Форум » Литература и иллюстрации » Кир Булычёв » Ответить

Кир Булычёв

Коллега Пруль: Предлагаю поговорить о творчестве этого фантаста. Кир Булычёв — личность очень противоречивая. В 60-70-е годы он наряду с братьями Стругацкими выступил одним из мастеров жанра «фантастики Полдня». Критика называла его создателем первой в советской литературе коммунистической утопии для детей. Это, пожалуй, самое известное амплуа Булычёва. В наше время его воспринимают главным образом как «отца Алисы Селезнёвой», навеки врезавшейся в народное сознание. Взрослая фантастика Кира Булычёва не имеет такого всенародного признания, хотя его «Гуслярские расказы» известны в среде любителей НФ и неоднократно экранизировались. Обидно, что после распада СССР талантливый автор повёл себя как мелкий конъюнктурщик и стал писать мрачные и антисоветские произведения, причём нередко с теми же персонажами. Его будущее перестало быть светлым полднем и превратилось в карикатуру на сумерки настоящего. И тем не менее фантастика Кира Булычёва не теряет своей художественной значимости. Некоторые произведения (например, фильм «Через тернии к звёздам») даже получили дополнительную актуальность. Его герои по-прежнему могут работать и работают на светлое будущее.

Ответов - 157, стр: 1 2 3 4 All

Alex Dragon: Коллега Пруль пишет: цитата Вот только нынешние обыватели воспринимают его исключительно как детского писателя. Так его и тогдашние обыватели воспринимали как детского писателя. Мне вот сейчас любопытно стало: а в чём вообще должно проявляться должное почтение обывателя к писателю? Я думаю, что т.н. обывателя этот вопрос мало волнует — детский он там или не детский. Вам есть дело до того, кого пастух пасёт в Усть-Пердющенске: коров или овец? Думаю никакого. Вернее всего, что сам факт существования произведений такого писателя вообще не волнует. Ну а нам-то какая разница, что думают люди, которые и книг-то не читают?

Александр Гор: С вашего позволения, Alex Dragon, я перенесу ответ на другую тему -> Интеллигенция и «рынок»

Сат-Ок: "Вон, взять кино — люди, снимавшие раньше великолепные фильмы, все как один будто подавились, почти ни одного приличного фильма не снято. Отдельные проблески встречаются, но это именно что проблески на фоне былого величия". Я думаю, что и все согласимся с этим высказыванием Алекса, не будем его забывать и примем в качестве элемента общей платформы. А сам Булычёв утверждал, что происходящее в СССР ему никогда не нравилось (в сознательном возрасте). Но одно дело - личность, наполненная противоречиями, а другое дело - индивидуальность, которую не обманешь и которая реализуется в более подходящих для творчества условиях. Вне зависимости от того, что думает о об этих условиях личность.


Александр Гор: цитатаНо одно дело - личность, наполненная противоречиями, а другое дело - индивидуальность, которую не обманешь и которая реализуется в более подходящих для творчества условиях. Вне зависимости от того, что думает о об этих условиях личность. Браво!

Тэй Рам: Уважаемые участники форума! Интересен ли вам отзыв Кира Булычёва на "Дальнюю связь"? Думаю, что он у меня сохранился. Если интересен - постараюсь найти и отсканирую.

Alex Dragon: Конечно интересен. Тут и спрашивать не надо.

Социалист: "Проволоку бы делать из этих людей!" Конечно интересно. Что же такое сказал мэтр, который, вырвавшись из под тоталитарных оков признался: "Я не революционер. Я смог только не подличать и не вступать с комвластью в дружеские отношения. Следовательно, с одной стороны, я не вступал в партию или Союз писателей, у меня в книгах тех лет Вы не найдете коммуниста, портрета Ленина или Великого Коммунистического Кольца". Мужественно и со спокойным достоинством заявлял: "Я знал, что никогда ни в одной своей повести, ни в одной своей сказке не вставлю слов "коммунист", "пионер", "Ленин-Сталин". Как это делал тот же Ефремов, например. Никогда! " Талантливый человек... Был...пока его свободолюбивые порывы сдерживала проклятая совковая цензура... Какие вещи писал... О Павлыше..Алисе...и.т.п. Но, к счастью, он дожил до возможности честно и открыто сказать, что он на самом деле думает о тоталитаризме, коммунизме и Великом Коммунистическом кольце... И не только о нем. Ждем с нетерпением отзывов обо всем остальном. Совершенно искренне, непредвзято и с большим интересом...

