Форум » Литература и иллюстрации » Д. Андреев о Г. Уэллсе » Ответить

Д. Андреев о Г. Уэллсе

Эрг Ноор: Такие источники, мягко говоря, не приветствуются, но ничего не могу с собой поделать... Из "Розы мира": [quote]...от появления органической жизни на поверхности Луны до возникновения там высокоразумных существ потребовалось значительно меньше времени, чем для аналогичного процесса у нас. Вообще, идея, будто миры физически меньшего масштаба должны непременно эволюционировать быстрее, не всегда применима к отдельным периодам развития органической жизни на них, а тем более к темпам развития разумных существ. Но интуиция Уэллса о внешности этих существ, описанных в его увлекательном романе, поразительна, в особенности если учесть рационалистическую окраску и наукообразную плоскостность его мышления. Он угадал и общую насекомообразность их облика, и мягкоэластичный характер их физических тканей, и способность их тел к видоизменению формы в зависимости от рода деятельности, и высоту их технических достижений, и даже то, что к концу была отчасти использована и внутренность планеты. Трагедия селенитов заключалась в победе Воглеа- лунного демона женственной природы. Может вызвать недоумение, каким образом в этой рассудочной цивилизации проявилась деятельность именно женственно-демонического начала? Но существует особая разновидность рассудочности, именно женская, и далеко не везде она выражена так слабо, как в нашем человечестве. У селенитов она проявилась с особой силой и сказалась, в частности, в том, что их техника была по своим принципам гораздо магичнее, чем человеческая. Этапы духовного и культурного спуска селенитов были таковы: дьяволочеловечество - вырождение - гибель под грузом техники. Прогрессирующая бездуховность привела к тому, что селениты, дичая, не могли справляться с собственными машинами и погибли от холода и голода.[/quote] По-моему, это слишком высокая оценка романа Уэллса. Недавно в очередной раз перечитал "Первых людей на Луне" и одновременно "Эдем" Лема и впервые задумался: о чем они, собственно говоря? В первой половине обеих книг - длинные скучные описания туземных флоры и фауны, сельского хозяйства, немного транспорта, а в от второй - их цивилизации, социальном устройстве и особенно биотехнологических опытов. Если это антиутопии, романы-предупреждения, то слишком невразумительные, обрывочные, эскизные, похожие на черновики или просто недописанные. А "Война миров" о чем? Зачем-то очень долго описываются боевые действия, маневры уланов, дагунов. кирасиров... О технике почти ничего или чушь - марисане выстрелили себя из пушек, как у Ж.Верна, питаются только кровью марсианских обезьян и людей. Разве что теплвые лучи похожи на лазеры. причем в существенных деталях (а именно параллельные пучки лучей) и особенно, видимо, на только что созданные в США "лучи смерти".

Ответов - 8

Сат-Ок: ДЛА пишет: Но существует особая разновидность рассудочности, именно женская, и далеко не везде она выражена так слабо, как в нашем человечестве. У селенитов она проявилась с особой силой и сказалась, в частности, в том, что их техника была по своим принципам гораздо магичнее, чем человеческая. О да... В этом смысле получается гендерный аналог Атлантиды.

Стас ранее был: "Война миров" - совсем просто - первая попытка в литературе (одна из первых) вообразить вторжение на Землю цивилизации инопланетян, технически превосходящей тогдашнюю земную европейскую. По аналогии с "человек и животные", "европейские колонизаторы и дикари".

