Форум » Литература и иллюстрации » Фaнтaстикa » Ответить

Фaнтaстикa

A.K.: Предлагаю конструктивное из закрытой темы перенести сюда и продолжить общение. Вне зависимости от жанров - НФ это или сказка - что мы ожидаем от хорошей фантастической литературы? Скажу за себя: Во-первых, быть по-настоящему доброй. Во-вторых, чтобы в ней не было гнильцы, «порченых людей и некрасивых поступков», выдаваемых за образец, а была Живая жизнь, «красивые женщины и доблестные мужчины». «И зло обязательно наказано!» В-третьих, как это ни парадоксально прозвучит, «правдоподобность» фантастики. Правдоподобность, проистекающая из глубокого знания автором предмета повествования. При этом - вот где проявляются жанровые различия - от НФ ожидается правдоподобность универсальная (разумеется, с учётом текущего уровня знаний. Произведения Ж.Верна правдоподобны для своего времени); от сказки же ожидается правдоподобность в психолого-этической сфере, а из-за того, что Маленький Принц живёт на астероиде, а Бегущая по волнам буквально соответствует своему имени, эти книги хуже не становятся. Соответственно, «антинаучная», или «псевдонаучная» фантастика, о которой говорилось в закрытой теме, - это не жанр, а просто плохая литература.

Ответов - 166, стр: 1 2 3 4 5 All

SEN7759: Прочитал. Идея хорошая, читать местами интересно.

Дин-70: Аркадий Солоницын."Разговор со Вселенной" Героиня, изображённая на картине,чем-то напоминает Веду Конг.

Ex-Zyx: Про нашу фантастику: https://dzen.ru/a/ZGyxK3rQoXAJrN-z Без малого триста лет существования русской литературной фантастики сформировали ее неповторимый облик. Во-первых, большинство русских фантастов не стремилось к чисто коммерческому успеху, во всяком случае - это не было для них основополагающей мотивацией. Во-вторых, русские фантасты никогда не исповедовали человеконенавистнических идей, нашей фантастике всегда был свойственен интернациональный гуманизм. В-третьих, в научно-техническом прогрессе русские фантасты всегда видели надежду для человечества, а угрозу - в невежестве и использовании знания в грязных целях... ...следует признать, что отличительные признаки нашей фантастики связаны не столько с особенностями нашего национального менталитета, сколько с исторической ситуацией. Коммерческое книгоиздание за рубежом имеет более долгую историю, нежели в России. К тому же, в большинстве стран, особенно западных, оно всегда было коммерческим. Социалистическая революция, произошедшая в Российской империи, как ни парадоксально, законсервировала именно лучшие традиции в нашей литературе, в том числе - и в фантастике. И если зарубежная беллетристика сумела адаптироваться к рынку настолько, что научилась не только производить, но и продавать произведения высокого литературного качества, то у нашей просто не успело выработаться иммунитета к особенностям рыночных отношений.


Ex-Zyx: Про шпионов и про Венеру: https://dzen.ru/a/Y3T_-s-LtiQAM_6e Географ Забелин в конце 50-х научно и художественно описал терраформирование Венеры вопреки козням империалистов. А еще через 10 лет написал гениальное развернутое естественнонаучно-философское эссе "Человечество- для чего оно" о вселенском предназначении человечества и о истории Антропокосмизма (ссылку на которое я уже давал когда-то на форуме, но не могу найти )

Ex-Zyx: Про постсоветскую фантастику. https://dzen.ru/a/ZR2ryU4ZHkpfhkTe ...В итоге, то самое разнообразие отечественной фантастики, о котором грезили в конце минувшего века, свелось к нескольким направлениям - женская романтическая фэнтези, ЛитРПГ, бояръ-анимэ и попаданцы. Причем, все это может оказаться в одном и том же тексте. Издатели, в своей вечной погоне за прибылью, стараются максимально угодить потребителю, вкусы которого давно уже формируются не чтением, а яркими, движущимися картинками, коими к тому же можно управлять. Литературная фантастика проиграла в борьбе за потребителя кинематографу и компьютерным играм. А теперь еще и уступила место на бумажных страницах более востребованным видам чтения. Отныне она прописалась в Интернете на литплощадках, в виде бессмысленной и беспощадной, а главным образом - бесконечной проды. Очень точный комментарий к этой статье: Эмирхан Нурмухамедов Полагаю, дело не только в литературе. Распад СССР - это, на мой (и не только мой) взгляд, признак более широкого явления. Это признак распада модернового идеала в целом. И прогрессирующая шизоидизация либерализма в ту же кассу. И широкое распространение интереса к эзотерике и оккультизму. Сам идеал полностью рационального и научно познаваемого мира, и светлого будущего людей в нем, сам рациональный идеал, покосившись, оседает все больше и больше. Отсюда и слабость фантастики, и ее отступление перед фэнтези и пр. - это лишь один из симптомов смены типа рациональности. Ведь почему были велика "Аэлита" и красивы произведения Мартынова? Потому что они выражали и показывали идеал для людей, в этот идеал верящих! Нет идеала - нет и величия.

Ex-Zyx: Интересная образная трактовка известной повести Кира Булычева: https://dzen.ru/a/ZagjEJBvADknPk6W ...Недостижимая Земля становится образом потерянного Рая. Взрослые Посёлка — это коллективные Адам и Ева. Дети — человечество, которое слышит рассказы об утраченном Эдеме, но не видит в окружающей реальности подтверждений его существования. Им остаётся только верить в него. С этой точки зрения особенно интересно пересмотреть типажи четверых подростков. Они чётко поделены по линии веры на две пары... ...Итак, воздушный шар — это храм, в котором пророк и священнослужитель Олег проводит обряд причастия к вере в Землю. И именно в храме приходит видение: полёт ангела… Олег и Сергеев, испытывая шар за облаками, видят полёт скаута — автоматического зонда. На планете работает экспедиция! Можно найти её и дать знать о себе... ...Казик резко отличается от всех. Он в полном смысле слова верует в Землю — истово, фанатично, безоглядно. Он чистый паладин веры, Галахад этого мира, заочно влюблённый в Индию, которую не в силах нарисовать в своём воображении. И вы, конечно, помните, что не знания и опыт, не гордыня сильного и не гордыня умного, а именно чистая беспримесная вера приносит спасение. Именно Казик, пройдя самые тяжёлые испытания, пережив кризис веры и пожертвовав жизнью, достигает людей Земли. Умирает и воскресает. Делает реальностью обещанную старым поколением жизнь по ту сторону небес. ...это философская и социальная фантастика в лучших традициях советской школы, воспевающая общий труд, силу коллектива и стремление к светлому будущему (на всякий случай уточню, что в этих словах нет ни на гран иронии). Но, будучи талантливым автором, Кир Булычёв создал произведение многослойное, мастерски обогащённое религиозной символикой и за счёт этого особенно глубокое.



полная версия страницы