Форум » Экономика и политика » "Левая волна" в Латинской Америке » Ответить

"Левая волна" в Латинской Америке

Ribelanto: В последнее время все чаще говорят о наступлении социализма в Латинской Америке, поддержанном Кубой, социалистической страной ещё "старой" закалки. Уго Чавес, Эво Моралес- президенты, объявившие в своих странах Революции. Просто хотелось узнать авторитетное для меня мнение Ноогена насчёт этих событий. А то Вы как будто обходите их загадочным молчанием...И вообще что Вы думаете насчет латино-американского социализма.

Ответов - 185, стр: 1 2 3 4 5 All

Anton: У автобуса двери в "ложбине" посередине. Чтобы упростить посадку/высадку. У "нормальных" автобусов отбирается пространство внутри или делается специально опущенный пол, а тут сделано, как проще.

Евгений А.: Вспомнив с Киберсином недолгий чилийский социализм и президента Альенде, слушаем и преклоняемся: "El pueblo unido, jamas sera vencido" "Пока мы едины, мы непобедимы!" Главная чилийская революционная песня Музыка: С.Ортега Слова: С.Ортега 1973г. http://www.sovmusic.ru/m32/elpueblo.mp3 Сантьяго. Памятник Сальвадору Альенде около дворца La Moneda http://foto.awd.ru/data/media/72/chile0008.jpg

Alex Dragon: 403 Запрещено


A.K.: Уго Рафаэль Чавес, 1954-2013

Сат-Ок: Ушёл молодым Дорогой Солнца. Вобрал много яда в себя...

Alex Dragon: Особо не интересовался, поэтому, честно говоря, я так и не понял, кем был Чавес и что собственно знаменовала собой эта фигура. Образ доносимый СМИ — эпатажный экстравагантный политик и социальный демагог. Но это точка зрения буржуазной печати, которая всегда концентрируется на клубничке. Мнения слева — хм, а их я толком не знаю. Кроме того что далеко не все разделяют восторги по поводу политики Чавеса. Насколько я понимаю, эту критику можно сформулировать примерно так: точно такое же буржуазное правительство, как и любое из существующих, точно так же в первую очередь выражающее интересы того или иного клана местных капиталистов, но с красноватой и антиимпериалистической риторикой, естественным образом популярной в Латинской Америке. Реальная же краснота не больше, чем, скажем, у Лукашенки. Однако можно отметить очевидную тенденцию к интеграции периферии — во-первых, в самой Латинской Америке, во-вторых, формирование более широкой каолиции стран периферии — скажем активность Венесуэлы в сторону Ирана, какое-то взаимодействие с Россией. Эта идея носится в воздухе, объективная необходимость очевидно назрела. Те же разговоры о БРИКС — пока достаточно аморфной структуре, но тем не менее. В идеале хотелось бы видеть формирование альтерантивной экономической системы, из которой Запад был бы исключён, а периферия могла бы сконцентрировать высвобожденные ресурсы на решение своих проблем. Но. Скажем, какие причины двигают, допустим, властями РФ? Или, иными словами, что мы с этого будем иметь и идёт ли речь о подлинной интеграции или о чём-то другом? Мне думается, что верхушке всех стран глубоко плевать на какие-то народные чаяния, они беспокоятся исключительно о своём гешефте. Ни о каком серьёзной альтернативе Западу речи не идёт и быть не может. Богатства местных компродоров целиком завязаны на западную финансовую и экономическую систему, они вообще имеют вес только в этой системе координат. Когда у вас миллион долларов в швейцарском банке — это несколько иное, чем миллион деревянных в российском или украинском. Это очевидно. Так же как очевидно, что внутрение рынки периферии просто не в состоянии удовлетворить амбиции олигархии, они зависимы от сбыта на Западе. Однако все прекрасно понимают, что хозяева в любой момент могут своих шестёрок лишить капиталов — что наглядно было показано не раз за прошедшее десятилетие, и поэтому им нужны какие-то механизмы давления на Запад, которые бы гарантировали их нужность Западу и неприкосновенность награбленного, а кроме того способствовали бы формированию выгодной рыночной конъюктуры, ибо та же российская олиграхия, ориентированная исключительно на торговолю природными ресурсами, сильно зависит от цен на эти ресурсы. То есть я за всеми этими взаимными комплиментами вижу сугубо перегруппировку внутри правящего класса, перегрупировку капитала, которая всегда для простого человека несёт сугубо усиление эксплуатации. Всё как всегда — кому-то бабло и власть, а кому-то — красная беретка Чавеса и маечки с Че Геварой. Хошь надень, хошь на бутерброд намажь.

