Форум » Литература и иллюстрации » Иллюстрации к Ефремову » Ответить

Иллюстрации к Ефремову

A.K.: http://noogen.su/lb.htm Здесь выложены цветные иллюстрации к первому московскому изданию (1964 года) "Лезвия бритвы". Но поскольку этого издания у меня нет, пока так и не удалось узнать имя художника. Кто-нибудь может помочь? А здесь я разместил стыренную у космистов открытку по стилю исполнения похожую на упомянутые выше иллюстрации. Также неизвестно, то художник. Алекс там верно отметил - как будто топором рубили. Суровая спартанская простота.

Ответов - 278, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Alex Dragon: По-моему. это та простота, которая хуже воровства. У меня с детства осталось впечатление от плакатного и ему подобного масс-культового творчества, вроде мозаик на богом забытых автобусных остановках в сельской местности, как о "низком" жанре, халтуре. Особенно в сочетании с окружающей обстановкой. Катишь на автобусе в родимый гарнизон по трассе Одесса - Тирасполь и проезжаешь бесчисленное количество таких вот запылённых бетонных коробочек, частенько обшарпанных и загаженных, и на каждой - то дева в условно-национальном наряде с хлебами, то со снопами, то с виноградом, или ещё какие картины счастливого крестьянского и рабочего быта или те же космонавты (у кого-то из космистов юзерпик - как раз вот такая мозаика). Полное ощущение античных развалин - хотя на тот момент (начало 80-х) тем коробочкам врядли было больше 10-15 лет, мозаики эти были совершенно поблекшими. На фоне окружающего сельского быта эти как бы жизнерадостные и как бы жизнеутверждающие картинки смотрелось скорее карикатурой. Я там в ЖЖ такой коммент оставил: ... Ни одной завершённой черты, всё какие-то наброски и намётки, игривые штрихи, за которыми должно прозревать некое (естественно, светлое) будущее, и при этом какая-то квадратно-гнездовая топорность даже там, где вроде бы ни одной прямой линии и ни одного угла.

Сат-Ок: А мне нравится :)

Alex Dragon: А меня повлекло на ностальгические воспоминания. Лето, пыль, поля кругом, отгороженные друг от друга узкими полосками посадок, взрёвывающий и тарахтящий старый ЛАЗ, нещадно трясущийся и подпрыгивающий на разбитой вдребезги сельской дороге, деревенские дома, утопающие в зелени, прохладный полумрак зала ожидания автостанции, маленькой и грязной, треснувшее стекло таблички с расписанием, бабушки с семечками рядом, полуденный зной и жужжание мух, за деревьями виднеются загадочные развалины кирхи, гигантские среди окружающего одноэтажья, чуть дальше - тихо шелестят камыши и лениво плещется Лиман, дымящая электростанция на молдавском берегу, кое-где дремлют в лодках рыбаки, а над всем этим полусонным безвременьем с грохотом выходит на форсаж "сушка".


A.K.: Алекс, очень ярко и мастерски! А вот как сейчас обстоят дела в одной из южных республик: Посторонние заметки (рассказ документальный). Возвращаясь к теме иллюстраций. Как известно, "Туманность Андромеды" была переиздана около 40 раз во многих странах и на различных языках. Была она издана и в Мюнхене в 1983 году (в сторону: надо будет у Норберта спросить при случае, читал ли), иллюстрировал издание Клаус Поршка и вот как он изобразил Чару Нанди на празднике Пламенных Чаш:

Alex Dragon: Выглядит, как иллюстрация к какому-то космическому боевику - бластера не хватает. На обложках часто к месту и не к месту рисуют таких красоток, полуголых, в каком-нить купальнике, наводящем на мысли о садо-мазо и непременно с чем-то лазерно-смертоносным в руках. И тем не менее, весьма аппетитно. :) Чего-то в голову пришло: интересно, какой был тираж зарубежных изданий Ефремова? У нас про каждого издававшегося за рубежом писателя в предисловиях и аннотациях обожают перечислять десятки стран, где он был издан, но скромно умалчивают о тиражах и тем более реальной популярности. Есть ли какие-то достоверные данные о знакомстве хотя бы признанных мэтров западной фантастики с творчеством Ефремова?

Коллега Пруль: Нет, Алекс! Чара изображена как раз без пошлости. ДУмаю, Ефремов был бы доволен.

Сат-Ок: Проблема - узкие бёдра. Лицо обворожительно, бюст тоже. А ноги как-то не в масштабе...

