Форум » Литература и иллюстрации » Кир Булычёв » Ответить

Кир Булычёв

Коллега Пруль: Предлагаю поговорить о творчестве этого фантаста. Кир Булычёв — личность очень противоречивая. В 60-70-е годы он наряду с братьями Стругацкими выступил одним из мастеров жанра «фантастики Полдня». Критика называла его создателем первой в советской литературе коммунистической утопии для детей. Это, пожалуй, самое известное амплуа Булычёва. В наше время его воспринимают главным образом как «отца Алисы Селезнёвой», навеки врезавшейся в народное сознание. Взрослая фантастика Кира Булычёва не имеет такого всенародного признания, хотя его «Гуслярские расказы» известны в среде любителей НФ и неоднократно экранизировались. Обидно, что после распада СССР талантливый автор повёл себя как мелкий конъюнктурщик и стал писать мрачные и антисоветские произведения, причём нередко с теми же персонажами. Его будущее перестало быть светлым полднем и превратилось в карикатуру на сумерки настоящего. И тем не менее фантастика Кира Булычёва не теряет своей художественной значимости. Некоторые произведения (например, фильм «Через тернии к звёздам») даже получили дополнительную актуальность. Его герои по-прежнему могут работать и работают на светлое будущее.

Ответов - 157, стр: 1 2 3 4 All

anton_: saabmount пишет: Фантастика в быту - прием, применяемый довольно часто. Вот Уэллс в "Человеке, который мог творить чудеса" внес элемент фантастики и показал, что может быть, если дать возможность рядовому потребителю пива творить чудеса (заодно и по религии проехался, но очень тооонко, боялся, видимо). А вот тооонкого смысла гуслярского цикла я лично так и не понял... А Можейко в "гуслярском цикле" показал, что будет, если рядовой обыватель эпохи застоя сталкивается с чудесами... Показал по крайней мере то, что коммунизма у этого обывателся никакого нет, и что он в самом лучшем случае способен на некий общечеловеческий гуманизм. И то хорошо. Обыватель конца 1980 - 1990 гг. - если читать фантастику того времени не способен и к гуманизму, а склонен скорее к прямому фашизму и кастовому обществу с огромным приоритетом насилия (что и показали события по всему бывшему СССР). Так что если кто и мечтал о восстановлении коммунизма бывшими советскими обывателями - тот просто идиот. А на зеркало пенять смысла нет...

A.K.: Продолжение про фантастов-шестидесятников со ссылкой на интервью Кургиняна перенёс сюда.

Дед Мороз: Поучительный рассказ для юношества Кир Булычёв "Богатый старик" http://www.litmir.net/br/?b=31989


Мимопроходил: . Если никто не против, вернемся к КБ. Уважаемые знатоки, а не могли-бы вы составить список "ренегатских" его произведений , дабы отсеять семена от плевел - я, к сожалению не все читал. Пригодится, я думаю, многим - чтоб подсунуть рид-лист молодому поколению., не испортив дорогие сердцу образы. Спасибо

Александр Гор: Ну, знатоков Вы сможете найти вот на этом форуме: http://romantiki.ru/forum/ По крайней мере, они там имели место быть... По крайней мере - знатоки творчества Кира Булычёва... Тут же... у нас, как это не покажется парадоксальным, собираются сумасшедшие, с мнениями навроде... Обыватель конца 1980 - 1990 гг. - если читать фантастику того времени не способен и к гуманизму, а склонен скорее к прямому фашизму и кастовому обществу с огромным приоритетом насилия «Они Вам составят» список... Нечего сказать...

Мимопроходил: Александр Гор пишет: Они Вам составят» список... Нечего сказать... Забудем пока про них. За "романтиков" спасибо, совсем о них забыл в суете. А все-же что-то я там не нашел "выделенного" обсуждения такого. И списка. (Может где-то во глубине сибирских руд форумов и я плохо искал) Давайте, все-же своими силами, что-ли...

Ex-Zyx: Обложки приключений Алисы (или Алис))) в зарубежных изданиях: http://www.livejournal.com/magazine/1300963.html

Alex Dragon: Народ, напомните: а копал ли кто связь нашей Алисы и кэролловской?