Эрг Ноор: Очень слабая и скучная. Уланы и драгуны все время маневрируют... Марсиане пьют кровь своих обезьян, по сути вот и все... Хотя по Чуковскому, подготовила нас к 20 веку морально-психологически - помогла выдержать две мировые войны, ядерное оружие и т.д. А питье крови - может быть, это предвидение Пол Пота?


anton_: Эрг Ноор пишет: Очень слабая и скучная. Уланы и драгуны все время маневрируют... Марсиане пьют кровь своих обезьян, по сути вот и все... Хотя по Чуковскому, подготовила нас к 20 веку морально-психологически - помогла выдержать две мировые войны, ядерное оружие и т.д. А питье крови - может быть, это предвидение Пол Пота? [ И это была бы всемирная война невиданного раньше размера, невиданной силы. От восьми до десяти миллионов солдат будут душить друг друга и объедать при этом всю Европу до такой степени дочиста, как никогда еще не объедали тучи саранчи. Опустошение, причиненное Тридцатилетней войной, - сжатое на протяжении трех-четырех лет и распространенное на весь континент, голод, эпидемии, всеобщее одичание как войск, так и народных масс, вызванное острой нуждой, безнадежная путаница нашего искусственного механизма в торговле, промышленности и кредите; все это кончается всеобщим банкротством; крах старых государств и их рутинной государственной мудрости, - крах такой, что короны дюжинами валяются по мостовым и не находится никого, чтобы поднимать эти короны; абсолютная невозможность предусмотреть, как это все кончится и кто выйдет победителем из борьбы 1887 год, иежду прочим. "Война Миров" - 1897 год. То же самое предчуствие глобальной катастрофы. И полное понимание, как отреагирует на мее существующая государственная система.

anton_: Эрг Ноор пишет: А питье крови - может быть, это предвидение Пол Пота? Из Википедии Са́ласпилс (концлагерь «Куртенгоф») — лагерь смерти[1] (нем. Polizeigefängnis und Arbeitserziehungslager Salaspils, а также, Lager Kurtenhof) на территории оккупированной нацистами во время Второй мировой войны Латвии, предназначенный для массового уничтожения людей[1]. В нём содержались советские военнопленные[1][нет в источнике 95 дней], а также евреи из Чехии, Австрии и Германии. Он также стал центральным лагерем для всех восточных оккупированных территорий[источник не указан 95 дней]. Находился в 18 километрах от Риги с октября 1941 года до конца лета 1944 года. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. Это не был лагерь уничтожения, такой как Майданек или Освенцим, с газовыми камерами для одновременного убийства большого числа человек, и крематориями для сжигания трупов с заранее просчитанной производительностью так называемых «фабрик смерти». Но в него люди посылались только с одной целью — чтобы они умирали мучительной смертью[2]. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек[1]. Так причем тут Пол Пот? Фашизм, как система сформировался не в 1934 году. и не в 1922. "Общество Туле" было создано в 1917 году, но оно образовалост уже на готовой идеологической платформе. А в общем идеи о том, что люди будут разделены на разные группы, и одна будет ... э-э-э... намного ниже другой были распостранены во вемена Уэльса. Та же "Машина Времени" характеризует ту же ситуацию, только Уэльс вывернул ее наизнанку, ради саркастической усмешки - там было кушает элиту. Но это литературный прием, а на самом деле всегда подразумевалось другое. Фашизм - как один из путей развития Европы. Причем, крайне вероятный путь. И под марсианскими "донорами" Уэльс вряд ли подразумевал обезьян. Тем более, что неудачи с переливанием крови от иных существ, нежели люди он знал точно. т.е. люди Марса у Уэльса распадаются на две расы.

Эрг Ноор: Из Розы Мира: Трагедия селенитов заключалась в победе Воглеа- лунного демона женственной природы. [...] Миру Воглеа противостоят три остальных слоя Лунной сакуалы. Сольдбис- видимый из затомисов на лике Луны: это мир обитания множества просветленных - тех, кто в свое время трагически отстал; их последняя инкарнация в Энрофе пришлась на эпоху лунного дьяволочеловечества и вырождения; весь огромный последующий период ушел на исправление и постепенное просветление в Сольдбисе. Другой мир -Лаал, лунная элита. Очень много селенитов поднялось уже еще выше, в Элиту Шаданакара. И, наконец, третий, светлейший из лунных миров -Танит, обитель лунной богини. В "Диалектике мифа" А.Ф.Лосева (признанный или полупризнанный советский философ, при этом идеалист) - удивительно. но тоже о трех лунных мифах или видениях, хотя все они, как помнится, "сатанинские".

