Форум » Литература и иллюстрации » В.Аксенов - ушел один из последних советских классиков » Ответить

В.Аксенов - ушел один из последних советских классиков

Евгений А.: Известный российский писатель Василий Аксенов скончался 6 июля на 77-м году жизни, сообщил РИА Новости завотделением реабилитации НИИ нейрохирургии при госпитале имени Бурденко Владимир Найдин, который долгое время был лечащим врачом писателя. С января 2008 года Аксенов находился в больнице после перенесенного инсульта. Василий Аксенов - автор таких произведений, как "Звездный билет", "Апельсины из Марокко", "Остров Крым", "Ожог", "Московская сага". Писатель, переживший репрессию родителей, войну, нападки советской цензуры, которые в итоге закончились лишением его гражданства, сам называл себя "российским антисоветским писателем". По мнению писателя, драматурга и сценариста Эдуарда Тополя, диссидентская литература Василия Аксенова наряду с творчеством Александра Галича и Владимира Высоцкого повлияла на падение советского строя. Без духа диссидентства вообще нет настоящего писателя: "Революция должна быть не на улице, а в душах людей. И настоящий писатель должен говорить то, что хочет сказать, несмотря на то, что это может быть запрещено", - пояснил Тополь. "Ушел один из самых светлых людей поколения "оттепели", который всю жизнь это тепло "оттепели" пытался сохранить и приглашал за собой своих читателей", - сказал близкий друг Василия Аксенова Андрей Битов. "Он отличался удивительной мощью, и наша литература без него, безусловно, опустела, - считает писатель Дмитрий Быков. - А главное, человек был хороший, чего почти не бывает среди нас". "Прежде всего меня в Аксенове поражала его способность к эксперименту, потому что я не знаю ни одного молодого писателя, который бы мог написать столь дерзкое сочинение как "Москва Ква-Ква", такое разительное по храбрости, абсолютно платоновский эксперимент", - сказал он. Также Быков привел в пример "абсолютный шедевр" "Кесарево сечение" - "роман, который состоял из писем, драм, прозаических фрагментов", и "Ожог" - "не только стилистическое чудо", но и "самое точное описание размноженного на множество ипостасей человека, где все эти пять симфоний звучат вместе и сливаются в одну, и это, действительно, грандиозно". По словам литературного критика Владимира Бондаренко, изучавшего творчество писателя, смерть Аксенова стала настоящим ударом по литературе 60-десятников, литературе русской эмиграции и всей литературе прошлого века. "Аксенов - это, безусловно, один из самых ярких и известных во всем мире российских писателей второй половины XX века. Его книги, конечно, будут переиздаваться, потому что они уже прошли проверку временем", - сказал он. Владимир Бондаренко отметил, что его поколение - люди, которым сейчас от 60 до 70 лет, - считает Аксенова лидером литературы времен "оттепели" и своим кумиром. [/quote] Отрывок из фильма "Коллеги" - молодые врачи говорят о разнице долга и обязанности...

Ответов - 50, стр: 1 2 All

Джигар: А почему это вы назвали Аксенова советским классиком? Антисоветский он классик! Антисоветский!

Цитатник Мао: Совершенно точно. "Русский антисоветский писатель"(В. Аксенов) Его собственные слова.

Арис Лински: Евгений Владимир Бондаренко отметил, что его поколение - люди, которым сейчас от 60 до 70 лет, - считает Аксенова лидером литературы времен "оттепели" и своим кумиром. Для меня таким авторитетным человеком, знатоком своего времени, является, конечно, не Аксёнов, не какой-либо другой диссидент, а С.Г.Кара -Мурза (и ещё Вадим Кожинов).


Трак Тор: Аксенов, конечно, не советский классик, но известный советский писатель в молодости. За "Коллег" в 1959 получал какую-то большую премию, кажется Комсомола. Был членом редколлегии "Юности" (1962-69). "Несовестким" и "ненародным" критики его стали величать с 1975г., когда он описал свою магаданскую юность в "Ожоге". Без надежды на опубликование, почему и организовал в 1979 "Метрополь", который (самиздатовский) стал сразу же ходить по рукам. Система была уже гнилая, даже запретить толком не могла. Я его читал мало, но помню больше именно как хорошего советского писателя 60-х. Особенно мне нравилась его повесть "Пора мой друг, пора...", редко упоминаемая (кстати, ссылки на скачивание даже старых его книг срочно закрываются издательствами, чуют прибыль, но еще есть). Для Ариса Лински: В советское время Кара-Мурза (тогда к.х.н.) был науковедом, подвизался на писании околонаучных книг, был мало кому известен и, конечно, тяжело переживает лишение возможности заниматься столь приятным делом. Не знаю, для кого он мог быть авторитетом ТОГДА. А Аксенов был. Авторитетным молодежным писателем. Да, докторская Кара-Мурзы (1983) - «Роль исследовательских методов в формировании современной органической химии и биохимии».Золотое время было. Можно было не самими исследованиями заниматься, а описывать, как надо вести их. ЗЫ. В 1968 году опубликована его (Аксенова) сатирико-фантастическая повесть «Затоваренная бочкотара». Недавно, незадолго до его смерти, посмотрел по ней спектакль в "Табакерке" (подарили нам билеты, на д.р. жены). Неплохо, очень ностальгично смотрится. Это наше все, советское/совковое. Из песни слова не выкинешь. В афише, кстати, был словарик, в т.ч. советских слов, которые нонешние и не знают