Alex Dragon: Да, лицо восхитительно, грудь - тоже, а вот конечности и бёдра - так себе. Модель или прототип, похоже, была такой себе слегка целлюлитной пышечкой.

Сат-Ок: Думаю, для такого рисунка модель совершенно не нужна.

Alex Dragon: Так я и не говорю, что была натурщица. Но мне кажется, что верхняя часть тела - это из головы, а для прочего вполне мог быть реальный прототип. Хотя бы и с рекламного плаката. A.K. пишет: Посторонние заметки (рассказ документальный). Андрей, а ты сади-и-и-ст. Утончённый. "Ведь когда-то давал честное слово, глядя на Т-34 на постаменте, и невдомек было маленькому, что у других это игра такая..." Да уж...

Nik: Андрей, когда я (опять) вернусь в Москву через 2 недели, то посмотрю имя художника. Но не сразу, т.к. у меня этого издания тоже нет, но я точно знаю, что оно есть у моей дальней родственницы (у нее в детстве брал читать "Лезвие ..." :-) ).

Nik: Да, еще обещанный подарок купил. Он лежит дома. Но в Москве был мало времени между двумя командировками. Приеду окончательно - подарю.

A.K.: Спасибо! Ждём.

A.K.: Социалист нашёл: первое издание ЛБ иллюстрировал Николай Ильич Гришин. Он, судя по всему, много фантастики иллюстрировал в своё время. Вот, например: http://www.magister.msk.ru/library/extelop/pict/obl/f_b.jpg http://www.rusf.ru/abs/s_gr.htm http://www.ozon.ru/context/detail/id/239777/

Социалист: Вот еще интересно о нем http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/smena/2003/gag.html

A.K.: Олег Абанин. Возвращение со звёзд (по роману И.Ефремова "Туманность Андромеды"). Ещё раз с Днём космонавтики! :)

Alex Dragon: A.K. пишет: Иллюстрации Г.Бойко и И.Шалито Пусть меня побьют камнями, но мне они не нравятся. Как стиль. Из представленных на сайте — может парочка. Слишком уж условные, всё какие-то изломанные линии и углы.

Сат-Ок: К ТАф и ЛБ мне очень нравятся, а к ЧБ - совсем нет.

Александр Гор: Alex Dragon пишет: Слишком уж условные, всё какие-то изломанные линии и углы. Камни поданы :) Когда-то давным-давно, когда я учился в «художке», натурщица - дама из ближайшей деревни обошла учеников занятых карандашным рисунком и начала давать рекомендации что де рисунки надо раскрасить. Дай волю нашему современному издателю - он, пожалуй, размалюет люминесцентными цветами все статуи Петербурга... :))) Линогравюра с её символической условностью - это визитная карточка советской НФ...

Alex Dragon: А визитная карточка милиционера — его удостоверение. Следует ли из этого красота компетентных органов?

Евгений А.: Герои открытки не понравились. Почему - отвечаю здесь: http://noogen.fastbb.ru/?1-1-0-00000060-000-0-0-1194146053 Скульптура "Мир" на куполе Волгоградского планетария, последняя работа Веры Мухиной

Евгений А.: Еще обложки к "Часу Быка": http://www.propokupki.ru/otechestvennaya_fantastika/srch%D7%E0%F1%20%C1%FB%EA%E0/cs%CF/ Это у них видимо Фай Родис: А с этого плоскогорья стартовал (или еще стартует) "Темное Пламя": http://kprf-los.narod.ru/india.html

Сат-Ок: У меня есть это издание. Я эту барышню всегда воспринимал как Янтре Яхах ("полураздетую, но оттого казавшуюся более голой"). Хотя совершенно непонятно, что ей делать на обложке.

balu: Сат-Ок пишет: Хотя совершенно непонятно, что ей делать на обложке. Козлович утверждает, что она - истинная владыка Торманса.

Alex Dragon: Дык она рыжая. Это не Янтре. К тому же, если мне память не изменяет, женщины Чагаса были довольно субтильными особами, а тут нечто крупногабаритное. Да и вообще, кто сказал, что это картинка — обложка именно к ЧБ? Берётся какая-нить картина западного художника-фантаста, чаще всего Бориса Валледжо (впрочем, это явно не он), и тупо впиихивается на обложку, вообще без всякой связи с сюжетом. Бабы есть? Воюют? Ну дык вот вам тёлка с пистолетом. Другое интересно — абсолютно подавляюшее большинство обложек, изображающих таких вот сексуально-боевитых дам, практчески всегда полуголость эту пресловутую избражают одними и теми же средствами. Навевающими кожей костюмов мысли о клубе садо-мазо. Для полного боекомплекта плёток не хватает.

