Форум » Литература и иллюстрации » Фaнтaстикa » Ответить

Фaнтaстикa

A.K.: Предлагаю конструктивное из закрытой темы перенести сюда и продолжить общение. Вне зависимости от жанров - НФ это или сказка - что мы ожидаем от хорошей фантастической литературы? Скажу за себя: Во-первых, быть по-настоящему доброй. Во-вторых, чтобы в ней не было гнильцы, «порченых людей и некрасивых поступков», выдаваемых за образец, а была Живая жизнь, «красивые женщины и доблестные мужчины». «И зло обязательно наказано!» В-третьих, как это ни парадоксально прозвучит, «правдоподобность» фантастики. Правдоподобность, проистекающая из глубокого знания автором предмета повествования. При этом - вот где проявляются жанровые различия - от НФ ожидается правдоподобность универсальная (разумеется, с учётом текущего уровня знаний. Произведения Ж.Верна правдоподобны для своего времени); от сказки же ожидается правдоподобность в психолого-этической сфере, а из-за того, что Маленький Принц живёт на астероиде, а Бегущая по волнам буквально соответствует своему имени, эти книги хуже не становятся. Соответственно, «антинаучная», или «псевдонаучная» фантастика, о которой говорилось в закрытой теме, - это не жанр, а просто плохая литература.

Ответов - 166, стр: 1 2 3 4 5 All

Rivarez: A.K. пишет: Список лауреатов за все годы можно посмотреть Вызывает сильное сомнение значимость данной премии с точки зрения её прямого отношения к Ефремову, как эталону качества, ценности и художественности научно-фантастической литературы. Смотрим номинацию "За выдающееся литературно-художественное произведение". Произведения, представленные в ней, даже с большой натяжкой трудно назвать выдающимися, а авторов сравнимыми хоть в чём-то с Ефремовым. Для примера наугад тыкаю за 2005 год. Сергей Булыга "Чужая корона" по аннотации - обычная дешёвая фэтезятина. По оценочной характеристике текста: Приблизительно страниц: 411 Активный словарный запас: крайне низкий (2004 уникальных слова на 10000 слов текста) Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)! Доля диалогов в тексте: 19%, что гораздо ниже среднего (37%) Не читал, конечно, (и не собираюсь) но и по аннотации и по характеристикам заведомо понятно, что, скорее всего, полное г...о. Ещё одно показательное произведение за 2011 год: Дмитрий Федотов "Аберрация" Типа фантастика ближнего прицела (эдакий пережиток сталинских времён на новый лад, судя по описанию, мало что имеющий с научностью) Жанры/поджанры: Фантастика 5 из 5 («Твёрдая» НФ 4 из 5 | Роман-катастрофа 3 из 5 | Гуманитарная («мягкая») НФ 2 из 5) Общие характеристики: Приключенческое 4 из 5 Место действия: Наш мир/Земля 5 из 5 Время действия: Близкое будущее 4 из 5 Сюжетные ходы: Спасение мира 5 из 5 | Изобретения и научные исследования 4 из 5 | Сверхъестественные способности, супергерои 3 из 5 | Спецслужбы 3 из 5 Супергерои? Серьёзно? Аннотация: К Земле приближается гигантский астероид. Разминуться с ним нет никакой возможности. Учёными предложено изящное решение: в момент прохождения астероида, спрятать Землю в параллельном пространстве. Противодействие извне, оказываемое осуществлению проекта, приводит к аварии. Во время запуска генератора римановой метрики происходит аберрация — многократное дублирование реальности. Возможно ли всё исправить и найти правильное решение? Времени осталось очень мало! Это в недалёком будущем? Спрятать планету в параллельном пространстве? В общем, такими романами обычно грешат женщины, пишущие типа "фантастику" и упорно всем доказывающие что у них там твёрдый научный обоснуй. Печально всё это...

A.K.: Чтобы не создавать отдельную тему, помещаю сюда. Новогодне-рождественский подарок от Шубина - повесть "Аната и Грум". Фантастический детектив. Действие происходит во второй половине нашего века. Читать:::

Rivarez: После последнего редактирования окончательный вариант романа - результат 20-ти летней работы (1998-2018). http://samlib.ru/d/dmitrjuk_s_b/agnec_v_lvinoy_shkure.shtml С момента публикации на Samlib.ru в феврале 2016 имеет сейчас самые лучшие показатели по статистике. Средний рейтинг на пиратских читалках (где гуляет ещё черновик) 4,8-5 баллов из 5-ти возможных. В принципе, очень даже неплохо. Трудные роды явили на свет самого желанного ребёнка.


A.K.: Мои поздравления!

Rivarez: Спасибо.