anton_: Alex Dragon пишет: То есть я за всеми этими взаимными комплиментами вижу сугубо перегруппировку внутри правящего класса, перегрупировку капитала, которая всегда для простого человека несёт сугубо усиление эксплуатации. Всё как всегда — кому-то бабло и власть, а кому-то — красная беретка Чавеса и маечки с Че Геварой. Хошь надень, хошь на бутерброд намажь. Вопрос не в Чавесе. Равно, как и не в Че. Вопрос в том, что реально политику делают массы, как ни странно это бы звучало. Все эти подковерные интриги, все эти тайные общества, бильдердбергские клубы и масонские ложи на самом деле пена, как бы они не выпячивали свое значение. А реально речь следует вести о статистике, о мыслях и движениях миллионов человек. И вот в этом плане феномен Чавеса важен. Для понимания реальных процессов, идущих в обществе. Почему он имеет миллионы сторонников. Вот инагурацию Обамы приветсвовали миллионы - это и понятно, какой бы ни был американский президент, США обеспечивает своим гражданам высокий уровень жизни. А в России Путину приходится идти на всевозможные ухищрения, административный ресурс и т.д. для того, чтобы изобразить что-то более-менее массовое. Инагурация Путина происходила в "пустой" Москве - т.к. было понятно, что обеспечить ликование масс на уровне США он не может. Это и понятно... Но вот уровень жизни в Венесуэле крайне низок. А вот сторонников Чавеса - миллионы. Никто не сгоняет их на митинги, никто не велит им скорбеть по ушедшему президенту - все это их естественная реакция. Вот это и важно. Отсюда можно сказать, что важное в феномене Чавеса - это то, что он является выразителем движения масс. Да, он не коммунист, а скорее ИМХО национал-социалист в том понимании, которое было у слова до тех пор, пока его не изгадили фашисты. В общем, напоминает социалистов 1920-30 гг. Вот что важно. Чавес - политик иной эпохи, нежели Путин или какой-нибудь Саркози. Да, популист, но от слова "популос" - народ. Политик общества, где не политик создает мнение народа, а напротив, политик вынужден "скользить" по границе этого мнения. В этом секрет "политического долголетия" Чавеса. Он так же как и Сталин "использует" в своих целях энергию народных масс. При этом ни личность, ни ее убеждения, идеи и даже цели не столь важны. Основная проблема современного понимания Сталина именно в этом - обсуждают именно его, как властелина, господина и манипулятора, принимая ситуацию сходной современной. А она была иной. И личность Сталина есть ничтожный фактор перед действием истинно глобальнывх сил. То же можно сказать и о Чавесе. Что он хотел, кто его поставил - не является главным фактором. Главное то, что он использовал огромную энергию народных масс, главное наличие этой энергии. Да, в Венесуэле и вообще ЛА есть огромная проблема - это отсутсвие развитой коммунистической мысли, которая была в России конца XIX века. Нет основы для формирования того тонкого слоя, что даст "на выходе" марксисткую партию, "запал" для будущего социализма. Поэтому вся энергия масс уходит в национал-социализм, который есть не что иное, как строительство социализма без четкой теоритической основы. Но энергия масс огромна. Именно в этом отличие от постсовка. Огромная энергия масс, энергия социально ориентированная, направленная на освобождение. И даже религия соответсвующая - разве можно представить у нас "теологию освобождения". В отличие от мертвого мира постсоциализма - это живой мир. Поэтому Чавес - это не Путин. Это не манипулятор - подковенрый игрок, мастер интриг, "орел наш дон Рэба". Это политик, чуствующий движение масс. Проявившись однажды, оно может создать диалектически развивающийся процесс, процесс выхода из Инферно. Вот в этом и важность феномена Чавеса. Разумеется, на другом полюсе - кровь. Подобное движение может быть подавлено кровью, как в Чили при Пиночете. Тут не постсовок с его телепомоями и подачками властей. Но это - диалектическая расплата за возможность выхода.

A.K.: Нашёл интересный некролог от Эдуардо "Тато" Павловского - внука эмигрировавшего в Аргентину народовольца Арона Павловского. В переводе я попытался сохранить всю выразительность текста, хотя местами короткие, рубленные фразы посклеивал ради большей связанности. ----- Ты умер, дорогой мой козёл, и Латинская Америка в трауре Правые, наверное, радуются. А меня бесит тот факт, что я тебя больше никогда не увижу. Я буду скучать по тебе. Мне уже не увидеть твой образ революционера, твою революционную энергию, неотделимую от фундаментальных принципов равенства, твою борьбу против мерзости безразличия. Много лет назад я был приглашён [в Венесуэлу] преподать курс психодрамы для молодых специалистов. Дома медиков были роскошны, в каждом бассейн. Средний класс на подъёме. Когда мы закончили работу, я простодушно спросил, почему нет общественного транспорта, так как повсюду я видел только автомобили последних моделей. А в семь часов вечера я увидел огромную очередь и спросил: «Куда направляются эти люди и на чём они поедут?» Эти люди, ответили мне, живут там, наверху, в горах и поедут вон в тех небольших грузовиках. Там были эти несуразные грузовички, которые могли увезти по 50 человек. «Но в очереди тысячи людей!» Грузовики их отвозили и снова возвращались. И от конечной точки маршрута люди пешком поднимались к своим домам. Это были сильные люди. Обо всём этом мне было сообщено в стиле заметок натуралиста. Чудовищное неравенство стало явным, повседневным явлением. С каждым днём утверждаясь, с детства деформируя личность, ужас становится ежедневным. Я подумал о бедняках* Перона, которые мыли стопы в фонтане на Площади Мая**. Там они осознали себя людьми, наделёнными человеческим достоинством. С этих бедняков начался перонизм, который стал их первым движением за освобождение. За подлинное освобождение. Уго, когда оппозиция хотела лишить тебя власти, эти чёрные бедняки спустились с гор и освободили тебя. Они уже были вакцинированы от неравенства. Долгие годы бесчестные демократы и консерваторы делили между собой власть. Но вот, бедняки спустились с гор – и всё, что воспроизводило неравенство, позор и выдуманное всемогущество власти, было сломано, к крайнему изумлению впавших в ступор олигархии и либералов. И не нужно желать твоего бессметрия. Оно - уже свершившийся факт. Ты будешь жить вечно, как Че и Эвита. Ты вернул равенство, и это никогда не забудется, это тоже свершившийся факт. У тебя в стране работают 3000 кубинских врачей, которые исцеляют от болезней и обучают этому студентов. Ты можешь умереть спокойно, многие будут тебя оплакивать. Ты вошёл в историю. Ты проповедовал социальную справедливость обездоленным, и это никогда не забудут. Также, как не забудут твой неизменный, неотъемлемый антиимпериализм. Ты не позволял себе поступать «немножечко не так», как говорил другой бессмертный – Че. Пока, Чавес! Я рад, что жил в твоё время. И знал тебя. И восхищался тобой. Но на этом я остановлюсь, потому что хочу плакать, а когда плачу, не могу писать. Пока, дорогой! До победы, непременно! * В оригинале “cabecitas negras” – «чёрные головушки». «Чёрные головы» - так в 30-40-е гг. ХХ века обеспеченные городские слои Буэнос-Айреса называли бедноту. – А.К. ** Plaza de Mayo (Пласа дe Мажо) – центральная площадь Буэнос-Айреса. - А.К. Источник: http://www.ellibertadorenlinea.com.ar/2013/03/06/chavez-3/

Alex Dragon: Хм… То есть им уже просто когда вслух с высокой трибуны говорят о справедливости — это уже много? Настолько необычно, рвёт шаблоны, что уже само по себе достойно славы? Боюсь даже подумать, какого тогда ранга святости там достиг бы Феликс Эдмундович, случись каким-то чудом Латинской Америке войти в СССР.

Alex Dragon: Кстати, а какова жизнь в Венесуэле? Я на днях наткнулся на коммент типа, мол, всё как в совке, цены жёстко фиксированы (на что? продовольствие или и промтовары — не указал высказывающийся), и потому ничего не купить, слова громкие с трибун, а народишко де пояса затягивает. Коммент был достаточно недоброжелательный, поэтому доверия особого не вызывает. На Вики всякие полагаться тоже не приходится, не говоря уже о СМИ — там обычно ничего внятнее «ужас, ужас, диктатура» ничего не встретишь. Так что остаются только неофициальные источники. Но я с ними, увы, не знаком. Кто что сказать может?