Эрг Ноор: И у А.Н.Вертинского можно при желании найти предвидения, а в его Шанхае отчетливо видны сегодняшняя Москва и Город Средоточия Мудрости): Вознесённый над жёлтой рекой полусонною, Город-улей москитов, термитов и пчёл, Я судьбу его знаю, сквозь маску бетонную Я её, как раскрытую книгу, прочёл. Это Колосс Родосский на глиняном цоколе, Это в зыбком болоте увязший кабан, И великие ламы торжественно прокляли Чужеземных богов его горький обман. Победителей будут судить побеждённые, И замкнётся возмездия круг роковой, И об этом давно вопиют прокажённые, Догнивая у ног его смрадной толпой. Вот хохочут трамваи, топочут автобусы, Голосят амбулансы, боясь умереть... А в ночи фонарей раскалённые глобусы, Да назойливо хнычет китайская медь. И бегут и бегут сумасшедшие роботы, И рабы волокут в колесницах рабов, Воют мамонты, взвив разъярённые хоботы, Пожирая лебёдками чрева судов. А в больших ресторанах меню - как евангелия, Повара - как епископы, джаза алтарь, И бесплотно скользящие женщины-ангелы - В легковейные ткани одетая тварь. Непорочные девы, зачавшие в дьяволе, Прижимают к мужчинам усохшую грудь, Извиваясь, взвиваясь, свиваясь и плавая, Истекают блаженством последних минут. А усталые тросы надорванных мускулов Всё влекут и влекут непомерную кладь... И как будто всё это знакомое, русское, Что забыто давно и вернулось опять. То ли это колодников гонят конвойные, То ли это идут бечевой бурлаки... А над ними и солнце такое же знойное, На чужом языке - та же песня тоски! Знаю: будет сметён этот город неоновый С золотых плоскогорий идущей ордой, Ибо Божеский, праведный суд Соломоновый Нависает, как меч, над его головой. 1937 Но в том, что, что он гений, а иногда и провидец, теперь не сомневаюсь (до того очень долго сначала вообще не воспринимал, а потом не очень ценил его творчество).

Эрг Ноор: – Человечество? Это что такое? – Население нашей планеты. – То есть народ? – Понятие народа у нас было в древности, пока все народы планеты не слились в одну семью. Но если пользоваться этим понятием, то мы говорим от имени единого народа Земли. – Как может народ говорить помимо законных правителей? Как может неорганизованная толпа, тем более простонародье, выразить единое и полезное мнение? – А что вы подразумеваете под термином «простонародье»? – осторожно спросила Фай Родис. – Неспособную к высшей науке часть населения, используемую для воспроизводства и самых простых работ. – У нас нет простонародья, нет толпы и правителей. Законно же у нас лишь желание человечества, выраженное через суммирование мнений. Для этого есть точные машины. – Я не уяснил себе, какую ценность имеет суждение отдельных личностей, темных и некомпетентных. – У нас нет некомпетентных личностей. Каждый большой вопрос открыто изучается миллионами ученых в тысячах научных институтов. Результаты доводятся до всеобщего сведения. Мелкие вопросы и решения по ним принимаются соответствующими институтами, даже отдельными людьми, а координируются Советами по главным направлениям экономики. – Но есть же верховный правящий орган? – Его нет. По надобности, в чрезвычайных обстоятельствах, власть берет по своей компетенции один из Советов. Например, Экономики, Здоровья, Чести и Права, Звездоплаванья. Распоряжения проверяются Академиями. – Я вижу у вас опасную анархию... Почти то же - в "Первых людях на Луне" в разговоре Кавора (или Кейвора) с Великим Лунарием: в управлении на Земле участвуют все "до некоторой степени". Очевидно .речь о выборах. Тогла в число "всех не входили женщины... имущественный ценз, ценз оседлости, а в большинстве стран не было вообще никаких выборов.



полная версия страницы