Ex-Zyx: Пока - штиль... http://portal-kultura.ru/articles/books/211748-andrey-lazarchuk-grazhdanskoe-obshchestvo-kuda-bolee-neterpimo-k-svobodnomu-mneniyu-chem-gosudarstvo/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com Я думаю, главная ошибка Оруэлла и его последователей — видеть главное зло в централизованном государстве, в то время как «гражданское общество» куда более нетерпимо к свободному мнению, а транснациональные корпорации — к правам человека. Подозреваю, что в скором будущем государство, каким бы несовершенным оно ни было, окажется куда более прогрессивным, чем общество и корпорации; не исключено, что и коммунистическая революция придет с его стороны. Но это, конечно, даже не среднесрочная перспектива... ...Это будет не просто шок, а тектонический сдвиг. ...человечество, привыкшее рассматривать себя как множество индивидуальностей, встретится с человечеством как целым — с иным разумом человечества, абсолютно отличным от индивидуального разума. И вот тут возникнет множество коллизий, от смешных до очень страшных. И мы пока что не можем представить себе этого даже на уровне аналогий

A.K.: Да, тоже читал это интервью сегодня (уже вчера). Мысль о том, что человек в историческом времени не меняется, а только приспосабливается к социальным и технологическим условиям, мне видится сильным упрощением.

Ex-Zyx: Павел Амнуэль - тоже о текущем моменте. https://knife.media/amnuel-interview/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com ...разработали «Шкалу фантазии», фактически научный метод оценки идей по 5 показателям: новизна, убедительность, человековедческая ценность, художественная ценность и субъективная оценка...

A.K.: Новый рассказ от автора "Ты будешь жить!": http://фантастика.рф/публикации/рассказы/не-бойся.html

Iu: Новый рассказ от автора "Ты будешь жить!": http://фантастика.рф/публикации/рассказы/не-бойся.html )) Это не фантастика - это УМСТВЕННЫЙ ТУПИК в который попал сам АФТОР и не может его преодолеть Не хватает битов или ХРОМОСОМ для восприятия новой реальности. Потому ОБРАЗЫ пытаясь протиснуться через устаревшую модель мозговой шинки усекаются во всякое уголовное УБОЖЕСТВО Это нынче поголовная ПРОБЛЕМА всего мира Никто их не ждал. Но они пришли! Пришли внезапно. Пришли ниоткуда. )) ЗЫ Типа, ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ пришла к своему ЛОГичЕскОМУ КОНЦУ После упрощательного приведение ЗНАМЕНАТЕЛЕЙ и ЧИСЛИТЕЛЕЙ остаются одни БАНДЮКИ. А то что он некоторых поубивал не значит АБСОЛЮТНО ничего. СТРАШНО то, что почитал, и ничего НОВОГО не узнал. ЗЫ Нет, кончено, мне не сложно вывести из ЛЮБОЙ БУКВЫ алфавита 10 теорий мира за день, но тогда зачем мне этот АФТОР? В том плане, что как раз то я ему нужен хотябы как читатель и как критик.

Ex-Zyx: Кратенький НФ сюжет об ОБЖИВАНИИ. Но может стать заделом на нечто большее. https://zen.yandex.ru/media/ecoviews/terraformirovanie-5c137c2c98499c00abe79c3c

Гриценко: Добрый день! По совету мудрых людей обращаюсь сюда. Я одну тему разрабатываю несколько лет, "коммунизм в фантастике", а если конкретнее — коммунистическая утопия. У меня сформировался список почти на 4 листах А4 с названиями произведений, авторами и годами. Все упорядочил по алфавиту. Cобирал это все из разных источников — фантлаб, рувики (список русских утопий), в фейсбуке обращался итп. В итоге должно получится что-то обзорное (большая статья, брошюра, книга — пока несистематизированных записей страниц на 40). После прочтения некоторые произведения "отпадали" — т.е. или не соответствовали миру (не коммунизм) или по формату (не утопия и др.). Есть ли тут специалисты, которые могли бы сказать, взглянув на него- возможно что-то лишнее или чего-то не хватает? Я уже обращался в ветку по фантастиковедению на фантлабе (практически, безрезультатно), в теме "Коммунизм в фантастике" мне удалось несколько расширить список, но обзорных работ мне никто не посоветовал. К сожалению, не вижу как прикрепить сам список (вордовский файл)

Alex Dragon: А здесь не предусмотрено прикрепление файлов. Но вы могли бы поместить его на гугльдоке или яндекс-диске. Тема любопытная, мне не попадался пока такой сводный список коммунистической фантастики.

Ex-Zyx: Сначала надо создать список различных коммунизмов...

Анатолий Эн: Интересно. Возможно тема имеет отношение к фольклористике: современное бытование, хождение в народе коммунистической идеи.