Арис Лински: Трак Тор В советское время Кара-Мурза (тогда к.х.н.) был науковедом, подвизался на писании околонаучных книг, был мало кому известен и, конечно, тяжело переживает лишение возможности заниматься столь приятным делом. Не знаю, для кого он мог быть авторитетом ТОГДА. Конечно, не ТОГДА. Я не знаю, кто, где и когда подвизался. Я узнал о его существовании лет десять назад. Почитал его книги, сравнил с реальностью ТЕХ лет, которые я, естественно, знаю, и сделал вывод, что КМ - очень умный человек, прекрасній популяризатор. Это моё окончательное мнение. Аксёнов, конечно, большой писатель был, авторитетный в ТЕ годы. Выражение "Пора, мой друг, пора" стало со временем чуть ли не нарицательным... Джигар Антисоветский он классик! Антисоветский! Дело здесь в терминологии. Под советским писателем понимается, что человек жил в СССР, хорошо знал суть советской цивилизации, имел о ней свою точку зрения. То есть, по моей терминологии, все диссиденты - это советские люди - врачи, инженеры, барды, писатели...

Трак Тор: Да-да, мы все советские люди. Даже те, к-рые антисоветские. А позжерожденные, как бы не писали - моя родина СССР, не советские. Или советские в ментальном плане, что надо держать в уме во избежание ошибок. Аксенов был очень советские чел., прошел по полной весь крутой маршрут: сидел в детстве (детдом при тюрьме, жизнь в магаданской ссылке), учился, работал врачом в пароходстве (был назначен на корабли в загранку, но не дали визу, несмотря на реабилитацию родителей), стал писать, прославился, завоевал уважение советских коллег (был членом редколлегии Юности) и советских читателей (я был советским читателем, подтверждаю).

Арис Лински: Или советские в ментальном плане, что надо держать в уме во избежание ошибок. Согласен.

Цитатник Мао: Ну, в своем обхаркивании СССР он, конечно, был абсолютно советским человеком. Но на определение "советский писатель" он бы обиделся. Он, как и прочие эмигранты, был убежден, что стоит сменить паспорт (или пересечь границу) - и моментально становишься иностранцем. Эту черточку у русских подметил еще Достоевский, но тогда это было не актуально и просто смешно.

Арис Лински: Да бог с ним. Царство ему небесное. Каков был, таков и был. Чего-то главного в жизни так и не понял. Давайте смотреть вперёд.

Трак Тор: Цитатник Мао пишет: Ну, в своем обхаркивании СССР он, конечно, был абсолютно советским человеком. Но на определение "советский писатель" он бы обиделся. Он, как и прочие эмигранты, был убежден, что стоит сменить паспорт (или пересечь границу) - и моментально становишься иностранцем. Эту черточку у русских подметил еще Достоевский Он говорил про себя (врал, сволочь?):«Мой дом там, где мой рабочий стол»Космополит он был, и Достоевский ни при чем. Что-то злой совсем вы после долгого отсутствия, всем, кто под руку попал хвоста быстренько накрутили (Фоменке, Алгору, даже умершему В.П. Аксенову) Гдей-то вас носило? Врочем, если это гостайна (особое задание, Союз Меча и Орала), само собой, можно не отвечать...

Цитатник Мао: А чего злой-то? Что думал - то сказал. Раньше я думал точно также, а злым почему-то не был. И цитата у вас странная. Можно подумать, ему в Союзе рабочих столов не хватило. В этом, что ли, было дело? PS. Кстати, Достоевский как раз о "космополитах" и говорил.

Цитатник Мао: Кстати, Трактор, чего это вас понесло наш институт называть Союзом Меча и Орала? Юмора не понял.

Трак Тор: Забейте. Не вышел юмор, стало быть, бывает. Все нормально. ЗЫ. "Трактор, чего это вас понесло..." - да вот вспомнил ваше последнее официальное появление на форуме, вроде как оно 23.09.08 19:15 аккурат в теме "Сатира и юмор" было. Вашими последними словами были: "Договорились мы только до того, что даже до близкого понимания основных понятий договориться не можем. Все понимаем только на основании субъективного опыта, а он у нас очень разный". Это обобщение было в аккурат после жестокого спора о праве на иронию, после которого вы внезапно, загадочно и надолго исчезли до настоящего 3-го (да?) пришествия. "таинственная командировка, союз Меча и Орала..." - это юмор, а не ирония, имхо. Хотя я, как и вы, пострадал за иронию, в частности.

Цитатник Мао: Так бывает. Исчезают. И не я один. Зачем ажиотацию устраивать?

Alex Dragon: Ажиотацию незачем, но вот любопытство есть. Коли уж вы здесь — значит не считаете себя чужим, а обстоятельствами нечужих принято интересоваться.