Сат-Ок: Да, Алиса, Павлыш, Дик... Кроме вышеназванного, считаю замечательным фильм "Похищение чародея" по его повести. Премного благодарен ему за неоднократно выраженную позицию относительно химер фоменковщины. В остальном - закончился "тоталитаризьм" - закончилось и творчество. Ибо назвать таковым зануднейшую и маловразумительную "Реку Хронос" язык не поворачивается. Впрочем, тут повторена судьба АБС. Отзыв очень интересен.

A.K.: Сат-Ок пишет: закончился "тоталитаризьм" - закончилось и творчество Очень точно. Отзыв интересен.

Alex Dragon: Скан отзыва Булычёва можно скачать здесь: http://narod.ru/disk/9385890000/OTZYV_KIRA_BULYCHJOVA_O_POVESTI_DAL%27NJAJA_SVJAZ%27.pdf.html Текст такой: Москва 29. 1. 97 Уважаемый Андрей! Прочтя Вашу работу я сделал для себя два вывода. Первый вывод: вы человек весьма способный и эрудированний, умеющий и любящий эрудицию продемонстрировать. Второй вывод: Ваша работа не имеет отношения к художественной литературе, а является философской статьей о путях социального развития нашего общества. Однако она построена по античному принципу "диалогов". То есть Вы пошли не по пути Ефремова, а по пути Платона. Очевидно Ваш опус может заинтересвать те издания, которые публикуют социальные и философские работы. Для меня, к сожалению, Ваши рассуждения чужды, ибо я всегда был далек от проблем коммунизма, никогда не вступал в коммунистическую партию или в Союз писателей, а уж тем более никогда не принимал никаких наград и орденов от Советов и уж тем более не воспевал их в стихах. Так что конкретных советов, куда вам обратиться со статьей, я дать не могу. С уважением, /факсимиле/ (Кир Булычёв) На листе рукой Тэй Рама сделана пометка: «Гос. премия 1982 г.»

A.K.: Alex Dragon пишет: На листе рукой Тэй Рама сделана пометка: «Гос. премия 1982 г.» Как пишут в Википедии, К.Б. "в 1982 году стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты»". Это к тому, что он, якобы, "никогда не принимал никаких наград и орденов от Советов".

Alex Dragon: Гыыы. Дык ведь действительно, Госпремии давал Совмин как я понимаю, типа государственный орган. Советы тут таки не причём.

Трак Тор: Смотрим Википедию (кому не нравится - много других источников): Согласно Общему положению об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. в систему государственных наград СССР входили: 1. Высшие степени отличия СССР 2. Ордена СССР 3. Медали СССР 4. Почётные звания СССР Это я к тому, что Это к тому, что он, якобы, "никогда не принимал никаких наград и орденов от Советов".А вот и не принимал, без всяких "якобы", в полном соответствии с тем, что он и пишет. Оснований думать, что он врет и что под подушкой у него лежат ордена, медали и дипломы о "Почётных званиях СССР" у меня нет. Госпремия, полученная за конкретные профдостижения, в систему госнаград не входила

A.K.: Трак Тор пишет: А вот и не принимал, без всяких "якобы", в полном соответствии с тем, что он и пишет. Понятно, не знал. Спасибо. Значит, честный человек, безо всяких "якобы". Прошу прощения у Игоря Всеволдовича.

Alex Dragon: Если ты последовательный антисоветчик — копейки не бери у них. Ни по положению о госнаградах, ни без него. Коню понятно, что под «Советами» имелась ввиду вся совокупность вещей: и строй в стране, и государственная власть, и порядки в ней. И один хрен, кто там и по какому регламенту какие награды выдаёт. Пусть схоласты и юристы вычисляют, является ли шуба с царского плеча наградой или нет и какому параграфу какого уложения это соответствует. Людям, которые не в паспорте, а живые — им всё отчего-то понятно. Только вот особо одарённые натуры полагают, что если раком встать не по параграфу уложения — так вроде и не считается.

A.K.: Алекс, формально говоря, Кир Булычёв и Трак Тор правы, не подкопаешься. К.Б. я благодарен за те вещи, за которые он госпремию получил. Он же как постперестроечный писатель (не историк) мне неинтересен, и я вполне готов подойти к нему формально и принести формальные же извинения.