Rivarez: Гриценко пишет: Добрый день! По совету мудрых людей обращаюсь сюда. Я одну тему разрабатываю несколько лет, "коммунизм в фантастике", а если конкретнее — коммунистическая утопия. У меня сформировался список почти на 4 листах А4 с названиями произведений, авторами и годами. Недавно решил издать "подарочным тиражом" цикл своих книг на данную тему. Вариант в твёрдом переплёте: Вариант в мягком переплёте:

Ex-Zyx: "Страна Багровых Туч". 60 лет... https://zen.yandex.ru/media/juliabelova/povesti-strana-bagrovyh-tuch-60-let-5d3718d5ac412400ae8593e8 ...В том же 1959 году -- еще в рукописи -- "Страна багровых туч" завоевала третью премию конкурса лучшей книги о науке и технике для школьников, проведенном Министерством просвещения РСФСР, а вот первая премия была присуждена И.А. Ефремову за "Туманность Андромеды". ...В 1990-е первоначальный текст "Страны багровых туч" был восстановлен по черновикам Светланой Бондаренко. И теперь вы можете сравнить две версии, решить, что ближе к Миру Полудня, а что дальше от него. Я же могу напомнить, что у "Страны багровых туч" есть продолжения -- повести "Путь на Амальтею", "Стажеры" и "Хищные вещи века". Читайте их -- это того стоит. А Венера... когда-нибудь мы туда долетим. © Юлия Р. Белова

Ex-Zyx: Эволюция советских утопий: https://knife.media/soviet-utopia/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com Коммунистическая утопия — один из важнейших элементов воспитания наряду со школой и классической подростковой литературой XIX–XX веков. Школа показывала, как есть сейчас, «Пятнадцатилетний капитан» — как было, а Стругацкие — как будет.

Гриценко: Давно сюда не заходил, не думал, что ответят Alex Dragon пишет: Но вы могли бы поместить его на гугльдоке или яндекс-диске. Наверное, все же выкладывать пока рано. Там не все прочитано, и, как следствие, многое может отсеяться, как не относящееся к теме. Alex Dragon пишет: сводный список коммунистической фантастики Речь именно о коммунистической утопии. Это вид утопии, которая сама есть видом социальной фантастики. Коммунистическая фантастика - понятие широкое и не обязательно утопическое. Rivarez пишет: Недавно решил издать "подарочным тиражом" цикл своих книг на данную тему. Только что просмотрел аннотации. Я не силен в фанфиках, но насколько я понимаю, Ваши произведения основываются на мире ЧБ Ивана Ефремова. У большинства из повестей есть тэг "Антиутопия". Есть ли там хоть одна утопия? По описанию, вроде, только "Зуб Кобры" подходит. Ex-Zyx пишет: "Страна Багровых Туч" Это не утопическая фантастика. В "Стране..." только раз упоминается Союз Советских Коммунистических Республик. Из "Стажеров" стает ясно, что в США капитализм остался, просто каким-то чудесным образом исчезли монополии и корпорации. Вообще с "Миром Полдня" ситуация странная: удивительно, но в цикле нет центральной утопии. С большой натяжкой можно утопией назвать сборник "Полдень, ХХІІ век". В "Предполуденном цикле вообще речь о "социализме в отдельно взятой стране". Настоящий коммунизм же может быть только глобальным явлением (движением), всякие попытки построить "островной" вариант (фаланстеры, коммуны, даже 1/6 суши) обречены на вырождение. Строй, бытовавший в СССР, коммунизмом не был, как не было его построено до сих пор нигде. Ex-Zyx пишет: Эволюция советских утопий Статья-черновик с неполными данными, хотя автор и рассматривает некоторые произведения, с которыми я не знаком. Скоро должно выйти мое эссе по данной теме в одном из украинских журналов.

Ex-Zyx: Шерше ля фам... https://zen.yandex.ru/media/sftoday/bez-jenscin-i-fantastika-ne-ta-5dca5fdfcb3bd340e4f13e1e Увы в современной российской фантастике знаменитых имен практически нет. Редкие победительницы литературных конкурсов удостаиваются небольшого тиража, в последствии пишут любовную фантастику или фэнтэзи (в этот жанр женщин пустили сразу). Возможно ситуация изменится и российский издатель осмелеет настолько, чтобы издавать хорошую научную фантастику от авторов-женщин, которую пока можно найти только в электронных библиотеках Самиздата.

Editor7: Прочитал. Большая работа сделана (затрачена). Из женской фантастики навскидку вспоминается это: https://www.proza.ru/2003/11/22-98

Rivarez: Гриценко пишет: Только что просмотрел аннотации. Я не силен в фанфиках, но насколько я понимаю, Ваши произведения основываются на мире ЧБ Ивана Ефремова. У большинства из повестей есть тэг "Антиутопия". Есть ли там хоть одна утопия? По описанию, вроде, только "Зуб Кобры" подходит. К сожалению, вы поняли все точно наоборот. Элементы антиутопии присутствуют в двух повестях ("Зуб Кобры" и "Дневники Иана "Богослова"") и в романе "Агнец в львиной шкуре", и то в качестве противопоставления утопическому миру Земли. Основой цикла является описание утопического мира из далёкого будущего Земли, но мира не лишённого противоречий, конфликтов и кризисов. Это не выхолощенная "сахарная фантазия", увы... И мои произведения ни в коей мере не являются фанфиками произведений Ефремова (уж не знаю почему вы так решили).