Кебнекайсе: Вот некая карта распределения счастливых людей по планете. Сделано, разумеется, британскими учеными. Правда, довольно давно - в 2006 году. http://www.200stran.ru/maps_group5_item292.html

Ex-Zyx: Свидетельство Евгения Евтушенко (еще до Чавеса) - отрывок из поэмы "Фуку": "...- Почему я стал революционером? - повторил команданте Че мой вопрос и исподлобья взглянул на меня, как бы проверяя - спрашиваю ли я из любопытства, или для меня это действительно необходимо. Я невольно отвел взгляд мне стало вдруг страшно. Не за себя - за него. Он был из тех "с обреченными глазами", как писал Блок. Команданте круто повернулся на тяжелых подкованных солдатских ботинках, на которых, казалось, еще сохранилась пыль Сьерры-Маэстры, и подошел к окну. Большая траурная бабочка, как будто вздрагивающий клочок гаванской ночи, села на звёздочку, поблёскивающую на берете, заложенном под погон рубашки цвета "верде, оливо". - Я хотел стать медиком, но потом убедился, что одной медициной человечество не спасёшь... - медленно сказал команданте, не оборачиваясь. Потом резко обернулся, и я снова отвёл взгляд от ео глаз, от которых исходил пронизывающий холод - уже неотсюда. Тёмные обводины недосыпания вокруг глаз команданте казались выженными. - Вы катаетесь на велосипеде? - спросил команданте. Я поднял взгляд, ожидая увидеть улыбку, но его бледное лицо не улыбалось. - Иногда стать революционером может помочь велосипед, - сказал команданте, опускаясь на стул и осторожно беря чашечку кофе узкими пальцами пианиста. - Подростком я задумал объехать мир на велосипеде. Однажды я забрался вместе с велосипедом в огромный грузовой самолёт, летевший в Майами. Он вёз лошадей на скачки. Я спрятал велосипед в сене и спрятался сам. Когда мы прилетели, то хозяева лошадей пришли в ярость. Они смертельно боялись, что моё присутствие отразится на нервной системе лошадей. Меня заперли в самолёте, решив мне отомстить. Самолёт раскалился от жары. Я задыхался.От жары и голода у меня начался бред... Хотите ещё чашечку кофе?.. Я жевал сено, и меня рвало. Хозяева лошадей вернулись через сутки пьяные и, кажется, проигравшие. Один из них запустил в меня полупустой бутылкой кока-колы. Бутылка разбилась. В одном из осколков осталось немного жидкости. Я выпил её и порезал себе губы. Во время обратного полёта хозяева лошадей хлестали виски и дразнили меня сандвичами. К счастью, они дали лошадям воду, и я пил из брезентового ведра вместе с лошадьми... Разговор происходил в 1962 году, когда окаймлённое бородкой трагическое лицо команданте ещё не штамповали на майках, с империалистической гибкостью учитывая антиимпериалистические вкусы левой молодёжи. Команданте был рядом, пил кофе, говорил, постукивая пальцами по книге о партизанской войне в Китае, наверно, не случайно находившейся на его столе. Но ещё до Боливии он был живой легендой, а на живой легенде всегда есть отблеск смерти. Он сам её искал. Согласно одной из легенд команданте неожиданно для всех вылетел вместе с горсткой соратников во Вьетнам и предложил Хо Ши Мину сражаться на его стороне, но Хо Ши Мин вежливо отказался. Команданте продолжал искать смерть, продираясь, облепленный москитами, сквозь боливийскую сельву, и его предали те самые голодные, во имя которых он сражался, потому что по его пятам вместо обещанной им свободы шли каратели, убивая каждого, кто давал ему кров. И смерть вошла в деревенскую школу Ла Игеры, где он сидел за учительским столом, усталый и больной, и ошалевшим от предвкушаемых наград армейским голосом гаркнула: "Встать!", а он только выругался но и не подумал подняться. Говорят, что, когда в него всаживал пулю за пулей, он даже улыбался, ибо этого, может быть, и хотел. И его руки с пальцами пианиста отрубили от его мертвого тела и повезли на самолете в Ла-Пас для дактилоскопического опознания, а тело, разрубив на куски, раскидали по сельве, чтобы у него не было могилы, на которую приходили бы люди. Но. если он улыбался, умирая, то, может быть, потому, что думал: лишь своей смертью люди могут добиться того, чего не могут добиться своей жизнью. Христианства, может быть, не существовало, если бы Христос умер, получая персональную пенсию. А сейчас, держа в своей, ещё не отрубленной руке чашечку кофе и беспощадно глядя на меня еще не выколотыми глазами, команданте сказал: - Голод - вот что делает людей революционерами. Или свой, или чужой. Но когда его чувствуют, как свой... ...Странной, уродливой розой из камня ты распустился на нефти, Каракас, а под отелями и бардаками спят конкистадоры в ржавых кирасах. Стянет девчонка чулочек ажурный, ну а какой-нибудь призрак дежурный шпагой нескромной, с дрожью в скелете дырку просверливает в паркете. Внуки наставили нефтевышки, мчат в лимузинах, но ждет их расплата - это пропарывает покрышки шпага Колумба, торча иэ асфальта. Люди танцуют одной ногою, не зная - куда им ступить другою. Не наступите, ввалившись в бары, на руки отрубленные Че Гевары! В коктейлях соломинками не пораньте выколотые глаза команданте! Темною ночью в трущобах Каракаса тень Че Гевары по склонам карабкается. Но озарит ли всю мглу на планете слабая звездочка на берете? В ящичных домиках сикось-накось здесь не центральный - анальный Каракас. Вниз посылает он с гор экскременты на конкистадорские монументы, и низвергаются мщеньем природы "агуас неграс" - чёрные воды, и на зазнавшийся центр наползают чёрная ненависть, черная зависть. Все, что зовет себя центром надменно, будет наказано - и непременно! Между лачугами, между халупами чёрное чавканье, чёрное хлюпанье. Это справляют микробовый нерест черные воды - "агуас неграс". В этой сплошной, пузырящейся плазме мы, команданте, с тобою увязли. Это прижизненно, это посмертно - мьерда, засасывающая мьерда1. Как опереться о жадную жижу, шепчущую всем живым: "Ненавижу!"? Как, из дерьма вырываясь рывками, драться отрубленными руками? Здесь и любовь не считают за счастье. На преступленье похоже зачатье. В жиже колышется нечто живое. В губы друг другу въедаются двое. Стал для голодных единственной пищей их поцелуй, озверелый и нищий, а под ногами сплошная трясина так и попискивает крысино... О, как страшны колыбельные песни в стенах из ящиков с надписью "Пепси" там, где крадется за крысой крыса в горло младенцу голодному взгрызться, и пиночетовские их усики так и трепещут: "Вкусненько... вкусненько..." Страшной рекой, заливающей крыши, крысы ползут, команданте, крысы. И перекусывают, как лампочки, чьи-то надежды, привстав на лапочки... Жирные крысы, как отполированные. Голод - всегда результат обворовывания. Брюхо набили крысы-ракеты хлебом голодных детишек планеты. Крысы-подлодки, зубами клацающие,- школ и больниц непостроенных кладбища. Чья-то крысиная дипломатия грудь с молоком прогрызает у матери. В стольких - не совести угрызения, а угрызенье других - окрысение! Все бы оружье земного шара, даже и твой автомат, Че Гевара, я поменял бы, честное слово, просто на дудочку крысолова! Что по земле меня гонит и гонит? Голод. А по пятам, чтоб не смылся, не скрылся,- крысы, из трюма Колумбова крысы. Видя всемирный крысизм пожирающий, видя утопленные утопии, я себя чувствую, как умирающий с голоду где-нибудь в Эфиопии. Карандашом химическим сломанным номер пишу на ладони недетской. Я - с четырехмиллиардным номером в очереди за надеждой. Где этой очереди начало? Там, где она кулаками стучала в двери зиминского магазина, а спекулянты шустрили крысино. Очередь, став затянувшейся драмой марш человечества - медленный самый. Очередь эта у Амазонки тянется вроде сибирской поземки. Очередь эта змеится сквозь Даллас, хвост этой очереди - в Ливане. Люди отчаянно изголодались по некрысиности, неубиванью! Изголодались до невероятия по некастратии, небюрократии! Как ненавидят свою голодуху изголодавшиеся по духу! В очередь эту встают все народы хоть за полынной горбушкой свободы. И, послюнив карандашик с заминкой, вздрогнув, я ставлю номер зиминский на протянувшуюся из Данте руку отрубленную команданте..."