Евгений А.: В то время, когда остатки интеллигентной и читающей Москвы прощаются с В.П.Аксеновым, я вспомнил лучшие вещи писателя поколения и обнаружил на своей полке, увы, не все - лишь "Ожог", "Остров Крым", 3-томник "Московская сага" и "В поисках грустного бэби"... И вспомнил, как брал у знакомых изъятые в начале 80-ых изо всех библиотек журналы "Юность" с "Апельсинами из Марокко", "Бочкотарой" и т.д., а потом с непередаваемым чувством открывал для себя "Коллег" и "Звездный билет", упущенных в свое время... И катарсический шок от концовки "Острова Крыма", где герои почти мазохистически отдают свою свободу "Большому брату", а оккупанты - потомки краснопогонников ГУЛАГа, расстреливают телеоператоров (в 2000 вспоминал эти строки при разгоне "старого НТВ"): И пало НТВ, Как васькин «ТиВи-Миг»: Проворны холуи - Дойдет черед до книг... http://stihi.ru/2001/04/22-237 Прочесть и скачать эти классические вещи Аксенова можно здесь. Но вчера, в дань памяти об усопшем, я открыл так толком и не прочитанный текст "Москва Ква-Ква", и вновь "поплыл": В начале 50 х годов XX века в Москве, словно в одночасье, выросла семерка гигантских зданий, или, как в народе их окрестили, «высоток». Примечательны они были не только размерами, но и величием архитектуры. Советские архитекторы и скульпторы, создавшие и украсившие эти строения, недвусмысленно подчеркнули свою связь с великой традицией, с творениями таких мастеров «Золотого века Афин», как Иктинус, Фидий и Калликратус. Эта связь времен особенно заметна в том жилом великане, что раскинул свои соединенные воедино корпуса при слиянии Москвы реки и Яузы. Именно в нем расселяются все основные герои наших сцен, именно в нем суждено им будет пройти через горнило чистых, едва ли не утопических чувств, характерных для того безмикробного времени. Возьмите центральную, то есть наиболее возвышенную, часть. Циклопический ее шпиль зиждется на колоннадах, вызывающих в культурной памяти афинский Акрополь с его незабываемым Парфеноном, с той лишь разницей, что роль могучей городской скалы здесь играет само гигантское, многоступенчатое здание, все отроги которого предназначены не для поклонения богам, а для горделивого проживания лучших граждан атеистического Союза Республик. С точки зрения связи с античным наследием любопытно будет рассмотреть также рельефные группы, венчающие исполинские, в несколько этажей въездные арки строения. Периферийные группы изображают порыв к счастью, в то время как центральные обобщают эти порывы в апофеоз — счастье достигнуто! Мужские фигуры рельефов обнажены до пояса, демонстрируя поистине олимпийскую мощь плечевых сочленений, равно как и несокрушимую твердыню торсов. Женские же фигуры, хоть и задрапированные в подобие греческих туник, создают отчетливое впечатление внутренних богатств. Что касается детских фигур, то они подчеркивают вечный ленинизм подрастающего поколения: шортики по колено, рукавчики по локоть, летящие галстуки, призывные горны. Над всеми этими рельефными группами порывов и апофеозов реют каменные знамена. Грозди, снопы и полные чаши завершают композицию и олицетворяют благоденствие. Интересно, что динамика рельефов как бы завершается статикой полнофигурных скульптур, расположенных то там, то сям на высотных карнизах. Эти могучие изваяния с обобщенными орудиями труда вполне логично олицетворяют завершенность цели...

Цитатник Мао: Alex Dragon пишет: Ажиотацию незачем, но вот любопытство есть. Коли уж вы здесь — значит не считаете себя чужим, а обстоятельствами нечужих принято интересоваться. Ув. Дракон и ув. Трактор. Настало время объясниться. Оно бы все равно настало, сейчас так сейчас. Ваш намек на Союз Меча и Орала и мои таинственные исчезновения (вот только не надо корчить из себя маленьких детишек) - это намек на одну известную организацию. Скажете не так - так, не держите меня и других читателей за дегенератов, намек прочитывается с полпинка. Думал, шутка - нет, гляжу, Дракон напирает. Еще и настаивает на объяснении. Объясняюсь. Вы на постах получили обо мне столько информации, что не только знаете кто я такой, но и легко могли бы меня найти в Москве, если бы интересовались древней историей (но историей Сат-Ок вас заинтересовать так и не сумел - понятно, он ж не Фоменко). А что я знаю про вас? Да абсолютно ничего! И не выкладывайте ваши паспортные данные - проверить их истинность может только ФАПСИ. А я не буду. Гнусность это. Но и доверять вам больше, чем вы мне - теперь тоже. Считаете, что я тут по заданию провокаторской деятельностью занимаюсь (помню, вначале ту один орал: "Это провокатор!")? Считайте, дело ваше. Объясняться я больше с вами по этому поводу не буду. Гнусность это. А вы мне не начальство.

Трак Тор: Цитатник Мао пишет: Считайте, дело ваше...А вы мне не начальство Да чье "ваше"? Мы (вышепоименованные, исключая Фоменка) видели друг друга (в моем случае - по разу)), но говорить про всех "ваше" не приходится. Читайте форум, по к-рому за время вашего отсутствия волны перекатывались стремительным домкратом, и не нервничайте. А с начальством - это по ведомству неупомянутого вами Джигара. С ув., гр. Трактор ЗЫ. Фоменко может заинтересовать. Тополог, лжеисторик и график. Только что не Леонардо. Вы видели графику Фоменко?

Alex Dragon: Цитатник, к чему такая экспрессия? Что-то вы нагородили, прям не знаю. Мне вот лично всё равно, в Союзе вы Меча и Орала или нет. Пока вы этот пост не написали, мне и в голову какие-то аналогии не приходили. Вы про органы что ли? Да бог с вами. Ну мало ли, уезжал в командировку, а то может собеседники достали, или ещё какие обстоятельства. Если человек то появляется, то исчезает, то это действительно вызывает любопытство. Без задней мысли. Что вы в самом деле в позу становитесь, на людей кидаетесь и с мельницами боретесь? У меня фиги в кармане нет.