Ex-Zyx: Интересная техническая идея из 1966 года: https://zen.yandex.ru/media/muzey_budushego/rasskaz-1966-goda-s-ponastoiascemu-novoi-fantasticheskoi-ideei-5dbda461f557d000b1537249 В "Пикнике" у Стругацких (1972) один из артефактов Зоны - "Черные брызги" с аналогичными свойствами, очень ценятся ювелирами...

dmk77: По наводке ЖЖ-блогера omega_giperon (Споры вокруг "Туманности Андромеды") наткнулся на любопытную статью: Рыбаков Вячеслав Михайлович "Идея межзвездных коммуникаций в современной фантастике". Статья старая (ажно 1987 года), так что - возможно, что и бОян (если так - удалю), но небезинтересная. Рекомендую к прочтению целиком, сюда же вставлю только пару отрывков: Например, у Ефремова субсветовые перемещения занимают значительную часть «Туманности Андромеды». Это слаборелятивистские полеты со скоростями 5/6 и 6/7 «цэ», при которой эффект сокращения времени еще малозаметен, и космонавты возвращаются практически в свой мир после своих путешествий. Дальность полетов не более восьми парсек (около 31 светового года). Разгон обеспечивается элементарной реактивной тягой, возникающей в результате реакции распада особого синтетического вещества — анамезона. Космогация инерционная, прямолинейная. После разгона коррекция курса невозможна без предварительного торможения, так как силы инерции на скоростях, порядка двух третей световой приведут к разрушению корабля при малейшем отклонении от прямой. Полет длится для экипажа, как и для Земли, много-много лет. Ясно, что такая техника не может дать людям ничего, кроме трудностей, которые они будут бесстрашно преодолевать. Ни о каком широкомасштабном практическом применении не может быть и речи. Ефремов это понимал и сам, и уже в «Туманности Андромеды», параллельно с героизмом первопроходцев «Паруса», «Тантры», «Лебедя», выходящих в бесконечность на утлых скорлупках, живописует героизм иного рода. Он первым дал — как ни близка ему была романтика дальних плаваний — наметки дальнейшего хода вперед. На этом паллиативе построены все последние произведения Стругацких, относящиеся в той или иной степени к группе «перемещение». Здесь еще есть и героизм первопроходцев в его чистом, пионерском варианте, но ставятся вопросы и более высокого порядка, вопросы углубленной этики, вынужденной функционировать в подчас экстремальных, а подчас просто странных ситуациях. Есть аналогичная вещь и у Ефремова — «Сердце Змеи». Характерно и, видимо, не случайно, что она также построена на сочетании коллизий покорения космоса с коллизиями начинающего проникать одновременно и в «Возвращении» Стругацких, и в «Сердце Змеи» контакта — соприкосновения. И крайне интересно, что эта промежуточная вещь так же, как промежуточная вещь Стругацких, потребовала от Ефремова создания хотя и более совершенных, но паллиативных средств перемещения. Налицо очевидная закономерность. Перемещение осуществляется все еще в пределах физики классического четырехмерного пространства. Несмотря на это, дальность действия качественно возрастает как по сравнению с анамезонными звездолетами типа «Тантра», так и по сравнению с Д-звездолетами типа «Тариэль». Первый пульсационный звездолет «Теллур» отправлен в рейс дальностью 110 парсек, или 350 светолет. Космогация продолжает оставаться прямолинейной и, в силу этого, дискретной. В момент пульсации звездолет неуправляем, люди в бессознательном состоянии, и для них пульсация проходит мгновенно. После выхода из пульсации проводится корректирующий расчет следующего скачка, парсек на 25–40, затем — снова пульсация. «Пульсационные корабли действовали по принципу сжатия времени, объясняет Ефремов, — и были в тысячи раз быстрее анамезонных». Однако цифру, приведенную в цитате, следует относить не к абсолютной скорости звездолета, а к его локальному времени, к сроку, который успевают прожить космонавты за время рейса. Этот срок исчисляется, действительно, не годами, а неделями, причем расходуется только в периоды коррекции курса между пульсациями и во время работы по месту назначения. Для стороннего же наблюдателя рейс длится 350 лет с неделями в один конец, то есть от старта до финиша на Земле проходит 7 веков. Таким образом, «Теллур» за один независимый год проходит один световой год; перемещение во время пульсации происходит со скоростью света, не больше и не меньше. Квантовый предел достигнут, но не преодолен. Понятно, почему по собственному времени корабля пульсация проходит мгновенно: при скорости, равной «цэ», вполне по Эйнштейну время обращается в ноль. В то же время Ефремов указывает, что перемещение «Теллура» происходит в нуль-пространстве. Природу этого противоречия объясняет еще Рен Боз в «Туманности Андромеды»: «Если поле тяготения и электромагнитное поле — это две стороны одного и того же свойства материи, если пространство есть функция гравитации, то функция электромагнитного поля — анти пространство. Переход между ними дает векториальную теневую функцию 0-пространства, которое известно в просторечии как скорость света». Надо оговориться, что здесь Ефремов, кажется, допускает некоторое противоречие с самим собой или, во всяком случае, некорректность формулировок. Мгновенный пробой пространства между Землей и неизвестной планетой системы Эпсилон Тукана, осуществленный Мвеном Масом и Реном Бозом, он тоже называет нуль-пространством. Скорость света, таким образом, нуль-пространством являться не может, а является скорее именно теневой функцией нуль-пространства, опущенным в наш четырехмерный мир следствием проходящих в нуль-пространстве процессов. Из реплик Рена Боза явно следует, что понятие нуль-пространства связано с новой метрикой, выходящей за рамки эйнштейновского континуума. Четвертую ось этого континуума, ось временную, Рен Боз называет, грубо говоря, пространственной координатой, причем стремящейся к нулю, поскольку она абсолютно прямолинейна, а не искривлена, как все мировые линии гравитационной вселенной. Здесь уже недалеко до идеи перемещения по прямому Лучу, осуществленному десять лет спустя звездолетом Ефремова «Темное Пламя» в «Часе Быка». «Теллур» же остался паллиативом, он перемещался в обычном пространстве с предельно для данного пространства скоростью — скорость света, — но с локальным временем, стремящимся к нулю. От мгновений, внепространственной переброски материальных тел пульсационный принцип столь же далек, сколь и анамезонно-реактивный, и деритринитационный (Стругацких). Происшедший в конце первой половины 60-х