Трак Тор: Хоть я и не был никогда поклонником Кира (про Гусляр читал, забавно и мультики хороши), предлагаю убить в этой теме офтоп. Только весь, а не одного меня. ЗЫ. извините мою дремучесть, а писатель разве жив?

Alex Dragon: Впрочем, что касаемо Можейко, то я думаю, что когда он писал письмо, то попросту про премию забыл. Действительно, не звезда Героя СССР. Да и пафос его письма не в оценке литературных достоинств повести, а в плохо скрываемом раздражении от самой её темы. Иначе зачем вообще весь этот бред было писать про то что нигде и никогда? Значит хотел подчеркнуть своё отношение.

A.K.: Трак Тор пишет: Хоть я и не был никогда поклонником Кира (про Гусляр читал, забавно и мультики хороши), предлагаю убить в этой теме офтоп. Только весь, а не одного меня. Вроде почистил. Ничего не забыл? Трак Тор пишет: ЗЫ. извините мою дремучесть, а писатель разве жив? Умер в 2003-м.

Трак Тор: Можейко точно не герой, не Солженицын. У него, наверное, были какие-то причины не любить "их" - он явно не глупей тебя, книгами доказал. Но не брать от "них" не мог - они были везде. Отношение в письме, конечно, зря показывал. Наверное, был укушен какими-то своими драконами :) ЗЫ. Пока не удалили: антисоветчик - это тот, кто был антисоветчиком до 1985 года

Александр Гор: «...Их...» Ой, это умиляет. Напоминает «..Они...» - которое вопит вконец сошедший с ума уфолог, прячущийся от инопланетян. А говоря серьёзно - с Булычёвом всё ж очевидно. Разумеется, жил человек в СССР - и в Коммунизм верил, и к власти советской относился нормально, и... привык верить тому, что по телевизору говорили. А потом ему по телевизору сказали - коммунисты - это практически демоны, теперь мы строим капитализм. И человек поверил. Обычная судьба...

Alex Dragon: Не думаю, что он так просто верил телевизору — он, вообще-то, выездной был. Мало того, работал переводчиком и корреспондентом АПН. То есть как бы он был одним из тех людей, от которых в телевизор слова попадали. С того конца провода, так сказать.

Александр Гор: Ну, скажем так - «верил телевизору» это обобщённо... К чему не были готовы наши люди, так это к агрессивной тотальной пропаганде, не было иммунитета... А, выездной. Ну... что такое советский человек за границей - в смысле не в Болгарии, а где-нибудь во Франции. «...Ой, какие красивые машинки, ой какие вещички в магазинчиках...» А взглянуть на круги под газами продавца, который в этом магазине вкалывает - это не приходило в голову и человеку «из телевизора»...