Iu: Надо покурить этот вопрос: Море + Шахматы + Алиса == Белый Кролик )))) Одна таблетка сделает тебя больше, Другая таблетка уменьшит тебя, А те таблетки, которыми тебя потчует мама Не делают совсем ничего. Не веришь - спроси у Алисы, Когда она будет 10 футов росту. И если ты отправишься в погоню за кроликом, И если ты знаешь, что сейчас провалишься, То скажим им, что гусеница курившая кальян Позвала тебя. Позвала Алису, Когда та была совсем малышкой. Когда люди на шахматном поле Встают и объясняют тебе дорогу, А ты только что съела каких-то грибов И твой рассудок начинает тебя оставлять.. Сходи, разузнай всё у Алисы Я думаю, что она знает. Когда логика и пропорциональность Отдали концы, И Белый Рыцарь разговаривает задом наперёд, А Красная Королева уехала вслед за своей крышей Вспомни, что соня говорила: "Давай пищу голове, Давай пищу голове!"

Ex-Zyx: Связь, вероятно, в том, что обе Алисы писаны дяденьками-интеллектуалами для знакомых отроковиц. В свободное от основной работы время. Хотя с гендерной т.з. весьма интересно такое мужское преломление интеллектуальных экшенов в женское мировосприятие. В порядке оффтопа - а насколько органично оценивают читательницы созданные мужчиной многогранные и глубокие образы Таис, Эрис или Фай Родис? И есть ли столь же знаковые обратные опыты по преломлению писательницами, скажем, женского любовного романа в мужское (отроческое или подростковое))) мировосприятие?

Iu: ЦИТАТА: для знакомых отроковиц ))) не ДЛЯ, а СО. "Алиса" это архетип. И его можно выловить внимательно наблюдая за любыми биологическими существами генерирующими женскую энергию независимо от возраста, собственно, это справедливо и для сущностей ВЕДЫ, ЧАРЫ, ЭВДЫ и др.

Iu: Вообще, если упоминать кэрроловскую АЛИСУ, то нужно упомянуть и один из экспериментов по её кросс-архетипизации осуществленную в "Обителе ЗЛА", где главная героиня ЭЛИС была получена после того, как настоящая АЛИСА была представлена как КРАСНАЯ КОРОЛЕВА или ФЕРЗЬ, хотя скорее всего как пешечная цепь. Ведь по непобедимым качествам именно ЭЛИС является ФЕРЗЕМ, тогда как АЛИСА по кэрролу это лишь пешка. Потому весь этот ужастник - это микс логических искажений абсурдного порядка с целью убить или принизить смысл АЛИСЫ. Кстати, во 2й серии "Апокалипсис" Алиса - это уже тормознутая Энжела и она daughter of the Level 6 Umbrella researcher Dr. Charles Ashford и она уже как бы дружит с Элис - элементарно, ведь они генетические сестры )))) как пешка и ферзь.)))) Как бы ни к селу ни к городу но показан класс 6 "В", который съедает репортершу. В то же время, БУЛЫЧЕВ хорош тем, что еще больше утончил понятие АЛИСА - как пешку в момент процесса "взятие на проходе" - т.е. "прыжок в прошлое" или 6е измерение Кстати, Коля Герасимов это тоже пешка, но делающая ход на два-поля - "прыжок в будущее" - 4е измерение. Взаимодействие связанных между собой временных прыжков Алисы и Коли и создает уникальный и цельный сюжет даже в шахматах. И кстати, если честно, то "правильная" КРАСНАЯ КОРОЛЕВА это ПОЛИНА

Alex Dragon: И ещё мой склероз не помнит: проводил ли кто-то аналогии между «Сердцем Змеи» и булычёвской «Снегурочкой»? В последней ведь по сути развитие ситуации из СЗ.