Евгений А.: Цитатник Мао пишет: А что я знаю про вас? Да абсолютно ничего! И не выкладывайте ваши паспортные данные - проверить их истинность может только ФАПСИ. А я не буду. Гнусность это. Но и доверять вам больше, чем вы мне - теперь тоже. Вы только не прыгайте из окна с криком "натовцы идут!", ладно?)

Трак Тор: А Канада входит в НАТО?

Alex Dragon: Не только входит, но и значится в списке зачинателей.

Трак Тор: Все равно прыгать не надо, даже если и идут

Цитатник Мао: Нет, если в списке - то обязательно прыгну. Вместе с Евгением. Хоть прок форуму будет.

Евгений А.: Гражданская панихида по Василию Павловичу Аксенову состоялась в Москве в Центральном доме литераторов. Затем гроб с телом писателя отвезли на Ваганьково, где прошли отпевание и похороны. В очереди к дверям ЦДЛ, выстроившейся задолго до начала панихиды, стояли люди всех возрастов: от пенсионеров до студентов, но больше всего 40-50-летних. Аксенов оказался их писателем. Поток желающих проститься с писателем был настолько плотным, что очень скоро гроб оказался буквально завален цветами. Букеты складывали на куски черной материи и относили в сторону, но гора снова росла. Василий Аксенов собрал таких не похожих друг на друга людей, как Ирина Антонова, Светлана Конеген, Лев Рубинштейн, Святослав Бэлза, Евгений Бунимович, Виктор Шендерович, Дмитрий Быков, Анатолий Найман, Олег Табаков, Аркадий Арканов, Игорь Кваша, Мария Арбатова, Михаил Ширвиндт, Галина Волчек... У гроба сидели самые близкие Аксенову люди: Александр Кабаков, Наталья Иванова, Андрей Макаревич, Борис Мессерер, Владимир Войнович, Евгений Рейн, Виктор Ерофеев, Евгений Евтушенко. Позже приехали Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская. Вдова писателя Майя Афанасьевна и сын Алексей принимали соболезнования в первом ряду зала. Прощание начал давний друг Аксенова Борис Мессерер. Он вспомнил, каким бодрым казался Аксенов еще полтора года назад на фестивале в Казани, что Василий Павлович всегда лучился энергией, писал для молодежи и на ее сленге разговаривал. Михаил Швыдкой, выйдя на сцену, сначала прочитал телеграмму с соболезнованиями от президента Дмитрия Медведева, затем - от премьер-министра Владимира Путина. А потом сказал очень короткую и точную речь, что "жизнь Василия Павловича - это история нашей страны в высоких и низких ее проявлениях". Держа в голове биографию Аксенова - с его репрессированными родителями, высылкой из страны, неизбалованностью государственным вниманием при жизни и правительственными телеграммами посмертно, - Михаил Ефимович попал в точку. Заместитель главного редактора журнала "Знамя" Наталья Иванова назвала его редким и свободным писателем, который не просто стал выразителем поколения 1960-х. Сегодня молодые люди открывают своего Аксенова, и "сегодня он нужен, как вчера". Ерофеев вспомнил, как Василий Аксенов и его жена Майя были самой красивой парой в Москве, как тот поддерживал его, тогда еще молодого писателя, и подытожил: "Аксенов раздал всем по звездному билету. Кто взял - стал свободным". Александр Кабаков отметил, что Аксенов не только создал мифологию своего поколения, но фактически создал следующее поколение, и процитировал слова Евгения Попова, который сказал, что они вышли из "аксеновской джинсовой куртки, как из "Шинели" Гоголя". И единственный из всех простился с писателем по-христиански, сказав: "Царствие Небесное!.." Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский прочли свои стихи. Под занавес на сцене появился Алексей Козлов и сыграл страстно любившему джаз Василию Аксенову соло на саксофоне. И вот тут невыносимо захотелось заплакать. При выходе из зала Мариэтта Чудакова сказала Михаилу Левитину что-то про игру Козлова. "Гудел по-настоящему", - отозвался режиссер. Виктор Ерофеев, Алексей Козлов, Александр Кабаков скорбят о потерянном друге... http://www.izvestia.ru/culture/article3130512/

Арис Лински: Да, большие люди были на похоронах. Евтушенко, Вознесенский,... Цвет! Да вот только не совсем наш цвет. Они, несмотря на солидный возраст, представляются мне детьми, которые так и не смогли выучить урок жизни.