Евгений А.: Сат-Ок пишет: закончилось и творчество. Ибо назвать таковым зануднейшую и маловразумительную "Реку Хронос" язык не поворачиваетсяДа, Хронос - явно затянутая "глыба", хотя из всех томов можно сделать неплохую выжимку ;) Мне же (еще с покупки 1-го тома в начале 90-ых) понравилось описание альтернативной истории с "грозным вагоном" - трагикомический, пост-булгаковский юмор: За столом Владимир Ильич разъяснил жене свой план: - Первое - мы достаем паспорт. Норвежца или шведа. И по этому паспорту мы едем через Германию. - И как только к тебе кто-то обращается по-шведски, все проваливается, - сказала Надежда Константиновна. - Да, милая. - Владимир Ильич протянул руку через стол и дотронулся до пальцев жены. - Я знаю и потому именно с тобой могу поделиться своей тревогой. Если я не попаду в Россию в течение двух недель, мое место займут другие люди. Идея с глухонемым шведом при всей ее авантюрности и нереальности начала приобретать конкретные формы. Недаром Мартов как-то говорил, что под личиной доктринера и начетчика в Ульянове скрывается авантюрист, гимназист, начитавшийся Густава Эмара и стремящийся на Амазонку. И это опасно, потому что стремление к авантюрам он переносит на всю Россию, и не дай Бог ему дорваться до истинной власти - он может вылепить из России настоящего монстра. Многие смеялись, но те, кто знал Ленина многие годы, даже не улыбались. Человеческой привязанности к нему не испытывал почти никто, потому что трудно привязаться к человеку, который не только может, но и готов пожертвовать любой привязанностью ради власти. Впрочем, это отличительная черта многих больших политиков, иначе они не становятся большими политиками. Так и вышло, что совершенно нереальный план удался - Ленин отправился через всю Германию под видом глухонемого шведа. Но прежде чем отправиться, по крайней мере неделю, весь конец марта, Владимир Ильич с увлечением и тщательностью, с которой он всегда приступал к новым занятиям, изучал язык глухонемых, правда, не шведских, а немецких, так как уроки немецких глухонемых были доступнее. Тем временем и Нильс Андерссон давал Владимиру Ильичу уроки шведского языка. Надежда требовала, умоляла разрешить ей поехать вместе с Лениным, но тот был неумолим. Он полагал, что риск узнавания при таком варианте удваивается. Он предпочел ехать с братом Фрица Платтена Карлом Платтеном, невероятно отважным, правда, рассеянным молодым человеком, швейцарский паспорт которого вызывал доверие. 31 марта - всего месяц миновал с начала русской революции, и еще не все было потеряно для Ленина и большевиков - Владимир Ильич в котелке, синих очках, без бороды, в пальто с поднятым бархатным воротничком вошел в вагон второго класса. За ним шла, сдерживая слезы, Надежда Константиновна. Бронский нес чемодан, а Карл Платтен шагал последним, держа в одной руке русско-немецкий словарь, в другой - книгу Ленина <Материализм и эмпириокритицизм>, по которой намерен был в дороге изучить русский язык. Платтен выбегал на каждой станции за газетами - и не зря, потому что новые газеты - новые вести из России. И хоть Германия была от России оторвана и своих корреспондентов там не имела, могучая сила телеграфа и радиоволн позволяла получать новости даже из враждебных стран в тот же день. Так что утренние газеты в Штутгарте несли информацию о намерениях русского Черноморского флота выйти в море и совершить демонстрацию в сторону Босфора. Прочтя это, Ленин фыркнул, засмеялся и чуть было не сказал Карлу: <Нет, вы только посмотрите, до чего докатились эти газетчики>. Бюргеры глядели на Владимира Ильича одинаковыми голубыми глазками, будто им более некуда было глядеть, а Ильич вынужден был смотреть в окно, чтобы не сталкиваться с ними взглядом. Не исключено, что шпики, думал он, не успокаиваясь вовсе, хоть за окном проплывали столь милые его сердцу