Анатолий Эн: Нет аналогий и развития. В СЗ тема изменения мыслящим существом своей химико-физической основы если она вступает в противоречия с самой сущностью и целями мыслящего существа- на материале отчасти половых переживаний одного из героев, но больше на основе более широкой мотивации: "неодиночество во Вселенной". Евгеника, автоэволюция. У Булычева осторожное развенчивание феномена влюблённости путём рафинирования, очищения его от возможности телесного контакта - зачем она тогда нужна, бесплодность (в широком смысле) её в этом случае. Остаётся только травма, Булычев делает травму зримо материальной (ожег и обморожение), которая потом пройдёт. Л.Толстой эту тему смелее развивал, "вследствие единства идеалов люди ложатся спать вместе" Тут интересно что в изначальной сказке про Снегурочку никаких влюблённостей нет, тема эфемерности, бесплодности такого существа обозначена тоньше. А вот в авторских переложениях от Островского до Каверина и Булычева в неё сплошь влюбляются. Кстати, каверинская снегурочка ближе к развитию ситуации из СЗ: снегурочка там всё-таки меняет свою материальную основу. Но не под воздействием любви, а в результате трудового процесса в пекарне, вполне по-марксистски

Iu: Ефремов как создатель вывел НА ПЕРВЫЙ ПЛАН идею контакта АМИАЧНЫХ и ВОДЯНЫХ людей. Булычев использует эту идею в виде ФОНА, чтобы исследовать старую добрую СОЦИАЛЬНУЮ ИДЕЮ - братания. БРАТАНИЕ НА КРОВИ предполагает нанесение себе телесного ущерба. Это АРХАИКА, потому что отрицает присутствие ИНТЕЛЛЕКТА - расчет только на ЭМОЦИИ - от чего нас отповаживал НИЦШЕ. Ну, а так как в наше время мы понимаем всю ПОДЛОЖНОСТЬ данного феномена БУЛЫЧЕВ бьет нас ниже пояса по 2й чакре (сексуальной) - Читаешь такие ПЕРЛЫ и хочется ржать и убить писателя или цензоров, которые это пропустили: ждать от этой девушки подвоха, каких-то вирусов, было не очень по-мужски. короче на этой дурости всё и держится. Плюй на технику безопасности Землянин, для кого-тогда правила? внесла в нашу жизнь что-то хорошее, заставляющее всех непроизвольно прихорашиваться Как же вы в будущее попали, охломоны? Начали чистить зубы, стирать носки, менять трусы и бриться? А х.ли от подонка ждать ))) тем более и братание получилось такое ЛЕГКОЕ, что даже врача не понадобилось - покраснение руки молодца можно помазать зеленкой. А вот паленое лицо красавицы ... мблин, как понимать девицу уродующую свой главный рекламный борд? Пришибленная Дура! Или ей так космос вставляет в моск? Очевидно, что Булычев абсурднулся - показывая все эти "ВУЖАСЫ". Хотя заинтересовал на счет ЗАПАХА ВОДЫ.

Alex Dragon: Экие вы строгие. Как аммиачная колонна.

Iu: Экие вы строгие. Как аммиачная колонна. )) Скоро буду критиковать запятые ))) Но Булычеву ееликая уважуха за "ПЕРЕВАЛ" и за мультфильм и за рассказ. Гениально! Мы сейчас и переживаем таку парадигму. Кто расслабился и уснул, того съедят ТВАРИ

Iu: Из песни: Перестаньте ЧЕРТИ клясться на крови )) "Братание на крови" - это архетип ГЕРМАФРОДИТА.

Alex Dragon: Анатолий Эн пишет: стати, каверинская снегурочка ближе к развитию ситуации из СЗ: снегурочка там всё-таки меняет свою материальную основу. Но не под воздействием любви, а в результате трудового процесса в пекарне, вполне по-марксистски А где это? В каверинском рассказе никакой пекарни.

Анатолий Эн: Полная повесть Каверина о Снегурочке называется "Лёгкие шаги". Рассказ "Снегурочка" сильно сокращенный, по-видимому журнальный вариант, без Пекаря.

Alex Dragon: А, вот оно что.

Alex Dragon: Кстати, кому-то интересно Булычёв на английском? Half a life, and other stories. Half a Life I Was the First to Find You Protest May Please Speak to Nina? Red Deer, White Deer Snowmaiden The First Layer o f Memory New York, MACMILLAN PUBLISHING CO., Inc., 1977

Ex-Zyx: Каверинская сказка - это антибюрократический памфлет. Слепить-сваять-сотворить легко - а вот попробуй на это потом бумажку с печатью получить!.. Проще в обыденность адаптироваться "без особых примет"...)))