Alex Dragon: Ну уж не Евтушенке про Чегевару рассуждать, не ему.

Сат-Ок: Превосходно... Есть ещё замечательный фильм Евтушенко "Я Куба" на эту приблизительно тему.

A.K.: А.К. пишет:А вот способность к самоорганизации и влиянию на политику этого самого государства сегодня лучше всего в Латинской Америке получается. Alex Dragon: Шуму много, а вот толку? Я не знаю толком как в начале прошлого века было, но допустим с Сандино начиная — почитай восемьдесят лет кряду движухи, движухи — и что? Как лапу сосали, так и сосут. Как тебе сказать насчёт лапы... Толк есть. Как сказал Антон, ЛА – живой континент. В большинстве стран ЛА сейчас у власти левые правительства. А в Чили нынешний правый президент смог набрать большинство голосов только после того, как пообещал сохранить политические достижения предыдущего, левого правительства. А когда начал наступать на образование, получил уличные акции с баррикадами. Кое-что Антон написал на примере Венесуэлы и массовой активной поддержки Чавеса. Такой пример. Когда в 2002 году в стране была предпринята попытка государственного переворота, Чавеса арестовали и вывезли на остров, его сторонники организовались в «боливарианские комитеты», вышли на улицы… и путчисты испугались и освободили президента. В Боливии процессы, похожие на Венесуэльские. Тоже любимый большинством населения президент – индеец Эво Моралес, проводящий социальную политику. Причём, в отличие от Чавеса, Моралеса вообще нельзя обвинить в популизме, хотя он и не столь деятелен во внешней политике. Ещё пример. В 2001-2002 гг. экономический кризис разрушил экономику Аргентины. Обнищание росло стремительно, достигнув к октябрю 2002 года 54% населения страны. Люди ответили самоорганизацией. Возникли ассамблеи, которые взяли на себя задачу организации жизни, в том числе создание самоуправляемых предприятий. Вот что об этом писал Уго Новотный: «В период декабрьского экономического кризиса 2001 г. социальное напряжение достигло предела. Резко обострился протест среднего класса, потерявшего свои сбережения и право пользоваться наличными деньгами в сумме более 100 долл. в неделю (так называемое банковское «корралито» – ограничение). Президент Де-Ля-Руа в этой обстановке установил комендантский час. Население спонтанно вышло на улицы, стуча в кастрюли: так возник один из наиболее любопытных видов социального протеста нашего времени: «касероласос». Президент и все правительство вынуждены были уйти в отставку 20 декабря 2001 г. Значение этого события состоит не только в росте гражданского протеста бедных, но прежде всего, в масштабности требований, ведь возмущенное население потребовало смещения как исполнительной, так и законодательной власти, судов и экономической элиты. Все это было ярко выражено в основном лозунге всенародного выступления: «Все – вон!» («!Que se vayan todos!»). Первые недели января 2002 г. были отмечены ежедневным выходом на улицу тысяч граждан с кастрюлями, вторжением и нападением на банки, пикетированием безработными улиц и главных магистралей, зданий судебной палаты, парламента и правительства, домов главных чиновников. В ходе борьбы возникло новое социальное явление: самоорганизованные «ассамблеи» граждан. В этом мы видим яркий пример прямой «демократии участия». «Ассамблеи» (собрания соседей) объединяли тысячи рядовых граждан самых разных профессий и возрастов, вне зависимости от их партийной принадлежности, для совместного обсуждения самых горячих вопросов. Они были связаны сначала с организацией самых «касероласос», пикетов или других форм протеста, а затем стали проявлять интерес к главным проблемам гражданской жизни и функционирования общества. Инициатива людей, объединенных вокруг «ассамблей», иногда приводила к созданию коллективных предприятий, групп защиты юридических прав граждан, даже самоуправляемых клиник для обеспечения здравоохранения безработных и трудящихся. Более 300 гражданских ассамблей работали постоянно в Буэнос-Айресе и главных городах Аргентины в течение первых месяцев 2002 г. [6] Адекватный анализ деятельности ассамблей был сделан Николем Морисом в докладе на форуме ЮНЕСКО «Мост Аргентина 2002»: "…граждане спонтанно строят новые формы общественных отношений доверия. Они не знают, как охранять или возвращать утерянные деньги. Тогда они начинают устанавливать личные прогрессивные связи, основанные на взаимности, в организации собраний соседей (ассамблея). Собрания соседей появляются не только из-за «корралито». Они возникают также как производные формы политического представления демократии в виду отсутствия участия населения в решениях, касающихся их жизни. Впервые складывалось новое гражданское отношение между людьми. Это были люди разных типов – безработные, государственные работники, врачи государственных больниц, учителя, пенсионеры, «пикетерос», экспроприированные граждане среднего класса. Бедные и средние классы устанавливают контакты через Интернет, работают вместе в собраниях соседей, организуют клубы обмена, участвуют в опытах партиципативного бюджета и также в области кооперативных структур, где с давних пор практикуются прозрачные и демократичные способы управления общественными фондами» [7]. Феномен «пикетерос» появился в начале 90-х г. в противостоянии процессу приватизации государственных предприятий. Ныне в нем участвуют более 35.000 активистов по всей стране (piqueteros – пикеты, стихийное перекрывание дорог со стороны митингующих). В бедных городских кварталах они создают и поддерживают общественные столовые и развивают различные кружки, проводят учебные курсы для детей, что помогает улучшать качество школьного образования. Движение «пикетерос» приобрело большое социальное значение не столько из-за его способности к организации протеста среди безработных, сколько в качестве способа самоорганизации наиболее страдающих секторов аргентинского общества. Правительство и международные финансовые организации вынуждены были признать их влияние и установить прямой диалог в поисках новых путей решения социального конфликта. Картину современной социальной действительности Аргентины, помимо «пикетерос» и «ассамблеистов», в начале 2002 г. дополняют еще и «картонерос». Это тысячи людей, бродящих по улицам мегаполиса каждой ночью, собирающих мусор из бумаги и картона. «Картонерос» являются современным вариантом старых сборщиков металлолома, которые образовали целое экономическо-социальное движение в поисках способа выживания и преодоления кризиса. По данным INDEC, их число только в Буэнос-Айресе достигает 40.000. Значение этого нового явления выражено самим фактом принятия парламентом столицы закона, регулирующего их деятельность. Этот закон включает также «Регистр собирателей повторно использованных материалов» и стимулирует организацию «картонерос» в кооперативах и маленьких предприятиях для последующего распределения зон работы [8]. По сути дела в этом проявляется практика «общественных работ». Интересным примером самоорганизации низовых слоев общества может служить также кооперация работников восстановленных предприятий. Самоуправляемые предприятия охватывают самые разные области – от металлургии до образования и здравоохранения. Сегодня их уже более ста. Еще сотня предприятий находится в процессе формирования [9]. Рабочие фабрик и предприятий, попавших в банкротство, сами защищают свои рабочие места, несмотря на преступное – во многих случаях – поведение их легальных владельцев. Новые социальные явления влияют на изменение трудовой структуры, правила управления производством и юридическую систему. В основе проблемы лежит конфликт между двумя конституционными правами: правом частной собственности и правом на достойную работу и жизнь.» Полностью здесь: http://npj.netangels.ru/rgnoogen/bednost Так люди пережили кризис, выбрали себе левого президента – сначала Нестора Киршнера (вытащившего страну из ямы), потом его жену Кристину - и продолжают играть в футбол и танцевать танго:) Наконец, в ЛА возникло и распространено такое интересное явление, как международное гуманистическое движение, имеющее свои «мультикультурные парки» (по сути, посёлки сторонников), своих представителей в муниципальных органах, организующее крупные акции антивоеного характера. От них был кандидат в президенты Чили Томас Хирш, поддержанный компартией, их поддерживал Чавес и поддерживает Эво Моралес. Т.е. тезис о том, что ЛА сегодня демонстрирует примеры удачной низовой самоорганизации, влияющей на общественную жизнь и политику, мне кажется верным. Напоследок – сюжет о нынешнем президенте Уругвая. :)