годов быстрый переход от примитивной реактивной космонавтики к разработке способов пространственных перемещений в чистом виде был просто необходим. Этого требовали растущие, усложняющиеся социальные задачи, которые ставила перед собой фантастика. Техническая сторона дела напрашивалась сама собой. Если скорость света является предельной в эйнштейновском пространстве, но зато само это пространство являет собою буквально конгломерат загадок, от физики его до метрики его, самым простым было попытаться, не плодя лишних сущностей, заняться пространством, как таковым. Поэтому вскоре все мало-мальски серьезные перелеты оказались связаны с эксплуатацией свойств пространства, и в первую очередь его свойства менять кривизну. Если предположить наличие в макромире существования более чем трех пространственных измерений (а на эту мысль провоцировало уже то, что для микромира математика строит миры со сколь угодно большим числом пространственных измерений), то возникает соблазнительная возможность. Как плоскость можно сложить через третье измерение и таким образом совместить две точки, расположенные в двухмерном пространстве сколь угодно далеко друг от друга, так, наращивая кривизну эн-мерного пространства, можно совмещать объекты весьма далекие друг от друга в пространстве трехмерном. Наметки этого пути дал Ефремов в «Туманности Андромеды», но там так и осталось непонятным, удалось ли инверторам Рена Боза пробить нуль-канал, или видение Эпсилона Тукана было романтическим бредом Мвена Маса. Романтичный и слегка высокопарный Ефремов рисует, в общем-то, аналогичный акт с мрачноватой грандиозностью. Он не мог расстаться с мыслью о том, что полет — уже сам по себе героизм и требует от человека предельной концентрации физических и моральных сил. Правда, зато в отличие от сверхсветовой мотоциклетки Стругацких каравелла Прямого Луча у Ефремова в один переход преодолела несколько тысяч световых лет. В «Часе Быка» на перемещение «Темного Пламени» вновь сказывается сильнейшее влияние милый сердцу Ефремова образ скольжения по лезвию бритвы, между двумя крайностями, которых равно следует избегать. Ефремов резко усложняет структуру пространства. С его высот домашний космос Стругацких выглядит инфантильным примитивом. Пространство, по Ефремову, не просто искривлено. Оно имеет спиралевидную структуру. Путь светлого луча искривлен в трехмерном пространстве не только вблизи больших масс и не только относительно ускоренных систем координат; прямого в обычном пространстве нет вообще, а то, что мы воспринимаем как прямое, является на самом деле спиралью, причем скрученной весьма туго. Свет от источника уходит, разматываясь по этой спирали. Подобная структура обусловлена взаимопроникновением и взаимодействием, взаимоперехлестыванием мира и антимира (Шакти и Тамаса, по терминологии Ефремова). По «Туманности Андромеды», один из них является функцией гравитационного, другой — функцией электромагнитного поля. Нуль-пространство есть граница между мирами, где взаимно уравновешены и нейтрализованы полярные точки пространства, времени и энергии. Звездолет, проникший в нуль-пространство, как бы проворачивает вокруг себя мировую спираль. «…Звездолет прямого луча идет не по спиральному ходу света, а как бы поперек его, по продольной оси улитки, используя анизотропию пространства. Кроме того, звездолет в отношении времени как бы стоит на месте, — разъясняет Ефремов, — а вся спираль мира вращается вокруг него…» Если попытаться дальше осмыслить метафору Ефремова и снять бесконечные «как бы» в приведенном разъяснении, придется предположить, что нуль-пространство есть точка оси эн-мерного вращения биполярного космоса; трехмерные проекции расстояния от этой точки до любой точки Вселенной (и антивселенной, естественно) равны, причем равны нулю. Тогда придется предположить, что перемещение в нуль-пространстве просто невозможно; попасть в него можно из любой точки пространства, а точка выхода определяется не движением, а лишь сверхточной ориентацией замершего на оси мира («размазанного», пользуясь выражением Стругацких, уже не на расстоянии между двумя объектами, а по всем двум вселенным сразу) звездолета в эн-мерном нуль-пространстве. Косвенно на последний факт указывает одна фраза из того же «Часа Быка»: «Звездолет скользил в нуль-пространстве лишь короткое время, затраченное на повороты после выхода и на выходе». Таким образом, в ефремовском нуль-пространстве движения нет, но есть ориентация. Она сопряжена со смертельным риском. Бесконечное множество направлений, ведущих в бесконечное множество точек гравитационной Вселенной, само по себе достаточно осложняет космогацию, но оно вдобавок произвольно перемешано с бесконечным множеством направлений, ведущих в бесконечное множество точек вселенной электромагнитной. Соскальзывание в мир Тамас было необратимым и безвозвратным; для Тамаса Ефремов вводит понятие «абсолютно мертвого вещества». «Точность расчета, — объясняет Ефремов, — для навигации подобного рода превосходила всякое воображение и не так давно еще считалась недоступной». Теперь и для Ефремова проблема межзвездных перелетов отпала. Короткое напряжение — и можно целиком сосредоточиться на проблемах ранга «соприкосновения», которые в «Сердце Змеи» играли еще чисто вспомогательную роль, гуманизирующую перемещение, а в «Часе Быка» уверенно выдвинулись на первый план. Как и у Стругацких, проблематика соприкосновения определяется конфликтом людей коммунизма с альтернативным социумом. Интересно, что у обоих классиков, заложивших основы семантики фантастического мира, можно проследить поразительное сходство между уровнем развития межзвездных коммуникаций и уровнем развития общества. Причины этого разъяснились ранее, когда речь шла о функции фантастики как выразителя долгосрочных социальных заказов, выразителя непроизвольного, но от этого еще более объективного. В зависимости от того, хочет ли писатель сосредоточиться на проблеме перемещения или соприкосновения, он выбирает менее совершенный или более совершенный корабль; в менее совершенном корабле конфликты будут происходить между членами экипажа, значит, если они способны конфликтовать из-за трудностей перемещения, общество, породившее их, еще не вполне совершенно; в более совершенном корабле конфликты будут происходить между экипажем и альтернативным социумом, и чтобы их сделать как можно более рельефными, общество, породившее экипаж, должно быть как можно более совершенным.

