Форум » Литература и иллюстрации » Александр Дейнека » Ответить

Александр Дейнека

tanetwolf: Я думаю, мир творчества Александра Дейнеки очень близок к идеям, высказанным в произведениях Ивана Ефремова, особенно к Туманности Андромеды и Лезвию Бритвы. С детства картины Дейнеки были для меня иллюстрациями к ТуА. Тела всех людей на картинах и скульптурах Дейнеки соответсвуют древнегреческому идеалу, котоый так любил ИАЕ. Ни одна картина не является явной иллюстрацией к Ефремову, но можно попробовать провести некоторые аналогии. Я думаю, что Дейнека даже ближе к Ефремову, чем Голобоков. У меня вопрос к тем, кто видел премудрые тетради: были ли там картины Александра Дейнеки? Вот некоторые примеры. [1934 Севастополь. Водная станция «Динамо». Б., акв., темпера. 44,2x59,8 ГТГ] "Распорядители праздника объявили перерыв. Мвен Мас устремился на поиски Чары, а Веда Конг и Эвда Наль вышли на гигантскую, в километр шириной, лестницу из голубого непрозрачного стекла - смальты, спускавшуюся от стадиона прямо в море. Вечерние сумерки, прозрачные и прохладные, потянули обеих женщин искупаться по примеру тысяч зрителей праздника." Возможно источником этого эпизода из ТуА является картина выше. [1961 На пляже] Красная Планета Быть может, это написано под впечателeнием ТуА [1961 Покорители космоса. Х., м. 340х435 Ворошиловград] В школе третьего цикла изучают ракетную технику. Это уже мои ассоциации. [1944 Раздолье. Х., м. 204x300 ГРМ] Такое вполне могло быть в ТуА

Ответов - 15

A.K.: tanetwolf пишет: У меня вопрос к тем, кто видел премудрые тетради: были ли там картины Александра Дейнеки?Я видел ПТ только по "Часу Быка". Там картины Дейнеки не упоминаются. В материале по ЛБ они также не упоминаются.

A.K.: В порядке алаверды: "Будущие лётчики" (1938) "Ода весне" "Бегущие девушки" (1941) Тревожная дата. Последние мирные радости (очевидно, картина написана до 22 июня). Печать эпохи: девушки изображены на фоне индустриального пейзажа, и будто соревнуются с паровозом. "Девушки в выходной день" (1958) Ассоциация: «Сейчас время не совершенно обнажённого, а открытого тела, не скрывающего красоту своих линий, но ещё не настолько ставшего совершенным, не настолько привычного, чтобы показываться нагим. Поживём, вернее, поживут наши потомки в коммунистическом обществе, тогда увидим. А пока считаю, что мы, женщины, должны всегда склонять головы перед отвагой и высокой моралью наших физкультурниц тридцатых годов, смело появлявшихся в своих купальниках перед тогда ещё непривычной, невоспитанной в отношении открытости тела толпой» ("Лезвие бритвы").

tanetwolf: [На балконе 1931] Для меня эта девушка очень похожа на Леа. Я так её себе представляю, когда вспоминаю или читаю ЛБ.


Тэй Рам: Разделяю Ваше мнение. Дейнека - один из моих любимых художников - и впрямь близок по духу Ефремову, особенно миру "Туманности Андромеды".

Тэй Рам: Картина "Стихи Маяковского", особенно если отвлечься от названия, пожалуй, созвучна "Лезвию бритвы". Её персонажи вполне могли бы быть героями ЛБ. (Не удаётся загрузить. Всё время выскакивает какой-то QIP и требует авторизации.)

Тэй Рам: "В Севастополе" 1956 года. Подчёркнуто широкие бёдра. Могло бы быть иллюстрацией к некоторым абзацам "Лезвия бритвы", написанного шестью годами позже.

tanetwolf: Тэй Рам пишет: (Не удаётся загрузить. Всё время выскакивает какой-то QIP и требует авторизации.) Тэй, заходите на сайт deineka.ru и вставляйте ссылки на картины с этого сайта. Там есть все его работы.

Iu: )) Насмотревшись таких картинок - пробивает посмотреть Гарри Потера Дабы нейтрализовать ДИСБАЛАНС Изотерически говоря:)) Будущее - это когда "точка сборки" движется во-вне кокона - а здесь она лишь поднимается по кокону вверх к БОГАМ и ТИТАНАМ - т.е. это лишь АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Другими словами: В будущее можно попасть даже будучи наркоманом на острове забвения, и в то же время нельзя попасть даже надев скафандр космонавта. Сейчас обсщество столкнулось с проблемой: ЧТО ЕСТЬ БУДУЩЕЕ? Ибо раньше думали, что будущее это характеристика физического (внешнего) ВРЕМЕНИ, но оказалось что время идет, а ничего не меняется.