Анатолий Эн: Ex-Zyx пишет:Каверинская сказка - это антибюрократический памфлет.Узкое восприятие. Основных тем у Каверина две: культура отношений, "воспитанность" и преодоление светлым началом каких-либо препятствий. "Бороться и искать..." Вообще Каверин качественно ближе к Ефремову чем Булычев. Тоже сформирован сталинской эпохой. Материал препятствий у него самый разный. Это и немота героя, и интриги в научной среде, и врождённые плохие черты характера некоторых персонажей, и бюрократия, и колдовство в сказках, и любовное соперничество. Бюрократия более выпячивается в сокращенном варианте снегурочки, этот рассказ такой "недокаверин", кастрат. В повести более акцент на тайне зова пола, любви. А препятствия ему и температура, и бюрократия, и сроки созревания необходимых волшебных предметов. А "без особых примет" входит в первую каверинскую тему культуры отношений как "скромность". Заметьте что это опять совпадает с ефремовской простотой быта и прямотой отношений, с "упрощением вещей" и отсутствием "достоевщины", болезненных изощрённых психологических наворотов. В сталинский период было объективно не до них и потому в своих высотах она создавала людей цельной, точной психики, "прямого луча".

Iu: В сталинский период ..... создавала людей цельной, точной психики )) из ГИПСА, если учесть недолговечность. ЗЫ Даже сталинщина это частный случай достоевщины.

A.K.: Такая вот тема о Булычёве.

Анатолий Эн: Булычёв познаётся в сравнении.

A.K.: Анатолий Эн пишет: Булычёв познаётся в сравнении. У Вас - да. А вот Iu уже в офф-топ повёл.

Iu: Булычев в отличие от Ефремова пошел правильным путем, и потому ему удалось создать первую МЕДИА ЗВЕЗДУ, которым и должен быть РЕБЕНОК и это не случайность. А все эти ВЗРОСЛЫЕ и СЕКСАПИЛЬНЫЕ вонючки отдыхают в забвении. Попытка твоя, Иван Ефремов, обнажиться любой ценою - не прошла. Прячься проклятый нудист от ДЕТЕЙ, но ведь ты предпочел их упрятать самих - потому не проходят дети по сценарию у тебя. Каждый ВЗРОСЛЫЙ обязан взрастить в себе АЛИСУ. Потому что там где АЛИСА там и археолог будущего ГРОМОЗЕКА - непобедимый БОГАТЫРЬ. Будущее принадлежит АРХЕТИПУ ребенка 10-12 лет. И если писатель не работает именно на этот АРХЕТИП - быть ему абсурдистом. Глубина повреждение ЛИЧНОСТИ зависит от отклонения от данного возразста. И если ЛЮБОЕ ЦЕЛОЕ ГОСУДАРСТВО не распознает этот образ - то ему КАПЕЦ. И начинаются всякие пенсионные реформы - что связно с попыткой попасть в будущее ПО-ДИБИЛЬНОМУ т.е. через физический возраст. Но это невозможно! А точнее - бесперспективно - овчинка не стоит выделки )))) Либерализм ведь это АРХЕТИП престарелго 70-летнего старца пукана мечтающего дожить до среднестатисического или пережить. )) Кстати, дедушка Павел (Гостья из будущего) пример частичной придурковатости такого типа.

Iu: Вот поэтому Ефремов сам мог убедиться, что его ИНТЕРНАТОВСКИЕ СИРОТКИ как-то не очень "ложатся" на КИНО. А ведь КИНО это СИНТЕЗ т.е. проверка образов на целостность. В то время как литература это еще только АНАЛИЗ - т.е. разработка образов. ЗЫ Обратите внимание, на все эти телесериалы, милодрамы и боевики или другую дрянь. Они популярны и гадки одновременно потому что пересаживают своим героям мозги 6-летних детей для решения всяких рептилоидных проблем. )) Торговля органами мышления процвитает. Чтобы стать нынешней МЕДИА ЗВЕЗДОЙ нужно убить еще неродившегося ребенка или изуродовать психически родившегося и пересадить его ментал себе. И постоянно так делать (потому что оно не приживается на долго) чтобы держаться на плаву - вот поэтому и рождаемость в странах МЕДИА ЗВЕЗД непрерывно падает. В ментальной сфере орудуют ВАМПИРЫ и УПЫРИ типа Федоров Крючковых - ТВАРИ.