Alex Dragon: Любопытные отрывки. А ведь действительно, с пульсационными звездолётами что-то не то. Правда, не очень понятно, как в таком раскладе преодолевается проблема квантового предела — ведь в Туманности ясно сказано, что кораблю хана при слишком близком приближении к скорости света. Но зато эта идея очень неплохо ложится на версию Сат-Ока о том, что «Сердце Змеи» — не альтернативная ефремовская Вселенная, а просто эпоха между «Туманностью» и «Часом Быка». Ещё бы понять, что на самом деле имел в виду Ефремов, когда описывал свои представления об устройстве Вселенной.

SEN7759: Имел в виду диалектику. Спиральность, точнее винтообразность. Хиральность. Единство и борьба противоположностей. Математики уже с 19 века винтовое движение относят к симметрии (в обобщённом смысле, конечно, отличая от симметрий относительно точки, прямой или плоскости). Любопытно, что в геометрии того периода недолго исследовались биаксиальные и бипланарные пространства, использовались нуль-плоскости и нуль-гиперпространства, сейчас это архаика.

dmk77: Alex Dragon пишет: зато эта идея очень неплохо ложится на версию Сат-Ока о том, что «Сердце Змеи» — не альтернативная ефремовская Вселенная, а просто эпоха между «Туманностью» и «Часом Быка» ИМХО, тут несколько неверно расставлены акценты. Ефремов ведь не ставил основной целью создать некую Реальность и проследить её историю (каждый из романов-про-будущее предваряется разъяснением целеполагания: "Туманность" - показать людей будущего как закономерный результат социальных изменений, "Сердце" - альтернативный вариант контакта, "Час" - контрастное сравнение наших условных современников и далёких коммунистических потомков плюс - экологические вопросы, "Пять картин" - посвящено Соколову), так что его "Будущее" - это не Толкиеновские "Миры"... хотя - Толкиена тоже не само по себе Средиземье интересовало... не Вселенная "Звёздных войн"... впрочем - там тоже всё ради бабла... вот! - не как Азимовские "роботы и психоистория"! - где строгая последовательность событий определяюще важна. Тут если определённая преемственность и присутствует - то только в тех пределах, где она обоснована: ЗПЛ вполне логично "привязан" к Тибетскому опыту, экспедиция Лебедя - с переселенцами Ахернара, сравнение Фай и Веды - как продолжение тенденции антропогенеза и т.д. В этом смысле точные хронологические привязки, выискивание возможных нестыковок, и прочая "ловля блох" тут бессмысленны.