аккуратные и чистые немецкие деревни и кирхи. Очередной Мариендорф возник за округлым холмом, выверенным для гармонии пейзажа белыми домиками, стянутыми темными деревянными помочами. Вот и станция со слишком начищенным колоколом на перроне и слишком чистым начальником у колокола. Когда еще удастся увидеть снова эти места, столь чуждые русскому сердцу и столь милые сердцу Владимира Ильича! Окончательным осуществлением жизненной цели и мечты была не революция в России, а переход ее сюда, возможность отыскать сплоченные социалистические силы, мирно дремлющие сегодня под красными черепичными крышами Мариендорфа, олицетворением которых был Карл, Карлуша, углубившийся в Ленина так, что можно из пушки стрелять над самым ухом, - внутренне чистый, организованный, порядочный человечек. Именно здесь - в Германии, в Швейцарии - и будет построен настоящий социализм. России, несмотря на кажущуюся легкость переворотов и революций, да и склонности народа к мятежу, до настоящего социализма не дорасти. Нет, не дорасти. - Нет, - сказал Ленин по-русски, - не дорасти! Вот так-то! И рука его потянулась к блокноту и карандашу, что лежали у него на коленях, чтобы занести на бумагу некоторые мысли, что могут оказаться полезными в предстоящих дискуссиях с соратниками по революционной борьбе. И он не увидел, как усмехнулся вице-консул, как сузились глазки бюргера, как сжала его кисть цепкими крестьянскими пальцами его жена. Но это все увидел и услышал, несмотря на чтение, Карлуша Платтен. Он отложил, даже отбросил в отчаянии книгу и, толкнув Ленина в плечо, начал изображать пальцами язык глухонемых, а губами стараясь передать испуганно обернувшемуся Ленину всю опасность их положения. Швейцарский дипломат обернул к ним злое холеное лицо и с некоторой усмешкой наблюдал за соседями, в которых угадал жуликов и мошенников, хотя, впрочем, не знал пока целей их мошенничества... На перроне было ветрено. Ленин застегнул верхнюю пуговицу и надвинул пониже шляпу. Платтен принялся упрекать его за поведение в купе. - Ничего подобного! - Ленин, как и все великие люди, не любил признавать мелких житейских ошибок. - И если я даже что-то произнес, гарантируемо, что никто в купе этого не услышал. - Вы забываете, что Германия охвачена шпиономанией, - возразил Платтен. - Вас могли принять за английского шпиона. Ленин и Платтен подошли к газетному киоску. Платтен расплатился за газеты - сюда уже поступили газеты с севера Германии и даже из Голландии и Дании. Не отходя от киоска, Владимир Ильич разворачивал газеты, отыскивая сообщения из России. Одно из сообщений заставило его выругаться понемецки сквозь стиснутые зубы. - Тише! - прошипел Платтен, оборачиваясь и с недовольством замечая совсем рядом молодого человека в сером пальто и с определенным наклоном головы, что выдавало его принадлежность к секретной полиции. - Что тише? - ответил Владимир Ильич. - Что тише? Знаете ли вы, что Керенский назначен военным министром? Не сегодня-завтра он объявит себя диктатором! - О, камрад Ленин, - сказал Платтен громким шепотом. - Вы же - глухонемой швед! - Я - глупый швед! - ответил Ленин, игнорируя предупреждение Карла. - Если не случится чуда, я опоздал! К тому же нас никто не слышит. - Простите, - сказал кельнский агент, подходя ближе и давая рукой сигнал Гансу Фридриху Розенфельду, чтобы тот возвращался к поезду. - Но вы ошибаетесь. Я вас слышал. И вам придется снять вещи с поезда и проследовать за мной в управление. Ленин взмахнул руками, пытаясь изобразить речь глухонемого, но агент лишь устало улыбнулся, как положено улыбаться героям, завершившим трудную и опасную операцию по обезвреживанию группы английских шпионов. Река Хронос, часть II Хотя с Лениным, конечно, все много сложнее - но как раз юмор и помогает лучше понять то, что не удается при болезненной серьезности и ложном пафосе.