Iu: Надеюсь, теперь ВСЕМ понятно, почему на ПЕРЕВАЛ пойдут подростки )))))

Трак Тор: Мне непонятно. На перевале Дятлова погибли люди 30-х годов рождения, отнюдь не подростки

Iu: Т.е. вы считаете, что если узнаете механизм гибели туристов - то это как-то изменит вашу жизнь к ЛУЧШЕМУ?

Iu: Зеленый патруль Хип-хоп ))) Ёу, короче, раз, два - дело Гостем с неба прилетело нЛО, а не КАРТОШКА, И была это Алиса Но не верьте тем кто врут Там алмазов тонов пуд Мелкой крошкою контейнер Затерялся в космопорте А Алиса ... а что Алиса? Помнится, по-сути, крошкой Хоть в прыжках и чемпион Первой вешать приказала На березы миелафон Космозоойная звезда Малолетняя девчонка Оседлавшая дракона (поправляют) - крокодила. Да, конечно, звали Сеней, привезен с другой вселенной, правда он тут не причем Если бы не школьник Коля. Все закончилось бы сразу дали б газу, Фраера На планету по-соседству Захватив туда козла Говорящую заразу Постепенно, а не сразу Стартовали Флаера Чтоб не тормозить прогресса И Алисы интереса ради Был поставлен даже Вертер За наивность в нижний партер Жаль что роботы не гнутся Лишь стирается прошивка С пеной плавится обшивка Дымом пахнут провода, Же ремонту на пол-дня Как достали Вы меня Кэп Зеленый сплюнет грустно: Ты ж хотел на космодроме Повидаться с Селезневым А увидишь лишь МЕНЯ Когда будешь снова новым. А пока что выжми кнопку Да закрой покрепче глаз Раз! И время унесется Вспять лет СТО к нам возвратится Не по блату, а опять Чтоб бутылки от кефира все пустые взять да сдать Как минимум. О-па! Привет, Булычеву! Комон, бэби! Ёу!

Iu: Перенос из темы "Куда катится мир". - А.К. -------------------------------------------------- Что он имел виду у Булычева, возможно "Перевал"? Там тема падения цивилизованности в диких условиях интересна тем что полное падение невозможно )) Само по себе может и невозможно, но с помощью других наций, которые выступают ДИКИМ ЛАНДШАФТОМ и даже ТВАРЯМИ - определенная нация впадает в деградацию. К сожалению наличие ГЛОБАЛЬНОГО сознания - уровня ПЛАНЕТАРНОГО пока что под вопросом или даже фантастическая выдумка РЕРИХА из-за дикого индульгирования и непонимания истоков, поэтому "БОЛЬ" мы ощущаем на уровне ЯЗЫКОВОЙ НАЦИИ - и есть подозрение что они (языки) и есть заказчики всей этой заварушки под называнием ЖИСТЬ на планете ЗЕМЛЯ. Предполагаю, что САМИ языки создают собственные семантические вселенные и никак не контактируют между собою - т.е. как ИГРОКИ - они играют в игру по захвату своих физических носителей (нас с вами) не видя друг друга и даже не зная что противник существует (прикольное условие)))) но тем не менее при этом они являются друг для друга АГРЕССИВНОЙ средой. Как например, человек другой нации в любом обществе не владея ее языком становится НЕМЦЕМ, ВЫРОДКОМ, ИДИОТОМ. чуть ли не "прокаженным" Или вот ищо )) слово "СЛЭНГ" - звучит для меня отвратительно и оно может даже вызвать у меня физическую рвоту если захочу совершенствоваться ВДРУГ в направлении ощущения РОДНОГО ЯЗЫКА - то что мы употребляем всякую тарабарщину возможно лишь при потере уровня ОСОЗНАНИЯ. Поэтому несмотря на все старания РУССКИХ идеологов опять же возьмем ту же УКРАИНУ - борьба будет проиграна русскими потому что украинцы или те кто им помогают бьют точнее в суть не смотря на то что социально-правовая формальная логика якобы за русских - но эта логика отстает всегда на 1 шаг, потому что она лишь надстройка над более основательным базисом - когда борьба обостряется вся эта социалка становится миражом. ЗЫ Не знаю что может помочь )) ну, можно, например, начать с запрета на АНГЛИЙСКИЕ слова на товарной упаковке и телевизионной рекламе для начала. То есть бороться нужно не с товаром или человеком, а с ЧУЖЕРОДНЫМ СЛУХУ СЛОВОМ.