Евгений А.: Арис Лински пишет: Они, несмотря на солидный возраст, представляются мне детьми,Насчет большинства "цвета" согласен - примазываются, а вот Алексей Козлов всегда был столь же творчески независим, как и его покойный друг, и именно его Аксенов описал в легендарном Самсоне Саблере (Самсике) из "Ожога": Самсик, старый Самс, посмотрел в зал на публику. Девчонки все были в джинсах и маечках, одна халда таскала по полу шлейф старинного платья и потому не присаживалась, чтобы всех поразить, еще одна, узкоглазая, курносая, была вся в золоте, серьги, браслеты, монисто - откуда такая богатая взялась? Из ребят иные сосали трубочки и хохлились, сумрачные интеллектуалы, на других сверкали пуговицы блейзеров, и вели они себя соответственно - плейбойски, были и «дети цветов», но, конечно, в более умеренном виде, чем их лондонские братья, в более терпимом для московской милиции. В зале сидели и два-три комсомольских вожака в их установившейся уже униформе - добротный костюм, белая рубашка, галстук, клерки молодежного министерства. В последнее время комсомол из злейшего врага стал снисходительным покровителем джаза. Самсик минуту или две смотрел в зал, подмигивал знакомым, расшаркивался перед девочками, потом махнул всему составу рукой - поехали. Пружинкин, как всегда, начал со своего любимого «Take Five», зал зашумел, Самсик дунул пару раз в свою дудку и вдруг закрыл глаза - отчетливо и ярко, как кинофильм, вспомнил свой дебют. Это было в ноябре 1956 года на вечере Горного института в Ленинграде в оркестре первого ленинградского джазмена Кости Рогова. Тогда в танцзале стояли плечом к плечу чуваки и чувихи, жалкая и жадная молодежь, опьяневшая от сырого европейского ветра, внезапно подувшего в наш угол. Бедные, презираемые всем народом стиляги-узкобрючники, как они старались походить на бродвейских парней - обрезали воротнички ленторговских сорочек, подклеивали к скороходовским подошвам куски резины, стригли друг друга под «канадку»... Костя Рогов снял пиджак и остался в своей знаменитой защитного цвета рубашке с наплечниками и с умопомрачительным загадочным знаком над левым нагрудным карманом SW-007. - Сегодня, мальчики, начинаем с «Sentimental Jorney»! - сказал он. - Между прочим, здесь типы из Петроградского райкома комсомола, - предупредил осторожный ударник Рафик Тазиддинов, Тазик. - Плевать! - Рогов засучил рукава, словно собирался драться, а не играть на пиано. - Слабаем «Сентиментл», а потом «Lady Be Good», а потом рванем «Бал дровосеков», и гори все огнем! Самс, за мной! Он подтащил меня за руку к рампе и закричал в зал: - Тихо, ребята! Всем друзьям нашего оркестра представляю нового альт-саксофониста. Самсон Саблер! Не смотрите, что у него штаны мешком, - он хороший парень! Можете звать его просто Самс! Зал зашумел. Я остался один и сжал саксофон. У меня уже текло из-под мышек, лицо покрылось пятнами, и колени затряслись. Нет, не сыграть мне «Сентиментл», я сейчас упаду... Нужно испариться, пока не поздно, кирнуть где-нибудь в тихом месте и все, ведь нельзя же стоять вот так одному, когда столько девочек сразу смотрят на тебя. Я сделал какое-то суетливое полуобморочное движение, как вдруг увидел в нескольких метрах от себя, в толпе, длинные светлые, грубо обрезанные внизу космы, падавшие на вздернутые груди, и маленькие глаза, смотревшие на меня с необычным для наших девочек выражением, и полуоткрытый рот... это была онаКолдунья, Марина Влади, и я вдруг напружинился от отваги и неожиданно для себя заиграл. О, Марина Влади, девушка Пятьдесят Шестого года, девушка, вызывающая отвагу! О, Марина, Марина, Марина, стоя плывущая в лодке по скандинавскому озеру под закатным небом! О, Марина, первая птичка Запада, залетевшая по запаху на оттепель в наш угол! Стоит тебе только сделать знак, чувиха, и я мигом стану парнем, способным на храбрые поступки, подберу сопли и отправлюсь на край света для встречи с тобой. О, Марина- очарование, юность, лес, голоса в темных коридорах, гулкий быстрый бег вдоль колоннады и затаенное ожидание с лунной нечистью на груди. Я заиграл, и тут же вступил Костя, а за ним и весь состав, а она подпрыгнула от восторга и захлопала в ладоши - все тогда обожали «Сентиментл»... А у нас в России джаза нету-у-у, И чуваки киряют квас... - - завопила в углу подвыпившая компания хозяев бала - горняков. Теперь было ясно - скандала не миновать. Тогда еще запрещалось молодежи танцевать буржуазные танцы, а разрешались только народные, красивые, изячные, патриотические экосезы, менуэты, па-де-патенеры, вальсы-гавоты. В чью вонючую голову пришла идея этих танцев, сказать трудно. Ведь не Сталин же сам придумал? А может быть, и он сам. Наверное, сам Сталин позаботился, сучий потрох. В последнее время, увы, гнилые ветры оттепели малость повредили ледяной паркет комсомольских балов, и в разводья вылез буржуазный тип с саксофоном, то есть прыщавый Самсик, стриженный под каторжника, в нелепо обуженных штанах с замусоленным рублем в кармане, двадцатилетний полу-Пьеро, полухулиган, красивый Самсик собственной персоной. Дух непослушания, идея свободы мокрой курицей пролетела от стены к стене, и все затанцевали, и закачались люстры, и плюшевые гардины криво, словно старушечьи юбки, сползли с окон - в зал перли безбилетники. Мы тогда еще почти не знали бибопа, только-только еще услышали про Паркера и Гиллеспи, мы еще почти не импровизировали, но зато свинговали за милую душу. Вдруг я увидел, что моя Марина Влади танцует с одним фраером в длинном клетчатом пиджаке, и вспомнил, что у фраера этого есть машина «Победа», и прямо задрожал от ревности и обиды, а сакс мой вдруг взвыл так горько, так безнадежно, что многие в зале даже вздрогнули. Это был первый случай свободного и дикого воя моего сакса. Костя Рогов мне потом сказал, что у него от этого звука все внутри рухнуло, все органы скатились в пропасть, один лишь наполнился кровью и замаячил, и Костя тогда понял, что рождается новый джаз, а может быть, даже и не джаз, а какой-то могучий дух гудит через океаны в мою дудку. Песня петроградского сакса образца осени пятьдесят шестого: Я нищий, нищий, нищий, И пусть теперь все знают - я небогат! Я нищий, нищий, нищий, И пусть теперь все знают -у меня нет прав! Пусть знают все, что зачат я в санблоке, на тряпках Двумя врагами народа, троцкистом и бухаринкой, в постыдном акте, И как я этого до сей поры стыжусь! Пусть знают все, что с детства я приучался обманывать все общество, Лепясь плющом, и плесенью, и ржавчиной К яслям, детсаду, школе, а позднее к комсомолу Без всяких прав! Я нищий, нищий, нищий, И пусть теперь все знают, что Я девственник в обтруханных трусах! Я девственник, я трус с огрызком жалким, но. О Боже Праведный, я не гермафродит! Мужчина я! Я сын земли великой! Я куплен Самсиком на бешеной барыге у пьяного слепца За тыщу дубов, которые собрал он донорством и мелким воровством. Но, Боже Праведный, мне двадцать лет, а скоро будет сорок! Я тоже донор, и кровь моя по медицинским трубкам Вливается в опавшие сосуды моей земли! И пусть все знают - я скорее лопну, чем замолчу! Я буду выть, покуда не отдам моей искристой крови, Хотя я нищий, нищий, нищий... Я сам тогда перепугался, сил нет, и вдруг заметил, когда последние пузыри воздуха с хрипом вылетали из сакса, что в зале никто не танцует, а все смотрят на меня: и Марина Влади, и ее клетчатый фраер, и все пьянчуги-горняки, и все молчат, а из глубины, расширяясь и устрашающе заполняя вакуум, прокатилось гусеницей: - Прекратить провокацию! Тогда в глазах у меня вспыхнули солнечные полосы и квадраты, прозрачный сталактит и черное пятно воспоминаний, я покачнулся, но Костя Рогов поддержал меня объятием и выплюнул в зал одно за другим наши полупонятные слова: - Целуй меня в верзоху! Ваш паханок на коду похилял, а мы теперь будем лабать джаз! Мы сейчас слабаем минорный джиттербаг, а Самсик, наш гений, пусть играет, что хочет. А на тебя мы сурляли, чугун с ушами! И мы тогда играли. Да разве только в джазе было дело? Мы хотели жить общей жизнью со всем миром, с тем самым «свободолюбивым человечеством», в рядах которого еще недавно сражались наши старшие братья. Всем уже было невмоготу в вонючей хазе, где смердил труп пахана, - и партийцам, и народным артистам, и гэбэшникам, и знатным шахтерам, всем, кроме нетопырей в темных углах. И мы тогда играли. http://read.newlibrary.ru/read/aksenov_vasilii/page15/ozhog.html А еще через 20 лет, в похожих муках рождался питерский рок