Dust Raider: Alex Dragon пишет: Да и вообще, кто сказал, что это картинка — обложка именно к ЧБ? Берётся какая-нить картина западного художника-фантаста, чаще всего Бориса Валледжо (впрочем, это явно не он), и тупо впиихивается на обложку, вообще без всякой связи с сюжетом. Да, Alex прав. У меня - простой пример - есть книжка Андре Нортон "Скитальцы Космоса". Издана в начале 90-х. Книжка очень хорошая, люблю я ее, несмотря на ЧУДОВИЩНЫЙ перевод. Сюжет - рассказы о похождениях помошника суперкарго на частном торговом звездолете, очень приятно, мило и интересно - летают, торгуют, западлюки устраивают конкурентам, ну, и пр., причем все выглядит без "натяжек", скромненько но чистенько. Люблю я такую фантастику. НО. На обложке почему-то изображена голая дама достаточно юного возраста, с мечами, на лошади, со всякими сережками-поясами-цепями досредневекового вида, но почти без одежды. Также внутри книги есть цветная вклейка, на которой изображены голые же дамы, тоже либо с мечами, либо верхом на всяких неопределенного рода чудовищах, либо вместе с мужчинами зверских форм, лиц и габаритов. Все наводит на мысль, что иллюстрации чуть ли не из "Когана-варвара"... То есть в смысле "Конана"... :) Картинка на обложке к этому "Часу Быка" никакого отношения к книге явно не имеет. :)

Сат-Ок: balu пишет: Козлович утверждает, что она - истинная владыка Торманса. Козловичу виднее. Он же ЧБ написал :) Насчёт картинки - конечно, она не специально рисовалась. Может, поверхностно подбиралась. Я её воспринимал именно как Янтре (или иногда как Эр-Во-Биу).

balu: Ну... ЧБ не ЧБ, а роман "Темное пламя", интересный, между прочим, таки да, написал.

Alex Dragon: balu, я вас умоляю, только не провоцируйте обсуждение сиих экзерциций. Берегите нервы собеседников. С Козловичем мы перетёрли буквально в прах всё, чего коснулся его взгляд в ефремовских произведениях. Мягко скажем так: наши с ним позиции — как в этих вопросах, так и мировоззренческих вообще (что впрочем взаимосвязано) — практически несовместимы, обсуждение же по второму кругу — пустая трата времени и сил.

balu: Alex Dragon пишет: С Козловичем мы перетёрли буквально в прах всё, чего коснулся его взгляд в ефремовских произведениях. А где почитать? Alex Dragon пишет: наши с ним позиции — как в этих вопросах, так и мировоззренческих вообще (что впрочем взаимосвязано) — практически несовместимы, обсуждение же по второму кругу — пустая трата времени и сил. Я его позиции тоже хорошо попинал.

A.K.: Да, давайте вернёмся к теме иллюстраций. Вот первая публикация "Туманности Андромеды", с рисунками А. Побединского: http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/fant/efremov/tuman-andr/01.html Конечно, это не люди будущего, а просто хорошие советские люди 50-x-60-х гг.

Alex Dragon: Слушайте, ну не знаю, в чём дело, но у меня от такого стиля чего-то особого эстетического восторга не наступает. Интересно, некоторые картинки очень неплохи, но в общем — ощущение какого-то искажения, рубленности и условности, чуть ли не карикатурности. Почему нельзя людей нарисовать как людей?