A.K.: Поправил свой перевод. Век живи - век учись. "Negro" означает не только "чёрный", в Латинской Америке (по кр. мере, в Аргентине) это ещё и обращение к очень близкому человеку, что-то вроде "дорогой", "милый". Соответственно, не "Ты умер, чёрный козёл", а "Ты умер, дорогой мой козёл". "Козёл" - с оттенком нежного упрёка человеку, который ушёл, хотя был так нужен.

A.K.: Олег Ясинский рассказывает о современных социальных явлениях в Латинской Америке, об их достижениях, надеждах и трудностях. Киев, штаб объединения "Боротьба", довоенный 2013 год.

A.K.: Снова информация от Олега Ясинского, украинско-чилийского журналиста и просто хорошего человека. Этой весной ему довелось побывать сначала в Гаване, где продолжаются переговоры между колумбийскими партизанами РВСК-АН (FARC-EP) и представителями колумбийского же правительства об условиях мира (кто не в курсе, гражданская война в Колумбии тлеет уже полвека), а затем в штате Чьяпас на юго-востоке Мексики, на самоуправляемых сапатистских территориях (кто не в курсе, этот социальный эксперимент продолжается с января 1994 года, и ем предшествовали ещё около 12 лет скрытой подготовки). Разные условия, разный культурный и идейный "бэкграунд" движений... Интервью с колумбийскими партизанами (один из них хвалит "Трудно быть богом" Стругацких) Интервью с сапатистским субкоманданте Мойсесом (про День Космонавтики в Чьяпасе я уже сообщал )

A.K.: Олег Ясинский написал заметку о кризисе этой самой левой волны для мексиканского журнала Desinformémonos. Я перевёл на русский. Украинские левые опубликовали. "Я за Интернационал" ((с) Чапаев в одноимённом фильме). А вот давно обещанные мои переводы экономического анализа ситуации в Венесуэле: Мануэль Сутерланд: «Революционные предложения по преодолению кризиса и переговорам с предпринимателями». Интервью Хуан Вийегас: «Кризис накопления в Венесуэле и обнищание рабочего класса» Доп.: И в моём же переводе - на этот раз с английского - статья Андрэ Влчека о Парагвае.

Iu: Кризис накопления в Венесуэле и обнищание рабочего класса)) Ну, пока как минимум ОБМЕН ВАЛЮТЫ не запретят - ничего не изменится и у нас всё таже. ЗЫ Правда, чтобы что-то запретить, надо что-то разрешить.

