Форум » Литература и иллюстрации » М.А. Булгаков » Ответить

М.А. Булгаков

A.K.: 1. «Мастер и Маргарита». Этот роман написан в ту же эпоху, что и обсуждающийся в другой ветке «Два капитана», Михаил Афанасьевич писал его 11 лет, с 1929 по 1940 гг. И здесь мы видим другой срез той же эпохи, сделанный не романтиком Кавериным, а усталым человеком, бессильным противостоять лезущему отовсюду мещанству. К чести Булгакова, он понимает, что по слабости занял не самую достойную позицию: «Он не заслужил света, он заслужил покой». 2. «Собачье сердце». То, что Шариков - персонаж отрицательный до безобразия, думаю, никто спорить не станет. Но вот с лёгкой руки наших «демократов» в положительные герои попал профессор Преображенский. В то же время, по-моему, на любой незамутнённый взгляд ясно, что Преображенский с Шариковым вполне достойны друг друга, только первый «культурный». Есть ли в повести положительный герой? Есть - девушка, восхищающаяся Айседорой Дункан. 3. «Белая гвардия». Тут пока что могу сказать, что просто очень люблю эту книгу. Если интересны подробности, попробую развить мысль.

Ответов - 102, стр: 1 2 3 All

Сат-Ок: Ученик Свенцицкой - уже давно заслуженный доктор наук Михайловский Фёдор Александрович, обаятельнейший рассказчик, был моим университетским преподавателем. Но это так - в сторону. Что же касается единого корня всех религий, то я же оговорился - христианства традиционного. Лосского с его концепцией перерождения никто не анафематствует, но и не приветствует, а Оригена признали еретиком полторы тысячи лет назад. Иначе мы говорим о христианстве эзотерическом, о котором много разных толкований, и которое очень мало имееет отношения к тому, что подразумевается под этим словом у подавляющего большинства людей. AlenkaS пишет: Ветхий Завет в целом можно рассматривать как "детоводителя", который из педагогических соображений, чтобы как следует пробудить осознание "линейности" истории, на время сокрыл широкие горизонты циклов возвращения.» Совершенно верно, неоднократно писал об этом в других интерпретациях.

Цитатник Мао: Вообще-то буддизм тут ни при чем. Такое впечатление, что Булгаков находился под манихейским влиянием. Но какой конкретный источник - катарская литература (Б. был с ней знаком), украинские ли богомилы - не ясно. Или его натолкнули на эти мысли писания Сковороды? Проблема.

Сат-Ок: Буддизм более чем при чём, потому что это самая полная в мире разработка идеи "Что такое иллюзии и как с ними бороться". Откуда известно про катаров и с чем именно был знаком Булгаков? Это интересно. Напомню для интересующихся, что катары, иначе альбигойцы, обретались на юге Франции и были уничтожены в начале 13 века в ходе специального крестового похода. Но главное - дьявол у катаров был таким же ловцом душ, а Воланд принципиально не таков.


Цитатник Мао: Лет этак 15 назад читал уж не помню где статью о круге чтения молодого Булгакова. В числе прочего это был "Плач о Провансе", текст на языке ок, тогда начавший изучаться в российских университетах, и в Киеве в том числе. А вот буддизмом Булгаков, кажется, никогда не интересовался. Что же до расхождений с катарами - так речь лишь о пище для фантазии. Ничем Б. не руководствовался, кроме нее.

Сат-Ок: Да я и пишу, что буддизма он не знал. И о том, что фантазия его была чрезвычайно избирательная. Чуял что-то.