Dust Raider: A.K. пишет: Вот первая публикация "Туманности Андромеды", с рисунками А. Побединского: http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/fant/efremov/tuman-andr/01.html А я скажу что между прочим, это одни из самых лучших иллюстраций по теме. Ибо все остальное - какая-то либо аляповатая гадость, либо какие-то полуабстрактные фигуры без черт лиц на фоне еще более абстрактных фонов, как будто автор не мог толком представить, что к чему потому что не читал собственно произведения. А здесь - нормальные иллюстрации, люди как люди, скафандры как скафандры, люди более-менее живые, и т.д., и самое главное - иллюстрации В ТЕМУ, а некакая-то абстракция. А что рубленность - так это ничего, это стилистика такая - и у автора, и потому что печаталось, как я понимаю, в "Технике-Молодежи", а у меня много ее старых подшивок, там часто подобного рода картинки встречаются. Возможно, так сделано из-за того, что так проще делать типографскую печать. Печатали-то с оттисков, а не как щас, электронным способом... Самыми ужасными, по-моему, были иллюстрации из книги издания 1985 года. Экземпляры ЭТОЙ "ТуА" встречаются довольно часто - такая, небритово-зеленая, с уродским раскорякой-кораблем на обложке, на фоне каких-то трещин. вот там иллюстрации были - у-у-у-у-у-у-у-у-у-у.... По упыху не приглючится. Вообще у нас плохо умеют иллюстрировать фантастику. На Западе, к сожалению, это умеют лучше - у них есть богатая традиция КОМИКСОВ. И иллюстрации у них получаются в тему очень, почти всегда. Вот не совсем типичный пример (кликните по картинке обложки книги для полноразмерной картинки), не совсем типичный потому что Black Library всегда прекрасно иллюстрирует свои книги А это - пример комикса. Для справки так - автор рисует этот комикс САМ, полностью ВЕСЬ КОМИКС. Если кто читает по-буржуйски, почитайте. Сюжет там дай боже многим фантастическим романам.

A.K.: Извините, но это не Веда: http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/fant/efremov/tuman-andr/03.jpg

Dust Raider: A.K. пишет: Извините, но это не Веда: http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/fant/efremov/tuman-andr/03.jpg Ну, я ж и не говорю что ВСЕ картинки тут хорошие. Просто количество хороших здесь преобладает. А это и вправда не Веда. Это - явно прачка, дорвавшаяся до управления государством. :)

Alex Dragon: Самые реалистичные, пожалуй, эти: http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/fant/efremov/tuman-andr/08.jpg http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/fant/efremov/tuman-andr/18.jpg Dust Raider пишет: По упыху не приглючится. Хе-хе. Что становится с лампочкой, ежели глотнуть кислоты: http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/fant/efremov/tuman-andr/obl-4.jpg Кстати, картинка довольно-таки энергичная.

Dust Raider: Реалистичные - да, соглашусь. Alex Dragon пишет: Что становится с лампочкой, ежели глотнуть кислоты: Лампочка, прямо таки, переходит световой барьер. Это они, видать, по своим впечатлениям спиралодиск знаменитый попытались изобразить. :) Правда, у них он получился скорее спиралошар... Или точнее шар с винтом.....

A.K.: Dust Raider пишет: Это они, видать, по своим впечатлениям спиралодиск знаменитый попытались изобразить. :) Это вот что: "Теперь вся сила Земли, вся энергия, получаемая с тысячи семисот шестидесяти могучих электростанций, перебросилась на экватор, к горе пятикилометровой высоты. Над её вершиной заклубилось разноцветное сияние, сгустилось в шар и вдруг устремилось вверх, точно копьё в вертикальном полете, пронизывающее глубины неба. Над сиянием встала тонкая колонна, похожая на вихревой столб-смерч. По столбу струилась вверх, спирально завиваясь по его поверхности, ослепительно светящаяся голубая дымка."

Dust Raider: A.K. пишет: Это вот что: "Теперь вся сила Земли, вся энергия, получаемая с тысячи семисот шестидесяти могучих электростанций, перебросилась на экватор, к горе пятикилометровой высоты. Над её вершиной заклубилось разноцветное сияние, сгустилось в шар и вдруг устремилось вверх, точно копьё в вертикальном полете, пронизывающее глубины неба. Над сиянием встала тонкая колонна, похожая на вихревой столб-смерч. По столбу струилась вверх, спирально завиваясь по его поверхности, ослепительно светящаяся голубая дымка." Да-а-а??????? Так... Хмм... Э-э-э... Че-то не понял я... А де, собственно, столб??????? Я, по правде сказать, всегда представлял это себе как ослепительно-яркие лучи света, типа как... Как... Как в "5 элементе", когда они эту "летающую всепожирающую какашку" забарывают. :) И я всегда понимал это несколько иначе - сначала энергия сгущается в шар, а потом из шара (шар это я как понимаю, нечто вроди фокуса антенны, или типа как ядро области накачки в лазере) резко устремляется вверх, когда включили подачу основной мощности, формирующей канал связи. Если не заломает - нарисую эскизиком, как это должно выглядеть....

Dust Raider: Нарисовал. Задержался на работе из-за вас, балбесов. Приду домой - выложу.



полная версия страницы