A.K.: Совсем новый (2016) документальный фильм "Люди без лиц" о сапатистах Чьяпаса, снятый двумя российскими документалистами при поддержке мексиканских товарищей. В 80-е гг в мексиканской глубинке на юго-востоке страны, в штате Чьяпас, появилось пятеро молодых интеллигентов, решивших посвятить жизнь партизанской борьбе с империализмом. В этих местах проживают индейцы нескольких народов, относящихся к группе майя (тех самых майя, которых Мвен Мас вспоминает: "Мы - земля"). Живут они как традиционными патриархальными деревнями, на лидеров которых обычно опирается власть (такой "административный ресурс"), так и альтернативными общинами, состоящими из изгнанных их традиционных деревень. С ними-то те молодые люди и вступили в долгий, многолетний диалог. В результате революционеры скорректировали свои изначально догматические взгляды и, со своей стороны, кое-чему научили индейцев (пример союза "джи" и "кжи", о неоходимости которого говорил Отец наш ). Была создана Сапатистская армия национального освобождения - САНО (EZLN по-испански), названная в честь героя Мексиканской революции 1910-1917 гг Эмилиано Сапаты. Население альтернативных деревень выработало культуру самоуправления, САНО ему полностью подчинялась. Когда стало известно о планах мексиканского правительства подписать соглашения о свободной торговле НАФТА, которые ударили бы по индейцам и поставили бы под угрозу их культуру и земли, САНО предложила поднять восстание. Население поддержало эту идею, на подготовку САНО попросила год. 1 января 1994 года - в день офоциального вступления НАФТА в силу - восстание началось. А после от военных действий перешли к мирному строительству и непростому отстаиванию своей автономии. О том, как это было и что там сейчас, рассказывает фильм. На испанском с русскими субтитрами, 1 час: Интервью с сапатистским субкоманданте МойсЕсом - несколькими постами выше. Здесь - видеозапись с Олегом Ясинским в роли переводчика:

Анатолий Эн: Ясинский - это всё та же старая тупая троцкистская пила. "«реальный социализм» – который нес в себе родовую болезнь сталинизма и был поставлен под сомнение Че Геварой." Если так, то Че честно и очень дорого заплатил за это своё (?) сомнение. Кастро судя по всему глубже смотрел на этот предмет "сомнения"- реальный социализм. И подозореваю что господин Ясинский выдаёт свои "сомнения" за сомнения Че. "К сожалению, тема власти – её природы, механизма действия и её места в обществе – никогда не рассматривалась на серьёзном уровне." Чудовищно врёт. Этот вопрос в центре внимания нерядовых мыслителей не первую сотню лет. Для изовравшегося этого господина похоже уровень рассмотрения бывает либо "мой", либо "несерьёзный". "Так никогда и не был сделан критический анализ причин поражения «реального социализма»." Врёт. Кому надо давно знает какая организация проделала такой анализ, имена авторов анализа и где оный в сети свободно лежит. И не только "лежит", но живёт и здравствует. И в "жж" и в "в контакте". Только у троцкиста здесь слепое пятно, "в упор не вижу". Может потому что в России это пятно, а не в более "приличном" месте? "Государственная бюрократия создавала новые партии власти. История повторялась." Действительно, неизменное троцкистское вешанье всех собак на госбюрократию исторически повторяется. И в этом "красный" троцкист 100% смыкается с "майдаунами" и либеральными "болотниками-белоленточниками". До кучи в этой компании и нацисты типа Стрелкова или украинских "побратимов". От "детской болезни левизны в коммунизме" ещё Ленин пилюлю прописывал, Сталин вообще хирургически лечил. Следует понимать что коммунизм яление никак не "левое". Коммунизм возможен двумя путями и оба "правые". Первый указал Маркс: захват управления коммунистичекой организацией в наиболее технологически развитых странах. Овладение хайтеком, высотами промышленности и с этой высоты волевое подтягивание стран аутсайдеров. "Диктатура(!) пролетариата". Левизной здесь не пахнет. Второй путь ленинско-сталинский: перехват коморганизацией управления в стране технически отсталой, но достаточно богатой ресурсами с дальнейшим целенаправленным жестким вытягиванием её опережающими темпами на уровень мирового хайтека. "Коммунизм это советская власть плюс электрификация.." Эта фраза не с бодуна сказана при понимании под "электрификацией" весь научно-технический комплекс, а под советской властью - доминирование коммунистов в советах. И этот путь насквозь "правый". Необходимое условие коммунизма в данном регионе есть высочайший в данной стране, регионе на данный момент тип научно-технологического развития. Необходимое условие, но не достаточное. Достаточным его делает перехват управления коморганизацией. Но в силу этой необходимости никакого комунизма в "бананово-кокаиновом" регионе быть не может, хоть изойди весь на лозунги о "справедливости" и левые красные труселя. Он там может быть, но только при поддержке извне. Коммунисты - они "правые". Не "левые". Именно левизна, анархическое дробление единого хозяйственного комплекса, все эти хозрасчеты и кооперативы "снизу", эти "выборы уборщицами директоров НИИ" вызвали глубокий кризис социализма, в котором Россия ныне и пребывает.

A.K.: Угу, я ему передам ваш отзыв :)

A.K.: Сообщение о выходе книги перенёс в профильную тему.

Трак Тор: У.Новотный пишет: «Все – вон!» («!Que se vayan todos!»)... Феномен «пикетерос» появился в начале 90-х г. в противостоянии процессу приватизации государственных предприятий. Ныне в нем участвуют более 35.000 активистов по всей стране... «Картонерос» - их число только в Буэнос-Айресе достигает 40.000. Здорово сказано: Все – вон! В тех же 90-х граждане нашей части Азиопы с интересом понаблюдали за полётом ваучеров, поучаствовали в процессе, через неделю немногочисленных бенефициаров того процесса снова выберут в ГД и никто не скажет им как пикетерос и картонерос; никто не объявит царю импичмент как Дилме Роуссефф, при которой - подумать только! - немного подсократился ВВП страны и украли совсем чуток миллиардов долларов. В других частях необъятной Азиопы в те же годы с энтузиазмом выясняют какой наследник пророка главнее, вдалбливают самолёты в небоскрёбы империи зла, строят социалистические родо-племенные джамахерии либо падают ниц перед солнцеликими Кимами И никакая правизна или левизна тут ни при чём (Дилма вот смолоду левая, даже в герилье поучаствовала, ну и что), надо быть слепым, чтобы не видеть это.

A.K.: С Дилмой всё сложнее. Это продолжение серии "мягких переворотов": Гондурас (2009) - Парагвай (2012) - теперь Бразилия... Разумеется, если бы её правительство было идеальным, правым найти повод для импичмента было бы гораздо труднее, но чиновники есть чиновники. Поэтому альтерантива должна строиться не только "слева", но и "снизу", о чём и говорится в раскритикованной Анатолием Эн статье. А социальная активность Латинской Америки связана с тем, что они уже давно вкусили капитализм, причём без прикрас, самый что ни на есть периферийный. У нас ситуация пока иная.