Андрей Козлович: У Булгакова с Ефремовым общего так много, что я этому поражаюсь много лет, почему и отнёс его к "писателям-герметистам". Примеров много, и у того и у другого главная героиня - ведьма. И у того и у другого мир к лучшему меняют "серые силы". Почему, собственно, неметоры и Серые Ангелы не механизм дополняющий Карму? И у того и у другого намёки на концепцию реинкарнации. У Булгакова вот, например: "Оплывая потом, официанты несли над головами запотевшие кружки с пивом, хрипло и с ненавистью кричали: «Виноват, гражданин!» Где то в рупоре голос командовал: «Карский раз! Зубрик два! Фляки господарские!!» Тонкий голос уже не пел, а завывал: «Аллилуйя!». Грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в кухню. Словом, ад. И было в полночь видение в аду. Вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой, во фраке и царственным взором окинул свои владения. Говорили, говорили мистики, что было время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным поясом, из за которого торчали рукояти пистолетов, а его волосы воронова крыла были повязаны алым шелком, и плыл в Караибском море под его командой бриг под черным гробовым флагом с адамовой головой. Но нет, нет! Лгут обольстители мистики, никаких Караибских морей нет на свете, и не плывут в них отчаянные флибустьеры, и не гонится за ними корвет, не стелется над волною пушечный дым. Нет ничего, и ничего и не было! Вон чахлая липа есть, есть чугунная решетка и за ней бульвар… И плавится лед в вазочке, и видны за соседним столиком налитые кровью чьи то бычьи глаза, и страшно, страшно… О боги, боги мои, яду мне, яду!.." Ну, а операция по пересадке гипофиза Клима Чугункина псу, вообще реинкарнация осуществлённая искусственно. Так почему речь идёт о буддизме, манихействе, катаризме и т.д.? Тем более что все три религии Л. Гумилёв отнёс к антисистемам. Не логичнее ли предположить, что есть некое учение о котором мы не знаем? Учение о существовании которого Ефремов прямо пишет в ЧБ, когда описывает Серых Ангелов? Да разве только в ЧБ, а в "Таис..."? И его сторонники и последователи есть и в России, и были в СССР? И речь здесь идёт не о буддизме, вернее, не совсем о буддизме. Разве в ЛБ Ефремов не дал понять, что оно близко к Тантре? Впрочем, я конечно не знаток восточных учений, но что есть и тантрический буддизм слышал. Так очень многое становится на свои места. И так, наконец, мечта Ефремова о ВВР в 30-40-х годах 21 века, вдруг, перестаёт казаться наивной.

Alex Dragon: Я думаю, существует всемирный заговор лысых. Еду на днях на работу в маршрутке — а передо мной лысый мужик сидит. Еду с работы — опять лысый мужик в автобусе. Заскочил на базар — и что? Точно. Лысого мужика встретил. С авоськой! Поняли, да? Вот вы когда последний раз авоську видели? Я тоже. А он идёт себе и так ехидно помахивает, многозначительно насвистывая. К чему бы это, а? Прихожу домой, телек врубил. Кто на экране? Ну точно! Кто бы сомневался! Жванецкий. Читает и так ех-и-и-идно в камеру поглядывает, многозначительно. А давеча на пляж пошёл и всё понял, всё. Кого вы думаете я там увидел?! Да!! Лысого, толстого — и! — в трусах в горошек!!! А выговорите. Неспроста это.

Цитатник Мао: Точно. Заговор. Яму роют. PS А есть еще конспираторы - лазером - пшик-пшик...

Цитатник Мао: Андрей Козлович пишет: Так почему речь идёт о буддизме, манихействе, катаризме и т.д.? Тем более что все три религии Л. Гумилёв отнёс к антисистемам. Уел. Наповал уел. Устыдившись своего ничтожества нервно курю в сторонке.

Alex Dragon: Беседа с Андреем Козловичем вынесена в отдельную тему.

AlenkaS: Вопрос о некоем сходстве( таком вот демоническом, даже не могу назвать в чем, хотела написать во взглядах, но это не совсем то слово) Булгакова и Ефремова лично для меня был актуальным буквально где - то две недели назад. И я писала в личной переписке одному человеку такой вывод из собственных умозаключений, что Булгакову, чтобы избавиться от его чертовщины нужен был свой ребенок, а не Маргарита. Потом пошла в музей Булгаковский. Экспозиция там музей-дом. Пересечение жизни собственно булгаковской семьи и семьи его героев в Белой гвардии. Ощущение было, что я дома. За окном падали крупные хлопья снега. Вся мебель в комнатах - белая. И ощущение больничной стерильности перемешивалось с ощущением замкнутости пространства маленьких комнат, поэтому очень хотелось смотреть в окна на падающий снег , на гору, на Андреевский спуск, как дорогу ведущую в будущее. Некий спуск или подьем между временем. Андреевский спуск - самое любимое место в Киеве моей дочери и ее подруг. Вот из подружкиного журнала(эта девочка в своих фото, как иногда мне кажется, видит город между строк ): http://www.liveinternet.ru/photo_comment.php?photoid=12147754&albumid=1631975 Мне показалось , после просмотра последней комнаты - умирающего Турбина, что я тоже чувствую ту же где-то бесмыслицу, где -то чертовщину жизни, где -то предопределенность. И потом вдруг оказывается, что ты должен жить, что тебя таки отмолила сестра Елена , ценой свой судьбы, а зачем? Зачем такая жизнь ценой чьей-то судьбы? Затем, чтобы в жизни твоей появилась Маргарита и ты создал шедевр, который после твоей уже смерти будет предметом не одного исследования, не одной чьей-то надежды, не одного восхищения и понимания чего-то важного в собственной судьбе. Так вот вопрос Андрею Козловичу Примеров много, и у того и у другого главная героиня - ведьма. . Вы Маргариту считаете ведьмой? А у Ефремова кто ведьма ?