Ex-Zyx: Восьмидесятые... "Четвертая волна" советской фантастики: https://yandex.ru/turbo/s/gorky.media/context/kto-prishel-na-smenu-strugatskim/?promo=navbar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com ...Настороженность же по отношению к фантастике у властей возникла после массового появления клубов любителей фантастики — структуры, возникшей снизу, „неформальной” — и поэтому вызывавшей подозрение. Примерно то же было с бардами, роком, каратэ и всем таким прочим. ...Во многом «четвертая волна» стала феноменом читательского восприятия, естественной реакцией на однообразие трафаретной советской фантастики семидесятых–восьмидесятых. Читателей измучил книжный дефицит, они истосковались по переменам, и в 1970-х начали массово объединяться в клубы любителей фантастики, чтобы решить эти проблемы совместными усилиями. ...Официальная советская фантастика, пишущая преимущественно о научных открытиях, о коммунистическом будущем и о космических полетах, уже к концу 1960-х годов начала испытывать серьезный кризис идей и тем. Фэны, уставшие от старой фантастики, которая к тому же еще попала в „мертвую зону” книжного дефицита, уже ожидали новой волны. Советские любители фантастики в основном были так же молоды, как и начинающие авторы-фантасты, поэтому между читательскими клубами и писательскими семинарами начала возникать довольно тесная связь и взаимоопыление. Начиная с 1987 года уже практически сформировавшаяся „четвертая волна” и советское КЛФ-движение оказались тесно связаны и переплетены — и благодаря общим конвентам, фестивалям фантастики, и посредством общих издательских проектов. ...«Четвертая волна» пережила краткий всплеск популярности в конце 1980-х — начале 1990-х, на последнем этапе перестройки. Но быстро выяснилось, что запрос на новаторскую фантастику переводная литература выполняет куда эффективнее, чем рукописи советских авторов, извлеченные из заветных ящиков письменных столов. «Четвертая волна» потерпела поражение. Тем не менее она предугадала многие актуальные тенденции и отчасти заложила фундамент для грядущего преображения «жанровой» прозы. ...Целью и даже сверхзадачей, объединившей писателей „четвертой волны”, было если и не разрушение „фантастического гетто”, то возвышение фантастики до уровня Литературы — заглавная буква подчеркивает одновременно и серьезность намерения, и сложность взаимоотношений между жанром и „большой литературой”. Отсюда — особая требовательность авторов к художественной, стилистической составляющей произведений. Отсюда и подчеркнутое внимание писателей к психологии персонажей, для жанра, в общем-то, необязательное, а в некоторых случаях — и вовсе избыточное... Иначе говоря, писатели „четвертой волны” планировали вторжение на территорию мейнстрима — с помощью арсенала фантастических идей и приемов. А поскольку вторжение лучше осуществлять налегке, из этого самого арсенала, ровно как и из текстов „четвертой волны”, практически исчезли описания и упоминания научных открытий и технических изобретений. По сути, была выхолощена — за ненадобностью — сама суть научной фантастики как жанра, некогда вызванного к жизни научно-техническим прогрессом. Эти писательские установки „четвертой волны” были не так радикальны, как может показаться. Напротив, таково закономерное развитие идей и взглядов их предшественников — главным образом братьев Стругацких. ... „Четвертая волна” с интеллектоемкими и сложносочиненными текстами проиграла конкуренцию за массового читателя фантастики. Вести это соревнование выпало уже следующему поколению отечественных писателей-фантастов.

Ex-Zyx: Георгий Гуревич. "Инфра Дракона" https://zen.yandex.ru/media/id/5b31001021aed500a99ffe4c/v-poludennyh-mirah-fantastov-60h-ne-vsegda-svetilo-solnce-5ed06e02b002c5089c1bcfe0

Ex-Zyx: Редкий сюжет фэнтези по древнеиндийской канве: https://zen.yandex.ru/media/oskanov/chernyi-balamut-luchshee-chto-chital-iz-rossiiskogo-fentezi-5efefd73f680973b8b32b0cd и еще несколько отсылок в теме этнического фэнтези: https://zen.yandex.ru/media/fanzon/etnicheskoe-fentezi-3-iarkih-knigi-kotorye-stoit-prochitat-5f0883ca62312d7e0b1544fd ...не идем ли мы так к пониманию цивилизационной общности истории человечества?

Ex-Zyx: ...был исключен за немистичность!))) https://zen.yandex.ru/media/id/5d2d5e97c49f2900aef42bb3/opredelenie-fantastiki-za-kotoroe-stanislava-lema-iskliuchili-iz-sfwa-5f44c016d19be21a8422d057 ...на территорию фантастики забрели такие звери как мистика и эзотерика, что очень сильно расстроило Лема. Он написал статью с обличением такой ситуации, за что его исключили из SFWA. В своей статье польский фантаст дал определение научной фантастики, что это реалистическая литература, она является реалистической до тех пор, пока мы читая текст осмысливаем его логически.