Арис Лински: О, боже, как я, воспитанный сов. и русской на классике, далёк от всяких "джазов" да Козловых, всяких литературных и музыкальных кривляний! Хотя с возрастом понимаешь, что пусть люди самоутверждаются, как умеют. Я им не судья. Кстати, как вам идея насчёт темы сов. песен, которую я предложил на "Любови..."?

Евгений А.: Арис Лински пишет: Кстати, как вам идея насчёт темы сов. песен, которую я предложил на "Любови..."?Отличная идея, уже создал такую тему - "Отнология советской песни", подключайтесь

Трак Тор: Арис Лински пишет: далёк от всяких "джазов" да Козловых, всяких литературных и музыкальных кривляний! Хотя с возрастом понимаешь, что пусть люди самоутверждаются, как умеют. Что за комиссия, создатель... От веку (известны древнегреческие сетования: что за мОлодеж пошла...) все, что не стало личным импринтингом, пожилым людям кажется кривляниями. Козлов не "всякий джаз". Это мэтр, это признано всем миром и никакими мнениями этого не изменишь. Это не дело вкуса. Если не нравится джаз (или джаз-рок, фьюжн...) - то просто не нравится джаз, бывает. А с самоутверждением у Алексея Козлова и Василия Аксенова все в порядке, дай бог каждому, который "как умеет". Евгений А. пишет: В последнее время комсомол из злейшего врага стал снисходительным покровителем джаза. Интересно, к какому времени это относится? Я про джаз мало что знал, но у нас в Воронеже в конце 60-х комсомол реально стал покровителем рока. Как в Питере, наверное, судя по воспоминаниям мэтров типа Гребенщикова. Евгений А. пишет: - Сегодня, мальчики, начинаем с «Sentimental Jorney»! - сказал он. Ещё есть «Sentimental Jorney» у Битлз, одна из немногих песен, написанная Ринго Старом. Может, он обработку сделал?