Mirdin: AlenkaS пишет: А у Ефремова кто ведьма ? Фай Родис, надо полагать. Но она ведьма совсем в другом смысле, чем у Булгакова.

Цитатник Мао: Андрей Козлович пишет: И я о том же, но если есть новые факты, которых нет на Мире Ефремова. А отношение в СЛИШКОМ похожей на Булгакова и Ефремова мистической составляющей. Знаете, обсуждался круг чтения Булгакова. Он был человек темный, ИЕ не читал. ИЕ его, видимо, тоже (обиделся, наверное). Только и всего. А "мистическая составляющая" к той теме не относилась.

Alex Dragon: AlenkaS пишет: Цитатник Мао пишет: Знаете, обсуждался круг чтения Булгакова. Он был человек темный, ИЕ не читал. ИЕ его, видимо, тоже (обиделся, наверное). Только и всего. А "мистическая составляющая" к той теме не относилась. И также подробнее узнать почему Цитатник Мао считает Булгакова темным человеком и к какой теме не относилась мистическая составляющая?

Сат-Ок: AlenkaS пишет: почему Цитатник Мао считает Булгакова темным человеком Это была шутка :) Цитатник Мао пишет: ИЕ его, видимо, тоже ИАЕ "Мастера..." читал с большим удовольствием. Он был великодушен :)

Цитатник Мао: Извините, Аленка, это была шутка. У меня юмор малость брутален, простите великодушно.

AlenkaS: ну как-то все распуталось это самый приемлимый и правильный вариант распутывать чертовщину шутками, иначе не выберешься меня поразило , что одним из сходств Булгакова и Ефремова считал Андрей наличие ведьм. Хотя я бы ни одну из главных героинь этих авторов ведьмой то и не назвала. Хотела узнать почему так. Но видимо это тож шутка

Сат-Ок: Здесь логика косвенная, в ЛБ Гирин поднимает тост за ведьм, и практически всех ефремовских женщин можно назвать ведьмами. Конечно, всерьёз сравнивать Маргариту и, например, Таис, невозможно. А формально - да, конечно. Если забывать, что под одним словом подразумеваются существенно различные вещи, и это нормальная для человеческого языка ситуация.

Цитатник Мао: Да это у ИАЕ метафора, конечно. Его "ведьмы" имеют к средневековым "ведьмам" мало отношения.