Ex-Zyx: О современной русской фантастике. Не все так плохо... https://zen.yandex.ru/media/id/5c8f50adaedd2500b361ff31/sovremennaia-russkaia-nauchnaia-fantastika-5f7dbfc4b4802f1c4ab46013 ...Слишком еще недавно был шок девяностых. Слишком быстро прошли «сытые нулевые». В массе своей, люди живут очень и очень небогато. Перефразируя Стругацких, с их «сказкой для научных сотрудников младшего возраста», можно сказать, что научная фантастика – литература для общества взрослых детей, пытливых умов, которым интересен мир и наука. Общества, в котором развитие науки, образования, уровень благосостояния и т.п. позволяет меньше думать о хлебе насущном и скачках по головам ближних своих. Мы, пока, далековаты от этого.

Ex-Zyx: Дураки и дороги. Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко написал о будущем России: https://zen.yandex.ru/media/sibneft/duraki-i-dorogi-izvestnyi-pisatelfantast-sergei-lukianenko-napisal-o-buduscem-rossii-chast-1-5f883227ff07445a5c77cad5 https://zen.yandex.ru/media/sibneft/duraki-i-dorogi-izvestnyi-pisatelfantast-sergei-lukianenko-napisal-o-buduscem-rossii-chast-2-5f895c67ff07445a5c08351d

Ex-Zyx: Фантаст XVII века! https://zen.yandex.ru/media/pro_read/byl-takoi-fantast-sirano-de-berjerak-5f8455c3cae5a83b5597d511 А фантастики в книгах де Бержерака было столько, что для тех времён его вполне можно считать если не первооткрывателем, то путешественником во времени точно... Только не забывайте - на дворе 1650 год...

Ex-Zyx: Анатолий Днепров: https://zen.yandex.ru/media/id/5e7f52e668b51338284319d5/nezaslujenno-zabytaia-legenda-sovetskoi-fantastiki-daiuscaia-foru-mnogim-gollivudskim-trilleram-602e36223ad6ee787c1a08ef Уникальная биография Анатолия Петровича отражена и в его творчестве: рассказы и повести Днепрова наполнены антивоенным пафосом, кроме того, почти в каждом из его произведений проскальзывает тема ответственности ученых за свои открытия. В 1958 году Днепров публикует повесть "Суэма", ставшую одним из первых в советской фантастике произведений о роботах-андроидах. Именно Днепров первым начал разработку в СССР темы взаимодействия человека с разумными машинами, обозначил важнейшие гуманитарные конфликты, которые может принести в мир кибернетика. Один из лучших рассказов Днепрова - "Крабы идут по острову", в котором писатель применил теорию эволюции Чарльза Дарвина к роботам. В начале 60-х годов Днепров уволился из НИИ и устроился в журнал "Техника-молодежи" в качестве научного обозревателя и заведующего редакцией научной фантастики. В это время Анатолий Петрович заинтересовался молекулярной биологией и начал работу над повестью, которая стала самым интересным и известным произведением писателя.

Дин-70: click here

Ex-Zyx: Лингвистическая фантастика: https://habr.com/ru/post/555988/

Ex-Zyx: Анонс очередного фантастического марафона: https://zen.yandex.ru/media/muzey_budushego/fantasticheskii-marafon-v-mae-mesiac-otechestvennoi-fantastiki-608a8572ed6f976db7c4af32

Ex-Zyx: Статья про "полыновскую" трилогию Дмитрия Биленкина: https://zen.yandex.ru/media/biblio_laboratory/iz-arhivov-sovetskoi-fantastiki-kosmicheskii-bog-dmitriia-bilenkina-60cf5af8b4fa3773767b6a5f ...весь цикл — это своего рода «оммаж» Стругацким, поскольку Полынов — это явное отражение Ивана Жилина. Так же, как и Жилин, Полынов проходит пусть от чисто «космических» приключений к социальным проблемам, чтобы потом вернуться на Землю.

Ex-Zyx: Возвращение "Пионера": https://zen.yandex.ru/media/sftoday/pochemu-vy-takie-predateli-61e533e7c28ed124ef3aaa95?& ...Я себя узнаю в этих героях. Поэтому и вопрос, обращённый советским подростком к взрослому дяде - «Почему вы такие предатели?» - это мой вопрос. Обращённый ко мне же. Вот такая вот загогулина. «Возвращение «Пионера»» оставило у меня много вопросов. И личных и вообще. Поэтому я, недолго думая, отправил Шамилю Идиатуллину предложение поговорить в прямом эфире — и о его повести и вообще. Стрим состоится предположительно 25 января в 21:00 по Москве, но дата ещё не окончательная — чтобы не пропустить беседу и получить возможность задать вопрос автору, присоединяйтесь к нашему сообществу во Вконтакте. Ну и книгу прочтите — она доступна совершенно бесплатно на ресурсе Букмейт, правда в аудиоформате, что тоже неплохо.



полная версия страницы