Трак Тор: A.K. пишет: альтерантива должна строиться не только "слева", но и "снизу" Олег Ясинский пишет:единственно возможная левая альтернатива строится только «снизу», и что любое её построение «сверху» всегда заканчивается триумфом правых. Именно так, как это произошло в Советском Союзе. Газета.ру пишет о событиях 16 марта 2016 года:Бразильские миллионы против коррупции: По данным местных СМИ, на улицы вышли более 3 млн человек с требованием сместить Дилму Руссефф с поста президента страны Правые или не правые нашли повод (это смахивает на "теорию заговора", имхо), но миллионы трудящихся (или это были одни банкиры?) вышли с требованием: "Все - вон!". На мой взгляд, это существенно и ставит под сомнение умозрительный тезис, что если будет инициатива снизу, то она будет непременно слева (что подразувевает Ясинский). Если Вы имели ввиду - в том числе слева ("не только слева"), а так же снизу, справа, сбоку (а иногда, не в нашем случае, и сверху), тогда полностью согласен. Левизна - не самоцель, иначе цель оправдывает средства (что и произошло у нас в стране) Анатолий Эн пишет: господин Ясинский выдаёт свои "сомнения" за сомнения Че. Господин Ясинский говорил именно о сомнениях Че - тот был троцкистом, маоистом, сталинистом даже, но ни в коем случае не классическим марксистом-ленинцем (на том они с Фиделем и рассорились, см. хотя бы Вики)

A.K.: "Снизу и слева" - это лозунг сапатистов. Abajo y a la izquerda. А снизу и справа - это за самоуправление только для белых (в различных смыслах), а потому отвергается.

A.K.: Документальный рассказ о колумбийских партизанах. С любовью и с тревогой: В ГОСТЯХ У ФАРК, ДОРОЖНЫЕ ЗАПИСКИ НА ЗЕЛЁНОМ ФОНЕ Скоро выйдет фильм.

Трак Тор: Ясинский пишет: Колумбийская пресса привыкла называть этих людей наркотрафикантами, грабителями и убийцами...со стороны обработанного официальной прессой обывателя преобладает недоверие и страх перед ними Буржуазная российская пресса о «Революционных вооруженных силах Колумбии» (FARC) и их лидере Родриго Лондоно, известном под кличкой Тимошенко (в статье его вчерашнее фото с сильными мира сего): Колумбийские боевики-марксисты сдают оружие после 50 лет войн и торговли наркотиками ("Медуза", 19:22, 27 сентября 2016) "Бывшим боевикам, сложившим оружие, будет дано право на реинтеграцию в общество и даже стартовый капитал на открытие бизнеса. Все это произойдет только в том случае, если колумбийцы на референдуме 2 октября поддержат мирное соглашение. Опросы свидетельствуют, что именно так и случится". Как я понимаю, у выпускника РУДН Тимошенко стартовый капитал уже есть.

Трак Тор: Ribelanto пишет: "Левая волна" в Латинской Америке Это волна от камня - ВВР (ПВР - Великая Французская). Каждый видел волну от камня в пруду. Редкая волна докатывается до берега. Волны гасит ветер. (У АБС "Волны гасят ветер"). Ветер перемен. Очень жаль, что "ефремовцы" не видят его.

SEN7759: Ветер перемен будет усиливаться и левые волны изменят формы... Новые технологии, ИИ на подходе и они сильно изменят мир... Своеобразие момента в промывке мозгов, фальсификациях, полицейских функциях одного блока. Но: "на 8 февраля 2016 года госдолг США составлял 19,010 трлн долларов. На 1 сентября 2016 года 19,500 трлн долларов"; "пространство для маневров" НАТО сужается, поскольку Китай окреп и крепнут связи России с Китаем, Ираном и Индией.

A.K.: SEN7759 пишет: Ветер перемен будет усиливаться и левые волны изменят формы... Уже меняют. В поисках новых форм. Партизанская война в условиях технического превосходства противника перестала быть эффективной (если вы не желаете получать помощь от конкурирующего с противником геополитического игрока и терять самостоятельность). Поэтому и Кастро, и Чавес убеждали ФАРКовцев не отказываться от мирных переговоров, несмотря на всю сложность этого и неопределённость будущего. Политический путь сталкивается с сопротивлением олигархии, в чьих руках СМИ - с этим, в частности, связан приход к власти правого правительства в Аргентине (уже ассигнования на образование сократились вдвое, коммунальные платежи выросли вчетверо. Поражает короткая память обывателя: Киршнеры - сначала Нестор, а затем Кристина - вытащили страну из той ямы, в которую она попала в результате предыдущих неолиберальных экспериментов). Подавление их силой означает бегство капитала из страны и экономические проблемы. Значит - национализация, а это неизбежное усиление роли госбюрократии. Выход может быть в строительстве альтернативы "снизу" (прям по Фай Родис :)), когда прогрессивное правительство опирается на (само)организованное демократическое (в хорошем смысле) социальное движение, а это уже требование к человеческому фактору тех, кто может такое движение составить. Следовательно - необходимо общедоступное образование. (Вот, правительство Эво Моралеса в Боливии в этом году ассигновало 14% бюджетных расходов на образование, выйдя по этому показателю - в долях, а не абсолютных величинах - на второе место после Кубы.) Но прежде, чем начать осуществлять эти реформы, нужно прийти к власти, а чтобы прийти к власти и не оторваться от "низов", нужно опираться на образованное население. Так я бы обрисовал основную проблему, которую предстоит решить левым и в Латинской Америке, и в остальном мире. SEN7759 пишет: "пространство для маневров" НАТО сужается, поскольку Китай окреп и крепнут связи России с Китаем, Ираном и Индией.Это из области геополитической, а не социальной борьбы, из области восхода и упадка экономических центров миросистемы. Были Венеция с Генуей, затем Лиссабон, затем Амстердам, Лондон, Нью-Йорк, теперь поднимается Пекин... Но это всё смена империалистического гегемона, в то время как задача левых сил в том, чтобы такого гегемона вовсе не было. В борьбе держав можно тактически пользоваться ситуацией, не забывая об интернационализме.