Андрей Козлович: Mirdin пишет: Фай Родис, надо полагать. Но она ведьма совсем в другом смысле, чем у Булгакова. AlenkaS пишет: Вы Маргариту считаете ведьмой? А у Ефремова кто ведьма ? Извиняюсь, что ответил не сразу. Просто я на праздники уезжал к родителям, а там у меня нет доступа в интернет. Тему ведьм я считаю САМОЙ интересной у всех писателей которых я обобщённо называю "герметистами". И роднит их не просто положительное отношение к ведьмам, и даже не крайне уважительное, а практически везде или прямо выраженная, или чётко просматривающаяся "между строк" мысль, что изменинить этот мир способна только женщина овладевшая в полной мере силой своего пола - ведьма. Теперь о Ефремове. Я считаю, что Ефремов верил в реинкарнацию, и его главная героиня это инкарнация одной и той же женщины. Если говорить хронологически, то это Таис, Сима Металлина, Веда Конг и Фай Родис. В "Сердце змеи" этой героини почему-то нет, почему пока не знаю. То, что его главная гериня ведьма Ефремов пишет прямо. "— Сознание всемогущества матери для будущего. Что ж, скоро оно придет, когда женщина познает свою настоящую силу, и все женщины будут ведьмами. — Что вы говорите! — рассмеялась Сима, и Гирин снова залюбовался удивительной правильностью ее зубов. — Я не шучу. Слово «ведьма» происходит от «ведать» — знать и обозначало женщину, знающую больше других, да еще вооруженную чисто женской интуицией. Ведовство — понимание скрытых чувств и мотивов поступков у людей, качество, вызванное тесной и многогранной связью с природой. Это вовсе не злое и безумное начало в женщине, а проницательность. Наши предки изменили это понимание благодаря влиянию Запада в средневековье и христианской религии, взявшей у еврейской дикое, я сказал бы — безумное, расщепление мира на небо и ад и поместившей женщину на адской стороне! А я всегда готов, образно говоря, поднять бокал за ведьм, проницательных, веселых, сильных духом женщин, равноценных мужчинам! Сима положила свою теплую, сухую руку на пальцы Гирина: — Как это хорошо! Вы даже не знаете как!.." Это из "Лезвия бритвы". "Вы настоящий герой и потому ненасытны в подвиге. Вы и эту любовь понесете полной чашей, боясь пролить из нее каплю на Землю, чтобы отдать для космоса. Но для той же Земли! — Веда, вас сожгли бы на костре в Темные века! — Мне уже говорили об этом..." Это из "Туманности Андромеды", имя главной героини которой, как, ИМХО, теперь хорошо видно наглядно, не случайно Веда. "Красота, нет, что-то непостижимое в этой ведьме ломает его волю... Достаточно! Подумаешь, заложница! Стоит мне нажать кнопку вызова... нет, на морском мысу сидит дьявольский звездолет, и еще второй вытребован на подмогу. Отправить ее в город? Вряд ли это разумно. При острейшем уме и сатанинской обольстительности она вызовет брожение умов". Это из "Часа Быка". Кстати, Ефремов далеко не случайно называет Фай в этом романе "владычицей Земли", один раз, как бы вскользь, но имено так "владычицей Земли", а не "владычицей землян", дежурное обращение к ней на Тормансе. Из цитаты из ЛБ понятно почему. Равно как он далеко не случайно отождествляет её с огнём. То, что Фай "в переводе с русского на русский" означает огонь догадаться нетрудно. В "Лезвии бритвы" он пишет это прямо. " — Ты обращал внимание, какая глубокая у нее чернота волос? Они как сама ночь. Я поняла сегодня, увидев Тиллоттаму при лунном свете, — вот царица ночи в самом настоящем смысле. — Да, у меня тоже ее волосы ассоциируются с покрывалом ночи. — Это оттого, что они без малейшей рыжины. Иссиня-черные, как у наших цыган. Хотела бы я, чтобы у меня тоже были такие, а то ведь с каким-то красноватым, медным отливом. Тот же подцвет, что и у Сандры. — Как на чей вкус, — очнулся наконец Гирин. — Мне кажется, что в цвете воронова крыла слишком много мрака, а у тебя сквозь черноту проглядывает огонь. Оттенок огня выдает тебя, и я давно раскрыл твою тайну. — О чем ты говоришь? — воскликнула Сима, почему-то краснея. — По мусульманским легендам, аллах сотворил человека из глины, а пери — из огня. Ты — пери, а я, как черепок, стал тверже и звонче..." Сандра, кстати, здесь тоже "приплетена" далеко не случайно. В прошлый раз я допустил большу ошибку на Ноогене, впрочем, она элеменатрна, я поторопился. Теперь я вижу, что большой разговор на эти темы на Ноогене либо возможен не скоро, либо, боюсь, невозможен вообще. Но появление таких людей как Алёнка радуют. Кстати, Вы, Алёнка, не читали черновик моего романа "Тёмное Пламя"? Там я героев Ефремова поместил в крайне сложную ситуацию. Земли угрожает военное вторжение из космоса со стороны выскоктехнологического фашизма аналогичного Тормансианскому, но вернувшегося в межзвёздный космос и обладающего колоссальным могуществом. А на самой Земле - Ноосферной Земле, начиниетеся социальное движением "против ведьм". Люди в которых способности Прямого Луча ещё спят справедливо требуют прекратить их развитие, до тех пор пока наука не найдёт способа адектватно пробудить их у всех людей. Поскольку новая земная элита, у которой пробужденны и всё стремительнее развиваются СПЛ всё вернее выходит из под контроля общества. При этом процесс латентный. Лидер большинства землян Вин Карт даже сам ещё не осознаёт, почему всё больше землян требуют отказаться от новой "высшей", как её назвал Ефремов, научной парадигмы и "вернуться к традиционным гуманитарным ценностям". Новая, безусловно четсная и бузусловно высокоинтеллектуальная, элита тоже пока не осознаёт, почему вдруг народ начал противопоставлять её себе. Правда, действие в этом романе. Надеюсь, первом в большой эпопее, происходит не на Земле, а в созвездии Змееносца, в котором работает ещё более невероятная земная звёздная экспедиция, чем тормансианская. Это позволяет куда сильнее раскрыть характер главной героини Ефремова, у меня её зовут Эдна Корн, равно как и остальных его героев. И, в часности, хорошо понять, причём тут Огонь, с большой буквы, и почему звездолёт в ЧБ так старнно называется "Тёмное Пламя". Ну и ещё об одном сходстве главной героини Ефремова и Булгакова, теперь внешнем. Мы как-то обсуждали на МИЕ уто из современных актрис мог бы сыграть роль Фай. Я считаю, что самая подходящая сегодня Анна Ковальчук, и именно потому, что она сыграла Маргариту. И внешнее сходство здесь улавливается само собой. Вот например рисунок "Таис в Египте", художника Тищенко. Очень не сложно заметить не только общие черты с Маргаритой, но и общее черты с Джокондой, или главной героиней "Кода недавинченного".