Alex Dragon: «В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)». В 1981 году защитил докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». Своеобразные интересы были у человека. Чего-то мне сдаётся, что просто так магазином буддолога не сразить.

Александр Гор: Может быть, и не сразить... Но, я помню больших детишек - вечером читают Стругацких - утром бегут в очередь - стоять за греческими плавками: «...Они ж, с такими красивыми дельфинчиками...»

Джигар: Ну, что ж, Станислав Лем, Стругацкие, Павлов, теперь вот – Кир Булычев. Начинали как коммунисты, а потом оказывалось, что нет. Не коммунисты они. Если проследить почему они перестали быть коммунистами и коммунарами, то выяснится очень похожий сценарий. Они все были очень яркими, творческими личностями. То, что по-английски называется outstanding. И, почти естественно, что они вступали в конфликт с тем, что потом назвали «совок». То есть косностью мЫшления чиновников и всякого рода «начальства». Которое для многих людей и олицетворяло, будем откровенны, нашу страну и наш строй. И это «начальство» стремилось из таких outstanding сделать standing, обрубив у них их out по самое «не хочу». Естественно, это никому не нравилось, а учитывая, что у людей, у кого-то бОльшие, у кого-то меньшие, но были коммунистические идеалы, а подобные злобные (или даже просто равнодушные) интриганы-чиновники, в некоторой степени, эти коммунистические идеалы и воплощали. И это, наверное, было хуже всего, потому что это как приходишь в милицию, как в организацию, занимающуюся защитой правопорядка, ища защиты от наехавшего рэкэта, а милиционер, за то, что он будет тебя защищать, требует денег, практически столько же, сколько до этого требовал рэкэт. Вполне естественно, что у многих опускаются руки и вместо того, чтобы ненавидеть этого конкретного миллиционера, начинают ненавидеть всю милицию или все государство. Эб этом явлении, в применении к Павлову, как-то Александр Гор хорошо сказал. А о самих притеснениях чиновников замечательно рассказали АБС, в своих комментариях к их исправленному, с оригинальным текстом, без купюр, полному собранию сочинений. Что же касается самого Можейко (Кира Булычева), то ему грех жаловаться на судьбу. И в престижный ВУЗ поступил и по заграницам поездил (не будучи известным) и выездным корреспондентом нескольких известных журналов, в частности «Вокруг Света» работал, при этом, совмещая со своей основной работой, то есть, как Деточкин, прибегал к директору и просил 2 недели за свой счет, без всяких объяснений и тот – давал. И таких отъездов бывало чуть ли не 50 % времени основной работы. На Западе был бы выгнан с основной работы после 2-го же отъезда. Хобби опять же имел небедное – он был серьезным нумизматом, известным в Москве, преимущественно, золотых монет. Жилищные условия улучшил, в конце-концов, до большой квартиры в центре Москвы, многими людьми называемой дворцом. В общем, причин жаловаться на «Советы», считаю, - не было! (Я даже не говорю о Государственной (бывшей Сталинской) премии в 1982 году). Тем не менее, он считал, что советская власть его обделила. Я в данном вопросе всегда отделяю творцов от их творчества. Вот, возьмем к примеру, Бетховена. Неряха был каких свет не видывал! Постоянно ходил немытый, от него плохо пахло, скряга был до невозможности, очень вспыльчивый, очень тяжелый в общении. Но ведь какую музыку божественную сочинял! И т. д. Если взять любого творца, что-нибудь у него не так найдется. А произведения, вышедшие из под его пера или кисти – замечательные. Также и Кир Булычев навсегда останется для меня автором замечательного цикла про Алису (особенно первых 3-х вещей) и цикла про доктора Павлыша, среди которых особенно нравится повесть «Перевал». И что бы там ни говорил сам Кир Булычев, о том, что он нигде не упомянул слово «коммунизм», я иначе, как Коммунизмом, описанное им Будущее не называю. Я имею в виду цикл о Павлыше. Будущее, описанное там - типичное ЭОТ. Ну, Алиса, это, конечно, фантастическая сказка, но о том же коммунистическом будущем. Что же касается отзыва на ДС, фактически негативного, ну, у мэтра, возможно было плохое настроение тогда, а может увидел талантливого человека и позавидовал. Кто теперь уже знает?! P. S. Кстати, такой постскриптум ещё будет. Если кто не знает, то конфликты с начальством были у большинства великих западных писателей-фантастов. Например, у Гарри Гаррисона, Роберта Шекли, Артура Кларка, Фармера, а Айзек Азимов, вообще, ушел из университета, хлопнув дверью. Но, никто из-за этого обиду на весь капиталистический строй не держал. Только на отдельных людей.

Тэй Рам: Уважаемый Джигар, От всей души благодарю Вас за сверхположительную оценку моей повести - хотя и брошенную мимоходом.

Социалист: 1. Беда в том, что, как синхронно отмечено несколькими людьми, КБ почему-то был способен писать хорошо именно во времена Советской власти. А после перестройки не написал ничего запоминающегося и интересного. Пошли вялые публицистические романы о Сталине-Берии-ГУЛАГе... из упомянутого цикла про Хронос... Алиса выродилась в совершенно идиотскую суперагентку Кору Орват.... В общем, кончился писатель...к великому сожалению его поклонников. Если бы дело только во взглядах было... Только почему-то со сменой взглядов и талант куда-то испарился... 2. И маленькая поправка касающаяся следующей цитаты: Джигар пишет: И это, наверное, было хуже всего, потому что это как приходишь в милицию, как в организацию, занимающуюся защитой правопорядка, ища защиты от наехавшего рэкэта, а милиционер, за то, что он будет тебя защищать, требует денег, практически столько же, сколько до этого требовал рэкэт. Рэкет - это уже не Советская власть, а времена Горбачева. Формально Советская власть закончилась в 1993г. Фактически в 1987-90... Ибо частные лавочки (в отношении которых проявлялся рэкет) к коммунизму и социализму отношения не имеют. И защищать их формально,конечно,надо было... Но одновременное сосуществование советской милиции и частников , торгашей и.т.п. нелепо. И кончилось тем, чем кончилось. Не может народная милиция защищать частника. Я понимаю, что капитально подставляюсь, но совершенно уверен в принципиальном несочетании именно советской милиции и частнособственнического элемента. И, кстати, сейчас не даю оценок, нужен ли был последний или не нужен... А говорю о несочетании двух разнородных элементов. Нормальных же советских граждан милиция защищала. Когда лучше, когда хуже...много чего было..но все ж защищала. А с какой радости она должна была защищать частников? Даже,если и должна была формально.. Не для того она была создана. И закономерно разложилась и распалась в условиях нарастания в государстве антисоветских явлений и охватывания ими всех областей жизни.