Арис Лински: От веку все, что не стало личным импринтингом, пожилым людям кажется кривляниями. Дело не в возрасте, имхо. Есть национальная культура и есть всякие боковые для национальной культуры ветви, к которым можно отнести и национальные культуры других народов. Моё раздражение вызывает не сам джаз и проч., а нарушение ГАРМОНИИ души. Молодёжь балдеет от всякого рода роков, а своей культуры, своей эстрады (советской!) не знает и не ощущает её прелести. Вот в чём проблема. Потому-то я и не люблю роки - не сами по себе, а как (нечаянные?) инородные разрушители души молодых поколений моего народа. Козлов не "всякий джаз". Это мэтр, это признано всем миром Это всё мы знамо. Козлова наблюдаемо с 60-х. Это не дело вкуса. Если не нравится джаз (или джаз-рок, фьюжн...) - то просто не нравится джаз, бывает. Вот именно. И я о том же. Но не об том речь веду. Помню, ходил я с товарищем в середине 60-х в харьковский Центральный лекторий слушать выездные циклы лекций ленинградских и московсеких спецов по джазу, импрессионистам и т.п., то есть по тому, что было на периферии официальной культурной жизни. Товарищ балдел от всего западного (потом он стал диссидентом и плохо кончил). А мне западная культура не легла на душу. Видно, я ещё тогда был советским, хоть и не осознавал этого. А с самоутверждением у Алексея Козлова и Василия Аксенова все в порядке, дай бог каждому, который "как умеет". И я о том же. У них свой круг почитателей, а у нашей нации (советской) - свой. Всё О'кеу. Лишь бы никто друг другу морды не бил.

Трак Тор: Арис Лински пишет: он стал диссидентом и плохо кончил Да, плохо кончать - это плохо. Кончать надо хорошо. Если советская нация состоит сплошь из ретроградов, отрицающих иное, непатриархальное - плохи у нее дела. Как у высокомерных греков, презирающих варваров, к-рых (греков) взорвал изнутри некий представитель слаборазвитой, малокультурной македонской нации. Аксенов пишет: Да разве только в джазе было дело? Мы хотели жить общей жизнью со всем миром Так уж сложилось, что со всем миром можно было жить только через западную цивилизацию, ту самую, что заложили греки, павшие под ударами Македонского. Антитезой было:запрещалось молодежи танцевать буржуазные танцы, а разрешались только народные, красивые, изячные, патриотические экосезы, менуэты, па-де-патенеры, вальсы-гавоты. В чью вонючую голову пришла идея этих танцев, сказать трудно. Все перепутанно в этом мире

Alex Dragon: Так, граждане, давайте всё же обсуждать здесь жизнь и творчество почившего в бозе писателя, а джаз и советскую эстраду — в соответтсвующих темах.

Арис Лински: Трак Тор Если советская нация состоит сплошь из ретроградов, отрицающих иное, непатриархальное - плохи у нее дела. Не надо путать патриархальность с национальной эстетикой, и свою национальную эстетику с не своей национальной эстетикой. Аесёнов. Мы хотели жить общей жизнью со всем миром Глуп человек, что попишешь тут... Кто это "мы"? Ну и живите себе на здоровье с теми, кто и где стол поставят для работы. А чо он за меня расписывается? Глуп, он и есть глуп. Вообще, не надо пиететствовать перед шестидесятниками и диссидентами. Надо спокойно разоблачать их скудоумие. Они ведь талантливы только в СВОИХ профессих, а в понимании общественной жизни они не умнее нас.

Трак Тор: Об Аксенове: я думаю, он был человек не глупый, а злой (как и говорил Кант). Творцы всегда злы. Ему до вас не было дела. Он говорил для тех, кто его понимает. А прочих - не любил. Честно. Не пуская розовые или голубые сопли о "всеобщем братстве". Его нет у реального человека. Частное братство - может быть. Например, "боевое афганское братство". Советский человек не является истинной объективной реальностью. Он только дан в ощущениях некоторых, поверивших безоговорочно в единственно правильную теорию. Извините, я тоже злой, когда дело до, тскать, экзистенциальных основ доходит. А так я добрый :)

Арис Лински: Трак Тор Не пуская розовые или голубые сопли о "всеобщем братстве". Его нет у реального человека. Частное братство - может быть. Возможно. Но будем стремиться ко всеобщему "ноосферному братству NF". Советский человек не является истинной объективной реальностью. Он только дан в ощущениях некоторых, поверивших безоговорочно в единственно правильную теорию. Возможно. Но мне, некоторому, этого достаточно для душевного комфорта.

Трак Тор: Арис Лински пишет: Но будем стремиться ко всеобщему "ноосферному братству NF". Да, давайте! Предлагаю сразу пункт в Устав: люди, которым нравится творчество известного советского писателя и выдающегося диссидента В.П. Аксенова, не могут быть подвергнуты на основании этого дискриминации (типа свободы вероисповедания), если они разделяют основные положения уставных документов (Устав. разд ХХ, Мировоззрение). Только положений должно быть мало, типа трех, иначе множество членов NF будет пустое. Примечание для гумов: пустое множество - это множество, в котором нет ни одного члена. Не в смысле - вздорное. Примечание для админа. А удаленное далее я видел, отношусь с пониманием к админской сверхзадаче. Тем более, что часть моей задачи (мне видна <вырезано самоцензурой> отвечавшего) достигнута.

Цитатник Мао: Трак Тор пишет: Об Аксенове: я думаю, он был человек не глупый, а злой (как и говорил Кант). Творцы всегда злы. Ну это преувеличение. Вот Кант был совсем не злой. И уж совсем не злой тайный советник фон Гете. Хотя, может быть, они и не творцы (это мне как-то в голову не приходило)?

Трак Тор: А вы расширяйте кругозор. Или ширше некуда?

Цитатник Мао: А к чему этот наезд? Вы сделали недопустимое обобщение (прям скажем, ни в какие ворота) - и я же вам еще и виноват? А насчет "ширшие некуда" - это в какие ворота? Кажись, вы меня обманули. Под видом "злюсь местами" вы переходите к перманентному хамству. По любому поводу.