A.K.: Предупреждая уже не раз возникавший хаос, прошу участников форума соблюдать спокойствие. Тема булгаковская, но провоцирует на спор по творчеству Ефремова. По-моему, провоцироваться не стоит, результатом неизбежно будет хронофагия для участников и нервотрёпка для админов.

AlenkaS: Отвечаю Андрею Козловичу: такого подробного объяснения , кто есть ведьма , можно было не делать мне уже стало все понятно из краткого объяснения Сат Ока. Просто я Лезвие Бритвы давно читала и этого момента с Гириным не помнила. Вашего черновика "Темное пламя" не читала, большие инетовские тексты осилить не могу. Да и интереса к тому , что Вы написали нет. Понимаю, что для вас это "детище и титанический труд" как говорил, Евгений А., но поскольку некоей "ведьминской сущностью" обладаю , то так видится мне , что Вы нечто не то делаете. Вы живете героями - образами, созданными обычными людьми - Ефремовым и Булгаковым, пусть даже сверхчувствующими. И пытаетесь через эти образы определить некоторую шифровку внутреннего мира этих писателей. То есть получается ситуация Алеши в фильме "Формула любви" - грезы о неземном образе и попытка его "материализовать" или "хоть шифр ДНК разгадать". А ведь и Ефремов и Булгаков люди то земные. Мне кажется, что стоит Вам приземлиться, оглядеться вокруг, не жить чужими образами, тогда появятся свои образы и свои знаки.

AlenkaS: Ответвление темы «Колесо сансары». — A.D. Разве возможна категоричность в таких тонких вопросах? Иначе что же - Николай Рерих был большой фантазер и параноик? В последнее время успеваю только иногда читать форум, писать уже давно не хочется, да и слишком это энергозатратно для меня получается. Написала бы больше, но боюсь выглядеть несколько неадекватно Говорила себе, что уже не буду здесь писать, не успеваю, да и нет потребности. Писала Эдель , после того как сняла с себя образ, в котором жила последние 20 лет(сначала неосознанно , а потом уже понимая, что же это за образ) , что напишу об этом в ЖЖ , раскрывая душу. Но ничего этого не сделала, и не сделаю. Но вот прочитав эту ветку не могу заснуть, в голове крутится то, что напишу ниже, поэтому видимо придется написать( спать же нужно). Заодно это будет кусочком «обнаженной души», о чем я писала Эдель. Эва , мне нравиться твой стиль общения на этом форуме – игра жизни или жизнь в игре. Поэтому представлю в том же стиле. Этот образ пришел ко мне уже тут в Киеве, до этого ничего о нем не знала, двадцать лет жила в другом. Киев пришел ко мне сам, без спроса и подготовки. В один день я решила, что еду жить и работать в Киев. Через неделю уже была здесь на собеседовании, ещё через неделю – работала. Ехала в поезде с глубокой неприязнью ко всем мужчинам – эдакая зарождающаяся феминистка. В Киеве судьба надо мной иронизирует. Брокер предлагает мне варианты жилья , где сдают комнаты мужчины. Диалог : - У вас есть хозяйки бабушки? Мне завтра на работу, нет времени особо искать. - Ну вот сейчас именно варианты есть только такие. Зачем тебе бабушки? Мужчины смирные, приставать не будут, мы ведь заключаем договора, и ты в любой момент можешь уйти, я тебе постараюсь подобрать вариант с хозяйкой тогда позже, если уж не сможешь жить с хозяином. И с ними проще на самом деле, они не бубнят как бабки, на кухне не торчат, и в ванной тоже. - …Мда. Ладно . Вот этот Жора , подходит. Жора, милый, несчастный, одинокий человек, которому изменила жена, нанеся душевную травму. Мои воспитательные беседы в течение трех месяцев вернули Жору к жизни. Он с трудом со мной расставался через три месяца, когда я уже смогла снять себе отдельную квартиру с дочкой. Почему мы с Жорой оказались однажды в Музее одной улицы вначале Андреевского спуска? Я узнавала и открывала для себя Киев, а Жора с удовольствием был мне в этом всегда попутчиком – он коренной киевлянин. Жора смеется и показывает мне фотографию печных изразцов в доме Булгакова. На изразцах надпись «Елена Васильевна …», - Это о тебе! Да, я Елена Васильевна, в ответ Жоре только глупо ухмыляюсь. Для меня чужой и Булгаков, и его Елена Васильевна. Прошло полгода. Феминизм отошел в сторонку. Возвращаюсь душой к мужу и отцу. Признание в любви мужу, попытки понять, осознать, почему же так все получилось, произошло. Можно ли все вернуть, хочу ли все вернуть, готовы ли все вместе начать все сначала. Не могу простить мужу смерть собаки Мишутки, на которую мне пришлось пойти. Дочь не может ему простить другие вещи(малышка даже не знает правду о Мишутке). И вдруг вспышка… Рабочая ситуация сталкивает меня с Михаилом. Мы - два серьезных семейных человека. Мы внешне усиленно решаем рабочие вопросы. А его глаза и моя внутренняя дрожь мешают мне(и как оказалось потом ему) сосредоточиться на этих вот рабочих вопросах…. А дальше предлагаю игру, предлагаю вам пофантазировать. Кто был рядом с Михаилом? Как пошло дальнейшее развитие моих с ним отношений? Какая женщина, которая была рядом с Булгаковым – навеянный Киевом мой образ(в тексте этот образ есть, и ясно, что это не Маргарита(жена Елена)) ?