Iu: Только не «Перевал». У Булычёва в произведениях встречаются миры постапокалипсиса, в том числе ядерного. «Перевал» же ровно обратному посвящён: как несмотря ни на что люди стараются остаться людьми. )) Определять людей людьми .... опасно.)) И все таки обратите внимание, на два имени: ОЛЕГ и ДИК Имени ДИК нету в русской традиции Сейчас уже расплодилось этих ДИКОВ и у нас в поселке - И тебя радует мир Диков, дичат, дикарей? - Старик был зол. Он даже грохнул кулаком по столу. - Мир благополучных быстроногих дикарей? )) Спросил я у одного Дика: Ну вот раньше люди мечтали о комунизме и космосе, а ты о чем? а он отвечает: НЕКОГДА мечтать, разве что надо жилье получить. Говорю: Ну получишь, а потом? А он: А потом машину буду новую покупать. Говорю: А потом? А потом работу поищу другую. Вот и все МЯЧТЫ )))) =========================================================== )) Олеги лучше Диков стреляют из арбалетов и делают любую другую работу, но ДИКИ получают удовольствиее упиваясь своей реальностью - они ПОЛНОЦЕННЫ и действуют "здесь и сейчас" И вообще, все кто проповедуют нам быть "здесь и сейчас" в итоге пытаются делать из нас ДИКОВ т.е. АБОРИГЕНОВ А реальность Олегов - "не тут" - это БАЗОВАЯ установка СОЗНАНИЯ - советского человека, но вспомните как ее разрушили путем наплыва литературы по иоге и дзену и всяких психиатров из США - которые объявили сие - ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ОТКЛОНЕНИЕМ. Ощущать свою реальность "не тут" - это наше СОВЕТСКОЕ ДОСТИЖЕНИЕ в области ПСИХОЛОГИИ

Анатолий Эн: И все таки обратите внимание, на два имени: ОЛЕГ и ДИК. Сейчас уже расплодилось этих ДИКОВ и у нас в поселке цитата: - И тебя радует мир Диков, дичат, дикарей? - Старик был зол. Он даже грохнул кулаком по столу. - Мир благополучных быстроногих дикарей? Старик ошибся, Дика недооценил. Как и невнимательный читатель. Повесть полемизирует с "Повелителем мух" Голдинга. И Дик самый достойный персонаж этой повести. Олег- эгоцентричный интеллектуал. Такой инфант, калька c современного "чистого" человека науки. Хочет он не столько на Землю, сколько самореализации и только поэтому на Землю. Хочет эгоистично. САМО-реализации в науке, САМО-реализации в любви. Таких было очень много в НИИ на начало перестройки, для них "Землей" был Запад, США. А Дик уже как бы на Земле. Если в спорах проигрывает- не орёт и не истерит, а молча уходит. Признавая здесь поражение. Лично ему на планету Земля не очень надо. Но другим-то надо. И он делает все для них- не для себя, вопреки своему эго. "Если хмур был и зол, но шел. А когда ты упал со скал, он стонал но держал". Всю повесть ждешь что вот-вот он начнет дикарскую схватку за власть с резней в духе "Повелителя мух". Но нет. Всякий раз он поступает вопреки таким ожиданиям. Наиболее адаптировавшийся "дикарь" Дик здесь носитель цивилизованности, человечности. Того её уровня, ниже которой социум уже не упадет. Цивилизованность, человечность- вовсе не образованность интеллектуала Олега. А служение Дика. Лидера, который потенциально мог "построить" всех, но не делает и не сделает это. И именно Дик ставит в повести две последние точки. Вытащив уже фактически мертвого Казика едва не вступает в бой с как он полагает равнодушными, считающими его и Казика "недочеловеками" землянами. Недоразумение разъясняется (такое ли уж оно недоразумение?) и получается что последним усилием Дика поселок спасен. А потом просит Салли не лететь за биоискателем, теряя время, а хотя бы попробовать найти Олега и Сергеева без искателя. Это срабатывает. И Дик спасает соперника в любви и лидерстве. Финал открытый, но судя по последним репликам в полубреду едва очнувшейся Марьяны её предпочтения склоняются к Дику, а не к Олегу. Как и автора.



полная версия страницы