Трак Тор: Извините, не подумав написал. Неудачная шутка. Обобщений я не делал. Просто Кант писал: "Человек по природе зол" и я предположил, что Аксенов, матерый человечише, наверняка зол. А с хамством вы погорячились. Или у вас свое понимание этого слова? Вы скажите, если у вас более жесткие стандарты, чем принятые здесь, не буду Вас беспокоить.

Цитатник Мао: Ирония в том, что Кант, написав: "Человек по природе зол", забыл посмотреть на себя . Если серьезно - обычная ошибка большинства философов.

Цитатник Мао: Аксенова по молодости не знал, а по старости он показался мне просто раздраженным, а не злым. Злых знал - эти из другого теста. Страшные люди.

Джигар: Ребята, если всё же вернуться к обсуждению творчества покойника, то я его не уважаю за приложение своего таланта к разрушению СССР, но все же уважаю за наличие этого таланта. Например, почему-то никто не упомянул 2 его вещи, которые стали для меня откровением в свое время: «Мой дедушка памятник» и особенно (написанный в соавторстве с 2-мя другими диссидентами) несравненный «Джин Грин неприкасаемый». Отдаю должное почившему в бозе – КЛАССНЫЕ были вещи!!! Евгений, вы их читали?

Евгений А.: Джигар пишет: почему-то никто не упомянул 2 его вещи, которые стали для меня откровением в свое время: «Мой дедушка памятник» и особенно (написанный в соавторстве с 2-мя другими диссидентами) несравненный «Джин Грин неприкасаемый».Разумеется, мы даже спасали их от сожжения при гебистском изъятии в 1983 (библиотека брянского клуба УВД им. Дзержинского). Вместе с "Часом Быка", кстсти - а то сожгли бы их вместе в крематории следственной тюрьмы, смежной с клубом...

Цитатник Мао: Евгений А. пишет: Разумеется, мы даже спасали их от сожжения при гебистском изъятии в 1983 (библиотека брянского клуба УВД им. Дзержинского). А из-за кого сжечь-то хотели - из-за Аксенова или из-за Горчакова?

Джигар: мы даже спасали их от сожжения Ну, понятно, за что «Джина Грина» сжигали, а за что «Мой дедушка памятник»? Совершенно ничего антисоветского. И восхваление Запада там умеренное.

Евгений А.: «Министерство Правды» за работой... (Распорядительные документы об изъятии книг из библиотек, 70-е годы) ПРИКАЗ Главного управления по охране государственных тайн в печати при СМ СССР № 31 ДСП 13 августа 1976 г. Изъять из библиотек общего и специального пользования и книготорговой сети СССР книги Бердника Александра Павловича (Олеся Бердника). ПРИКАЗ № 20 25 апреля 1977 г. За распространение литературы упаднического характера среди учащихся 9-а класса, отпечатанной на ротапринте, что отрицательно влияет на формирование личности подростков, тов. Сендерову В.А. объявить выговор и строго предупредить. Основание: признание факта тов. Сендеровым В.А. и добровольная сдача оттисков Гумилева. Директор школы № 2 г. Москвы А.Н. Родионов Согласно многочисленным приказам Главного управления по охране государственных тайн в печати СМ СССР (Главлит) из библиотек должны быть изъяты и в Главлит переданы все книги эмигрировавших Р.Л. БАУМВОЛЬ (Хр. 35), А. БЕЛИНКОВА (Хр. 35), А.А. ГАЛИЧА (Хр. 32), А. ГЛАДИЛИНА (Хр. 40), А. КУЗНЕЦОВА (Хр. 35), И. КЕРЛЕРА (Хр. 35), В. МАКСИМОВА (Хр. 32), В. НЕКРАСОВА (Хр. 32), А.М. НЕКРИЧА (Хр. 41), А. СИНЯВСКОГО (Хр. 30), А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА (Хр. 32), З.Л. ТЕЛЕСИНА (Хр. 35), Е. ЭТКИНДА (Хр. 34), книги осужденного Н. РУДЕНКО (Хр. 46) и находящегося под следствием А. БЕРДНИКА (Хр. 53), книги «Национально-освободительное движение в Чехословакии» (издана в 1938 г.), «Рождение Чехословацкой народной армии» (Воениздат, 1959) и «История коммунистической партии Чехословакии» (М., Госполитиздат, 1962), книга В. КОПЕЦКОГО «Воспоминания (из истории Чехословацкой республики и борьбы коммунистической партии Чехословакии за победу социализма)» (Изд-во иностранной литературы, 1962) и книга Е. ЕВСЕЕВА «Сионизм: идеология и политика» (изд-во «Московский рабочий», 1971), книги Р. ГАРОДИ и О. ШИКА. http://www.polit.ru/dossie/2004/11/09/chronics.html Жаль, что в подборке отсутствуют аналогичные приказы Главлита 80-ых и их показательно нет в рунете - наверняка подписавшие их чиновники здравствуют и при нынешней власти...

Джигар: Гм ..... То есть получается, всё скопом изымали, неважно сильно восхваляет Запад книга или умеренно? Тогда понятно почему «Мой дедушка памятник" пострадал. За компанию. А почему ж тогда у ИАЕ только один ЧБ изымали? Почему не все его книги гамузом?

Цитатник Мао: Джигар, это все непредсказуемо. Вычислить тут закономерность почти невозможно. Вот не в тему: кто скажет, за что "Лапшина" положили на полку, тот, считай, и вычислил этот закон.



полная версия страницы