Eva_Kun: AlenkaS пишет: А дальше предлагаю игру, предлагаю вам пофантазировать. Кто был рядом с Михаилом? Как пошло дальнейшее развитие моих с ним отношений? Какая женщина, которая была рядом с Булгаковым – навеянный Киевом мой образ(в тексте этот образ есть, и ясно, что это не Маргарита(жена Елена)) ? Аленушка! Больше часа сижу и бьюсь над твоей загадкой! Главное указание – Андреевская горка. Так? Конечно же, сразу вспоминается тот факт, что Булгаков родился в Киеве. В тот год его молодые родители снимали квартиру на Воздвиженской улице в доме Матвея Бутовского, священника Воздвиженской церкви. Одним своим концом Воздвиженская выходит на Андреевский спуск – заколодованное и околдованное М.А. место, где до сих, наверное, носятся тени его героев… Сначала я начала ракручивать линию матери Булгакова – Варвары Михайловны и ее второго замужества. (Известно, что М.А. сильно ревновал мать - «светлую королеву» - к ее молодому мужу-доктору Ивану Воскресенскому). Не то! Затем начала искать в Инете «киевскую музу» Булгакова. Мы все, в основном, знаем об Елене Сергеевне, третьей жене М.А. Но до нее было еще две (Любовь и Татьяна-Тася). Здесь нашла довольно любопытную статейку по поводу всех возможных прототипов Маргариты. И вот я уцепилась за Тасю. Она – первая жена, она – киевлянка. И именно ее на смертном одре призывал М.А. (не Елену Сергеевну! Ее он просто не узнавал!!): http://www.kabluchok.ru/article/428/index.html Но интуиция вновь мне подсказала: не то! И тут мне пришла в голову ясная мысль! Итак, Елена Васильевна! Это главная героиня «Белой гвардии». Хранительница культуры, традиции, красоты, доброты, уюта, порядочности в революционую эпоху хаоса, жестокости, дикости… Все мы знаем, что роман этот во многом автобиографичен. Там и появляется Андреевский спуск… А не Елена Афанасьевна ли, сестра М.А., была прототипом Елены Васильевны? В кругу Булгаковых ее называли ласково «Лёля». И однажды Леля встретилась с прекрасным человеком – Михаилом Светлаевым... Может быть, вот она ниточка?? Хотя прототипом Елены В. считают другую сестру М.А. - Варвару... Э-ээх, сдаюсь!

Alex Dragon: Дорогие дамы, а как сей ребус связан с темой?

Eva_Kun: Дорогой Дракон! (Ах, все таки как несовершенна мужская логика!) Аленка по своему (по-аленкински!) прочитала тексты Булгакова, пропиталась аурой его творчества и ... бац! Резонирует!!! Это то же самое, что мои резонансы с текстами Оно-но Комати и Сэй-Сенагон! Путешествие по культурам-эпохам-сердцам! Эдакое литературное колесо Сансары!