Alex Dragon: Джигар пишет: Но, никто из-за этого обиду на весь капиталистический строй не держал. Только на отдельных людей. «Отдельные люди» здесь почему-то удивительной системностью и организованностью обладали. Если бы только АБС палки в колёса ставили — это можно было бы списать на отдельные недостатки отдельных людей. Однако о таком вспоминают слишком многие — и те, кого сложно заподозрить в неком либеральном диссидентстве. Если таких «отдельных людей» много и действуют они примерно в одном направлении и в одном стиле, что характерно — всегда занимают государственные должности, а не просто высказывают своё частное мнение — значит это уже система. У нас в рассуждениях как-то получается люди отдельно, строй — отдельно. Однако строй общества определяется не цветом флагов, а объективно и стихийно складывающимися отношениями. Как броуновское движение — вроде все молекулы отдельны и хаотичны, рассматриваемые вместе отчего-то проявляют строго системные свойства, несводимые к качествам отдельных из них. Вот эту стихийность и объективность отчего-то игнориируют напрочь что ругающие СССР, что его упорно защищающие — даже в тех вопросах, в которых это делать просто глупо. По большому счёту всё сводится к тому, что ищут: исходил ли из некого центра единый сигнал или нет. Как будто отношения в обществе складываются исключительно по команде из Кремля. Почему-то никто не хочет посмотреть на это с более здравой позиции: команды из Кремля имеют возможность исходить и исходят в таком виде именно вследствие того, что в обществе сложились такие отношения, которые делают возможными именно такие команды, именно такой стиль, именно таких людей на тех или иных должностях.

A.K.: Жил был писатель Кир Булычёв и не ведал, что на одном форуме, в теме, посвящённой его творчеству, будут обсуждать общественные отношения в позднем СССР:)

Джигар: Alex Dragon писал: команды из Кремля Алекс, не валяйте дурака, те же АБС описывают массу примеров и людей, когда им разного рода чиновники помогали. А если учесть, что они все-таки ожесточились на «советы» и писали поэтому больше о плохом, чем о хорошем, то, по факту – хорошего было больше чем плохого. Особенно меня умиляют факты их огромных гонораров, зеленая улица в редакционных планах издательств и пр. Причем, АБС пишут как о само-собой разумеещемся, что их книгу принимали сверх и вне-планово, без очереди и т. п. вещи. Что в случае каких-то проблем, они могли позвонить кому-то, у кого были связи и эти проблемы решались. Что же касается периода их творчества, когда они стали заигрывать с западными голосами и подпольно издаваться на Западе, и их «советы» резко перестали гладить по головке, так извините – война! Она-то пусть и Холодная была, но законы военого времени – это законы военного времени. А пятая колонна – это пятая колонна. Перестали с ними няньчиться, а даже как бы и наоборот. ..... Про чиновников скажу, что просто было очень много непрофессионалов-дуболомов, которые раз попав в начальство, в нем и оставались, меняясь только на другое кресло. Вот это был, конечно, минус большой номенклатуры. Вместо увольнения взашей некомпетентных и проштрафифшихся, их просто переводили на другое место. Но это началось при Хрущеве, а при Брежневе стало правилом. АБС хорошо показали этих чинуш в «Сказке-Тройке». ------------------------- Социалист писал: Рэкет - это уже не Советская власть Я знаю. Это я вспомнил личный опыт общения с рэкэтирами и ментами. И если милиция меня, частника, не обязана была защищать, то кто обязан был? Карусель, получается, белые пришли – грабют, красные пришли – грабют. Куды хрестьянину податься?!

Социалист: Джигар пишет: И если милиция меня, частника, не обязана была защищать, то кто обязан был? Проблема.... Как обычно у Горбачева и К... Общественные отношения еще социалистические (по форме точно), а производительные силы начали появляться капиталистические... Надо было соображать и принимать меры по их, если не дружбе, то мирному сосуществованию и для это вести планомерную работу по устаканиванию формирующейся ситуации... Раз уж так коряво всё выходит, так надо было позаботиться о том, чтобы объективные противоречия сглаживались умелой пропагандой, функционирующим механизмом по сглаживанию и.т.п. Да, где уж там... В те-то годы и при такой власти в Кремле... Самая основная-то проблема, не в том, почему при нем так всё развивалось, а почему он вообще у власти (объективно огромной и позволяющей рулить куда хочется вопреки мнению и желанию большинства) оказался... Но разговор этот совсем уж к Булычеву отношения не имеет... потому на сем закончу.

