкого отношения к Шарлю де Голлю и голлизму. Иногда кажется, что он видел в нем такого же врага для себя и Франции, как и в Гитлере. (Конечно, это перебор, но в его письмах суждения о Голле просто убийственные)...



полная версия страницы