Евгений А.: Eva_Kun пишет: Ах, все таки как несовершенна мужская логика!Точно, и видит в текстах лишь второстепенное, несправедливо обижающее женщину : У нее был красивый, любящий и высокопоставленный муж - полковник Евгений Александрович Шиловский (ему покровительствовал сам маршал Тухачевский!) Узнав о тайном романе жены с Булгаковым, Шиловский грозил пристрелить обоих, клялся, что в случае развода не отдаст Елене Сергеевне детей. Влюбленные решили расстаться, и долгие месяцы не видели друг друга, но их любовь не слабела: И вот, оставив отцу десятилетнего сына Женю и забрав пятилетнего Сережу (формально тоже сына Шиловского, но поговаривали, что на самом деле он от Тухачевского, на которого, кстати, очень похож), Елена Сергеевна переехала к Булгакову. Когда ее вещи стали грузить в машину, Шиловский без фуражки кинулся со двора, чтобы не видеть отъезда. Нянька детей завыла в голос. Это был самый настоящий скандал, и московская элита долго смаковала подробности... Да, уж... А я давно понял, что реальная жизнь в СССР куда драматичнее (и даже метафизичнее!) мыльных романов времени - включая и Мастера Поэтому не он, а менее гламурное "Собачье сердце" и стало по словам Суслова "главной идеологической диверсией, погубившей коммунизм"... А еще Аленка напомнила сюжет раннего рассказа М.Б. о первом приезде в советскую Москву - жить было абсолютно негде, и после ночевок по вокзалами и бульварам, Булгаков рискнул написать письмо лично Ленину... Но так, как шансы в его получении адресатом были равны нулю, он понес письмо своей начальнице - Н.Крупской :) Та же, хмуро прочтя этот заметно сатирический опус, пожалела писателя и черкнула записку - "Прошу прописать, Ульянова"... И от этой подписи московких управдомов едва не хватил Кондратий - видимо представили все муки чекистского ада, что им уже сегодня могут грозить Жаль, что М.Б. не развил дальше это сюжет - понимая его возможные последствия уже для себя... И вообще, жизнь и карьера столь явного антисоветчика при тогдашнем режиме - уже сама мистика, даже без всяких летающих жен-изменщиц...

AlenkaS: Eva_Kun пишет: А не Елена Афанасьевна ли, сестра М.А., была прототипом Елены Васильевны? В кругу Булгаковых ее называли ласково «Лёля». И однажды Леля встретилась с прекрасным человеком – Михаилом Светлаевым... Может быть, вот она ниточка?? Елена, спасибо!! В точку , угадала. При Михаила Светлаева не знала. Это еще более интересно для меня, может больше прояснить. Пока что чуть-чуть другие ассоциации, но однозначно Елена Афанасьевна. Eva_Kun пишет: Аленка по своему (по-аленкински!) прочитала тексты Булгакова, пропиталась аурой его творчества и ... бац! Резонирует!!! Спасибо и за это. Не совсем так , а может и так. Вообще тут пишу , наверно, потому что твои вот эти мысли "Словно обретаешь самого себя, словно возвращаешься домой, словно бы находишь свое alter ego… " ( еще несколько, продолжу позже) как ты говоришь, резонируют с моими. Часто убеждаюсь, что задаю себе те же вопросы, что и ты. Но только себе, ибо другим рискованно Как смотрят на человека, который ощущает себя Наполеоном - никак не смотрят, руки за спину и в психушку. А ты так просто задаёшь такие вопросы на форуме и я рискнула продолжить, чтобы получить для себя ответы. Если мужчинам не интересно, то могу продолжить в личной переписке, но будет ли интересно тебе копаться в моих ассоциациях, и отвечать на возникающие у меня вопросы?

AlenkaS: Елена, извини, продолжать на форуме точно не буду. Последняя ассоциация - иные.

makcum1982: Перенос из темы «Что такое мещанство?». — A.D. Михаил Афанасьевич вообще молодец. В свое время "Мастера и Маргариту" написал. Что это, если не гимн ефремовской женщине? Зато всякие попы-шоумены типа Андрея Кураева утверждают "дьявольскую сущность Маргариты". Поп - он и есть поп

Alex Dragon: Гадость Михаил Афанасьевич написал. Ничего общего с ефремовскими женщинами там нет. Что людей наводит на такие мысли, я не понимаю. Гарцевание в голом виде и сексуальные повизгивания? Или слово «ведьма»? Там вообще нет практически ни одного доброго и человечного персонажа. Это ведь всё карикатуры на тогдашнюю советскую действительность и плоды паранойи наркомана. Равняться там не на кого и не на что, а сравнивать с Ефремовым просто бессмысленно — это всё перпендикулярно друг другу.