Zyx: Булычева читал мало и в позднем возрасте, за исключением взятых у одноклассника похождений Алисы. Очень врезались в душу "Показания Оли Н." в "Знании-сила" конца 80-х. Про нашествие плазмоидов, которые "огоньки", помните? Декаданс вокруг набирал обороты - и эсхатология рассказа была очень созвучна гражданскому самоощущению. Что-то вроде сталинского приказа "ни шагу назад!" Потом иногда даже несколько раз перечитывал - просто душа требовала. Даже думал о возможности малобюджетной экранизации... В принципе, немного зацепил и "Любимец". Сама эта тема по нынешним временам архиехидная (одно название "спонсоры" чего стоит!) - но решение несколько опереточное... Понимаешь, что травмы истории лечит только время, вера, труд и терпение.

Techno_Jaro: Zyx - Булычева читал мало и в позднем возрасте... Аналогично. Все «детские» книги Булычева как-то прошли мимо в соответствующем возрасте. Первым у Булычева прочитал «Перевал» («Поселок») и потом много раз перечитывал. Вещь на мой взгляд очень сильная. А «детского» Булычева, так сложилось, больше знаю по кинематографии.

A.K.: Помню захватывающее ощущение от прочтения в подростковом возрасте "Девочки с Земли". И немного позже - от фильма "Через тернии - к звёздам". Этот фильм во многом повлиял на моё экологическое (а значит, и ноосферное) мировоззрение.

Александр Гор: Пытаюсь вспомнить издание с иллюстрациями Мигунова, обложка очень смутно «рисуется»... Хотя сами иллюстрации - помню... Булычёва я прочёл довольно поздно... Позже, чем посмотрел «Тайну Третьей планеты», «Гостью из будущего»...

Techno_Jaro: A.K. - И немного позже - от фильма "Через тернии - к звёздам". У меня было аналогично. Фильм посмотрел по совету одноклассников и он на меня произвел самое неизгладимое впечатление и фактически оказал влияние на мировоззрение. Теперь понимаю, что эта картина заложила в меня то, что потом помогло лучше понять произведения Ивана Ефремова. Кстати, другой замечательный «недетский» роман Булычева «Последняя война», как бы это правильнее сказать - по своему построению или по сюжетных ходам сходен с этим фильмом, несмотря на то, что сюжеты довольно разные. А финальные сцены развязки и в фильме, и в романе похожи почти как две капли! Александр Гор - Пытаюсь вспомнить издание с иллюстрациями Мигунова, обложка очень смутно «рисуется»... Хотя сами иллюстрации - помню... А что за произведение, сходу, так понял, не помните? Кое-какие иллюстрации к книгам Булычева есть на официальном сайте писателя в разделе «Иллюстрации».

Александр Гор: Я помню, «Жангле... - многоточие». И «котят-циклопчиков». И помню, что книга была не в глянцевой, а в обычной для тех времён обложке... А за ссылку, спасибо!

Евгений А.: A.K. пишет: немного позже - от фильма "Через тернии - к звёздам". Этот фильм во многом повлиял на моё экологическое (а значит, и ноосферное) мировоззрение А мне, увы, не понравился "Через тернии" - столь широко тогда разрекламированный и оттого долгожданный: на фоне "Соляриса", "Сталкера" и любимой детской дилогии "Кассиопея/Отроки" - фильм показался занудным и аляповатым в деталях, что никак не сказать даже об "Отроках" - превосходящих "Звездные войны" и по режиссерско-художественной части, и тем паче - ауре! И если в признанно-слабом "Молчание доктора Ивенса" еще долго вспоминал песню "You and me" Э.Артемьева/Н.Кончаловской, прогрессивное художественное решения "энергетического корабля" и даже мелодраму главных героев - Ж. Болотовой и С.Бондарчука , то из "Терний", увы, не запомнилось ничего - при всей моей страстной любви к кинофантастике... Хотя, с тех пор (81-го) его не пересматривал (в т.ч. версию 2001 г.) - буду рад ошибиться



полная версия страницы