SEN7759: Дык, геополитика сейчас именно важна, а политика России и Китая --- "ключевое звено"... В Китае левые взгляды сильны... там и об интернационализме думают и эсперанто поддерживают (например, http://www.espero.com.cn/2016-09/27/content_39382209.htm )

Трак Тор: Слово Герберту нашему Уэллсу, "Россия во мгле":Я сказал, что, по-моему, во многих вопросах коммунисты проводят свою линию слишком быстро и жестко, разрушая раньше, чем они сами готовы строить; особенно это ощущается в Петроградской коммуне. Коммунисты уничтожили торговлю раньше, чем они были готовы ввести нормированную выдачу продуктов; они ликвидировали кооперативную систему вместо того, чтобы использовать ее, и т. д. Эта тема привела нас к нашему основному разногласию — разногласию между эволюционным коллективистом и марксистом, к вопросу о том, нужна ли социальная революция со всеми ее крайностями, нужно ли полностью уничтожать одну экономическую систему до того, как может быть приведена в действие другая. Я верю в то, что в результате большой и упорной воспитательной работы теперешняя капиталистическая система может стать «цивилизованной» и превратиться во всемирную коллективистскую систему, в то время как мировоззрение Ленина издавна неотделимо связано с положениями марксизма о неизбежности классовой войны, необходимости свержения капиталистического строя в качестве предварительного условия перестройки общества, о диктатуре... — Но какая-нибудь промышленная страна должна прийти на помощь России, — сказал я. — Она не может сейчас начать восстановительную работу без такой помощи..." Мне кажется, Уэллс (близкий к сапатистам и далекий от марксизма) заблуждался насчет Ленина: тот был не марксистом, а марксистом-ленинцем. Если, конечно, брать марксизм во всей полноте и завершенности (а завершился он не со смертью Маркса, а Энгельса, гораздо позже - я писал об отношении Энгельса к потенциалу капитализма). Последнюю уэллсовскую фразу комментировать не буду - "кто не понял, тот поймёт". A.K. пишет: Партизанская война в условиях технического превосходства противника перестала быть эффективной (если вы не желаете получать помощь от конкурирующего с противником геополитического игрока и терять самостоятельность). Поэтому и Кастро, и Чавес убеждали ФАРКовцев не отказываться от мирных переговоров... Ну да, а если бы оставалась эффективной, то не убеждали бы... Чисто путинский прагматизм. Между тем, "ФАРК — террористическая леворадикальная повстанческая группировка" (Вики), но под влиянием перемен с 2012 года она отказалась от практики похищений людей ради выкупа и начала долгие переговоры о перемирии. Почувствуйте разницу.

A.K.: Домыслы о мотивации двух названных выше людей не комментирую. Процитированное из Вики с формальной точки зрения верно, но игнорирует всю предысторию и социальные условия колумбийской глубинки, а потому бессмысленно. Точнее, смысл есть, но чисто пропагандистский (и это уже давно стало системой). Поступая таким образом, вы игнорируете материалы, которые я специально здесь привёл для преодоления однобокого представления о колумбийской проблеме. Человек, у которого чиновники отобрали землю, отчаявшись добиться правды, берёт охотничье ружьё и захватывает в заложники главу администрации. Формально он тоже террорист. Впрочем, может быть, я не понял мысль. Разницу между чем и чем следует почувствовать?

Трак Тор: А я не понял насчет домыслов, какого-то игнорирования и Киршнеров (Кристина с блеском отслужила два своих срока, оппозиция выиграла следующие выборы с незначительным преимуществом - у правящей (отнюдь не "левой") партии не нашлось яркого кандидата взамен Киршнерам, в чём проблема?). Ну и ладно, я же не записываю Вас в пропагандисты? Насчет разницы: между чисто тактическими соображениями (невозможность воевать в новых условиях, а раньше было эффективно) и новым мышлением, что нельзя похищать людей ради выкупа, не следует убивать людей ради благих целей. И я вовсе не предлагаю соглашаться, я вообще говорю вам это только потому, что вы антисталинист: "система координат" позволяет надеяться насчет чувств:)

A.K.: Трак Тор пишет: Ну и ладно, я же не записываю Вас в пропагандисты? Ок. Допускаю, мы друг друга не поняли. Проехали. Правительство Киршнеров было левоцентристским. Насчет разницы: между чисто тактическими соображениями (невозможность воевать в новых условиях, а раньше было эффективно) и новым мышлением, что нельзя похищать людей ради выкупа, не следует убивать людей ради благих целей.Это синхронно. Раньше было эффективно, но и других возможностей не было. Слышали про "Патриотический союз"? А теперь президент Колумбии сам извинился. Чего тут больше - прагматического расчёта или "нового мышления", - такой же открытый вопрос как и в случае с ФАРК. Думаю, есть и то, и другое.

Трак Тор: Раньше много чего было. Вот США раньше индейцев истребляли, а ещё в 2012г. писали (не понял, левые это или какие?): "Позволят ли Соединённые Штаты довести до конца начавшийся в Колумбии процесс нормализации? Ведь установление гражданского мира в этой стране равносильно геостратегическому поражению Империи. Время от времени возникающие слухи о готовящемся в Колумбии военном перевороте могут означать, что уже сейчас спецслужбами США готовятся масштабные провокации, направленные на срыв мирного процесса…" Ну вот Керри ихний присутствовал в белой рубашке при всеобщем братании и не боится никакого поражения своей Империи. Сантос молодец - извинился за прошлые грехи (не свои) и не парился. "Жертвами конфликта стали 260 тысяч человек, 45 тысяч пропали без вести, миллионы были вынуждены покинуть свои дома" - это за 50 лет! (по вашей бибисишной ссылке). Ну да это далеко от нас... Вон социалист Асад поближе: те же 200 тыщ своего народа за гораздо меньший срок угробил (и успешно продолжает), не только не думает извиняться, а и сторонников нашел - нас с вами как бы, мы ведь ("мы, народ") поддерживаем продолжение шиитско/суннитского балета на его стороне... так что если что хорошего в латиноамериканской "левой волне" - это её историческая прогрессивность, способность к переменам, к подстройке; это не у них "периферийный капитализм", а у нас... Маск на Марс собирается, ролики его весь мир будоражат, свои личные миллиарды тратить на мечту хочет. А ведь совсем не левый миллиардер...

A.K.: Трак Тор пишет:ещё в 2012г. писали Те, кто это писали, писали глупость, поскольку колумбийское правительство пошло на переговоры по настоятельным требованиям своего северного партнёра. Штатам мир в подконтрольной им стране нужен. У бывших партизан шансов влиять на госполитику в ближайшие годы никаких. Что они могут сделать, так это остаться в тех деревнях, в которых их знают и любят и помогать налаживать жизнь в глубинке, открывать школы и т.д., т.е. следовать примеру сапатистов в Мексике. Сирия и Маск здесь явно не в тему.



полная версия страницы