makcum1982: Alex Dragon пишет: Там вообще нет практически ни одного доброго и человечного персонажа. Это ведь всё карикатуры на тогдашнюю советскую действительность и плоды паранойи наркомана. Равняться там не на кого и не на что, а сравнивать с Ефремовым просто бессмысленно — это всё перпендикулярно друг другу. Категорически не согласен. То есть не согласен полностью. "Мастер и Маргарита" - очень глубокое произведение. Просто там гораздо больше скрытого смысла, чем в "Часе быка". Так чем же плоха Маргарита??? Конкретно, по тексту???

makcum1982: Кстати, учитывая то, как сам Ефремов относился к Булгакову... Алекс, странные высказывания

helenrokken: Снова рекомендую обратиться по этому вопросу к замечательной статье Сат-Ока "Дьявол ли Воланд?"

makcum1982: helenrokken пишет: Снова рекомендую обратиться по этому вопросу к замечательной статье Сат-Ока "Дьявол ли Воланд?" Читал, хорошая статья

Alex Dragon: Понимаете, глубокое-то глубокое и непростое, но вот наша публика совершенно некритично восприняла, особенно на перестроечной волне, героев романа как образец «делать жизнь с кого». Булгаков был возведён в ранг чут ли не святого, а книга — в некий светоч альтернативной совку духовности. Нечто похожее произошло с Остапом Бендером. Но это симуляция, пшик. Я перечитывал МиМ не по разу. В подростковом возрасте это воспринималось на ура, как такой ядрёный стёб, до которого молодые сердца охочи, особенно когда приходит первое узнавание правды жизни и вьюнош проникается всепонимающим цинизмом, мол, мы-то знаем, как оно всё на самом деле устроено! А всеобщее восхваление классика заставляло искать в книге какой-то пример для себя. Особенно когда пришло увлечение оккультными всякими штуками. Но если я без сомнений мог бы сказать, что Вир Норин или Дар Ветер — это примеры безусловные, то когда примеряешь на себя Воланада или Фагота, или Мастера, или ещё кого из этой компании, то чувствуешь как будто тебя обманули, всё время какое-то внутреннее неудобство, беспокоящий дискомфорт. Впрочем, это можно сказать практически о любом идеологическом явлении начала 90-х, когда активно пытались заменить советские штампы, ниспровергая с постаментов одних и вознося других. Однако и портрет Солженицина в одном ряду с Толстыми и Горьким, и дикие хулиганские перфомансы неумех и мазилок, которых почему-то надо теперь величать художниками наравне с Рембрадтом, и возведение советского прошлого в ранг априорного зла и вознесение либеральных ценностей взамен коммунистических, отчего-то вызывали глубокое внутреннее чувство тревоги и неудовлетворённости, душевного дискомфорта. Примерно как если бы на иконе заместо Христа появился бы голый зад. Вроде и икона, и в красном углу, и почитать положено, и креститься — а как-то вот беспокойно, нехорошо жопе вместо лика молиться. Вот как раз с Булгаковым примерно это и произошло — нарисовал он голый зад, нарисовал талантливо и по-своему красиво. И к своему месту уместно. Но не на иконостасе.

helenrokken: А многих ли ты знаешь сейчас молодых людей, которые готовы взять для себя примером подражания Вир Норина и Дар Ветра? Есть ли, по большому счету, разница в понимании Булгакова и Ефремова, несмотря на разницу в их внешней форме подачи материала? Не сходятся ли они в своей глубине? Я ведь статью Николая не просто так рекомендую перечитать. Он дал ценный метод для коррекции искажений в восприятии Булгаковской реальности.

Alex Dragon: Ты понимаешь, я сейчас не столько логикой говорю, сколько чувствами. И вспоминаю свои ощущения от книги. А они, коли уж в лоб сравнивается Маргарита и ефремовские женщины, просто кричат, вопиют от неуместности и несовместимости подобных сравнений.

makcum1982: Alex Dragon пишет: Но если я без сомнений мог бы сказать, что Вир Норин или Дар Ветер — это примеры безусловные, то когда примеряешь на себя Воланада или Фагота, или Мастера, или ещё кого из этой компании, то чувствуешь как будто тебя обманули, всё время какое-то внутреннее неудобство, беспокоящий дискомфорт. Я вот не думаю, что цель Булгакова была - чтобы все перечисленные тобой были примерами для подражания. Он о другом писал

Alex Dragon: makcum1982, мы с вами на брудершафт пока вроде ещё не пили.



полная версия страницы