A.K.: Тэй Рам пишет: Картина "Стихи Маяковского", особенно если отвлечься от названия, пожалуй, созвучна "Лезвию бритвы". Её персонажи вполне могли бы быть героями ЛБ. "Стихи Маяковского" (1955) Тэй Рам пишет: "В Севастополе" 1956 года. Подчёркнуто широкие бёдра. Могло бы быть иллюстрацией к некоторым абзацам "Лезвия бритвы" "В Севастополе" (1956)

Alex Dragon: Тут надо отметить, во-первых, такой момент: если автор сам явно не обозначил какую-то преемственность или оная не очевидна, то почти бессмысленно искать какие-то прямые связи между произведениями, которые явлюятся общими местами данной культуры. Ну как всякий учившийся в школе знает про Пушкина и уж хоть один стих да прочитал. Значит ли это, что мы должны искать пушкинское влияние у каждого русского поэта послепушкинской эпохи? Так и в данном случае, когда в СССР 30-х царил культ такой цветущей и жизнерадостной телесности. Однако в представленных здесь картинах не вижу вообще ничего общего с ефремовскими образами, кроме этой жизнерадостности. Особенно женские образы. С мужчинами относительно просто — тут особо не придумаешь. А вот женщины неефремовские совершенно. Женщина должна быть похожа на гитару, а тут ничего подобного, хоть бёдра шире талии — уже и на том спасибо.

A.K.: Alex Dragon пишет: женщины неефремовские совершенно. Женщина должна быть похожа на гитару, а тут ничего подобного, хоть бёдра шире талии — уже и на том спасибо. Это верно. Сравним (портрет Таис работы Бойко и Шалито, один из его вариантов находится в кабинете И.А.Е.): Но поскольку ИАЕ изображал не только "идеальных" женщин - та же Леа, например, - параллели правомерны.

tanetwolf: Alex Dragon пишет: почти бессмысленно искать какие-то прямые связи между произведениями, которые явлюятся общими местами данной культуры. Ну как всякий учившийся в школе знает про Пушкина и уж хоть один стих да прочитал. Значит ли это, что мы должны искать пушкинское влияние у каждого русского поэта послепушкинской эпохи? Вы правы. Я еще хотел написать, что идеи, высказанные Ефремовым витали в ноосфере того времени, что это не эксклюзив от одного человека. Про того же Пушкина можно сказать, что в его время было много похожих произведений и что идеи ноосферы того времени использовали многие люди. Но Пушкин был главным, так же как и Ефремов в своей области. И идеи Дейнеки ближе к Ефремову, чем работы других художников.

tanetwolf: Alex Dragon пишет: Однако в представленных здесь картинах не вижу вообще ничего общего с ефремовскими образами, кроме этой жизнерадостности. Особенно женские образы. С мужчинами относительно просто — тут особо не придумаешь. А вот женщины неефремовские совершенно. Женщина должна быть похожа на гитару, а тут ничего подобного, хоть бёдра шире талии — уже и на том спасибо. Я думаю, Ефремовский идеал - это биологическая целесообразность, а не широкие бедра. В картинах выше просто другой типаж героинь. Вот больше по-ефремовски: Немного обнаженной натуры с широкими бедрами:

Iu: )) Женщина - является самым естественным НАГВАЛЕМ (т.е. источником смыслов) для мужчины Учитывая, что МИР стоял в эпоху Дайнека перед вспеском интереса к БОДИБИЛДИНГУ, то очевидно данная идеологическая вещь перенесенная на ЖЕНСКИЙ организм получает силу от ЭРОТИЗАЦИИ - которая является двигателем всех мужских дел и подвигов без исключения и альтернативы. Собственно, мы уже застали плоды развития смыслов в этом направлении - в виде женского бокса и штанги - ГОМОСЕКСУАЛИЗМ. Точно также в наше время БАБА (образ "Сара Коннор") сексуализирует войну фоткаясь с ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ оружием - это ведет к прогрессирующему СЛАБОУМИЮ, что рука об руку с гомосексуализмом И даже высший уровнь идеала нашего общества - женщина-библиотекарь в лице Надежды Константиновны Крупской - НЕ ИМЕЛА ДЕТЕЙ. Так что пока мы крутимся между ФЕЙКАМИ порожденными гипертрофинным ГОРОЦКИМ сознанием ЗЫ (соответственно, Мужчина для женщины - это самый естественный ТОНАЛЬ т.е. образ действия)))))))))))))))

dmk77: "Бой амазонок", 1947 "Истинные амазонки - посвященные Артемис девушки Термодонта, жившие тысячу лет до нас, всегда сражались и ездили нагими на лошадях без потников. Нелепая небылица о том, что они будто выжигали себе одну грудь для стрельбы из лука неверна хотя бы потому, что нет ни одного древнего изображения безгрудой амазонки. Стиганоры стреляли или прямо перед собой над ушами лошади или, проскакивая врага, переворачивались лицом к хвосту и били с крупа коня. Настоящих амазонок вы можете видеть на старых клазоменских вазах и кратерах. Это крепкие, даже очень плотные нагие девушки, едущие верхом на сильных лошадях в сопровождении бородатых конюхов и собак. Ионийские, карийские женщины, привыкшие к свободе, не могли согласиться с грубым захватом дорийскими завоевателями. Самые смелые, сильные, юные уходили на север, к Эвксинскому Понту, где образовали полис Темискиры. Это не народность, а священные девы Артемис, потом Гекаты. Невежественные историки и художники спутали их со скифками, которые также прекрасные воительницы и наездницы… Поэтому очень часто амазонок изображают одетыми с ног до головы, в скифской одежде, или каппадокийками с их короткими эксомидами."



полная версия страницы